Программа "Организация досуга обучающихся"
рабочая программа (3 класс) на тему

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат при организации досуга идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dosuga_3_klass.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                      Согласовано                         «Утверждаю»

на заседании МО учителей       Заместитель директора по                   Директор школы

начальных классов                                          УВР

Протокол №1

от «__»_________2016 г            от «__»____________2016 г              от «__»__________2016 г

_________Тулаева Е.В.           __________Андреева Л.А.                ________Артемьева Л.И.

Рабочая программа

по организации досуга обучающихся

3 класс

МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ

2015-2016

Составитель программы:

учитель начальных классов

Иванова И.В.

Пояснительная записка

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат при организации досуга идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

В современных условиях работы школы основной целью организации досуга обучающихся является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:

  • Развивать познавательные процессы и интересы личности;
  • Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
  • Развивать коммуникативные отношения ребенка;
  • Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
  • Формировать полезные привычки;
  • Воспитывать чувство коллективизма;

Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Концептуальными положениями программы являются:

  • Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
  • Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
  • Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности:  игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
  •  Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

  • Системность.                            
  • Доступность.
  • Научность.
  • Создание развивающей ситуации
  • Занимательность.            
  • Сознательность и активность.
  • Наглядность

Методологической основой программы являются следующие положения:

1.Образовательный уровень – начальный.

2. Ориентация содержания – практическая.

3.Характер освоения – развивающий.

4. Возраст обучающихся –  7 – 10лет

5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок - игра.

Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.  

Ожидаемые результаты:

  • Развитие индивидуальности учащихся;
  • Развитие интереса к изучаемым предметам
  • Развитие самостоятельности
  • Формирование полезных привычек

Cхема недельного плана.

Понедельник – 1ч

Вторник-1ч

Среда-1ч

Четверг-1ч

Пятница-2ч

 

Дни недели

Занятия на воздухе

Занятия в помещении

Понедельник

Спортивные игры

Обзор газет,журналов. Беседы.

Диспуты.

Вторник

Экскурсии

Умелые руки. Настольные игры.

 Занятия по интересам.

Среда

Подвижные игры

Трудовое восптание.Воспитательные беседы по культуре поведения и охране здоровья.Чтение художественной литературы.

Четверг

Прогулки

Вечера. Викторины.Мероприятия. Игры на развитие логического мышления. Уроки занимательного трда.

Пятница

Игры на свежем воздухе

Патриотическое воспитание. Поговорим о природе.

               

Тематическое планирование по организации досуга обучающихся

    Занятия на воздухе

           Занятия в помещении

1 четверть

 1.

 Прогулка около  школы

Рисование на тему “Моя семья”

2.

Игровая прогулка. Игры на внимание.» Что изменилось»

Рисование на тему «Осень»

3.

Прогулка-экскурсия «Осенний наряд леса».

Устный  рассказ об осеннем лесе по наблюдению.

4.

 Разучивание русских народных игр

Чтение русских народных сказок.

5.

Прогулка- поиск.

Беседа. Личная безопасность. Школьная дорога.

6.

Прогулка ,подвижные игры.

Занимательная математика. Решение  стихотворных  задач.

7.

Подвижные игры.

Поделки из природных материалов.

8.

Прогулка. Подвижные игры

В гостях  у сказки. Беседа  о  дружбе.

9.

Разучивание подвижных игр.

 Мой  край родной.

10.

Прогулка. Подвижные игры.

Русский с увлечением. В гостях у Мойдодыра.

11.

Подвижные  игры. Прогулка.

Посещение  школьной  библиотеки.

12.

Спортивный час. Игры.

Занимательная математика.

13.

Прогулка. Игры.

Мир вокруг нас. Осенний лес. Беседа.

14.

Спортивный час. Игры.

Влияние природы на жизнь человека.

15.

Прогулка. Игры.

Правила хорошего тона на тему «Обращение к незнакомому и знакомому взрослому».

16.

Разучивание новых  подвижных игр.

В природе осенние изменения. Листопад. Беседа. Рисование  осенних листьев

17.

Спортивный час. Игры.

Русский язык с увлечением. Конкурс чтецов . Стихи

А. С. Пушкина.

18.

Спортивный час. Игры.

Решение кроссвордов, логических задач, головоломок.

19.

Прогулка.

Конкурс рисунков на свободную тему.

