Внеклассное мероприятие "Край наш соловьиный"
классный час (3 класс) по теме

Макаева Зоя Владимировна

Наш родной Курский соловьиный край на карте страны занимает не так уж много места. Но по богатству природы, по красоте  пейзажей может поспорить со многоми Европейскими странами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:  

                                                                                                                                           - систематизировать и обобщить знания учащихся о родном крае;                                               - познакомить с природой родного края и его достопримечательностями;                         - воспитывать любовь к родному краю;                                                                                            - формировать чувства настоящего хозяина родной земли;                                                                    - расширять кругозор, наблюдательность

Оборудование:                                                                                                                                              -карта Курской области;                                                                                                                           -герб Курской области                                                                                                              -компьютерная презентация;                                                                                                                     - звуковая запись голосов птиц;                                                                                                               - проект, газета « 1941г.-1945г. Мы этой памяти верны»;                                                                                               - рисунки детей на тему «Край мой соловьиный»

Ход занятия

  1. Сообщение темы и целей занятия

Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина – Курский соловьиный край  - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей он может поспорить со многими государствами Европы.  ( 2 слайд)

Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек,  бескрайние поля и цветущие луга, таинственные лесные  овраги, чего только нет в нашем краю ( 3-8 слайды)

Дети

1.Родимый край, на сердце нет покоя

При взлете уток на гербе твоём.

Осокою пропахшей над рекою

Твоей природой дышим и живём…

2.А в гуще лопуховой и крапивной

Остатки ночи прячутся от дня,

А в песнях наших курских соловьиных

На всех хватает радости огня…

(Петр Прудников)    (9 слайд)

Учитель. Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – хрупкая, легко ранимая. Научиться выполнять правила поведения в природе, быть заботливым хозяином земли. Узнаем, чем славится Курский край, заочно побываем в областном центре в городе Курске.

(Звучит мелодия песни “Наш край”,  дети читают стихи):

1.Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!


2.Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.


3Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит…
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит…


4.Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!

(А. Коблева.)

Путешествие по родному краю

Учитель.  Прежде всего, давайте узнаем, на чём мы отправимся в путешествие. Поиграем в игру «Поле чудес». Будем отгадывать слово, открывая букву в том случае, если вы отгадаете загадки о деревьях и кустарниках .

Смородина, акация, малина, осина, липа, ель, тополь

С

А

М

О

Л

Ё

Т

Учитель. Итак,  отправляемся в путь на самолёте. Первая станция в нашем путешествии называется  «Из истории родного края»

(Рассказы детей)  ( 10 слайд)

1. – На территории, где сейчас расположен город, первые обитатели появились около двадцати тысяч лет. Рассказали об этом археологи, раскопавшие в Курске на Цыганском бугру стоянку – место, где в полуземлянках жили люди. Это был ещё не Курск. Городом древние называли только укреплённое поселение.

2. – Первое такое «огороженное» поселение  возникло при устье реки Кур, на высоком мысу. К северу от мыса находился глубокий овраг с крутыми берегами, к югу – широкая долина Кур. С юга мыс и сейчас спадает к реке Тускарь крутым обрывом. С трёх сторон поселение надёжно было укреплено самой природой. (11 слайд)

3. – С четвёртой стороны, восточный , мыс от склона и до склона был перекопан глубоким рвом и защищён высоким валом. На валу и вокруг всего мыса выросла стена – частокол из могучих дубовых кряжей.

4 . – Так возник первый «город». Видимо и тогда он уже назывался Курском, потому что речушка, при устье которой он вырос называлась Кур, по берегам которой в лесах в великом множестве водились лесные курочки-куропатки.

5. – Курск – один из древнейших городов Киевской Руси. Он стал вместе с другими городками стражем на восточных рубежах в те суровые годы.

Учитель.  ( 12 слайд) Посмотрите внимательно на герб нашего родного края. Как вы его опишите? ( На щите голубая  лента, а на ней - три летящие куропатки.) Наши курские поэты много пишут о своём родном крае, прославляя его красоту. Есть стихи и о курском гербе. Послушайте стихотворение Ю.Лебедева

(Под тихо звучащую мелодии песни «»Мой край родной»  дети  читают стихи)

1.Из седой пыли тысячелетья,

Не приемля древний тлен и мрак,                                                                                                                      К нам дошёл невозмутимо светел                                                                                                          Курский герб – родного края знак.

