Наш дом - планета Земля
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Марчук Ольга Александровна

Программа внеурочной деятельности "Наш дом - планета Земля" по духовно - нравственному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dom_-planeta_zemlya.docx75.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Программа внеурочной деятельности  «Наш дом – планета – Земля» по духовно – нравственному направлению составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН  2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении  в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4.  Методических материалов по организации внеурочной деятельности в     образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)

5.   Учебного плана школы.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа.

     Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

     Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

          Особое значение экологическое образование имеет для жителей экологически неблагоприятных территорий. К их числу принадлежит Кузбасский промышленный регион, в котором зарегистрирована близкая к катастрофической ситуация.

        В сложившейся ситуации экологическое образование и воспитание – важная социальная проблема, без решения которой нет развития гармонических взаимоотношений общества и природы.

        Экологическое образование и воспитание в школе должно реализовываться непрерывно, последовательно, с соблюдением преемственности и системного подхода, начиная с начальной школы.

        Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Программа «Наш дом – планета Земля» - это маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность.

         Актуальность данной проблемы возрастает с тем, что современные дети оторваны от природы, окружены виртуальной, зачастую агрессивной средой.

Решить проблему поможет непосредственное изучение учащимися объектов природы, активная натуралистическая работа, стимулирующая к сознательному и бережному отношению к природным богатствам страны. Общение с природой, методы зоотерапии, фитотерапии, помогающие ребенку обрести душевное спокойствие, снимающие негативные проявления, могут выступить мерой профилактики девиантного поведения. В общении с животными, растениями дети чувствуют себя необходимыми, ответственными, самостоятельными. 

Цель: создание условий для экологического воспитания и образования детей через ознакомление их с окружающим миром, природой, проблемами, связанными с рациональным природопользованием, местом человека в природе; развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения в природе и быту.

В  связи с этим поставлены следующие задачи:

  • дать первые представления о неразрывности системы "Человек-природа-общество", показать место человека, животных и растений в природе;
  • познакомить с многообразием растительного и животного мира;
  • знакомить обучающихся с экологическими проблемами, идеями и путями их решения;
  • познакомить с историей родного края, его достопримечательностями, особенностями животного и растительного мира;
  • воспитывать любовь к малой Родине, посредством походов, экскурсий, наблюдений;
  • создать условия для удовлетворения познавательного интереса ребенка, пробуждения любознательности, потребности общения с природой;
  • заложить основы сравнения, обобщения собственных наблюдений в природе;
  • приучать к самостоятельной работе, воспитывать ответственность, поддерживать радость открытия и гордость за результаты своего труда;
  • создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни;
  • развивать у детей умения и навыки по уходу за животными и растениями;
  • совершенствовать речь, воображение, пространственное и образное мышление учащихся;
  • создать условия для развития индивидуальных способностей, помочь  ребенку реализовать себя как личность;
  • организовать эмоциональное дружеское общение со сверстниками и взрослыми через доступные формы деятельности (посильную практическую деятельность по охране природы родного края, игру, активный отдых, познание).

       Программа «Наш дом-планета Земля» опирается и учитывает те знания, которые учащиеся получают на уроках окружающего мира, расширяет, углубляет и дает дополнительные знания по природоведению, ботанике, зоологии, экологии, анатомии, географии и краеведению, что в дальнейшем поможет детям с интересом изучать предметы естественного цикла, свободно в них ориентироваться. Программа не дублирует ни один из вариантов учебных программ общеобразовательной школы, учитывает возрастные особенности и носит личностно-ориентированный характер, смысл которого заключается в следующем:

  • учащиеся должны быть включены в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, эстетическую, ценностно-ориентировочную, преобразовательную и т.д.;
  • ребенок имеет право выбора того вида деятельности, который наиболее соответствует его способностям, склонностям, интересу, субъективному опыту;
  • важную роль играют социальные мотивы - соревновательные мотивы самоутверждение в группе сверстников, стремление познать новое, самообразование, самосовершенствование, желание получить положительную отметку своих знаний;
  • виды деятельности являются элементами продуманной, четко спланированной системы, имеющей различные уровни сложности.

      Программа «Наш дом – планета Земля» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 139 часов, 1 час в неделю.         