21.

Спортивный час. Игры.

« Кем  быть?»  Беседа о разных  профессиях.

22.

Разучивание  игр.

Праздник    урожая.

23.

Прогулка. Игры.

Загадки о природе.

24.

Спортивный час. Игры.

Мой  день  рождения. Интересные  случаи.

25.

Разучивание  новых  игр.

Викторина. «Что  за прелесть эти сказки?»

26.

Прогулка. Игры.

Разучивание  детских песен и стихов. Детские журналы.

27.

Прогулка. Игры.

Посещение библиотеки .

28.

Разучивание игр.

Рисование на тему «Красота осенних листьев».

29.

Подвижные игры.

«Золотая осень» .Чтение стихов.

30.

 Групповые игры

Связь  человека с природой.

31.

Игры-эстафеты.

Поделки из бумаги.

32.

Забытые игры.

Рисование любимого сказочного героя.

2 четверть

1.

Прогулка. Игры.

Конкурс поделок из природного материала.

2.

Большая игра с малым мячом.

«Что было бы, если…» устный рассказ.

3.

Спортивный час.

Правила хорошего тона. Чтение литературных произведений

4.

Прогулка.Игры

Лепка животных.

5.

Игры парами.

Устное мини-сочинение «Зачем  нужна учёба в школе?»

6.

Групповые игры.

Настольные игры

7.

Подвижные игры.

Развитие воображения «Дорисуй предмет».

8.

Командные игры.

Равитие речи. Творческое сочинение на тему :  “Если был бы я …»

9.

Прыгалки-скакалки.

Развитие памяти. Игра «Слова».

10.

Забытые игры.

Правила хорошего тона. Тема «В гостях у друзей». “Хочу чтобы было много друзей».

11.

Соревнования-поединки.

Азбука  юного пешехода.

12.

Прыгалки-скакалки.

Конкурс поговорок  и  пословиц о матери.

13.

Групповые  игры.

Мамочка любимая моя. Поздравительная открытка.

14.

Игра «Жмурки».

«Самая  дорогая  моя мамочка»  Чтение художественных произведений

15.

Игра «Пятнашки или салочки».

Занимательная математика. Ребусы.

16.

Спортивный час. Игра «Большой мяч».

Как мы понимаем слово –

экология ?

17.

Гимнастические упражнения.

Игра» Гонки на руках».

 Что мы знаем о болезни  грипп?

18.

Игра «Тише едешь –дальше будешь».

«Вежливый  слушатель». Правила поведения.

19.

Весёлые состязания и мало -подвижные игры

Наблюдение. Как падает снег? Рисование снежинок.

20.

Подвижные игры . Зайцы в огороде.

Богатство русского языка. Волшебное дерево.

21.

Подвижные игры. Где мяч?

Тёмная улица и безопасность.

22.

Спортивный час. Игра «Угадай-ка»

Православная  культура  моего города.

23.

На снеговой площадке.

«Здравствуй зимушка- зима» Стихи о зиме.

24.

Отдых на свежем воздухе.

Россия –Родина  моя. Заочная экскурсия по городам  России.

25.

Отдых на свежем воздухе

Наша группа очень дружная. Ухаживание за комнатными растениями.

26.

Подвижные игры. Над  сеткой-два мяча.

«Что такое справедливость?» Дискуссия.

Поведение в школе.

27.

Катание на санках.

Изготовление  новогодних игрушек.

28.

Отдых на свежем воздухе.

Беседа:   “Как справляют Новый год  люди разных широт».

29.

Отдых на свежем воздухе.

Разучивание новогодних песен и стихов.

30.

Катание на санках.

Беседа: «Ты дома один».

31.

Прогулка –экскурсия» Зимняя погода»,

Экскурсия в библиотеку семейного чтения.

32.

Спортивный час. Игра на санках  «Кто быстрее?»

Знакомство с историей рождественской ёлки.

33.

Подвижные игры на свежем воздухе

Урок  занимательного труда. Конкурс  на лучшее  изготовление  новогодних  украшений из бумаги.

34.

Катание на санках.

Беседа «Не шути с огнём».

35.

Лепка снежных  крепостей и ледяных  фигур.

Литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости».

36.

Катание на лыжах.

Новогоднее «Поле чудес». Помогите птицам зимой.

37.

Игровая прогулка. Разучивание игры:» Колдун».