2.И не только прошлого останки,                                                                                                   Воскрешают явственно собой.

Эти три летящие куропатки,

На небесной ленте голубой.

3.Не в покое, не на фоне веток,

А в живом размахе лёгких крыл,

Наш достойный, беспокойный предок

Легендарных птиц изобразил.

4.И летят они в рассветном блеске,                                                                                              Будто озирая с высоты

Курские поля и перелески,                                                                                            Курские посады и мосты.

Учитель. Продолжаем наше путешествие. Следующая станция: «Героический Курский край»  

(Звучит песня  Здравствуй, Курск. Музыка: Ф. Гольцев Слова: Г. Устинова)

Вот и снова я здесь, в этих курских краях...
Сердцу милая, здравствуй, земля.
Лёгкий ветер и мать повстречали меня,
И мои боевые друзья.

Припев:
Россия моя,
Всем сердцем с тобой,
С твоею судьбой трудовой.

Вспомнит вечером мать как горели сады,
Как дороги кровавыми были,
Как на улицах этих сражались отцы,
Чтобы дети росли и любили.

Припев.

В эту ночь я усну на рассветной заре,
Размечтавшись о жизни чудесной.
Вновь от яблок склоняются ветви к земле,
Вновь звенят соловьиные песни.

Припев.

Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз,
Я люблю твои дали степные.
Всю Россию родную люблю я до слёз,
А мой Курск - это трижды Россия!

Учитель.  ( 14 слайд) – Ребята давайте расскажем, что мы знаем о ВОВ? Сколько лет длилась война (Ответы детей)

Учитель. – В сердцах людей до сегодняшнего дня жива память о суровой и легендарной поре, когда 50 дней и ночей грохотало на нашей, обильно политой кровью земле, гигантское сражение – Курская битва.

К лету 1943 года почти вся территория Курской области была освобождена от фашистских захватчиков. Линия фронта, проходившая по территории области, имела форму выступа, который получил название Курская дуга.

Потерпев поражение под Москвой, немецкие войска намеривались в течении пяти суток  достичь Курска, замкнуть в кольцо наши войска, затем уничтожить их. Развернулось ожесточённое сражение. В нём участвовало такое огромное количество танков, артиллерии, самолётов, что гул сражения был слышен за десятки километров. Длилась Курская битва не 5 дней, как задумал враг, а 50 дней и ночей. В народе она названа Огненной дугой.

Высокое мужество проявили куряне в борьбе с врагом. Они героически сражались и в битве под Москвой, и под Сталинградом, и на полях Украины, Белоруссии, и при освобождении от фашистского ига других стран, и на улицах Берлина. Самые храбрые из них (более 200 человек) удостоены звания героя советского Союза. Подвиги тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, бессмертны. Напоминают нам о них многочисленные памятники боевой славы. (слайд 16)

На Красной  площади установлен памятник – Стела героев Советского Союза.

В нашем родном селе тоже есть памятники воинам- односельчанам,  погибшим в годы ВОВ.  (17 слайд)                                                                                                            Ребята, мы с вами закончили проект, посвящённый  70 летию победы в ВОВ.  Продукт проекта  - газета «1941-1945гг. Мы этой памяти верны». Здесь вы собрали богатый материал  о ВОВ, о наших земляках, ветеранах войны, написали мини- сочинения на тему: «Что я знаю о войне», участвовали в школьном конкурсе стихотворений, посвящённых  военным годам,  участвуете в акции  «Живой полк Победы», собрали большой материал о своих прадедушках и прабабушках, участниках войны для школьной книги «Памяти» (18,19 слайды)

Учитель. Жизнь продолжается.  Цветёт, хорошеет наш Курский край. Следущая станция называется:

КРАСОТЫ КУРСКОГО КРАЯ

   Мир, в котором мы живём, велик и прекрасен. И самая большая ценность в нём – природа

Дети:

Леса топорщатся и с тень клубится,

Жара изводит и снега блестят.

Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят

                                   Р Рождественский

Учитель. Растения. Они всегда с нами: первый весенний  цветок, сосновая веточка, густые луговые травы, скромный кустик лесных ягод, тяжёлые гроздья рябины, маленький проросток дуба, который может стать могучим деревом, если никто не оборвёт эту начинающуюся жизнь.