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

           34 часа

10 часов

24 часов

2 класс

35часов

8 часов

27 часов

3 класс

35часов

6 часов

29 часов

4 класс

35часов

9 часов

26 часов

      Основная организационная форма обучения - занятие в группах не более 10 - 14 человек, так как полноценное осуществление программы возможно лишь при хорошем контакте между детьми и учителем.

     Место проведения занятий – учебные кабинеты школы, пришкольный участок, «Зимний сад», «Зооцентр», «Аквацентр» станции юных натуралистов, читальный зал библиотеки, музеи города.

    Содержание  программы рассчитано на возможности детей младшего школьного возраста (6-10 лет, 1-4 классы).        

    При комплектовании групп дети не должны обладать определенными знаниями и способностями.

    В группе занимаются одновременно мальчики и девочки.

    Формы организации детского коллектива: беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия, спортивные соревнования, конкурсы эрудитов, фотоконкурсы, эколого – натуралистические праздники, мини – спектакли, КВНы, праздники,  походы и др.

Учебно – тематический план

1 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение в экологию.

1

1

2

Молчаливые соседи.

1

2

3

Пернатые друзья.

1

1

4

О чем шепчут деревья.

1

1

5

Загадки животного мира.

1

2

6

Секреты неживой природы.

1

1

7

Оранжерея на окне.

1

3

8

Человек – часть живой природы.

2

2

9

Охрана природы.

1

2

10

Досуговые мероприятия

9

 Итого:

10

24

2 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Общение с природой. Сезонные явления природы.

2

5

2

Солнце, воздух, вода…и растения.

2

4

3

Птицы нашего края.

1

5

4

Богатство родной природы в творчестве народа.

1

4

5

Что мы знаем о своем городе.

1

2

6

Откуда берется и куда девается мусор?

1

5

7

Досуговые мероприятия

2

Итого:

8

27

3 класс

  № п/п

                                          Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводный урок «Почему мы часто слышим слово «экология».

1

2

Вода – источник жизни.

1

6

3

Воздух и его охрана.

2

3

4

Удивительный мир растений.

1

6

5

Загадочный мир животных.

1

9

6

Уголок хорошего настроения.

5

Итого:

6

29

4 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Мир  глазами эколога.

1

2

2

Мы любим свой город.

1

3

3

История нашего края.

2

2

4

Птицам наша забота.

1

3

5

Охрана растений Кемеровской области.

1

3

6

Животные, которым грозит  исчезновение.

1

4

8

Заповедники и заказники родного края.

2

4

9

Чем занимаются люди земли Кузнецкой.

2

10.

Передаём свои знания

3

Итого

9

26

Календарно-тематическое планирование

1 класс

34 часа (1 раз в неделю)

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

Введение в экологию

1

По следам Робинзона. (Эколого-натуралистический праздник)

2

Экскурсия в природу «Золотая волшебница – Осень»

Молчаливые соседи

3

Молчаливые соседи

4

Экскурсия в живой уголок СЮН

5

Фотовыставка «Наши любимцы»

Пернатые друзья

6

Пернатые друзья

7

Акции «Кормушка», «Птичья столовая»

О чём шепчут деревья

8

О чём шепчут деревья

9

Игра «Путешественник» (деревья родного города)

Загадки животного мира

10

Животные леса Кузбасса

11

Экскурсия в краеведческий музей

12

Заочное путешествие «Загадки животного мира»

Секреты неживой природы

13

Секреты неживой природы

14

Игра «Тайны вокруг нас»

Оранжерея на окне

15

Оранжерея на окне

16

Наблюдение за комнатными растениями

17

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатных растений

18

Ухаживание и выращивание растений

Человек – часть живой природы

19

Человек – часть живой природы

20

Труд людей и его значение. Правила безопасной работы.

21

Выращивание лука в комнатных условиях

22

Выращивание рассады растений для пришкольного участка

Охрана природы

23

Редкие виды растительного и животного мира. «Красная книга»

24

Экскурсия в «Зимний сад» СЮН

25

Экскурсия в «Зооцентр» СЮН

Досуговые мероприятия

26

Викторина «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?

27

Праздник «День птиц»

28

Устный журнал «Наш дом – планета Земля»

29

Гостиная  «В гостях у золотой рыбки»

30

Игра «Приключения в лесу»

31

Праздник «Наш окружающий мир»

32

Фотовыставка «Уголки природы родного края»

33-34

Итоговое занятие. Экологическая тропа. (Поход по экологической тропе г. Новокузнецка)

Календарно-тематическое планирование

2 класс

35 часов (1 раз в неделю)

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

Общение с природой

1

По следам Робинзона. (Эколого-натуралистический праздник)

2

Великая школа природы

3

Экскурсия в природу

4

Чему учит нас природа?