Цель: Общая физическая подготовка.

Детское чтение. Стихотворения, рассказы о зиме. Цель: привить детям любовь к родному краю. Воспитание бережного отношения к природе .

38.

Прогулка _ поиск.(Поиск заранее  спрятанного пакета с заданиями.)

Путешествие в Волшебную страну. Литературный кроссворд.

3 четверть

1.

Подвижные  игры  на свежем воздухе.

Рассказы детей. «Как я провёл зимние каникулы».

2.

Игровая прогулка.

Игра ,конкурс: Зачем это нужно? Цель: активизация творческих способностей.

3.

Спортивная прогулка.

Занятие по искусству. Тема:  “Как я провёл зимние каникулы».

4.

Метание снежков в цель.

Разгадывание кроссвордов. Знакомство с игрой: «Переход пропасти». Цель: тренировка координации движения.

5.

Старинные зимние игры. Игра:

«Взятие снежной крепости».

Поговорим о вежливости. (Беседа –диалог)

6.

Отдых детей на свежем воздухе.

Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?»

7.

Спортивная прогулка.

Дидактическая игра: «Рыбаки». Цель: формирование вычислительных навыков.

8.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Урок занимательного труда. «Сувенирный бочок». (Материалы: пластилин, семена, арбуза, рис;)

9.

Лепка снежных крепостей  и ледяных фигур.

Развитие памяти. Игра «Кто больше запомнит?» Детское чтение.

10.

Игровая прогулка. Разучивание  новой игры: Тили-Рам, кого вам?» Цель: общая физическая подготовка.

Обзор газет  и журналов для детей .

11

Подвижные игры на свежем воздухе.

Загадки. Конкурс загадок.

12.

Спортивная прогулка. Метание снежков в цель.

Развитие памяти , речи, внимания. Игра «Пересказ по кругу».

13.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Урок занимательного труда. Куклы для домашнего труда.

14.

Отдых на свежем воздухе

Разучивание игры «Царевна Несмеяна». Цель. Развлечение, психологическая разрядка.

15.

Прогулка –поиск. Поиск спрятанного заранее пакета.

«Я и мой друг» .Беседа –рассуждение.

16.

Отдых детей на свежем воздухе.

Разучивание игры: «Смена  позиций». Цель: развитие  внимания, памяти, наблюдательности.

17.

Подвижные игры на свежем  воздухе.

КВН «Знай правила дорожного движения.»

18.

Катание на лыжах.

Конкурс рисунков «Зима волшебница».

19.

Игровая прогулка. Разучивание новых игр.: “Заморожу» , “Сова”.

Чтение  художественной  детской литературы.

20.

Подвижные игры на воздухе. Катание на санках.

Развитие  смысловой памяти «Фотограф»

Игра «Шашки».

21.

Игры –соревнования.

Рисование стенгазеты на тему «Зимушка-зима».

22.

Отдых детей на свежем воздухе.

Узнай друзей, познай себя, и ссор не будет никогда.

23.

Игровая прогулка.

Санитарная уборка в классе.

24.

Игры на свежем воздухе.

Природа и люди –одно целое.

25.

Игровая прогулка. Разучивание новых игр: “Не сходя с места”. Цель: Развитие ловкости и координации движения.

История флага РФ.

26.

Игры на свежем воздухе.

На помощь книгам.(Ремонт книг в библиотеке.)

27.

Игры на свежем воздухе.

Хорошие манеры .О поведении в общественном  транспорте.

28.

Игры на свежем воздухе.

Уход за комнатными растениями .Развитие воображения: Дорисуй предмет.

29.

Катание на лыжах.

Игра- путешествие «По станциям  Красной книги».

30.

Прогулка- поиск. Состязание команд по прохождению маршрута по приметам.

Игры и конкурсы «Вместе весело шагать».

31.

Игры – соревнования.

Беседа «Защитники Отечества.»

32.

 Отдых на воздухе

Конкурс « А ну –ка мальчики!»

33.

Отдых на воздухе.

Рисовалки и мазилки. Конкурс рисунков «Моё  хобби».

34.

Катание на санках.

Сочинение невероятных историй: Что было бы, если…

35.

Игры на воздухе. Развешивание  кормушек для птиц.

Правила хорошего тона. Тема: «О заботливом отношении к людям.» (Беседа – размышление).

