Программа кружковой работы "Риторика" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Чиркова Вероника Степановна

Программа кружка "Риторика" для 4 класса. Здесь можно найти пояснительную записку, структуру, объём часов и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritor_4_kl.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая  программа  по  риторике для  4 класс  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

1.Назначение

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике  должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь.

2.Структура, объём часов.

Обучение проводится по учебно-методическому комплексу «Риторика». Учебно-методический материал разработан для обучения с 1- го по 4-й класс. Для каждого класса используется учебник-тетрадь (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подобным поурочным планированием. В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного кружка. Занятия проходят один раз в неделю. Всего 34 часа.

Количество часов

№ раздела

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

1

Общение

9

5

4

2

Текст

13

6

7

3

Речевые жанры

6

3

3

4

Обобщение

6

2

4

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу. В детской риторике изучаются те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

        Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) дает возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

3.Особенности возрастной группы

        Программа рассчитана для детей 10-12 лет, на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание предмета отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

II.Учебно-тематический план.

к учебнику-тетрадь Т.А.Ладыженская «Детская риторика» 4-й класс

(1 час в неделю – 34 часа)

№ п/п

Наименование разделов,

тема учебного материала

Количество

часов

Аудиторные

часы

Внеаудиторные

часы

Раздел 1. Общение

9

5

4

1

Проверь себя

1

1

2

Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего…ты общаешься.

1

1

3

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство для общения)

1

1

4

Особенность говорения

1

1

5

Речевые отрезки и паузы

1

1

6

Успокоить, утешить словом

1

1

7

Утешить – помочь, утешить - поддержать

1

1

8

Какой я слушатель

1

1

9

Я - человек

1

1

Раздел 2.Текст

13

6

7

10

Типы текстов

1

1

11

Яркие признаки текста

1

1

12

Абзацные отступы, завершающий абзац

1

1

13

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий

1

1

14

Знаки вокруг нас, дорожные знаки

1

1

15

Знаки- символы и знаки- копии

1

1

16

Опорные конспекты

1

1

17

Составляем опорный конспект

1

1

18

Описание – деловое и художественное

1

1

19

Вежливая оценка

1

1

20

Скажи мне, почему…аргументы (рассуждение)

1

1

21

Во-первых, во-вторых, в-третьих…

1

1

22

Вступление и заключение

1

1

Раздел 3.Речевые жанры

6

3

3

23-24

Словарная статья

2

1

1

25

Рассказ

1

1

26

Хочу рассказать

1

1

27

Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

1

1

28

Информационные жанры: хроника, заметка. Подпись под фотографией.

1

1

Раздел 4.Обобщение

6

2

4

29

Говорю, пишу, читаю, слушаю

1

1

30

Речевые жанры

1

1

31

Этикетные жанры и слова вежливости.

1

1

32

Этикетные диалоги, речевые привычки

1

1

33

Учись красноречию

1

1

34

Майская газета

1

1

Всего:

34

16

18

III.Содержание  изучаемого  курса

4 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

ОБОБЩЕНИЕ.

Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки.

Учись красноречию. Майская газета.

Оценивание результатов

Оценка достигнутых результатов осуществляется с помощью диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются через олимпиады, конкурсы, викторины, КВН. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений.

IV.Характеристика основных результатов

Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников в сфере кружка «Детская риторика» распределяется по трём уровням. Мы занимаемся третий год в своём звене. Результаты третьего уровня: приобретение школьниками  опыт самообслуживающей деятельности;  опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

V.Методическое обеспечение программы.

1. Ладыженская Т.А.  Детская  риторика  в  рассказах  и  рисунках - учебная     тетрадь  для  4 класса, М.:Ювента; Баллас, 2011 год.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Сканер

Программные средства:

  1. Операционная система Windows XP

VI.Литература

  • Ладыженская Т.А.  Детская  риторика  в  рассказах  и  рисунках - методические рекомендации  для  учителя    4 класс, М.: Ювента;  Баласс,  2007 год.
  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента, 2008
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2.
  • Программа  курса «Детская  риторика» Т.А.Ладыженская. Сборник  программ «Образовательная  программа «Школа 2100» / под ред. А.А.Леонтьева –М.: Баласс, 2004 год

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено                                                                                                       «Утверждаю»

на МО классных руководителей                                                                      Директор МБОУ «Куженерская средняя

Протокол №      от              2015 г.                                                                    общеобразовательная школа №2»

______________/Роженцова О.В./                                                                   __________________ Шахтарина А.Ф.

                                                                                                                             «____» __________________2015 г.

Рекомендовано:

ШМО учителей начальных классов

______________/Гребнева Г.Н./

«____» ________________2015 г.

Программа внеурочной деятельности

«Детская риторика»

Направление: общекультурное

Вид деятельности: познавательный

Возраст школьников: 10-12 лет

Разработала учитель

начальных классов

Чиркова В.С.

пгт.Куженер

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы в детском саду "Умелые ручки"

Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Календарно-тематическое планирование по теме: ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК" (ТЕХНИКА -КВИЛЛИНГ)

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных програмным содержанием и временем, на которых иногда трудно осущес...

Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....

Программа кружковой деятельности "Клуб любителей книги" 4 класс

Программа и календарно-тематическое планирование кружковой деятельности "Клуб любителей книги"....

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...

Рабочая программа кружковой деятельности для обучающихся 2 класса "Тайны природы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Тайны природы» возраст обучающихся: 7-8 лет (2 класс) срок реализации: 1 го...