Конкурсно-познавательная программа «По имени называют, по отчеству величают»
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шишлакова Екатерина Михайловна

В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга по имени, причем по сокращенному – Катя, Саша, Дима… Конечно это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

         Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсно-познавательная программа «По имени называют, по отчеству величают»

Ход мероприятия.

        Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее наше мероприятие называется «По имени называют, по отчеству величают».  Мы узнаем происхождение ваших имен, их значение, познакомимся с православными традициями русского народа, вспомним русские имена, современные и устаревшие.

  1. ИГРА  «ЭСТАФЕТА  ИМЕН».

        С рождения всю жизнь звучит для нас наше имя, оно часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека – это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там и тут, где по имени зовут». Ученые заметили, что, что когда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спокойнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя некомфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен». Задача этой игры – громко назвать человека по имени.

        Какие у вас были добрые, умные лица, когда вы слышали свои имена!

        Я думаю, что вы будете обращаться друг к другу только по именам.

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК  «ЧТО  ТАКОЕ  ИМЕНИНЫ?»

        В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга по имени, причем по сокращенному – Катя, Саша, Дима… Конечно это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

        Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь.

        С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависит счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то признакам из семьи, из рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черный, Добр, Храбр, Молчун, Первый, Второй, Меньшой и др. Но после принятии христианства эта традиция исчезла. К 15 веку как отдельная книга СВЯТЦЫ – список церковных праздников и святых в календарном порядке. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в СВЯТЦАХ на день рождения ребенка. Именем выбранного святого называют дитя при крещении. Бывает и по другому: если в семье любят кого-либо из святых и часто ему молятся, то в знак почтения к нему, называют его именем ребенка. Тогда день рождения может не совпадать с именинами.

        ИМЕНИНЫ – это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел – хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти ему на помощь. Для православного человека  его святой – это не только покровитель, но и образец для подражания.

«ЗНАЧАНИЕ  ИМЕНИ»

        В настоящее время учеными доказано, что имя воспитывает в человеке некоторые качества характера и темперамента, влияет на здоровье. Если, к примеру, человек отожествляет себя с именем, которое звучит уверенно и сильно, он может проникнуться верой в самого себя и очень многого добиться.

        Ребята, вы не представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому и назвали вас:

        АЛЕКСАНДРАМИ – настоящими мужчинами.

        АЛЕКСЕЯМИ – защитниками

        ИРИНАМИ – мирными

        ЕЛЕНАМИ – значит «светлыми»

        ЕКАТЕРИНАМИ – значит «чистыми».

        Значение своего имени каждый может узнать из специальных словарей. Например, «Словарь русских имен» А.В. Суперанской, «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского и др.

        Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки. Об этом говорит и русская пословица.

«НЕ  ИМЯ  КРАСИТ  ЧЕЛОВЕКА,  А  ЧЕЛОВЕК  -  ИМЯ».

«Имена, ставшие знаменитыми».

        Бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах. Об этом нам расскажут….  

         Хороших имен в истории гораздо больше, чем плохих.

        От каждого человека зависит, какую память о себе он оставит.

Беседа «Дорожи своим именем».

        В соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку с крещением, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии.

        КАК  ВЫ  ДУМАЕТЕ,  ПОЧЕМУ  НУЖНО  ДОРОЖИТЬ  СВОИМ  ИМЕНЕМ?

- Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.

- Нужно дорожить честью своей семьи.

- По твоим поступкам судят о твоей семье.

- Чтобы родителям не было за тебя стыдно.

А как вы понимаете слова    «Человек уронил свое имя?»

        Есть такая пословица «Береги честь смолоду».

Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?

- Если в молодости вел себе подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать в старости.

- Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.

        Дорожить своим именем должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом бывает очень трудно.  Я желаю вам беречь свое доброе имя.

Поздравление  именинников.

        Ребята, мы сегодня говорили об именах. Давайте посмотрим в церковный календарь, кого мы можем поздравить сегодня с Днем ангела?

        Дорогие наши именинники! От всей души поздравляем вас с Днем ангела. Дай Бог вам всем доброго здравия, мира душевного, сил и терпения.

Конкурсная  программа.