36.

Повторение игр ,знакомые детям.

Правила хорошего тона.Тема:Поздравление по случаю дня рождения ,юбилею, знаменательного события.

37.

Игровая прогулка.

Чтение художественной  литературы. Рассказы о маме.

38.

Экскурсия на хоккейную площадку.

 «Когда я иду  за помощью к папе?» Конкурс рисунков «Мама! Мамочка моя».

38.

Отдых детей на свежем воздухе.

Урок занимательного труда. «Я маме дорогой дам подарок трудовой» (поделки к 8 Марта).

3 9.

Спортивная прогулка. Лыжные пробеги.

Конкурс « А ну – ка  девочки!»

40.

Игровая прогулка. Разучивание игры: «Рыбачок» Цель: Общая физическая подготовка.

«Как вести себя». Практикум по культуре поведения.

41.

Игры –соревнования. Игра «Салки».

 Загляните в мамины глаза. Беседа -диалог

42.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Дискуссионный клуб. Доброта и вежливость.

43

Катание на санках.

Дружба начинается с улыбки. Игры минутки о дружбе.

44.

Отдых детей на свежем воздухе.

Правила вежливости.В мире интересных книг.

46.

Спортивная прогулка. Метание  снежков в цель.

Урок занимательного труда.Изготовление сувенира « зимний букет».Материалы:пенопласт, сухие ветки, клей, бутылка, камешки,краски.

47.

Игровая прогулка. Катание на санках.

Беседа. С чего начинается Родина?

48.

Игровая прогулка. Повторение игр, знакомые детям.

Игра ,конкурс:Зачем это нужно? Цель:Активизация творческих способностей.

4 четверть

1.

Поиск –прогулка. Состязание команд по прохождению маршрута по приметам.

Чтение детских газет и журналов.

2.

Коллективные игры : « Передай мяч», «Займи место».

Организация личного досуга и свободное время.

3.

Игровая прогулка. Разучивание игр: «Замкни круг» , «Красные и синие».    

Детское чтение. Клуб  «Сказочник». Что за чудо эти сказки.(Волшебные сказки ,в чём их отличие от других?

4.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Конкурс загадок.

5.

Прогулка –поиск. (чтение следов птиц.)

Наблюдаем  за птичками.(на кормушке за окном.)

6.

Игровая  прогулка. Игры на внимание. «Капитаны».

Чтение детских газет и журналов. «Планета друзей».(ролевая игра.)

7.

Отдых детей на свежем воздухе.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

8.

Прогулка экскурсия. Цель: знакомить детей с сезонными изменениями в природе.

Занятие по искусству. Тема: «Как сохранить своё здоровье?»

9.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Урок занимательного труда. Аппликация на тему: «Весна».

10.

Отдых детей на свежем воздухе.

Праздник «Три чудесных цвета».

11.

Игровая прогулка. Разучивание игр: «Краски», «Космонавты».

«Журчат ручьи, поют грачи, весна идёт- весне дорогу!» Стихотворения, рассказы про весну.

12.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Экологическое ассорти. (Игра).

13.

Отдых детей на свежем воздухе.

Детское чтение .Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Долг». Цель: Подвести  учащихся к мысли о том, что за  справедливость, правду, добро  нужно бороться ,что необходимо отстаивать правильное мнение.

14.

Игровая прогулка.

Интеллектуальная игра по теме: «Путешествие по Логическим островам». Цель: проверить смекалку и сообразительность учащихся.

15.

Подвижные игры.

«Нет ничего дороже жизни».(Беседа- размышление).Цель: учить пользоваться своими правами.

16.

Забытые игры.

«Умей сказать : «Нет!»(практикум с элементами тренинга) Цель: Познакомить учащихся с правилами отказа от вредных  привычек; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

17.

Прогулка.

Творческий кроссворд. Развитие познавательного интереса, творческих способностей.(Условие игры: составить кроссворд на своё имя.)

18.

Прыгалки –скакалки.

Игра «Эстафета чувств».

Цель: Формировать адекватное взаимодействия с другими людьми.

19.

Игровая прогулка .Игра «Узнай по голосу».

Познавательная игра. «Живая природа». Цель: Привить детям любовь к родному краю. Воспитывать бережное отношение к природе.

20.

Игры –эстафеты.

Урок занимательного труда. Творческая композиция «Весна –красна».