5

Экологическая игра «Загадки природы»

6

Праздник «Дары осени»

7

Тематическая линейка «День Земли»

Солнце, воздух, вода…и растение

8

Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля

9

Выпуск книжки – малышки «Осторожно, их мало!»

10

Экологическая игра «Хочу всё знать»

11

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце»

12

Акция «Зелёная красавица»

13

Растения - синоптики

Птицы нашего края

14

Заочное путешествие «Птицы нашего края»

15

Экскурсия в краеведческий музей

16

Тематическая линейка «День птиц»

17

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

18

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края?»

19

Экологическая игра «Птичий переполох в лесу»

Богатство родной природы в творчестве народа

20

Народные художественные промыслы

21

Экскурсия в художественный музей

22

Выставка рисунков о природе родного края

23

Ярмарка народного мастерства

24

Конкурс экологических сказок

Что мы знаем о своём городе

25

Новокузнецк – любимый город мой родной!

26

Фотоконкурс «Город глазами детей»

27

Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»

Откуда берётся и куда девается мусор?

28

Что такое бытовые отходы?

29

Выставка поделок из бытовых отходов

30

Устный журнал «Что ты можешь сделать для своего двора?»

31

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника»

32

Акция «Наш чистый школьный двор»

33

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

34-35

Итоговое занятие. Экологическая тропа. (Поход по экологической тропе г. Новокузнецка)

Календарно-тематическое планирование

3 класс

35 часов (1 раз в неделю)

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

Почему мы часто слышим слово «экология»

1

По следам Робинзона. (Эколого-натуралистический праздник)

Вода – источник жизни

2

Водоёмы Кемеровской области

3

Экологическая игра «Водоёмы просят о помощи»

4

Экскурсия к роднику (Заводской район)

5

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

6

Тематическая линейка «День воды»

7

Игровые приёмы «Портрет воды», «Чистый голос воды»

8

В капле воды

Воздух и его охрана

9

Викторина «Что мы знаем о воздухе»

10

Круглый стол «как сохранить воздух чистым»

11

Загадки леса. (Эколого-натуралистический спектакль)

12

Твоё здоровье. (Спортивно-развлекательный праздник)

13

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края»

Удивительный мир растений

14

Растения – лекари и растения - хищники

15

Экскурсия в «Зимний сад» СЮН

16

Карта мира на окне

17

Создание кроссвордов «Растения моего края»

18

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения)

19

Опасные растения

20

Экологическая игра «Лесная аптека

Загадочный мир животных

21

Это всё животные

22

Возникновение жизни на Земле

23

Экскурсия в «Зооцентр» СЮН

24

Игра-путешествие «По рыбьему следу рек и озёр нашего края»

25

О тех, кто умеет летать

26

Круглый стол «Что будет, если исчезнут насекомые?»

27

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные)

28

Животные - синоптики

29

Игровые приёмы «Эрудит», «Лесные заморочки»

30

Обитатели воды. Экскурсия в «Аквацентр» СЮН

Уголок хорошего настроения

31

Выращивание рассады цветов

32

Выращивание, уход за рассадой

33

Озеленение пришкольного участка

34-35

Итоговое занятие. Экологическая тропа. (Поход по экологической тропе г. Новокузнецка)

Календарно-тематическое планирование

4 класс

35 часов (1 раз в неделю)

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

Мир глазами эколога

1

По следам Робинзона. (Эколого-натуралистический праздник)

2

Природоохранительная акция «Мой экодом»

3

Экологическая акция «Не проходите мимо!»

Мы любим свой город

4

Новокузнецк – мой любимый город

5

Охрана природы – твоя обязанность

6

Природоохранная акция « Чистый микрорайон»

7

История нашего края

8

Путешествие в историю

9

Подземные сокровища Земли Кузнецкой

10

Чем занимаются люди Земли Кузнецкой?

11

Создание буклета «История моего края»

Птицам – наша забота

12

Пернатая радуга

13

Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области

14

Изготовление кормушек для птиц

15

Конкурс кормушек. Развешивание кормушек на пришкольном участке.

