Дипломная работа: "Создание условий в группе для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

Макаренко Дарья Борисовна

Младший дошкольный  возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным условием полноценного развития детей. В возрасте развитие ребенка происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость к заболеваниям и повышенная ранимость организма. Каждое перенесённое заболевание отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых, особенно в период адаптации детей. Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, определённым взаимоотношениям с родителями. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_diplomnaya.docx66.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

Дипломная работа

Создание условий в группе для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста

Ф.И.О. Макаренко Дарья

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»  курс ______группа ________

Руководитель: Слободчикова Елена Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории

Консультант: Усманова Елена Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:  (Ф.И.О. , должность, место работы, квалификационная категория)  

Работа допущена к защите «22»мая 2015 года  

Оценка: ____________________________

Ангарск, 2014

Содержание

Введение

 

Глава 1.

Теоретические основы процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста

 

Сущность понятий «адаптация», «процесс адаптации», «адаптационные механизмы»

 

1.2.

Возрастные особенности развития  адаптационных механизмов у  детей младшего дошкольного возраста

 

1.3

  Характеристика     условий,  обеспечивающих  развитие    адаптационных  механизмов  у  детей  раннего  возраста  в  психолого-педагогической  литературе

Глава 2.

Особенности создания условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста

 

2.1.

Диагностика степени адаптации детей младшего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

 

2.2.

Особенности организации условий  для  развития  адаптационных  механизмов   у  детей младшего возраста (по материалам этапов исследования)

 

2.3.

Анализ результатов практической работы        

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

Введение

Младший дошкольный  возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным условием полноценного развития детей. В возрасте развитие ребенка происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость к заболеваниям и повышенная ранимость организма. Каждое перенесённое заболевание отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых, особенно в период адаптации детей. Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления, определённым взаимоотношениям с родителями. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению.  

Теория социальной адаптации получает своё  развитие в работах отечественных психологов  Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик.  Требования к процессу подготовки детей к условиям детского сада в своих исследованиях рассматривает Н.Д. Ватутина. Особенности психологической адаптации детей к детскому саду и факторы психологического благополучия ребенка младшего дошкольного возраста исследует Т.В. Костяк.  Положение о том, что каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей - типа нервной системы, жизненного опыта - имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации мы находим в работах А.Н. Леонтьева.

Главной заботой специалистов дошкольного образовательного учреждения является профилактика заболеваемости и снижение эмоционального дискомфорта  детей младшего возраста в период адаптации. Однако эти меры не всегда затрагивают причины, порождающие  сложности адаптационного периода. А ведь и медики, и педагоги, и психологи признают то, что большая часть причин осложнения физического и психического состояния малышей в адаптационный период имеют психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с взрослыми, сверстниками и окружающим миром. Данное  обстоятельство обозначает проблему, решение которой лежит в формате развития адаптационных механизмов у ребенка младшего возраста в соответствии с его индивидуальными особенностями и обуславливает актуальность нашего учебного исследования. Анализируя педагогическую литературу, мы  пришли к выводу, что в период адаптации важно учитывать психологическую природу ребенка, характер его взаимоотношений с взрослыми, сверстниками и окружающим миром создавать и максимально благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Важная роль в этот период отводится воспитателю, его работе с родителями ребёнка.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление  условий  для  развития адаптационных механизмов  у  детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи исследования:  раскрыть сущность основных понятий; выявить возрастные особенности развития адаптационных механизмов младших дошкольников; определить наиболее эффективные  условия, обеспечивающие успешное развитие адаптационных механизмов  детей младшего дошкольного возраста в период поступления в дошкольное образовательное учреждение.

Гипотетически можно предположить, что   процесс развития  адаптационных механизмов  у  детей  младшего  возраста будет  успешен,  если  осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, проводить  консультативную работу с  родителями, создавать благоприятную комфортную для ребенка образовательную среду  с его учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Методологическую  основу  составляют:  исследования Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, О.И. Давыдовой, А.А. Майера, Т.Я. Черток, Р.В. Тонкова-Ямпольской, Г.Г. Григорьевой, раскрывающие особенности  воспитания   детей младшего возраста. Труды  И.В. Васильевой, Л.Г Голубевой., К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной об особенностях успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Для проведения исследования использовались методы изучения и анализа теоретической литературы; изучение педагогического опыта, наблюдения за детьми, анализ результатов констатирующего, формирующего, контрольного этапов исследования.

