Поговорим о дружбе
классный час (2 класс) на тему

Чешегорова  Людмила Ивановна

Внеклассное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_druzhbe.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цели: 

способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских взаимоотношениях.

Задачи: 

1. Создать условия для обучения детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

2. Содействовать развитию речевых умений, обогащению  словарного запаса.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование:

слайдовая презентация, карточки с пословицами, кружки – зеленые и красные (для игры «Светофор»),  листики желтые и коричневые (для рефлексии), плакаты.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада  видеть вас и   ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения!  Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

II. Основная часть.

- Сегодня на занятии, мы  с вами, ребята,  поговорим  об одном очень важном качестве человека, которое помогает наладить  взаимоотношения между людьми. А о каком  именно, вы попробуете угадать сами. Но сначала,  давайте  вместе исполним добрую песенку,  которая и будет  эпиграфом нашего занятия.

1. Исполнение песни.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной

- Вы,  наверное, уже догадались, о теме нашего занятия? Докажите свои предположения

(О дружбе и друзьях).

2. Понятие о дружбе.

- А что такое дружба?        

Дети высказывают свои версии и рассуждения.

- А давайте с вами заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем значение слова «Дружба».

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.  

- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы.  Например, философ Сократ говорил так:

«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». 

3. Чтение стихотворения «Монолог о дружбе».    

- Послушайте мысли вслух Лиона  Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе».    

Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе, может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе, если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты, а дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью, и не скажет резкость никогда?

- Ребята, вы согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?  (Нет). Тогда слушаем дальше.

Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен и не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле, школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья, на себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет, может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен, ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает, нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете без сирот, без ужасов войны.

- Итак, ребята, что же такое дружба, по мнению автора?

- Подумайте, с какими мыслями автора следует согласиться, а с какими нет?

Ответы детей: Согласиться с тем, что нужно посещать друга, если он болен, говорить всегда правду другу, даже если эта правда неприятна ему и другим товарищам.  

Не согласиться с тем, что дружба – это подсказка у доски, пас в футболе, не рассказывать о плохом поступке друга.

- Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно.В целом мире нет ни одного человека, который  бы хоть раз не задумывался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо дорожить.

Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.

- Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе. (Да). А давайте сейчас проверим.

4. Работа над пословицами в парах.

– Сейчас я предлагаю вам карточки с пословицами   о дружбе. Но их надо собрать, то есть соединить начало и конец пословицы. Работаем парами. Один человек читает начало пословицы, а другой ее конец.

Дружба – как  стекло: разобьешь – не сложишь.

Старый друг лучше новых двух.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Друг познается в беде.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Куда иголка, туда и нитка.

Не в службу, а в дружбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружбу помни, а злобу забывай.

 Будь с другом и в горе, и в радости.

 Помогай другу в беде.

 Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.

В ходе ответа учащихся можно попросить детей  дать объяснение некоторым пословицам.

5. Понятие «Друг».

- Ребята, наверное,  у вас у каждого есть свой друг.

- А, что вы можете рассказать о своих друзьях?  

Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют свой выбор.

- Почему  вы считаете их своими друзьями?

- Какими качествами обладают ваши друзья? (Добрые, веселые, умные и т.д.)

- Расскажите о хорошем поступке вашего друга.

- Давайте за более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

6. Чтение стихотворения о друге.

- А сейчас, ребята,  послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать  другом и почему.

Друг напомнил мне вчера, сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды, в стенгазете, чуть не в каждой, обо мне упоминал.

Я упал и весь промок - он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята, больше к другу не влечёт.

Ответы детей: Нет, героя нельзя назвать настоящим другом.

- А может дружба распасться? А по каким причинам?

Ответы  детей: Может. Если твой друг будет тебе постоянно напоминать о том, что он сделал для тебя... Человек плохо поступил по отношению к своему другу.

- Ребята, надо всегда помнить о том, что друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Физкультминутка

Дети вышли к доске, образовали круг, взялись за руки и выполняют движения.

Встаньте  дети,  встаньте  в  круг, я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь и  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули, лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди ты  на  мир  ясней  гляди. (2 раза).

- Дети, а  могут ли  дружить мальчики и девочки?  Ответ: Да, могут.

- Давайте послушаем спор двух ребят.

7. Сценка «Мальчишки и девчонки».

Мальчик 1. Ты где вчера был?

Мальчик 2. Я вчера с Ленкой в кино ходил.

Мальчик 1. С Ленкой  в кино ходил? И не стыдно? Да она же...

Мальчик 2. Чего?

Мальчик 1. Да она же... как ее... Да она же девчонка!

Мальчик 2. Ну и что?

Мальчик 1. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Да потому что девчонки – это...

Мальчик 2. Ну что – девчонки?

Мальчик 1. Да девчонки – они же...  с косичками!

Мальчик 2. Подумаешь – с косичками! Что же тут такого? А Ленка тем более без косичек.

Мальчик 1. А это еще хуже.

Мальчик 2. Почему же хуже?

Мальчик 1. Потому что дергать не за что.

Мальчик 2. А зачем их дергать?

Мальчик 1. А что с ними еще делать?

Мальчик 2. Поговорить можно.

Мальчик 1. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки!

Мальчик 2. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.

Мальчик 1. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.

Мальчик 2. Ничего и не зубрилы.  Она еще и в музыкальной школе учится.