Наблюдение за птицами

Охрана растений нашей местности

16

Живые страницы. Природа родного края

17

«Красная книга» растений Кузбасса

18

Тайны природы (эколого-натуралистический мини-спектакль)

19

Экологическая акция «Сохрани ёлочку!»

Животные, которым грозит исчезновение

20

Животный мир Кемеровской области

21

Экскурсия в «Зооцентр» СЮН

22

Об охоте и рыбной ловле

23

«Красная книга» животных Кемеровской области

24

Экскурсия в контактный зоопарк «Живая сказка»

Заповедники и заказники родного края

25

Игра-путешествие «Заповедники и заказники Кемеровской области»

26

Проект «Заповедные зоны родного края»

Занятия могут быть заменены экскурсией    в Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау»

г. Междуреченск

27

Проект «Заповедные зоны родного края»

28

Проект «Заповедные зоны родного края»

29

Выпуск «Жалобной книги природы»

30

Экскурсия в конный клуб «Фаворит»

Чем занимаются люди земли Кузнецкой

31

Экскурсия в «Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов»

32

Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края»

Передаём свои знания

33

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

34-35

Итоговое занятие. Экологическая тропа. (Поход по экологической тропе г. Новокузнецка)

        

Содержание программы

1 класс

№ п/п

Тема занятий

Содержание

Теория

Практика

1

Введение в экологию

Понятие о природе, красоте природы.

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

По следам Робинзона (эколого – натуралистический праздник)

Экскурсия в природу.

2

Молчаливые соседи

Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

Экскурсия в живой уголок СЮН.

Фотовыставка «Наши любимцы».

3

Пернатые друзья

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице.

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

4

О чем шепчут деревья

Сезонные изменения деревьев в природе.

Особенности роста и развития деревьев.

Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).

5

Загадки животного мира

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кузбасса и их приспособленность к зимнему периоду.

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

6

Секреты неживой природы

Наблюдение за состоянием воды в природе.

Интересное в неживой природе.

Игра «Тайны вокруг нас».

7

Оранжерея на окне

Наблюдение за комнатными растениями.

Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

8

Человек  - часть живой природы

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.

Выращивание лука в комнатных условиях.

Правила ухода.

9

Охрана природы

Знакомство с понятием «Красная книга».

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

Экскурсия в оранжерею СЮН №2.

Посещение живого уголка СЮН №2.

10

Досуговые мероприятия

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

Игра «Азбука экологии».

Игра «Приключения в лесу».

Праздник «Наш окружающий мир».

Поход по экологической тропе г.Новокузнецка.

2 класс

№ п/п

Раздел программы

Содержание

Теория

Практика

1

Общение с природой

Наблюдение за жизнью природы.  Календарь природы. Народные приметы.

Беседа «Прогулки в Природоград».

Правила поведения в природе.

По следам Робинзона (эколого – натуралистический праздник)

Экскурсия в природу.

Экологическая игра «Загадки природы».

Праздник «Дары осени».

Тематическая линейка «День Земли»

2

Солнце, воздух, вода…и растение

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»

Экологическая игра «Хочу все знать!»

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

3

Птицы нашего края

Заочное путешествие.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.

Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.

Посещение краеведческого музея.

Тематическая линейка «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Викторина  «Знаешь ли ты птиц своего края».

Экологическая игра «Приключения в лесу».

4

Богатство родной природы в творчестве русского народа

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.

Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).

Экскурсия в краеведческий музей.

Выставка рисунков о природе.

Ярмарка народного мастерства.

Конкурс экологических сказок.

5

Что мы знаем о родном городе

Экологическая ситуация в городе.

Фотоконкурс «Город глазами детей».

 Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»

6

Откуда берется и куда девается мусор?

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.

Выставка поделок из бытовых отходов.

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Акция «Наш чистый школьный двор».

7

Досуговые мероприятия

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

Поход по экологической тропе г.Новокузнецка.

3 класс

№ п/п

Тема занятий

Содержание

                 Теория

                 Практика

1

Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология»

Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

По следам Робинзона (эколого- натуралистический праздник)

2

 Вода  - источник жизни

Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Кемеровской области.

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».

Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

Тематическая линейка «День воды».

Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея».

Инсценирование экологической сказки «Репка».

3

Воздух и его охрана

Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Кемеровской области, стране.

Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».

Викторина «Что мы знаем о воздухе».

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».

4

Удивительный мир растений

Знакомство с растениями лекарями, хищниками.

Выращивание и уход за комнатными растениями.

Создание кроссвордов «Растения моего края».

