Социальное ориентирование младших школьников средствами внеклассных мероприятий.Проблемы и способы их решения.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Батуева Светлана Александровна

Так какой должна быть воспитательная система сегодня?

На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство доброты и взаимопонимания между детьми и родителями. Как создать такую систему, когда вокруг меняются взгляды на жизнь в семье и школе. Каждый родитель старается заработать больше денег, забывая о своих обязанностях родителя. Дети в большей степени воспитываются улицей. Как же сделать так, чтобы родители не потеряли интереса в общении с ребёнком, чтобы они стали своему ребёнку другом?

Ответы на эти вопросы я и хочу получить, выстраивая свою воспитательную деятельность в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

г. Балаково Саратовской области

Социальное ориентирование младших школьников

средствами внеклассных мероприятий

Проблемы и способы их решения

Батуева Светлана Александровна, учитель начальных классов  высшей  квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 25» г. Балаково Саратовской области.

2016 г.

…замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные 
формы развития учащихся вне уроков".

В.А.Сухомлинский

Сл. 1

Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Сл.2

Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя "комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию". Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом. Сл.3 Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Сл.4(2щелчка) Внеклассная работа в школе – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки.

Сл.5 Цель внеклассной работы – развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Сл. 6 Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т.д.

У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)

Сл.7 В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

Так какой должна быть воспитательная система сегодня?

На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство доброты и взаимопонимания между детьми и родителями. Как создать такую систему, когда вокруг меняются взгляды на жизнь в семье и школе. Каждый родитель старается заработать больше денег, забывая о своих обязанностях родителя. Дети в большей степени воспитываются улицей. Как же сделать так, чтобы родители не потеряли интереса в общении с ребёнком, чтобы они стали своему ребёнку другом?

Ответы на эти вопросы я и хочу получить, выстраивая свою воспитательную деятельность в начальной школе. Уже несколько лет пытаюсь создать воспитательную систему, которая бы помогла исправить ситуацию в отношениях между родителями и детьми.

Поэтому главная идея моей воспитательной системы – взаимодействие педагога и родителя с целью развития личности ребёнка. На это взаимодействие я направляю всю свою воспитательную работу.

В основу моей воспитательной программы положены следующие педагогические идеи:

«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»

В.А. Сухомлинский

Обращение Сухомлинского к теме семьи, на мой взгляд, является актуальным и сегодня. Ребёнок является «зеркалом семьи».

В своём классе мы (учитель + родители) создали объединение «ДРУЖБА» и разработали основные направления работы с детьми, для достижения поставленных целей. Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе классного руководителя.

Мне очень повезло в том, что родители моих учеников неравнодушные, активные, творческие люди. Они мои надежные помощники в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это экскурсии, походы, ставшие традиционными ежегодные новогодние конкурсные программы, «Огоньки», посвященные Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, коллективные творческие дела, творческие проекты, встречи с ветеранами войны и труда, людьми разных профессий, А как горят глаза детей, когда их мамы выступают перед ними в роли организаторов веселых конкурсов и занимательных викторин, мастерят вместе с ними украшения для оформления класса!

Продемонстрирую на конкретных примерах, какую совместную с родителями работу будучи классным руководителем провожу по некоторым из направлений учебно-воспитательного процесса.

Сл. 8 Из года в год мы ведем исследовательскую работу по изучению традиций и обычаев русского народа «Восхождение к истокам». Одно из таких исследований посвящено празднику Масленицы, который своими корнями уходит в язычество, но переплетается с христианскими традициями. Учащиеся изучали содержание праздника, учили редкие по красоте народные песни, русские народные игры, подбирали необходимую литературу, проводили опрос родителей, анализировали и обобщали собранный материал. Результатом поисково-исследовательской работы стал фольклорный праздник  "Масленица".

 Сл. 9 Неоценимую роль в подготовке  к празднику сыграли родители учащихся. С их помощью были изготовлены русские народные костюмы, декорации, организована фото - и видеосъемка. Мероприятие закончилось чаепитием с русскими блинами, организованное родителями. Детские лица светились лучиками счастья от сознания того, что мамы и папы были желанными гостями на детском празднике. 

Сл. 10 - 15 Очень нравятся детям праздники: семейный праздник "Посиделки у самовара", где учащиеся знакомятся с народными традициями, связанными с чаепитием, «Осенины», «Калядки», Новый год и Рождество, День защитника Отечества, День матери,  Сл. 16 -21( видео выступление семьи Борщёвых)  где формируется уважительное и заботливое отношение к матери, к семейным ценностям; формируются нравственные ориентиры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Большая работа в эстетическом направлении ведётся в театральном кружке «Росточки», который посещают все обучающиеся класса, а я являюсь его руководителем и помогает мне хореограф Рахимова Е. В..