Учитель. Курская область издавна имела хорошие условия для развития различных растений.                                                                                                         Дети. (Рассказывают по очереди, рассказ сопровождается показом слайдов 20 -– 34)

В курских лесах растут:

-могучие дубы;

-душистые липы;

-стройные берёзы и осины;

-раскидистые клёны;

-всегда зелёные сосны и ели;

-ясень, вяз, груша;

-дикая яблоня, ива и другие

Нередко можно встретить:

-заросли орешника, шиповника, тёрна;

 -летом на лесных полянах зреют вкусные ягоды земляники и малины.

А сколько грибов!

-грузди, маслята, опёнки;

-боровики, сыроежки, подосиновики.

Есть у нас и лекарственные травы

-крушина, калина;

-валериана, одуванчик и другие.

Учитель. (Рассказ сопровождается показом слайдов) В области сохранились земли, которые никогда не пахались: Стрелецкая степь и Казацкая степь. Обе степи входят в Центрально-Чернозёмный заповедник имени В.В.Алёхина. Подобных участков естественной природы больше нигде нет.

Степную растительность мы можем увидеть на склонах оврагов, в логах.

Ученик. В заповеднике произрастает более 700 видов различных растений:

-ковыль;

-типчак;

-тонконог стройный;

-люцерна серповидная;

-клевер альпийский;

-чабрец и другие.

Учитель. Травяной покров заповедника сплошной, очень густой и разнообразный по количеству видов растений. На каждом квадратном метре насчитывается около 90 видов. Из них много лекарственных и медоносных.

Степь постоянно меняет окраску в течении тёплого времени года за счёт красиво цветущих растений, сменяется до 15 картин. Степь можно образно назвать цветочным пламенем. Мы любим нашу степь за дивную красоту, неповторимый аромат, безбрежное раздолье.

Профессор В. Алёхин, основатель заповедника, так писал о ней:

Читает ученик.

Вот степь! Ты много раз воспета.

Былою славою одета.

Ковыль, куда не глянешь вдаль,

По ветру стелется как встарь…

Кругом кудрявые дубравы…

Ну что ж вам лучше надо, право!

И в этот заповедник мой,

Я приглашаю вас с собой.

Учитель.  Заповедник привлекает внимание не только  наших учёных, но и  зарубежных. Ежегодно его посещают сотни экскурсантов.

В юго-восточной части области: в Тимском , Горшеченском и в нашем, Мантуровском районах - по склонам сохранились редкие ценные растения:

башмачок настоящий, волчник боровой, шиверския подольская, пион тонколистный, прострел луговой, ятрышник шлемоносный, пыльцеголовник длиннолистный, проломник Козо-полянского

Дети.

Берегите, жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,                                                                                                       Берегите Землю! Берегите!

Учитель. Богат и разообразен животный мир курского края.. Обитают как лесные, так и степные виды. Попробуйте угадать некоторые из них.

Загадки о животных сопровождаются показом слайдов. Слайды 34 -36

Дети. В лесах нашего края водятся: лоси – красивые копытные животные, судак, карась налимкосули – красивое, лёгкое, стройное животное. Охота на лосей и косуль запрещена! Дикие кабаны – сильные подвижные, увёртливые звери.

Из хищных животных водятся: барсуки, волки, норки, лисицы, хори, выдры.

Обитают в наших краях насекомоядные животные: землеройки, ежи, кроты.                                                                                                                                                В области много грызунов: суслики, тушканчики, крысы, мыши, белки, зайцы.

В водоёмах водится до 30 видов рыб: карп, щука, карась, судак, сом, налим.

В камышовых зарослях и прибрежных кустарниках живут: дикие утки, ужи, цапли.

Были завезены и хорошо прижились в наших водоёмах: выхухоль, ондатра, речной бобр.

Учитель. В области живёт  до 240 видов птиц.

Звучит запись с голосами птиц. Загадки и показ слайдов о птицах.

Учитель. Многие из птиц являются перелётными.

Дети: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, стрижи, жаворонки, утки, кукушки. Они прилетают к нам весной и улетают осенью. Однако 30 видов зимуют у нас. Это Вороны, галки, снегири, синицы, дятлы, сороки.

