«Человек без прошлого не имеет будущего»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Златова Валентина Евгеньевна

Исследование  и пзнакомство с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Человек без прошлого не имеет будущего»

(коррекционно-развивающее занятие)

Цель: исследовать и познакомиться с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время.

Задачи:

- Способствовать умению чувствовать, сопереживать.

- Формировать умение слушать и слышать окружающих.

- Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование и материалы: картина И. И. Пчелко «М.И. Кутузов под Бородином», энциклопедии, иллюстрации с изображением солдат русской и французской армии 1812г., музыка С. Прокофьева «Война и мир», компьютерная презентация «Человек без прошлого не имеет будущего» книги М.Ю.Лермонтова «Бородино», песочные часы, шаблоны песочных часов.

Ход занятия:

На экране высвечивается 1 слайд 

(Фоном звучит музыка С. Прокофьева «Война и мир»)

I. Организационный момент.

Педагог: У меня в руках песочные часы, которые показывают время. Понятие времени можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебницы, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты.

Сегодня эти песочные часы превратятся в проводника, связывающего два времени: прошлое и будущее. Нам предстоит ответить на вопрос:

«Почему человек без прошлого, не имеет будущего?»

(Дети передают часы, тот к кому в руки они попали, рассуждает, высказывает свое мнение и отвечает на вопросы ровесников)

II. Основная часть.

Обсуждение картины И. И. Пчелко «М. И. Кутузов под Бородином»  1 слайд, вопросы – 2 слайд.

Педагог: Что странного и необычного в этой картине?

Воспитанники: рассуждают, все высказывания записываются на доске.

После обсуждения, педагог вместе с детьми анализирует ответы. «Странности» помогают обозначить темы для дальнейшего исследования.

Темы:

  1. Война – это…
  2. Обмундирование воинов, участвующих в войне.
  3. Жизнь и быт людей в это время.
  4. Художественные и музыкальные произведения, посвященные этому событию.
  5. Герои этого события и т. д.

Педагог: Как вы думаете, какое название может быть у этой картины? Как она может быть связана с настоящим? Почему?  (10 слайд)

Послушайте подсказку, как это событие вспоминают очевидцы:

Было мне годов восемь. Французы в ту пору пришли на русскую землю. Москва горела, и людей много побито было. Нас, ребят несмышленых, все Французом пугали, и представлялся нам француз страшным, черным, а изо рта огонь пышет.

Вот кончилась война, и французов домой погнали; сказывали, что мимо нашей деревне пленных поведут.

Пришел, раз отец в избу и говорит матушке: «Француз недалеко». У меня сердце так и упало, а поглядеть хочется. Побежала я на двор да в подворотню и гляжу; а на дворе-то холодно было, – дрожу и жду. Смотрю, идет много народу и, видно, что не наши; тело-то в лоскутья-то какие-то завернуто; у одних башмаки есть, а другие совсем босые; в лице-то кровинки нет: худые все, белые-белые! Идут, шатаются, да все стонут: «Глибо, глибо!» – хлеба просили. А сзади солдаты с ружьями. Уж так-то мне жалко их стало, так жалко, что и сказать не могу. Побежала я в избу, схватила ковригу хлеба да на улицу. Подбежала к переднему, и страх пропал, хлеба даю. А он, как увидал, по-своему что-то лопотать стал, по голове погладил и так жалостно глядит, и плачет. Думала, что отец бранить меня за хлеб станет, – нет, ничего не сказал. (В. и Э. Вахтеровы «Мир в рассказах для детей»)

(Беседа по рассказу. Способствовать умению чувствовать, сопереживать)

III. Заключительная часть.

Ребятам раздаются шаблоны песочных часов, на нижней части часов воспитанники пишут, почему нужно помнить и знать свое прошлое, на верхней части пишут пожелания для следующих поколений, а на пересечении: «Что нужно сделать в настоящем, чтобы избежать войны». Ученики зачитывают свои пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прошлое настоящее и будущее города губкина

классный час направленный на воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю...

Не забывай прошлого - оно учитель будущего: история моего города. ppt

Презентация о людях, чьими именами названы улицы нашего города. О людях, участниках Великой Отечественной войны, проживающих в г. Шимановске. (Исследовательская работа)...

Не забывай прошлого – оно учитель будущего: история моего города. doc

Классный час знакомит детей с историей своего города - городом Шимановск. Знакомит с людьми, чьими именами были названы улицы нашего города, с шимановцами - участниками Великой Отечественной войны. (с...

Классный час "Без понимания прошлого нельзя понять будущее"

В разработке классного часа использованы различные тесты, в котором дети могут выбрать правильный ответ, игра "Автора", "Хочу к своим друзьям" - всё это приобщает детей к познанию и чтению книг....

Классный час 1 сентября «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...

Классный час 1 сентября «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...