ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья на тему

Одной из главных задач современной школы является проблема сохранения и укрепления  здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов в настоящем и будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО  И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

БарабашоваТ. М., Бессараб Е. А.                                                                  

                                                                         учителя МБОУ «Лицей № 10»

                                                                  города Белгорода

Одной из главных задач современной школы является проблема сохранения и укрепления  здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов в настоящем и будущем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое значение придаёт формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Поэтому мы используем в своей работе программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, которая  представляет собой комплексную программу формирования  знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Для обеспечения выполнения  программы необходимо использование здоровьесберегающих  технологий. Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это комплекс психолого-педагогических приемов и методов работы,  подходов к реализации возможных проблем, знакомых большинству педагогов, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи следующих здоровьесберегающих технологий:

  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  • стимулирующие (физические нагрузки, приемы психотерапии);
  • информационно-обучающие.

         Использование  методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности,  от уклада жизни  города, района, школы, класса.

Целью педагогической деятельности учителя начальных классов является обеспечение положительной динамики состояния здоровья обучающихся посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирование  у ученика основы здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности.

           Для достижения цели по формированию здорового образа  жизни  используются различные методы и приемы:

  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • соревновательный метод;
  • другие активные методы обучения.

Средства  выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно - оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья в рамках внеурочной деятельности.

               Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает желание заботиться о своём здоровье, установку на использование здорового питания, использование оптимального двигательного режима, соблюдение режима дня, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В нашем учреждении во внеурочной деятельности реализуется программа курса «Растём здоровыми и сильными» авторы Н. Я. Дмитриева, К. А. Семёнова (система Л.В.Занкова), которая   рассчитана на два года – 3-4 классы.  Она помогает  формированию у обучающихся первоначального представления об элементарных нормах здорового образа жизни, подводит к пониманию особенностей организма человека и его возможностей. Программа курса включает два раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья».

Данный курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. На занятиях обучающиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Приведём пример внеурочного занятия курса «Растём здоровыми и сильными» по теме: «Правильное питание».

Цель занятия: создание  условий для формирования у обучающихся основ культуры питания. В качестве оборудования мы использовали: мультимедийную презентацию, карточки с заданиями, звукозапись физминутки, изображения продуктов питания.

 В ходе занятия была разыграна ситуация.

Сценка

Бабушка: Какие у вас румяные щёки! Хорошо погуляли?

Внук: Здорово! Но мы такие голодные! Сейчас достанем из холодильника колбасу, сделаем побольше бутербродов и запьём газировкой.

Бабушка: Нет, мои хорошие! Лучше всего сейчас съесть горячий суп. Я приготовила вкусный рассольник и гречневую кашу с мясом. Вы потратили много сил и должны хорошо пообедать.

Внучка: Бабушка, какая разница, что есть. Главное не чувствовать голода.

Бабушка: А ты думаешь, мы едим, чтобы не быть голодными?

Внучка: Конечно!

Бабушка: Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. Еда необходима нашему организму для жизни. А вам ещё нужно расти и быть здоровыми. Вот почему важно не есть всё подряд, лишь бы утолить голод. Нужно есть полезные продукты.

Внук: Наверное, полезные продукты самые вкусные.

 Беседа – обсуждение:

- Знаете ли вы,  какие продукты называют полезными и почему?

- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?

 Работа над пословицами и поговорками

 Древняя мудрость гласит: «Всё- яд и всё – лекарство. Дело только в дозе»

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие ещё пословицы и поговорки о еде вы знаете?

Плох обед, если хлеба нет.

Поешь рыбки  - будут ноги прытки.

Много есть -  невелика честь.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Когда я ем, я глух и нем.

Хорош мёд, да не по горсти в рот.

Составление правил «Как правильно есть».

А) Составление правил  питания;

Б) Обсуждение правил в группах

В) Какие правила вы сами выполняете?

Г) О  пользе молока для детского питания

 - Сколько раз в день нужно принимать пищу? (5 раз)

- Что обычно едите дома на завтрак?

 - А в школе? Зачем школьникам дают молоко?

Практическая работа. Составление меню по группам.

Использование игровых ситуаций привлекает внимание детей к изучаемой теме, позволяет обратить внимание обучающихся на своё здоровье, учит заботиться о своём организме, формирует привычку  здорового образа жизни, учит быстро и правильно принимать решения в  возникающих в жизни ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова- С.: Учебная литература, 2011. – 143с.
  2.  Дмитриева Н. Я.,  Семёнова К. А. Программа курса «Растём здоровыми и сильными» (3-4 классы)  
  3. Ильющенко В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб.: 1993. – 243с.
  4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997. -139с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.-272с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение,2010. -31с.
  7. http://www.hrono.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения....

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в начальной школе.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен...

Технология формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников

В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни....

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни для учащихся 1-4 классов МБОУ «СОШ» пст.Мадмас

Исходя из ООП НОО «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» сформирована программа формирования и безопасного образа жизни для учащихся 1-4 классов МБОУ «СО...

"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...