Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности
презентация к уроку (3 класс)

Шашкина Светлана Владимировна

  ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, предметным и метапредметным. В качестве основного результата выступает овладение УУД: познавательными, регулятивным и коммуникативными УУД [7]

    Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, контролировать себя и свою деятельность. Эти качества являются проявлением регулятивных УУД

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из эффективных методов формирования УУД, в том числе и регулятивных, является проектная деятельность. Метод проектов можно назвать технологией XXI века, т.к. он отвечает всем новейшим принципам отечественного образования

    Учитывая безусловные достоинства метода проектов, целесообразно его применение уже в начальной   ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, предметным и метапредметным. В качестве основного результата выступает овладение УУД: познавательными, регулятивным и коммуникативными УУД [7]

    Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, контролировать себя и свою деятельность. Эти качества являются проявлением регулятивных УУД

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из эффективных методов формирования УУД, в том числе и регулятивных, является проектная деятельность. Метод проектов можно назвать технологией XXI века, т.к. он отвечает всем новейшим принципам отечественного образования

    Учитывая безусловные достоинства метода проектов, целесообразно его применение уже в начальной школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo.pptx489.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности» Шашкина Светлана Владимировна Воспитатель МБОУ « Доскинская школа» Нижний Новгород 2016 «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» Г. Гегель

Слайд 2

Нормативно-правовая база " Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 ) Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 )

Слайд 3

Актуальность в условиях ФГОС ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, предметным и метапредметным . В качестве основного результата выступает овладение УУД: познавательными, регулятивным и коммуникативными УУД [7] Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, контролировать себя и свою деятельность. Эти качества являются проявлением регулятивных УУД Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из эффективных методов формирования УУД, в том числе и регулятивных, является проектная деятельность. Метод проектов можно назвать технологией XXI века, т.к. он отвечает всем новейшим принципам отечественного образования Учитывая безусловные достоинства метода проектов, целесообразно его применение уже в начальной школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Слайд 4

Понятие « универсальные учебные действия» Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода, представителями которого являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин , В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов . Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин А.Г. Асмолов Д.Б.Эльконин В.В. Давыдов

Слайд 5

Термин универсальные учебные действия Широкое значение: «Универсальные учебные действия » (УУД) - это умение учиться, т . е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Узкое значение: УУД - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2]

Слайд 6

Виды УУД Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Познавательные Общеучебные Логические Постановку и решение проблемы Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности [ 2 ]

Слайд 7

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Самооценка Саморегуляция

Слайд 8

Как формировать регулятивные УУД Как реализовать метод проектов в начальной школе? Ряд авторов указывают на возможность использования метода проектов для формирования УУД, в том числе и регулятивных Учебная деятельность-ведущая в младшем школьном возрасте (7 - 10 лет) П оэтому формировать регулятивные УУД с помощью метода проектов необходимо уже в начальном звена школьного обучения [ 2 ] Метод проектов может быть реализован в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности Предлагаем программу кружка по проектной деятельности «Юные следопыты»

Слайд 9

Метод проектов Проект (в переводе с латинского «брошенный вперёд ») – план , замысел, предваряющий его создание Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность [ 5 ]

Слайд 10

Из истории… Дж. Дьюи В.Х.Килпатрик С.Т. Шацкий Метод проектов возник в США в 20-е гг. ХХ века Основоположники: американский философ и педагог Дж. Дьюи , его ученик В.Х. Килпатрик Трактовался как метод проблем В России метод проектов также появился в начале ХХ в С.Т.Шацкий активно использовал проектную деятельность в практике преподавания Но! В 1931 метод был осужден и н е использовался вплоть до конца 80-х гг Метод проектов в России приобретает популярность вновь благодаря введению ФГОС

Слайд 11

Этапы работы над проектами

Слайд 12

Типология проектов

Слайд 13

Особенности реализации проектной деятельности в начальной школе Учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития Последовательность модификаций метода: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным , от личных проектов к групповым и общеклассным Метод проектов не должно вытеснять классно-урочную систему, может использоваться наряду с другими активными методами обучения [ 1 ]

Слайд 14

Программа кружка по проектной деятельности «Юные следопыты» Цель: Создание условий для формирования регулятивных УУД у младших школьников через проектную деятельность Создать положительную социально-психологическую атмосферу в группе Научить грамотно использовать источники информации Развить навыки проектно-исследовательской работы Формировать умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания на практике Сформировать умение грамотно определять цели и задачи, планировать свои действия Развивать умение оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения Способствовать формированию навыков работы в группе Способствовать формированию позитивной самооценки Стимулировать интерес младших школьников к знаниям Ознакомить учащихся с правилами оформления отчетной документации Задачи:

Слайд 15

Содержание программы Учимся играя (7 часов) тренинговые занятия, игры и упражнение на развитие личностных качеств, сплочение коллектива, рефлексия Введение в проектную деятельность (4 часа) работа с источниками информации, экскурсии, наблюдение, проведение опытов, оформление паспорта проекта Мини проект (4 часа) индивидуальные мини-проекты в рамках одного занятия Я всё смогу!!! (8 часов) индивидуальные краткосрочные проекты Один за всех и все за одного! (9 часов) тренинговые занятия, игры на сплочение, выполнение групповых проектов Подведение итогов (2 часа) выставка творческих работ, мини-конференция

Слайд 16

Ожидаемые результаты: Организация своей деятельности Самостоятельность в постановке целей, принятие учебно-познавательных задач Планирование действий Оценка результатов решения поставленных задач Коррекция своей деятельности Сформированная позитивная самооценка В рамках нашей работы рассматриваем метод проектов как средство формирования регулятивных УУД

Слайд 17

Диагностика регулятивных УУД Проба на внимание (П.Я . Гальперин и С.Л. Кабыльницкая ) Цель : выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля Возраст : 8—9 лет. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Цель : определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок Оцениваемое УУД: умение контролировать свою деятельность Возраст : 8- 10 лет Методика исследования самооценки Дембо -Рубинштейн Цель : изучение самооценки младшего школьника [ 4 ] Для оценки сформированности регулятивных УУД могут быть применены следующие методики:

Слайд 18

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить" – основной тезис современного понимания метода проектов

Слайд 19

Литература 1.Дик Н.Ф. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы в 3-4-х классах/Н.Ф. Дик, А.Н. Кацирис .-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-317,[1]с. – (Начальная школа ) 2 .Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов , Г.В.Бурменская , И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова . — М.: Просвещение, 2008. — 151с . 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г./ М.:Просвещение , 2011.-33с. – (Стандарты второго поколения). 4.Диагностика формирования регулятивных универсальных действий [https://docs.google.com/document/d/1wbDKP5ivYYseWf_4CoCacm_9_E1bhidOfzmFQFm_SQU/edit?pref=2&pli=1] 5.Метод проектов. д.п.н ., проф. Е.С. Полат , ИОСО РАО/ [https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pref=2&pli=1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...

Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...