Учитель. Голоса каких птиц узнали их записи? В чём польза людям от птиц?

Дети. Большинство птиц питаются насекомыми, уничтожая огромное количество вредителей полей, садов, лесов и огородов.

 Звучит запись голосов соловья и кукушки.

Учитель.  Природа щедро наделила Курский край красотой и своими богатствами. Нужно научиться понимать и ценить её. От нас зависит , останется ли на земле то или иное растение, зверь, птица, будет ли водиться  в реке ценная рыба, сохранится ли чистый воздух, которым мы дышим. Что мы школьники можем сделать для этого?

Дети.  Мы можем принять участие в посадке деревьев и кустарников, в работе «Зелёных патрулей», которые следят за тем, чтобы в лесу не разводили костры, не рвали цветы, не разоряли птичьих гнёзд, не истребляли животных, не губили молодые саженцы; в работе «Голубых патрулей, которые следят за состоянием водоёмов, принимают участие в очистке родников. Мы строим птичьи домики, кормушки.

Учитель. Известный писатель М.М. Пришвин сказал:  «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, охранять природу – значить охранять Родину» .

Следующая станция «Современный город Курск»

 Учитель. Город Курск – древний и красивый город.  Сегодня Курск превратился в важный промышленный центр.

Дети.

1.Как ты вырос в наши годы!

Как раздался в ширь и в высь!

Город вузов и заводов-

Жизнелюб и богатырь!

2.Светел ты в улыбках детских,                                                                                           В чётком ритме трудовом.

Курск растущий, Курск цветущий -                                                                                         Наш большой родимый дом.

3.Ты нам дорог,  наш край,

Пострадавший от гроз.

Любим мы твои дали степные.

Всю Россию родную мы любим до слёз,

Но наш Курск – это трижды Россия.

Учитель. Что же значит наш край для всей России? Вместе со всем российским народом трудящиеся Курской области добились огромных успехов для процветания нашей Родины .

В прошлом наш край был одним из самых отсталых районов царской России, со слабо развитой промышленностью и примитивным сельским хозяйством. Население было безграмотным. Несмотря на это, Курская земля дала Родине таких великих людей:  

                                                                                                                Рассказывают дети – старшеклассники . Показ слайдов. 

                                               

1. Михаил Семёнович Щепкин родился  в 1788г. в крепостной семье, жил у графа на правах дворового мальчика, проявив дарование стал актёром, которого любили современники. Жители Курска и всей области чтят память своего земляка. Его именем назван кинотеатр и одна из улиц города. А в городе Судже, где он учился, стоит памятник великому русскому артисту и создан музей, видное место в котором занимают экспонаты, посвящённые жизни и деятельности М.С.Щепкина.

Есть в городе Курске тихая старинная улица. Называется она Семёновской в честь Фёдора Алексеевича Семёнова, ставшего известным учёным, механиком, конструктором станков и приборов, астрономом.

2.Нашим земляком является неутомимый изобретатель Анатолий Георгиевич Уфимцев. Он изобрёл два авиационных мотора, дешёвый двигатель для сельского хозяйства и много других технических приспособлений. Сейчас, в Курске, в доме, где жил Уфимцев, открыт его музей.

3.«Колумбом российским» народ назвали нашего земляка, знаменитого мореплавателя, исследователя Аляски и других земель в Тихом океане Григория Ивановича Шелехова

4.Курская земля дала стране поэтов, писателей композиторов. В городе Льгове родился писатель Аркадий Петрович Гайдар. Его книги рассказывают юным читателям о солдатском долге, товариществе, любви к родной стране, о её сильных и смелых людях. Погиб он в борьбе против фашистов, спасая жизнь товарищей на украинской земле. На его родине в г. Льгове открыт музей, в создании которого немалое участие приняли льговские школьники, мальчишки и девчонки, воспитанные на книгах писателя.

Учитель. Какие книги А.П.Гайдара вы читали?

Звучит мелодия любого произведения Г.Свиридова.

5.Широко известно в нашей стране и за рубежом имя композитора Георгия Васильевича Свиридова. Он родился в г. Фатеж.  В своём творчестве он использует народные мелодии родного соловьиного края. За произведение»Курские песни» Свиридову присуждена Государственная премия.  