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию».

Экологическая игра «Лесная аптека».

5

Загадочный мир животных

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.

Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края».

Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки».

Проект «Знакомые незнакомцы»

6

Уголок хорошего настроения

Выращивание рассады цветов.

Озеленение пришкольного участка.

Поход по экологической тропе г.Новокузнецка.

4 класс

№ п/п

Тема занятий

Содержание

                    Теория

                Практика

1

Мир глазами эколога

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.

По следам Робинзона (эколого- натуралистический праздник)

Природоохранительная акция «Мой экодом».

Экологическая игра  «Не проходите мимо!»

2

Мы любим свой город

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

Пути решения экологических проблем города.

Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».

Природоохранная акция «Чистый микрорайон».

Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей».

3

Птицам - наша забота

Изучение разнообразия птиц родного края.

Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

Природоохранная акция «Пернатые друзья».

Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области.

Конкурс кормушек

4

Охрана растений нашей местности

Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Растения, нуждающиеся в защите.

Особенности их внешнего строения и распространения.

Устный журнал «Зеленая книга».

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»

«Красная книга растений Кузбасса»

5

Животные, которым угрожает исчезновение

Разнообразие животных Кемеровской области.

Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.

«Красная книга» животных

Кемеровской области

6

История нашего края

Знакомство с историей Кузнецкой земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках.

Экскурсии:»Томская писаница», «Телеутская землица».

Изготовление кукол-оберегов.

Создание буклета «История моего края».

7

Заповедники и заказники родного края

Знакомство с растительностью липовой рощи Кузбасса, горной тундры и альпийских лугов, находящихся под охраной.

Игра – путешествие «Заповедники и заказники Кемеровской области».

Экскурсия «Заповедный край Томуса».

Проект «Заповедные зоны родного края».

Выпуск «Жалобной книги природы».

8

Чем занимаются люди земли Кузнецкой

Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов».

Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».

9

Передаем свои знания

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

КВН «Эта хрупкая планета».

Поход по экологической тропе г.Новокузнецка.

        

        Результаты освоения курса «Наш дом – планета Земля»

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнять  предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

- устанавливать  причинно-следственные связи.

        

Требования к уровню подготовки

   К концу первого года обучения школьники должны

 знать:

  • правила поведения в природе
  • что такое природа, природа живая и неживая
  • секреты живой и неживой природы
  • понятия «растение», «животное», «экология», «краеведение»
  • растения дикорастущие и культурные
  • название частей растений
  • жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы
  • признаки хвойных и лиственных растений
  • основные группы животных: насекомых, рыб, птиц, зверей
  • названия растений и животных живого уголка
  • название страны, области, города, главной местной реки
  • свой адрес( материк, страна, область, город, район, улица, номер дома и квартиры)
  • названия коренных жителей области(шорцы и телеуты)
  • условия, необходимые для жизни растений и животных города
  • нравственные правила обращения с объектами природы

уметь:

  • организовать рабочее место;
  • классифицировать природные тела на живые и неживые;
  • выражать свое отношение к природе через рисунок;
  • наблюдать за живыми и неживыми объектами природы;
  • пояснять значение растений, животных, природы в жизни человека;
  • выполнять правила гигиены, охранять свое здоровье;
  • уметь записать свой адрес на открытке и конверте;
  • проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
  • оказывать помощь птицам в зимнее время;
  • эмоционально - нравственно относиться к природе

К концу второго года обучения школьники должны

знать: 

  • названия материков и их расположение на глобусе, карте;
  • значение Солнца в развитии жизни на Земле;
  • свойства воды, агрегатные состояния воды, значение воды в жизни живых организмов, правила поведения на водоеме;
  • свойства воздуха, основные источники загрязнения, его значение в жизни живых организмов;
  • разнообразие растительного  и животного мира;
  • особенности животного и растительного мира своего края;
  • основные   культурные   растения: злаки, овощи, фрукты;
  • опасные растения;
  • причины необходимости  природоохранной  деятельности;
  • наиболее распространенные полезные ископаемые Кузбасса,
  • главные улицы города;
  • чем занимаются люди Кузбасса;
  • понятие «экологическая тропа»,
  • правила  безопасности и поведения на природе;
  • правила личной и общественной гигиены.