Практическая  значимость заключается в использовании специалистами дошкольного образовательного учреждения результатов исследования: в период поступления ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное образовательное учреждение создавать специальные условия (индивидуальный подход, помощь родителям, комфортная образовательная среда), способствующие развитию механизмов адаптации  ребенка, формированию  чувства защищённости и доверия к ранее незнакомым взрослым и сверстникам.

Структура  работы: состоит из введения,   2  глав, заключения, списка  литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста

  1. Сущность понятий «адаптация», «процесс адаптации», «адаптационные механизмы»

Адаптационный период, связанный с поступлением в дошкольное образовательное учреждение  – один из самых сложных в жизни ребенка. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению детского сада, 6% не готовы, 75,8% условно готовы. В связи с переходом  малыша  из знакомой и обычной для него семейной среды в группу сверстников детского сада для него и для окружающих взрослых возникают разного рода трудности. С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: новая обстановка, новый режим дня, постоянный контакт со сверстниками, определенные требования к поведению, новый   стиль общения, и самое главное - отсутствие родителей. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без учета и специального профессионального регулирования может привести к невротическим реакциям: капризам, страхам, отказом от еды, болезням. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться.

Адаптация означает приспособление. По мнению Р.С. Немова адаптацией принято называть приспособление органов чувств, к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки Аксарина Н.М. Процесс  адаптации  - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации Кирюхина Н.В.: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);  внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).  Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями человека  и требованиями среды. Свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. По мнению М.И. Лисиной, В.В. Давыдова и Н.И. Непомнящей психическая адаптация – это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям конкретной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы организма начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка требует усиления функции. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация.  Если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется состояние физиологической адаптации нового качества. Если же адаптационные возможности организма превышаются, то функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Это форма патологической адаптации. При повышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает реакция, называемая стрессом. В зависимости от того, какая система наиболее, заинтересована в этой реакции, различают болевой, психический, или эмоциональный, стрессы. Различают адаптацию биологическую адаптацию (существование в определенных климатогеографических условиях), социальную, психологическую. В основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации ложится и социальный аспект. Любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения, то есть социальной адаптации (Д.Б. Эльконин). Социальная адаптация - способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям становится решающим компонентом развития личности, работоспособности, выносливости (Козлова С.А., Куликова Т.А.). 

Выделяют три вида социально-психической адаптации: нормальная, результатом которой является устойчивая адаптированность личности без изменений её структуры и без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает её активность, девиантная адаптация  (отклоняющаяся), патологическая адаптация (ведущая к образованию патологических комплексов характера личности). Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

  • творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
  • конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
  • избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Понятно, что наиболее  оптимальный - это творческий стиль, а наименее оптимальный – избегающий. 

Адаптационный механизм - это заложенная в генетической программе живого существа реакция на изменения,  происходящие в окружающей среде, который позволяет  приспособиться популяции живых организмом к изменениям в среде обитания.

  1. Возрастные особенности развития  адаптационных механизмов у  детей младшего дошкольного возраста
  2. Характеристика     условий,  обеспечивающих  развитие    адаптационных  механизмов  у  детей  раннего  возраста  в  психолого-педагогической  литературе

Даша, дальнейший  материал структурируй относительно:

  1. Переведи текст в младший дошкольный возраст
  2. Убери излишне психологически углубленную специфичную теорию из текстов, просмотри, чтобы не было повторов
  3. Структурируй оставшийся материал по 2-м параграфам:

1.2.возрастные особенности и 1.3. хар-ка условий

      4. Начти оформлять литературу в соот. с требованиями

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Профессор Н.М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется». Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного существования требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой.  Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

  1. Возрастные особенности развития  адаптационных механизмов у  детей младшего дошкольного возраста

                                                                                                                     

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонами — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Здоровый новорожденный достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних  условиях и  система его адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование  в течение последующего развития. В рамках этой системы уже после рождения  у ребенка формируется возможность к социальной адаптации (по мере того как он усваивает социальные формы поведения и расширяются рамки социальных условий его жизни). Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и психики ребенка и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, диктуемых требованиями семейной среды. Если эти требования меняются, ребенок попадает в трудное положение, ему надо привести привычные формы поведения в соответствие с новыми условиями жизни. Насколько ребенок успешно справится с этими трудностями, во многом зависит от функциональных возможностей этой системы. Функциональные возможности системы адаптационных механизмов определяются несколькими факторами.