Мальчик 1. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все равно зубрила. Да еще и ябеда.

Мальчик 2. Кто ябеда? Ленка? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?

Мальчик 1. Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав.

Мальчик 2. Вот ты испугался, а Ленка  его в руках держала!

Мальчик 1. Конечно, удавы девчонок не трогают.

Мальчик 2. А зато Ленка лучше всех в теннис играет.

Мальчик 1. В теннис! Да это же… девичья игра. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!

Мальчик 2. Подумаешь – шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.

Мальчик 1. Таких глупых?

Мальчик 2. Это почему же глупых? Ленка глупая?

Мальчик 1. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Она получше кого-нибудь нашла бы.

Мальчик 2. Кого же это?

Мальчик 1. Да меня хотя бы.

Мальчик 2. Да она с тобой не пойдет.

Мальчик 1. Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.

Мальчик 2. Кого, Ленку?

Мальчик 1. Не Ленку, а Лену.

Мальчик 2. Так она же это...

Мальчик 1. Кто?

Мальчик 2. Девчонка.

Мальчик 1. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.

Мальчик 2. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.

Мальчик 1. Пошли.

- В чем убедились мальчишки?

Дети отвечают: Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

8. Понятие «Настоящий друг».

- А что значит – настоящий друг? Посмотрите на экран и назовите  пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.

На слайде:

добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, заботливый, доверчивый, веселый, ленивый.

– Кто хотел бы прочитать?

Три-пять человек читают свои слова.

– Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

9. Чтение рассказа «Друзья».

- Послушайте рассказ «Друзья» и скажите, кто же из мальчиков оказался настоящим другом.

Трое  приятелей  жили  по  соседству,  учились  в  одной  школе.  Дружба   их началась очень давно, почти с пеленок. Малышами они  любили возиться во дворе, в  песочнице.  Через  некоторое   время  они  подросли  и  пошли в садик, а потом  в школу.

Ваню, Сережу и Сеню  все  называли  неразлучными  друзьями.
Но однажды произошел случай, который испытал на  прочность  мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой  ледяной  горы.  Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных  друзей,  стоял   на  самом  верху  горки   и,  давясь  от  смеха,   прокричал бедолаге:
– Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!

Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно  лежал,  так  и  уткнувшись лицом  в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив  свои санки, он подбежал к другу.
– Вань, ты чего? – испуганно  прокричал  он  и  потряс  тихонько мальчика  за плечо. Тот,  глотая  слезы,  тихо  застонал.
– Больно? – спросил  Сеня товарища,  помогая   подняться  и  отряхнуться  от снега.
– Не   очень!  –  мужественно  прошептал Ваня,  украдкой   вытирая   слезы. – Только нога болит...
– Давай я тебе помогу! – Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. – Держись, Ванек! Я  тебя  домой  отвезу.
– Спасибо! – прошептал Ваня, морщась  от  боли.

– Да не за что! – отмахнулся  Сеня.
– Эй,  Сенька!  Санки  свои  убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху  Сережа.
Мальчик  ничего  не  ответил. Он  привязал  свои  санки  к  Ваниным  и  повез друга  домой.

– Кого из Ваниных  друзей можно  назвать настоящим другом? Почему?

Дети отвечают: Сеня – настоящий друг.

– Какая из пословиц  больше   подходит к этому рассказу?

Ответы детей:  Друзья познаются в беде.

10. Решение ситуативных задач.

- А сейчас я хочу узнать, какие вы друзья? Я предлагаю  вам несколько  ситуаций, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае?

1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете?  

Ответ детей.

2. Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите? Ответ детей.

        

- Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.

- Ну,  а теперь немного поиграем.

Игра «Светофор».

Я перечисляю разные качества человека. Когда я называю качество, способствующее дружбе, то вы поднимаете вверх круги зеленого цвета, когда мешающие дружбе – красного цвета.

Качества: добрый, злой, отзывчивый, неискренний, добросовестный, лживый, порядочный, безответственный, общительный.

III. Заключительная часть. Итог занятия.

- Подводя итог нашему занятию, я хотела бы, чтобы вы сами составили секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

- Послушаем, что же у вас получилось?

Выслушиваются ответы детей, потом сравниваются с представленными правилами дружбы на слайде.

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

- Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

- Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

- Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям, надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

- Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

IV.  Рефлексия.

- Ну, вот и подошло наше занятие к концу! Мне  хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами  листики желтые и коричневые.

- Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение  -  возьмите в руки желтые листья, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  коричневые.

Все учащиеся выходят к доске, поднимают руки вверх и плавно отпускают листья вниз. Листья кружатся в воздухе.

- На этом наше занятие окончено. До новых встреч!

(Звучит песня о дружбе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"

Цели:побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;формировать ...

Поговорим о дружбе

Классный час на тему Дружба...

Классный час во 2 классе «Поговорим о дружбе»

выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся; ...

Поговорим о дружбе

Классный час во 2 классе...

Класный час "Поговорим о дружбе..."

Актуальность выбранной темы:дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в на...

Классный час "Поговорим о дружбе"

Цель классного часа - расширить понятие о настоящей бескорыстной дружбе. К конспекту прилагается презентация, карточки....

Классный час "Поговорим о дружбе"

По результатам проктной деятельности проводится классный час, на котором дети повторяют всё, что узнали о дружбе....