Доклад «Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Изучение и соотнесение государственных ориентиров с ценностными ориентирами педагогов, детей и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».

                         

        

                                                       

                                                               

Для того, чтобы выделить совокупность качеств и конкретизировать цели и задачи воспитания применительно к возрасту учащихся и изменившемуся образу их жизни в новых социально- политических условиях, необходимо изучить и соотнести государственные ориентиры с ценностными ориентациями педагогов, детей и их родителей.

Сопряжение государственных ориентиров и ценностных ориентаций педагогов, детей и родителей послужило основой и ориентиром для определения задач воспитания и самовоспитания школьников. В итоге был очерчен круг гражданских и общечеловеческих нравственно- волевых качеств школьников разных возрастов. Они представляют собой единый комплекс и рассматриваются во взаимосвязи. Не может человек, равнодушный к судьбе своего Отечества, быть его радетелем. Безвольный, несамостоятельный, зависимый человек не будет ни деятельным, ни добродетельным.

Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом его этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная характеристика и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому, чтобы управлять процессом воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их нравственно- волевом развитии, что требует соответствующих диагностических программ, методик и технологий.

В них должны быть вычленены признаки, «приметы» для такого распознавания. Измерение и фиксация изменений требуют создания эталонов- школ, которым часто приписывается определенный «вес»: например, от минимального (первого) к максимальному (пятому), а каждому «весу»- соответствующая единица измерения (от единицы до пяти).

Но одни цифры сами по себе остаются довольно абстрактными, и оценивающему приходится давать в своем воображении конкретный «вес». В связи с этим была поставлена задача- облегчить учителю изучение воспитанности школьников с помощью дифференцированных описаний и разработать доступную для практического использования диагностическую программу, содержащую «приметы» для распознавания.

Такой «приметой» для распознавания продвижения школьников в нравственно- волевом развитии, проявлении личных качеств принято соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции.

В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.

Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Технологию такого изучения задают соответствующие диагностические программы изучения воспитанности.

В данной программе выделены такие интегративные «базовые»для младших школьников качества, как патриотизм, любознательность, доброта и отзывчивость, трудолюбие и самодисциплина. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, показателями патриотизма младших школьников можно считать любовь к родной природе, гордость за свою страну, служение своими силами малому Отечеству, заботу о своей школе.

Прописанные в программе качества и показатели их проявления выступают базовым минимумом, ориентиром в воспитании младших школьников. Это не исключает возможности выделения других качеств, которые могут сверх такого необходимого минимума полнее отразить многообразие личностных проявлений, специфику и особенности воспитания в том или ином учебном заведении.

Осуществляя ежедневно в естественных условиях наблюдение и используя другие методы (сочинения, специальные ситуации, тесты и др.), педагог осмысливает накапливаемые данные и фиксирует их, чаще в памяти, а возможно, в специальном «Сводном листе». Наличие в школе компьютеров и специалиста в области их использования позволяет осуществлять это с помощью компьютерной памяти.

Фиксировать результаты изучения можно разными приемами. Чтобы избежать неправильного представления о том, что балльное шкалирование «есть отметка по воспитанности», можно использовать символы: не проявляется, слабо проявляется, проявляется, ярко проявляется, сокращенно- «НП», «С», «П», «Я», хотя возможны и цифровые выражения: высокий уровень(«3»), средний(«2»), низкий(«1»), очень низкий(«0»).

Для учителя средний балл не имеет главного значения, он помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Главное- делать все это надо, подходя к детям с гуманистических позиций, веря в их силы и возможности, стараясь подчеркивать прежде всего достоинства учащихся.

Известно, что основой детерминантного развития субъективных сил личности выступает решение в жизнедеятельности социальных и личностно значимых задач, создание с их помощью объективных возможностей для самовыражения и самореализации. Для этого могут быть выбраны разные методические приемы.

Банк добрых дел и поступков младших школьников.

  1. Будь патриотом своего Отечества:

- посади цветок или дерево, ухаживай за ним, береги природу на отдыхе, на прогулке, на даче;

- отыщи интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи своим близким или товарищам;

-всегда думай о своей Родине, прославляй ее словами и поступками;

заботься о своей школе, участвуй в делах класса, школы.

  1. Будь прилежен в учении:

- помни, что от знаний зависят во многом твое нынешнее и будущее самочувствие и жизнь;

- старайся каждый день узнать что-то новое, кроме того, что ты получаешь на уроках;

- познай свои способности и реализуй их;

- помни, что выполнение учебных заданий- путь к успешности в учении.

  1. Будь трудолюбивым:

- помни, что творческий труд есть главное мерило ценности человека;

- найди полезные дела для себя, своей семьи и друзей и выполняй         их с интересом, творчески;

- не жди помощи, попробуй самостоятельно решить задачу, возникшую в труде.

  1. Будь добр и отзывчив:

- уважай старших;

- проявляй внимание к окружающим тебя людям;

- стремись помогать слабым;

- будь честен в общении со взрослыми и друзьями.

  1. Будь дисциплинированным:

- развивай силу воли;

- соблюдай нормы и правила поведения в школе, на улице и дома;

- выполняй порученные тебе задания качественно и в срок;

- будь самокритичен и требователен к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.  При осуществлении общих закономерностей каждому...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Диагностическая программа изучения   уровней проявления воспитанности  младшего школьника...

Доклад Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)

Доклад "Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева) представляе...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Данные методики предложены Аналитическим научно-методическим  центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д.Худенко и модифицированные специалистами «Специальной (коррекц...