Диагностика определения одаренности детей
материал на тему

Степкаева Елена Анатольевна

С помощью диагностики можно определить в каком направлении развивается ребенок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                              Приложение 1

1.Анкета одарённости А. И. Савенкова

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

Инструкция: Уважаемый родитель  в  начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно–художественной, музыкальной одарённости,  литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того чтобы  определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив  утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

  • в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
  • становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
  • способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  • любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
  • охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
  • обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
  • любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
  • может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  1. В сфере музыкальной одаренности:
  • проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • хорошо поет;
  • вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
  • любит музыкальные записи;
  • стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
  • хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
  • в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
  • сочиняет собственные оригинальные мелодии.

  1. В сфере литературной одаренности:
  • любит писать и сочинять рассказы и стихи;
  • может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
  • рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
  • выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
  • умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
  • склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
  • умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  1. В сфере артистической одаренности:
  • легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
  • интересуется актерской игрой;
  •  меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
  • разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
  • склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
  • стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
  • с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
  • любит игры–драматизации.

  1. В сфере технической одаренности:
  • интересуется механизмами и машинами;
  • может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
  • любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
  • любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
  • читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
  • любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
  • проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
  • быстро и легко осваивает компьютер.

  1. В сфере лидерской одаренности:
  • Инициативен в общении со сверстниками;
  • сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
  • легко общается с детьми и взрослыми;

  • улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

  • часто руководит играми и занятиями других детей;
  • склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  1. В сфере спортивной одаренности:
  • энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
  • любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
  • часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
  • бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
  • движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
  • любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
  •  предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
  • физически выносливее сверстников.

  1. В сфере интеллектуальной одаренности
  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая  и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие  возможности.



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА

1.Общая информация

Учитель: Степкаева Е.А.

Данные об учащейся

Сивоконь Полина 9 лет

Семья полная, второй ребёнок

Проблемно ориентированная

характеристика учащейся

Здорова

Тип темперамента – сангвиник

Ярко развиты способности к исследованию

Обладает высокой мотивацией к обучению

Имеет хорошо  развитые коммуникативные навыки

Образовательные запросы

Хотела бы научиться составлять проекты.

Ожидаемые результаты

Участие  в конференции « Ученик – исследователь».

Повышение мотивации к обучению

Развитие коммуникативных навыков

2.Перечень мероприятий ИОМ

с 01.09.2014 по 31.05.2015гг. учащейся 4 класса

N

п/п

Тип

ресурса

Образовательные

ресурсы

Образовательный

потенциал

Образователь

ный продукт

Организацион

ные

условия

1.

О

школа

коммуникативный

потенциал (разовьет

умение общаться со сверстниками)

Навыки

общения

Дружеские

связи

Сентябрь-май

Понедельник-пятница

с 8 до 14 часов

2.

О

Школа

 ( внеурочная деятельность « Я – исследователь»)

-творческий

потенциал (

разовьёт свои исследовательские способности в процессе подготовки  к научно-практической конференции по предмету.

коммуникативный

потенциал (разовьет

умение общаться со

сверстниками)

Создание  исследователь

ской работы

Сентябрь-май

Среда-четверг

с 13 до 14 часов

3.

Д

Кружки

 « Тестопластика», « Вокальный»

Развитие мелкой

моторики;

Развитие

слуха

Развитие

познавательного

интереса

Эмоциональ

ное

расслаблени

е

Вторник  с 13-14ч., среда, пятница с 15-16 ч.

О-Основное образование ( школа), Д-Дополнительное образование (студия, кружок)

Индивидуальный образовательный маршрут

как сопровождение исследовательской деятельности учащихся

                       ученицы 4-а класса  Сивоконь Полины

План реализации:

Цель работы  войти в число призёров окружного этапа научно-практической конференции «Ученик - исследователь».

Задачи:

  1. Выбрать тему исследовательской работы по внеурочному занятию» Я – исследователь».
  2. Составить библиографию по выбранной теме.
  3. Познакомиться с работами по теме исследования.
  4. Написать исследовательскую работу.
  5. Представить результаты исследования на окружной  конференции «Я – исследователь»».
  6. Принять участие в областной  научно-практической конференции

«С чего начинается Родина».

Пакеты работ

Виды  работ

Сроки

выполнения

Ожидаемый результат

Помощь научного руководителя

1

Выбор темы исследовательской работы по  внеурочному занятию

Сентябрь 2014

Предварительная формулировка темы, постановка цели исследования, определение плана исследовательской работы  

Предложение вариантов, демонстрация образцов исследовательских проектов по  теме, корректировка темы, целей, задач исследования.

Познакомиться с тематикой исследовательских работ с различных конкурсов

Определение круга вопросов исследуемых в проектах

Выбрать  тему для проведения исследования

Сентябрь 2014

Формулировка темы исследования, постановка цели и задач.

2

Составление библиографии по выбранной теме.

Посещение школьной библиотеки

Сентябрь 2014

Библиография

Дополнить список необходимой литературой

Знакомство с литературой на сайтах

Сентябрь 2014

3

Написание исследовательской работы.

Внимательное чтение текстов,  исторических материалов

Октябрь 2014

Определение круга сведений, на основе которых будет проведён анализ

Согласование по количеству выбранного материала.

Посещение музея

Октябрь 2014

Круг документов для проведения комплексного сравнительного анализа

Знакомство  с семейными документами.

Октябрь 2014

Изучение истории исследуемого вопроса, расширение кругозора в области исследования

Работа с интернет - источниками

Октябрь 2014

Сравнительный комплексный анализ выбранных документов

Ноябрь 2014

Выделение сходств и различий.

Выбор нужного материала.

Обобщение результатов исследования

Декабрь 2014

Текст исследовательской работы

Корректировка и стилистическая правка текста работы

Подготовка презентации  хода и результатов исследования

Январь 2015

Слайды презентации

Согласование консультаций с учителем информатики

4

Презент

ация результатов исследова

ния

Представление результатов исследования на окружной конференции «Ученик-исследователь».

Февраль 2015

Внешняя оценка качества проведения и результатов исследования (рецензия на работу)

Диплом за 2 место.

Анализ недостатков во время публичного представления результатов исследования

Участие в областной научно-практической конференции

«С чего  начинается Родина».

 

Март 2015

Сертификат участника.

Моральная поддержка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Методики диагностики общей одаренности и способностей детей к началу обучения в школе

Представлены методики для определения склонности и одаренности будущих первоклассников к разным видам деятельноси....

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)

Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный  руководитель и нескол...

Психомоторная одаренность детей, методика ее диагностики и развития

Психомоторная одаренность детей, методика ее диагностики и развития...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...