уметь:

  • организовать рабочее место;
  • вести наблюдение в природе;
  • узнавать и описывать животных и растения;
  • рассказать о своих наблюдениях;
  • выражать свое отношение к природе, животным, растениям через рисунок;
  • выполнять правила гигиены, охранять свое здоровье;
  • работать с гербарием,  коллекциями, наглядным и раздаточным материалом;
  • оказывать посильное участие в охране природы (подкармливание птиц, сбор семян, участие в экологических акциях).

К концу третьего года обучения школьники должны

знать:

  • название материков и их расположение на карте и на глобусе;
  • особенности природы Кемеровской области;
  • формы земной поверхности;
  • что такое среда обитания;
  • местообитание животных и их экологические ниши;
  • влияние человека на животный  и растительный мир планеты;

уметь:

  •  сравнивать живые организмы;
  • узнавать растения и животных  разных природных зон по внешнему виду и описанию;
  • находить и показывать материки и океаны на глобусе и карте;
  • уметь ориентироваться на местности, уметь пользоваться планом и географической картой;
  • работать с литературой;

К концу четвёртого года обучения школьники должны

 знать:

  • животных и растения Кузбасса, занесенные в «Красную книгу»;
  • заповедные территории Кузбасса;
  • роль зоопарков,  заповедников,  заказников для сохранения численности животных и растений.

уметь:

  • узнавать животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области;
  • объяснять отрицательное влияние человека на природу;
  • выражать свое отношение к природе через рисунок;
  • уметь применять знания и умения по охране и укреплению своего здоровья,
  • размышлять над причинами, вызвавшими  явление, давать нравственно-эмоциональную оценку ситуаций;
  • реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
  • пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе;

        Программа «Наш дом – планета Земля» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к  малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Формы и виды контроля

     Отслеживание результатов обучения проводится на занятиях в течение учебного года и в конце учебного года при подведении итогов.

Сравнительный анализ результатов входного и итогового контроля дает возможность отслеживать динамику развития ребенка и усвоения им полученных знаний и умений.

Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребенка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, а с его исходными возможностями.

Важным показателем эффективности реализации программы является участие детей в течение года в выставке творческих работ, в конкурсах, спортивных состязаниях, походах и т.д.          

Результатом освоения программы «Наш дом-планета Земля» для большинства учащихся является определенный объем знаний, умений и навыков, который положительно сказывается в дальнейшей учебной и познавательной деятельности. Многие дети в процессе занятий реализуют свое увлечение, повышают собственную самооценку, через общение со сверстниками, животными и растениями решают (снимают) проблемы психологического напряжения и тревожности человека, которые возникают в школьной и семейной среде.

Входной контроль проводится в форме эколого – натуралистического праздника «По следам Робинзона», цель которого в игровой беседе выявить знания детей. Неформальная обстановка праздника создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, улучшает образовательный и воспитательный процесс, что позволяет в дальнейшем выбрать правильные формы и методы работы.

        Текущий (промежуточный) контроль учитель на каждом занятии осуществляет, используя тематические вопросники, наблюдение за работой, поведением, участием и ответами обучающихся при выполнении заданий учебного курса, творческих работ, во время игровых ситуаций, спортивных соревнований, КВНов, конкурсов эрудитов, эколого-натуралистических праздников и мини-спектаклей «Сказка Зимнего леса», «Загадки леса», «Тайны природы».

               Итоговый контроль  проводится в форме итогового похода.

Цель итогового контроля – определение уровня знаний, востребованность программы, получение сведений для работы над совершенствованием содержания программы и методик обучения.

Итоговый поход по экологическим тропам г. Новокузнецка, в котором участвуют дети, родители, учитель выбран формой подведения итогов первого,  второго, третьего и четвёртого годов обучения. Оценивается участие детей в подготовке похода, в конкурсах, играх-викторинах, отношение к сверстникам, взрослым, окружающей природе. В результате под влиянием впечатлений от похода активизируется познавательная деятельность воспитанников, развивается и формируется интерес от причастности к мероприятию, коллективу.

        Итоговый контроль, позволяет учителю,  детям, родителям увидеть результаты своего труда, определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести коррективы в дальнейший учебный процесс, создает хороший психологический климат в коллективе.

        Основным документом учета является журнал, где фиксируется информация о посещаемости и пройденном на занятиях материале. Учет успеваемости проводится методом опроса, беседы и наблюдения.

        Методы диагностирования: наблюдение,  беседа, анализ результатов деятельности, тестирование, анкетирование.