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется любыми трудности.

2. Факторы риска биологического и социального анализа. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности и в течение первых 3 месяцев жизни малыша, а также частота заболеваемости в период, предшествующий осмотру. Первые три из названных факторов определяют кислородную обеспеченность мозга плода и затем новорожденного; последующие заболевания нарушают соматическое состояние ребенка, в результате чего ухудшается функциональная  активность всех систем организма. Таким образом, любые неблагоприятные биологические факторы утяжеляют степень тяжести адаптации.

Для функциональных возможностей адаптационных механизмов имеет значение неблагоприятное влияние социальной среды. Так, уже сразу после рождения ребенка оно выражается в том, что малышу не обеспечиваются правильный режим, достаточный дневной сон, правильная организация бодрствования. Это приводит к хроническому утомлению, задержке нервно-психического развития, у ребенка не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту, нарушается нормальный ход формирования социальных потребностей.

Вследствие этого ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, неизбежно возникают эмоциональные стрессы, заболевания либо другие проявления тяжелой адаптации.

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа.

  1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
  1. Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего, нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
  1. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности течения двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести/. В ряде научных работ Н.Д. Ватуниной, Г.Г. Григорьевой, О.И. Давыдовой, А.А. Майера, Р.В. Тонкова – Ямпольской, Т.Я. Черток выделяются следующие виды адаптации: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течении месяца, у дошкольников – за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуется в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируется дети моложе 8-9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.

При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения с взрослыми не нарушаются.  Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной  инфекции, протекающей без осложнений.  Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных.

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (то 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей относительно невелико (8-9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах,  каждый из которых имеет свои признаки.

При первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии  реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности и т.д.

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь плачет. Снижена ориентировочная активность.

Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности.

При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала.

Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка нарушением поведения, чаще наблюдается у детей от 3 лет, т.е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной  к отягчающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: биологические – патология беременности и родов у матери, приводящая к гипоксии мозга плода и новорожденного, и социальные – нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленному засыпанию, отсутствие дневного сна и укорочению ночного, нарушение методики кормления, вследствие чего происходит срыгивание и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования и др.

Тяжелая адаптация  в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях. Период адаптации в среднем завершается в течении трёх месяцев.

Таким образом, в каком бы возрасте ребёнок не поступил в детский сад , надо помнить, что сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям может быть обеспечена только тогда, когда учитываются возрастные психологические особенности, характер его связей со взрослыми и сверстниками.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок младшего дошкольного возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

                                                                                   

1.3.        Характеристика     условий, обеспечивающих развитие    адаптационных механизмов  у  детей  раннего  возраста  в  психолого-педагогической  литературе

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша.

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни.

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.

Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, опыта общения, а также степень родительской опеки. Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевую ориентацию;

в) самоутверждение.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности.

Во-первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Анализ показывает, что уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи (Р.Калинина, Л.Семенова, Г.Яковлева) указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем легче будут складываться его отношения с коллективом в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Но, с другой стороны отсутствие эмоциональной связи с матерью может пагубно отразиться на дальнейшем развитии ребенка.

К процессу адаптации ребенка может также добавиться кризис трех лет. Это период, когда малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А взрослые, этого не видят или, по крайней мере, не желают видеть, потому что проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится более ранимой, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды, что негативно сказывается на адаптации, о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

В три года малышу обычно уже нравиться контактировать с людьми. Он даже может сам выбирать повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Как только малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.

У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации меняется и речь, регрессируя. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном из глаголов. При легкой степени адаптации – речь или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш постоянно вскакивает на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест очень много. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса Ваш ребенок может похудеть но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:

2) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

3) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

4) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:

- В яслях - 7-10 дней

- В детском саду в 3 года - 2-3 недели

- В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

В течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации. По результатам прохождения острой фазы адаптационного периода различают три степени тяжести:

• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую могут спрогнозировать у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, какова степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, их можно разделить на три основные группы.

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности.

Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Если прошло больше месяца, а ребенок не привык к детскому саду, то надо задуматься и приглядеться, что его беспокоит, отчего он такой капризный и раздражительный.