В репертуаре студии инсценировки детских народных сказок о добре и зле, пьесы экологического и социального характера, авторские разработки.

Ребенку эмоциональная нагрузка, которую дают выступления на сцене, - благо. Он волей – неволей задумывается о вопросах добра и зла, о взаимоотношениях между людьми, об ответственности, о прекрасном и т. д. Я думаю, участие в коллективном творческом деле, имеющем результат, раскроет способности и возможности человека в обществе.

Программа кружка «Росточки» призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, поскольку именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Ребята принимают участие в театрализованных представлениях «Новогодняя ёлка», «Масленица».Мы ставим спектакли и выступаем не только в стенах  школы, но и принимаем участие в городских  и региональных конкурсах. А родители помогают в изготовлении декораций, реквизитов, пошиве костюмов. ( Видео театр. сказка " Лесная дружба")

Проводимые мероприятия способствуют возрождению духовных и культурных традиций русского народа, укрепление семейных отношений, привлекают внимание к нашему историческому наследию.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы «Папа, мама , я – дружная семья», «Загляните в семейный альбом».Сл. 22 - 25 Главное на моих внеклассных мероприятиях, чтобы каждый ощущал себя творцом. Ведь они все – особенные, уникальные, обладающие исключительным талантом и мир вокруг них дай бог никогда не окажется серым, скучным, бессмысленным. ведь человек начинается с пробуждения души. Наверное, я уловила параллель и стараюсь выявлять уникальность каждого.

В своей работе большое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В общественном сознании всё более глубокому разрушению подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство. Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой Родине, с изучения родного края.

Одним из интереснейших, на мой взгляд, мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию является коллективное творческое дело «То были годы огневые...», посвященное героическому прошлому прабабушек и прадедушек учащихся. Подготовка к мероприятию была очень трудоемкой.. Многие дедушки и бабушки моих учеников появились на свет уже после Великой Отечественной войны. Благодаря неоценимой помощи родителей учащихся мы по крупицам собрали информацию из семейных архивов о том героическом времени: старые, пожелтевшие от времени фотографии, сохранившиеся ордена и медали, воспоминания, чудом уцелевшие со времен войны семейные реликвии.

Сл. 26 - 29 Подводя итог коллективной работы, мы провели праздник, на который пригласили родителей, бабушек и дедушек, ветеранов войны и тыла. Со слезами на глазах, с замиранием сердца, взрослые еще раз переживали те героические события Великой Отечественной войны, о которых рассказывали теперь их собственные дети.

В нашей копилке уже немало добрых дел: операция «Дарить радость людям» - поздравление ветеранов войны и труда с Днём пожилого человека, Днём учителя, с Новым годом, Днём защитника Отечества, Днём 8 Марта, Днём Победы; акция «Синий платочек»;Сл.30- 32 операции «Книжкина больница», «Кормушка для птиц»; Сл.33- 35

Неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год в сентябре я провожу с детьми экологическую игру «Природа родного края», с помощью которой дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека. В течение учебного года проводятся беседы, викторины, конкурсы рисунков, игра «Что? Где? Когда?», которые посвящены экологическому воспитанию учащихся, привитию любви и заботы о родной природе. С большим удовольствием выезжаем с детьми и родителями в Хвалынский Национальный парк, ходим в походы. В мае мы с детьми и родителями провели День здоровья на базе оздоровительного лагеря «Орлёнок». Этот день запомнится ребятам спортивными соревнованиями, веселыми конкурсами, подвижными играми, красотой весенних пейзажей, а также вкусным шашлыком и ароматным чаем. ( Видео лагерь "Орлёнок")

    Наша школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, такими как: городская детская библиотека, музыкальная школа, школа искусств, центр дополнительного образования, детская спортивная школа, ДРОЗД и ребята моего класса активно посещают  центры по интересам. Сл. 36

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

Сл. 37 Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.


Литература

  1. А.И.Баркан,  «Его Величество Ребёнок»./  М.:1996г., с.4
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
  3. А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. -  2011. - № 2
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.
  5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Чуракова Р.Г. Очно – заочная форма повышения квалификации учителя начальных классов сельской школы.// Методист.- 2004. - № 2
  7. Чуракова Р.Г. Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» // Методист. – 2004. - № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

АНТОНОВА ЛИЛИЯ ПЕТРОВНА. ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Автор: Антонова Лилия Петровна, преподаватель английского языка школы им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева № 463Известно, что одной из основных задач обучения иностранным языкам в школе является ...

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...