        Ребята, у всех у вас очень красивые имена. Но есть такие  дети, у которых одинаковые имена или одинаковые фамилии.

         Как называют таких людей?

          * Тезка – человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя.

          * Однофамилец – тот, кто носит с кем-нибудь одну и ту же фамилию, не состоя с ним в родстве.

Девчонки  и  мальчишки.

        Сейчас вам предстоит вспомнить тезок среди мальчиков и девочек. У вас есть две минуты. (Антон-Антонина, Рим- Римма, Степан-Степанида, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Виктор-Виктория и др.)

Удвоенная  буква.

        За две минуты вы должны вспомнить и записать имена, в которых встречаются две одинаковые буквы вместе (сдвоенные согласные или гласные) (Анна, Алла, Инна, Савва, Даниил, Кирилл, Филипп, Римма, Геннадий)

Знаменитые  Александры.

        Вспомнить как можно больше великих, знаменитых людей, названных именем Александр  (команды отвечают по очереди) Александр Македонский, Александр Пушкин, Александр 1,2, Александр Блок, Александр Суворов, Александр Невский и др.

Старинные  имена.

        За определенное время команды должны вспомнить старинные имена, которыми называли наших прабабушек и прадедушек. Одни из них сейчас совсем не встречается, а другие снова входят в моду (Агрофена, Федот, Ефрем, Прасковья, Фекла, Аглая, Глафира, Герасим, Иннокентий, Платон, Прохор, Евдокия.

Аукцион.

        Проведем аукцион имен на букву В. Команда заканчивающая последней, получает дополнительные баллы.

Редкие  имена.

        Вы слышали имя Груша, Грушенька? В прошлые века оно часто встречалось. Назовите это полное женское имя (Агриппина).

Как звучит полное женское имя, образованное от имени Липа? – (Олимпиада)

Подведение  итогов.

        Что нового вы узнали сегодня?

        О чем задумались?

        С чем, может быть, не согласились?

        Награждение команд победительниц.

Загадки.

Долгая Арина по морю ходила

Ключи обронила,

Месяц видел, солнце взяло  (роса).

                                             

Узловат Кузьма

Развязать нельзя  (цепь)

Встану я рано, пойду я к Роману,

К толстой голове, широкой бороде

(рукомойник)

Бьют Ермилку что есть силы по затылку,

А он не плачет, только ножку прячет (гвоздь)

 

Умный Ивашка – всю жизнь в одной рубашке

(карандаш)

Сидит Пахом на коне верхом,

Книги читает, а грамоты не знает

(очки).

По мосту ходила

Ключи обронила,

Месяц видел,

Солнце взяло (роса).

Посмотрю я в окошко –

Идет длинный Антошка (дождь)

Под берегом сидит Тарас –

Кричать горазд (лягушка)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не

Глядят (глаза)

Стоит Егорка в красной Ермолке

Кто ни пройдет –

Всяк поклон отдает (земляника)

Стоит Антошка

На одной ножке (гриб)

Маленький Данилка

В петельке удавился (пуговица)

Зарыли Данилку в сырую могилку,

А он полежал, полежал

Да на волю побежал

Стал  красуется, на него

Люди любуются (зерно)

Дарья да Марья глядятся,

А не сойдутся (пол, потолок)

Выгляну в окошко –

Лежит долгий Антошка (дорога)

Маленький Афанасий поясом опоясан (веник)

Узловат Кузьма, развязать нельзя (цепь)

Встану я рано, пойду я к Роману,

К толстой голове, широкой бороде (рукомойник)

Бьют Ермолку что есть силы по затылку,

А он не плачет, только ножку прячет (гвоздь)

Умный Ивашка всю жизнь в одной рубашке (карандаш)

Сидит Пахом на коне верхом,

Книги читает, а грамоты не знает (очки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

Конспект урока русского языка в 1 классе....

Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

Презентация к конспекту урока русского языка "Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей"...

Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества "Как меня зовут?"

Классный час проходил в 4 классе. Учащиеся представили отчёты - результаты своей исследовательской работы (на этапе подготовки данного мероприятия каждый ученик получил задание -узнать версии происхож...

Карточки_Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей

Карточки по теме "Правописание заглавной буквы в именах, фамилиях и отчествах людей" для уроков в 1 классе....