Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы»
методическая разработка (4 класс) на тему

Трофимова Светлана Владимировна

Данная  программа  направлена  на  обеспечение духовно – нравственного развития  обучающихся  в  единстве урочной, внеурочной  и  внешкольной  деятельности, тесно  связана  с такими  предметами  как математика  и  изобразительное  искусство,  а  также русский  язык  и  окружающий  мир. В  программе  заложены  мероприятия, позволяющие  обучающемуся  осваивать  и  на   практике  использовать  полученные  знания.  Для  реализации  целей  и  задач  программы  используются  возможности  образовательных  учреждений  дополнительного  образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umn._i_umn._4_klass.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования муниципального образования    «Макаровский городской округ»

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа  г. Макарова»

Рекомендована                                                                                               Утверждаю

                                                                                                             «____»________2015г

Программа   внеурочной деятельности

общеинтеллектуальное  направление

«Умники  и  умницы»

составлена в соответствии  с  требованиями  ФГОС    и   на  основе  программы «Юным  умникам  и  умницам»  автор Холодова О.А.

учителем высшей категории

Трофимовой   Светланой  Владимировной

Образование  - высшее

Стаж педагогической работы – 38 лет

г. Макаров

2015 год

Пояснительная записка

Данная  программа  направлена  на  обеспечение духовно – нравственного развития  обучающихся  в  единстве урочной, внеурочной  и  внешкольной  деятельности, тесно  связана  с такими  предметами  как математика  и  изобразительное  искусство,  а  также русский  язык  и  окружающий  мир. В  программе  заложены  мероприятия, позволяющие  обучающемуся  осваивать  и  на   практике  использовать  полученные  знания.  Для  реализации  целей  и  задач  программы  используются  возможности  образовательных  учреждений  дополнительного  образования, организаций  культуры  и  спорта города  Макарова.

 Программа  направлена  на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данной программе  происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Данная программа  состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.

 Цель  программы – развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

  Основные задачи  программы:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Концепция, заложенная в   содержании  программы  внеурочной деятельности


Данная  программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В  программе  используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 9 –10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания.
– задания на развитие памяти.
– задания на совершенствование воображения.
– задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Основные принципы распределения материала

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Отличительные  особенности рабочей  программы

Программа  реализована в рамках «Внеурочной деятельности»  общеинтеллектуального направления. В  учебном  плане ОУ на программу  «Умники  и  умницы»  в 4   классе  отводится 2 часа в неделю.  Всего  68 часов  в год при 34  учебных  неделях.  

Срок  реализации  данной  рабочей  программы

Срок  реализации  данной  рабочей  программы  1 год.

Ведущие  формы, методы, технологии  обучения.

Формы занятий: 

  • игра,
  • занятие в творческой  мастерской,
  • турнир,

Методы обучения:

Методы проблемно-развивающего обучения:

  1. Монологический,  диалогический.
  2. Исследовательский, алгоритмический.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные (рассказ, беседа, объяснения)
  2. Наглядные (иллюстрации, демонстрации, презентации)
  3. Практические (упражнения, самостоятельные  работы, проекты)

Методы по  характеру  познавательной  деятельности:

  1. Объяснительно-иллюстративные
  2. Проблемное изложение
  3. Частично-поисковый
  4. Исследовательский

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Технологии:

-Здоровьесберегающие технологии

-Игровые технологии

-Информационно коммуникативные технологии

Средства обучения: учебники, технические средства, учебное оборудование


                                              Тематический  план   4 класс

№                       Тема занятия                                                                                                           Кол-во                                                                                                                              

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

2

2

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

2

3

Развитие концентрации внимания.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

5

Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

6

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

7

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

8

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

9

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

11

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

2

13

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

14

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

15

Развитие логического мышления.
Решение логических и творческо-поисковых задач.

2

16

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

17

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

18

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

19

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

20

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

21

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

22

Развитие логического мышления.

2

23

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

24

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

25

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

26

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

27

Поиск закономерностей.

2

28

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

29

Развитие логического мышления.

2

30

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

2

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

2

32

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

2

33

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

34

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

2

Итого

68

Содержание


В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Описание ценностных ориентиров содержания  программы

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.


                                                       Содержание занятия
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. На занятие по РПС в четвёртом  классе отводится 40-45 минут.
Рекомендуемая модель занятия:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2–3 минуты).
РАЗМИНКА (3–5 минут).
В  четвёртом классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (15 минут).
Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3–5 минут).
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ – (10 — 15 минут).
В 4  классе, с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников, предлагаются задачи логического характера. Продолжается совершенствование умений сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения; делать заключение из двух суждении. Продолжается формирование умений делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ – (5 минут).
В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений. 

Перечень обязательных контрольных  и  практических  работ

№ п/п

Вид контроля

1.

Контрольная  работа

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольная  работа.



                              Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатамиизучения курса является формирование следующих умений:
-
Определятьи высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий.
- Учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться
работать по предложенному учителем плану.
- Учиться
отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:  
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
 Читать пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными  результатами курса являются формирование следующих умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Требования   к  уровню  подготовки:


Личностных результатов:

-
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных   результатов:
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать  последовательность действий.
- Учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться
работать по предложенному учителем плану.
- Учиться
отличать верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое, от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
 Читать и  пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Учебно – методическая литература для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Холодова  О.  Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей/Методическое  пособие  1-4  классы.- М.:  РОСТ    книга.

Рабочие  тетради   для учащихся

         Холодова  О. Юным  умникам  и  умницам:  задания  по  развитию     познавательных  способностей. – М.:  РОСТ книга. 2015

Календарно – тематическое планирование   4 класс

п/п

Дата    

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Корректировка

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

2

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

2

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

2

3

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

2

4

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.  Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

2

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

2

6

Развитие логического мышления. Развитие памяти.  Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

2

7

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания. Развитие слуховой памяти.

2

8

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти.

2

9

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

2

10

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

2

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

11

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

2

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

12

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

2

13

Развитие концентрации внимания.

 Тренировка внимания. Корригирующая гимнастика для глаз. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

2

14

Развитие слуховой памяти. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

2

15

Тренировка зрительной памяти.

Веселая переменка. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

2

16

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

2

17

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.  Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

2

18

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие концентрации внимания.

2

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

19

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Веселая переменка. Тренировка внимания. Развитие мышления.

2

20

Тренировка внимания. Развитие мышления. Тренировка  слуховой памяти.

2

21

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления. Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

2

22

Тренировка зрительной памяти.

Корригирующая гимнастика для глаз.  Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

2

23

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Поиск закономерностей.  Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

2

24

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

2

25

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

2

26

Тренировка внимания. Развитие мышления. Тренировка  слуховой памяти.

2

27

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

2

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

28

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления. Поиск закономерностей.

2

29

Совершенствование воображения. Веселая переменка. Развитие быстроты реакции.

2

30

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

2

31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

2

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

2

33

Тренировка зрительной памяти. Корригирующая гимнастика для глаз. Поиск закономерностей. Числовые закономерности.

2

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

2

Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...