Многие психологи, например, А.И. Баркан, Б.С. Волкова, Н.В. Волкова предлагают определенные показатели, их еще называют индикаторами, которые позволяют заранее прогнозировать тяжесть адаптационного периода. Это дает возможность сотрудникам дошкольного учреждения своевременно принять соответствующие меры. Такими индикаторами являются данные анамнеза, то есть история развития ребенка с указанием всех перенесенных им заболеваний и выраженных отклонений развития. При этом особо пристальное внимание следует уделять перинатальным факторам, другими словами, течению дородового, родового и послеродового периодов. Кроме этого большое прогностическое значение имеют социальные факторы риска (состав семьи, характер и особенности семейного воспитания).

Имеется огромное количество достоверных данных, подтверждающих тот факт, что дети второй и третьей групп здоровья хуже адаптируются к новым условиям жизни, чем практически здоровые дети, имеющие первую группу здоровья. В связи с этим необходимо учитывать, какими заболеваниями болел ребенок до поступления в детский сад, как часто и сколько времени, в среднем, длились эти заболевания.

Важным показателем, позволяющим сделать правильный прогноз, является характер и степень тяжести адаптации этого ребенка в прошлом, например, при поступлении в ясли или во время каких-либо других перемен в жизни ребенка.

Для правильного построения прогноза следует учитывать, имеются ли у родителей алкогольная зависимость, наследственные заболевания, были ли токсикозы беременности у матери, родовая травма у ребенка, заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни.

Очень часто патология беременности и родов, а также состояние ребенка в первые месяцы жизни, отражаются на его физическом состоянии, замедляя темп развития функциональной активности всех систем. Следует выяснять, не было ли задержки локомоторных реакций, когда ребенок стал самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить.

При изучении социальных факторов следует учитывать условия быта ребенка, состав его семьи — полная, неполная, многодетная и так далее, а также особенности воспитательных воздействий: стиль и характер общения с ребенком, соблюдение режима дня и кормления, организация бодрствования, то есть основные моменты, от которых зависит развитие функциональной активности мозга ребенка. Ведь хорошо известно, что наиболее тяжело адаптируются дети с неблагополучием биологического и социального плана.

Для выявления всех факторов риска и построения правильного прогноза дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении при зачислении обычно проводят анкетирование родителей, а также беседуют с ними об их ребенке.

Сегодня разработано большое количество вариантов анкет для родителей, с помощью которых можно получить необходимую информацию об особенностях раннего развития ребенка, его привычках и склонностях. Данные сведения могут помочь медико-педагогическому коллективу правильно организовать жизнедеятельность ребенка в группе детского сада, найти индивидуальный подход к нему.

Есть факторы, которые никому изменить не под силу. Например, все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако, среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных после родов, есть группа факторов (социальных), которые возможно устранить и даже нужно, такие, как пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. Чтобы ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, необходимо как можно раньше устранить все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.

В процессе адаптации педагогом решаются следующие задачи.

1. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

  • Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;
  • Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
  • Успокаивается от общения с воспитателем;
  • Ребенок обращается за помощью к воспитателю.

2. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатель того, что цель достигнута:

  • Ребенок знает расположение и назначение комнат;
  • Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.

3. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Показатель того, что цель достигнута:

  • ребенок легко подчиняется режиму;
  • сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

4. Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Показатель того, что цель достигнута:

  • ребенок охотно играет с детьми;
  • спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
  • ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети

Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация как приспособление организма ребенка к новой обстановке в детском образовательном учреждении, приводит или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его. Стресс, возникающий в это время у ребенка, превращает на время малыша в другого человека, разрушает его защитные барьеры, изменяет ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья. При этом страдает реактивность, снижается сопротивляемость ребенка к болезням. А при болезни произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся все вышеперечисленные отклонения в обычном поведении ребенка. По степени тяжести прохождения выделяют три вида адаптации: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. Степень тяжести зависит от различных факторов (антенатальных, интранатальных, постнатальных). Поэтому необходимо, чтобы в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению необходимы совместные усилия родителей, педагогов, врача-педиатра.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 452 с.
  3. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. – 368 с.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994. – 390 с.
  5. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.
  6. Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.
  7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.: Просвещение, 1996. – 278 с.
  8. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.
  10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.
  11. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
  12. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
  13. Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.
  14. Камаров М.М. Психология педагогического мышления / М.М. Камаров. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

Консультация для родителей   «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...

Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

Рабочая программа. "Психологическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ОУ"

Создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благопулучия в процессе адаптации....

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Передставлен методический материал  по теме:  Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье я рассматриваю адаптацию младших школьников на разных этапах обучения....