21.

Соревнования-поединки.

Обзор детских  журналов .

22.

Подвижные игры на свежем воздухе.

 Изготовление сувениров и поделок ветеранам  ВОВ.

23.

Групповые игры.

Детское чтение.Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».Цель: привить учащимся этические нормы поведения в обществе.

24.

Весёлые состязания и  мало подвижные   игры.

Детское чтение. Стихи и рассказы о ВОВ.

25.

Экскурсия к памятнику  воинам и ветеранам ВОВ.

«Ради жизни на земле!» Встреча утренник.

26.

Игровая прогулка.

Занятие по искусству. Тема «Пусть всегда будет солнце!»

27.

Разучивание новой игры «Казаки- разбойники». Цель: Общая физическая подготовка.

Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи» о взаимопонимании. Цель: воспитывать чувство  сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.

28.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игра «Словарный   аукцион». Цель: Повышение эрудиции.

29.

Весенний кросс.

Санитарная уборка в классе. Ухаживание за комнатными цветами.

30.

Командные игры.

«Практикум  доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел отношений» Цель: воспитывать   взаимоуважение , вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

31.

Отдых детей на свежем воздухе.

Игра «Капуста – редиска». Цель: развитие внимания

32.

Игровая прогулка. «Море волнуется».

День семьи. «Мама – хранительница тепла и семейного очага». Цель: Воспитание любви, уважения, заботы, чуткости к маме, бабушке, к женщине и девушке.

33.

Отдых детей на свежем воздухе.

Задачи по сказочным сюжетам. Цель: Формирование вычислительных навыков.

34.

Групповые игры. Забытые игры.

Сочинение на тему: «Если бы я был бы…» Цель: Развитие творчества, фантазии, воображения.

35.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Путешествие в Волшебную страну. Литературный кроссворд. Игра «Словарный аукцион». Цель: повышение  эрудиции.

36.

Игровая прогулка. Игра «Испорченный телефон». Цель: Развлечение.

«Природа- наш дом родной». Устный журнал. Цель: расширить знания о природе; раскрыть познавательное  оздоровительное , практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу.

37.

Спортивная прогулка. «Делай как я , делай как мы, делай лучше нас!» Цель: Общая физическая подготовка.

Последний звонок. Утренник.

38.

Подвижные игры на свежем воздухе. Игра «Светофор».

«Подарок    школе». Изготовление сувениров.

39.

Туристические  походы и экскурсии. «Сказка под ногами».

«Как отдыхать летом на природе».(диалог- беседа)

40.

Прогулка –поиск.(поиск заранее  спрятанного пакета с напутствиями на лето.)

Утренник  - викторина. «ПДД».

41.

Конкурс рисунков на асфальте. «Солнечный круг, небо вокруг!»

 «До свидания , школа! Здравствуй, лето!»

 

 Литература:

1.Педагогика здоровья.В.Н.Касаткина.

2.Художественные книги.                                

3.Народные сказки и сказки разных писателей.                                                    

4.Детские газеты и журналы.

5.Виртуальный мир для мальчиков и девочек.Д.Н.Сафарова.

6.Уроки труда в начальных классах. В.П Трушина.

 7.Сто лучших моделей оригами. Ильин.И.С.

8.Поделки папье-маше и бумажные цветы.Рэй Гибсон.

9.Уроки занимательного труда.Васильева Л. Гангус.

12.Что можно сделать из природного материала.Э.К.Гульянс.

13.Внеклассная работа по труду.А.И.Гукасова.                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Речь – родник. (Размышления на досуге)

Эссе. Речь – родник. Размышления о роли и силе слова, письменного, в том числе....

Сценарий вечера досуга" Эстафета зеленого огонька" 4 класс

Правила движения мы изучаем весь курс начальной школы. Поэтому помимо обычных занятий проводим игровые , используя театрализацию. Предлагаю один из таких сценариев....

Экологические досуги

Занятия для дошкольников старшей группы  про природные явления, природу вообще и т.д....

Сценка "Право на отдых и досуг"

Шуточная сценка на основе мультфильма "Вовка в Тридевятом царстве". Возможно использовать для мероприятия, посвящённого правам детей. Разъясняет право на отдых и досуг....

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Досуг на тему: «Птицы»

Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц Задачи: - расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах; - воспитывать бережное отношение ко всем...