Логопедические игры в работе воспитателя школы-интерната (выступление на семинаре)
статья (1 класс) на тему

Глущенко Елена Александровна

О значении игр в развитии речи ребенка. Используя в соей работе логопедические игры, воспитатель помогает детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов развить подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление, а также облегчает им контакты со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped._igry_v_vospit._rab.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

           ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  В  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ

                             (выступление  на  семинаре)

Логопедия  –  это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Логопедия как наука преследует исключительно гуманную цель  –  помочь  людям, страдающим нарушением речи, обрести возможность более полноценной жизни за счёт преодоления этих нарушений и связанных с ними самых разнообразных ограничений.

Эти задачи стараются выполнять учителя-логопеды и воспитатели нашей школы-интерната.

Правда, иногда приходится слышать  высказывание, что «от дефектов речи ведь не умирают», а значит с ними можно «спокойно прожить». Но так ли это на самом деле?

Основные назначения человеческой речи  –  служить средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, можем сообщить им, какую- либо информацию и т.п. Мы  настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаём его замечать и понимать его постоянную ценность. Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем обратиться к кому-то с вопросом или самим ответить на заданный нам вопрос, о чём-то рассказать и т.п. И это действительно так, но лишь при условии, что человек владеет достаточно полноценной речью. Когда же приходится встречаться с людьми, страдающими тяжёлыми её нарушениями, то сложность их жизни, общения сразу становится очевидной. Многие из них не могут выбрать себе профессию по душе, не могут устроить нормально себе личную жизнь, для многих крайне проблематичен просто поход в магазин или разговор по телефону, трудно или вообще невозможно  даже спросить у прохожего о том, как найти нужную улицу или номер дома…

Кроме того, наличие у ребёнка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Ведь любой малыш очень многое узнаёт благодаря тому, что задаёт взрослым тьму вопросов по каждому интересующему его предмету или явлению. А если у ребёнка полностью отсутствует речь или имеется жалкое его подобие? О чём он может в этом случае узнать? Главным образом лишь о том, что непосредственно сам видит и в состоянии так или иначе осмыслить. Общий ход психологического развития ребёнка в этом случае безусловно замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Наличие тяжёлых речевых расстройств и тем более полное отсутствие речи оказывают отрицательное влияние на формировании характера ребёнка, приводят к отклонениям в его поведении. Это объясняется тем, что ребёнок в подобных условиях часто не может удовлетворять даже самые насущные свои потребности.

Задача педагогов нашей школы состоит в том, чтобы дети хорошо усваивали школьный материал, учились легко и с интересом. Чтобы добиться отличных результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру. Игра  –  любимое занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.

Через речевые игры мы можем привлечь внимание детей к звукам речи, к звуковому составу слов («Звук заблудился», «Головоломки», «Доскажи словечко», «Загадки слов», «Добавлялки»). Игры с буквами, звуками, словами способствуют развитию мышления и речи. Кроссворды,  игра «Словесный сад», «Непроизносимые согласные» могут быть интересны не только младшим школьникам, но и учащимся среднего звена.

Большую помощь в работе с детьми с нарушениями речи оказывают подвижные игры со словами («Гуси-гуси», «Мы весёлые ребята», «У медведя во бору», «Мышеловка» и др.). Играя, дети не только укрепляют своё здоровье, повышают двигательную активность, дышат свежим воздухом, но и работают над звукопроизношением и дикцией, учатся выразительно произносить слова игр (не скандировать).

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. А чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованием многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений  пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь  была роль руки … развитие функций руки и речи у людей шло параллельно».

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне  ( зоне Брока).  Работами проф. М.М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальцевые игры очень важны для ребят («Собираем ягоды», «Пальчики здороваются»…)

Рассматривая изображения зверей, покажите с помощью пальцев их отличительные черты: «Зайка», «Коза рогатая»…

С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру(«Шарик», «Как варить суп», «Большая жёлтая луна», «Апельсин», русские народные игры «Маланья», «Утречко», «На блины»…)

 Игры на внимание обостряют чувствительность ушей, глаз и даже кожи: «Солнце, заборчик, камешки», «Ладонь – кулак», «Оригами» - складывание из бумаги, игры с веревочкой…

Используя в своей работе логопедические игры, воспитатель поможет детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и , наоборот, основываясь на ритмике стихов развить подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление, а также облегчат им контакты со сверстниками и взрослыми.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

Выступление на педагогическом совете "Система профориентационной работы в школе – интернате"

Анализ работы педагогического коллектива школы-интерната по профориентации....

Логопедическая работа в школе-интернате МАУО «Надежда».

В статье говорится об особенностях логопедической работы в школе-интернате "Надежда" для детей с нарушениями опорно двигательного аапарата....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."

В статье рассматриваются способы решения  задач  по здоровьсбережению воспитанников  школы-интернат с учетом их специфики обучения....

Информационная безопасность обучающихся как одна из первостепенных задач просветительской работы воспитателя школе - интернате.

Информационная безопасность детей  – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическ...

Когнитивные нейротренажеры. Выступление на МО воспитателей школы-интерната №8

Представлен личный опыт воспитателя первого дополнительного класса в использовании нейротренажеров по методике И.И. Праведниковой....