Формы подведения итогов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 Игра «Тайны вокруг нас».

Акция «Птичья столовая»

Проект «Выращивание лука в комнатных условиях».

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?».

Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Праздник «Наш окружающий мир».

Экологическая тропа.

 (Поход по экологической тропе

 г.Новокузнецка)

Праздник «Дары осени».

Экологическая игра «Хочу все знать!».

Проект «Солнце, воздух, вода  и…растение».

Выпуск  буклета «Птицы – наши друзья».

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».

Конкурс экологических сказок

Ярмарка народного мастерства

Выставка «Поделки из бытовых отходов».

Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора».

Акция «Наш чистый школьный двор»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебников».

Экологическая тропа.

 (Поход по экологической тропе

 г.Новокузнецка

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи», «Жалобная книга природы» (растения).

«Жалобная книга природы» (животные).

Инсценирование экологических сказок.

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?».

Эксперимент «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее природности для водоснабжения населения».

Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».

Создание кроссвордов «Растения моего края».

Заседание клуба «Что будет, если исчезнут насекомые».

Проект «Знакомые незнакомцы».

Выращивание цветочных растений и озеленение пришкольного участка.

Экологическая тропа.

 (Поход по экологической тропе

 г.Новокузнецка

Изготовление кукол-оберегов.

Создание буклетов об истории родного края.

Выезд на природу с маршрутным наблюдением «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей»

Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области.

Выпуск «Жалобной книги природы».

Создание краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».

Проект «Заповедные зоны Кузбасса».

Конкурс кормушек.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория».

Экологическая тропа.

 (Поход по экологической тропе

 г.Новокузнецка

      В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. 

Материально – техническое обеспечение

Печатные пособия

  1.  Воронкевич О. Бодро пожаловать в экологию: Детские экологические проекты. Методическое пособие. Издательство: Детство – Пресс.
  2. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание. Издательство: Амрита – Русь, 2008г.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Дары Земли: Сказки о фруктах и овощах, ягодах и грибах, злаках земли. Издательство: Сфера, 1999 г.
  4. Лопатина А., Скребцова М. Исцеление природой. Книга для занятий по духовному воспитанию. Издательство: Сфера, 1999 г.
  5. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости (50 уроков о добрых качествах) Москва: Философская книга, 2014г.
  6. Лопатина А., Скребцова М. Степени  мудрости (50 уроков о добрых качествах) Москва: Философская книга, 2014г.
  7. Лопатина А., Скребцова М. Тайны прнироды. Издательство: Амрита - Русь, 2008г.

Материал на электронных носителях

  1. Программно-методический комплекс по основам естествознания. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. DVD.

Техническое обеспечение

  1. Компьютер портативный (ноутбук) для учителя Aquarius Cmp NS725.
  2. Компьютер портативный (ноутбук) для ученика Aquarius Cmp NS725 – 13 шт.
  3. Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки портативных компьютеров, прочего учебного оборудования AquaCart
  4. Интерактивная система SMART Board 480iv со встроенным проектором V25.
  5. Многофункциональное устройство XEROX Work Centre 3220 (32320V/DN).
  6. Цифровая лаборатория для начальной школы для проведения естественно - научных экспериментов PASCO «Познаём окружающий мир».
  7. Глобус Земли с двойной картографией «Двойная карта»

Дидактические пособия

  1. Дидактическое пособие по окружающему миру тип 1 «Экология» - 13 шт.
  2. Дидактическое пособие по окружающему миру тип 2 «Ботаника» - 13 шт.
  3. Дидактическое пособие по окружающему миру тип 3 «Сравни и подбери» - 13 шт.
  4. Коллекция геологическая для начальной школы.
  5. Модель – аппликация «Здоровье человека».
  6. Гербарий для начальной школы (30 видов, с иллюстрациями).
  7. Набор посуды и принадлежностей для проведения естественно – научных экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш дом - планета Земля. Праздник, посвященный Дню земли.

Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то хотя бы свою комнату. Но почему-то переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже ...

Вода на планете Земля.Реки Земли. (по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс )

Проектная работа по окружающему миру в форме презентации к уроку....

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....

Проверочная работа по окружающему миру "Планета земля" 2 класс УМК Планета знаний

Проверочная работа в формате теста для проверки знаний после изучения темы "Планета земля" по следующим разделам:1. Космос2. Земля3. Глобус4. Изучение поверхности Земли...

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...