6.Прекрасный зал  на станции   московского метро «Маяковского» украшен мозаикой нашего земляка, выдающегося художника Александра Александровича Дейнеки. Родился в городе Курске. Много прекрасных художественных полотен создал художник. Много сил отдал художник воспитанию молодых художников. А.А. Дейнека был удостоен высшей трудовой награды нашей Родины, звания Героя труда.

Учитель. Сегодня наш край – один из ведущих в стране производителей железной руды. Михайловское месторождение названо «жемчужиной» по большому содержанию чистого железа в руды. Живут рабочие горняки в г. Железногорске.

Ведущую роль имеет наш край по производству электроэнергии.                                              В г. Курчатове построена атомная электростанция, дающая нам электроэнергию.

Почвы Курского края самые плодородные в мире- Чернозёмные. Поэтому основным занятием курского края издавна являлось сельское хозяйство. Мы, жители сельской местности, с детства знаем, что ведущей отраслью является производство зерна. Далеко за пределами области славится «Курская антоновка».

Наступает утро, а с ним начинается новый трудовой день. Спешат на работу люди, чьи профессии являются в области основными

Дети цепочкой называют наиболее распространённые профессии:                           горняки, энергетики, химики, зоотехники, строители, учителя, животноводы, машинисты, врачи, агрономы, механизаторы и д.

Каждый из них стремится умножить трудовую славу своего края, сделать жизнь счастливой.

Живописные места, природные богатства привлекают в наши места туристов. Неузнаваемо изменился внешний облик г. Курска

Показ слайдов с видами  Курска

Главная площадь Красная –служит местом проведения праздничных торжеств и шествий. Расширилась, преобразилась и стала любимым местом отдыха курян главная улица города, улица Ленина.

Создаются красивые, благоустроенные микрорайоны, растут новые высотные дома. Движутся по улицам трамваи и троллейбусы и автомобили.

 Расширяются зоны отдыха. Благоустраивается древний постоянно молодеющий город Курск

Сегодня город Курск – это один из достойных памятников тем, кто защищал его в грозные годы войны.

Показ иллюстраций памятников.

Рефлексия.  Пролетим ещё раз над просторами нашего края, окинем взглядом родные места. Что же мы видим?

 Чтение стихотворение «Богат наш край» М. Бурдакова

Взгляни, мой друг, на небо голубое,

Какая ширь, какая глубина!

Как хорошо, что нынче нас  с тобою

Спокойной далью радует она.

Богат наш край не только соловьями.

Хоть и о них молчать я не хочу –

Он знаменит такими сыновьями,

Которым вся работа по плечу.

Богат наш край покосными лугами

Шумят листвой дубравы, а когда

Идёшь, то будто под ногами,

Звенит металлом курская руда.

Богат наш край – он славен, он чудесен,

А помнишь, друг, недавнею порой

О нас, курянах мало пелось песен,

И редким гостем был у нас герой

Теперь героев не один, не горстка,

 Их имена попробуй перечесть.

Они сегодня есть в Железногорске.

В любом селе свои герои есть

В родных краях, на новостройках края,

В цехах, на фермах,

 В рудниках – везде.

Их вдохновляет всех земля родная

В борьбе за мир, за подвиги в труде

Взгляни, мой друг, на небо голубое,

Там славит спутник родину твою.

Как хорошо, что мы живём с тобою

В орденоносном солнечном краю.

Учитель. Медленно приземляемся, вот мы и дома. Какие картины запечатлелись в вашей памяти? (высказывания детей)

 Мы бы хотели, чтобы вы их отразили в своих сочинениях о родном крае.

Дети.

Над Родиной голубизна такая

И так светло, что больно мне смотреть.

И соловьи на зорьке, не смолкая,

Готовы бесконечно петь и петь.

И степь успела празднично убраться

Играя позолотой лепестков.

Стоят ряды молоденьких акаций

И густолистых саженцев-дубков.

И в поле, в тёплых солнечных полосках

Согнулись ивы у ручья.

И русские красавицы берёзки…

Как ты красива, Родина моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Презентация "Курский соловьиный край!"

Моя малая Родина. В презентации говорится об истории города Курск,его достопримечательностях,храмах....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное мероприятие «Соловьиный Курский край»

Внеклассное мероприятие «Соловьиный Курский  край»...