Поговорим об именах.
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему

Соловьёва Валентина Михайловна

Поговорим обименах. Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2- 3 классов. Занятие позволит расширить знания детей о возникновении и значении имени  человека, воспитать уважение к своему имени и к именам других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Поговорим об именах.

  Внеклассное занятие проводится во 2 – 3 классах.

Цели занятия: Расширять знания детей о возникновении и значении имени;

                         Развивать познавательную активность детей, речь;

                         Воспитывать уважение к своему имени и к именам других.

1-ый ведущий:

Тебе принадлежит, а люди им пользуются. Что это?    (ИМЯ)

 Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.  Бывает, самого человека нет, а имя его живёт. Так до нас дошли имена многих неизвестных нам людей:

  - имя вождя восстания рабов – Спартака, жившего более 2000 лет назад,

 -имена полководцев А. Невского и А. Суворова, прославивших славными победами землю русскую

 - имя замечательного сказочника Шарля Перро, сказками которого зачитываются многие поколения детей

 - имя великого поэта А. Пушкина, известного на весь мир своим творчеством

А братец Иванушка и сестрица Алёнушка? Их и вовсе не было, а имена их живут уже сотни лет.

 2 ой ведущий:  Что же такое ИМЯ? Это слово, но слово особое, и как любое слово имеет значение. Старые русские имена звучали так: Добрыня, Милуша, Любава, Ждана. Значения их понятны: Добрыня – добрый, Ждана – долголжданная, Милуша – милая. Могли дать имя малышу – ВОЛК, чтобы рос он сильным, смелым. Первого ребёнка в семье могли назвать Первенцем и или Первышем, а крикливого малыша – Бессонном или Неупокоем. А есть ли сейчас такие имена? Нет, их вытеснили современные имена, пришедшие к нам из иноземных языков, из разных религий. – Иван, Александр, Виктор и многие другие. Эти имена разошлись по всем народам, каждый переделывал их на свой лад.

 Ученик:                        Много имён и фамилий есть.

                                      Сколько их всех – пожалуй, не счесть.

                                      Юры, Миши, Жени и Пети

                                      Живут везде, на всём белом свете.

                                      Хорошие все имена на свете,

                                      Пусть каждое с гордостью носят дети.

     Учитель:  Изучением имен занимается особая наука, которая носит

название ономастика (от греческого onoma - "имя"). Считается,

что имя влияет на характер человека, на его судьбу.

Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь тем самым обмануть злых духов. В Азербайджане и Турции ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим, – и все в той же, что и у россиян, в надежде ввести в заблуждение недобрых духов. Настоящее имя знали только родители. В X веке Русь стала постепенно принимать христианство, а вместе с ним появились и новые имена. При крещении младенца нарекали в честь какого-либо святого, стремясь таким образом дать ребенку сильного покровителя.

А какие имена у вас? Знаете ли, что означает ваше имя?

Дети рассказывают о своих именах.

      Маша, Мария.

Имя Мария - древнееврейского происхождения. По одной версии – горькая, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

Машеньку многие знают как добрую, нежную, спокойную девочку. Сама Маша - дитя, а уже берется нянчить младших; это единственная работа, которая Машеньке, кажется, никогда не надоест. Девочку просто обидеть, даже мелкое замечание она зачастую воспринимает болезненно. Тем не менее в Машеньке достаточно твердости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравной, любит делать то, что ей нравится. Иногда ее поступки продиктованы сиюминутным капризом.

        Маша конкретна и любит справедливость. Ответственно  относится к школьным и домашним обязанностям. Одноклассники любят ее за трудолюбие и способность к сопереживанию.

Такова и повзрослевшая Мария. Она щедро разливает вокруг себя тепло, у которого постоянно греются нуждающиеся в ласке, внимании, заботе. Чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное

желание помочь.

      Вадим.

Значение этого имени вызывает споры. Некоторые исследователи считают его персидским,

большинство же склоняется к тому, что оно происходит от древнерусского слова "вадити" –

 сеять смуту, спорить, обвинять, клеветать; возможно, это сокращенная форма имени Владимир.

 Обычно Вадим - здоровый, общительный, жизнерадостный ребенок. Он, как ягненок,

будет скакать по комнате или бегать вприпрыжку по аллее парка, пугая криками

сидящих на скамейках бабушек или случайных прохожих. Но это не от непослушания.

Вадим очень чутко реагирует на замечания матери, нежно любит ее и отца, своих сестер

 и братьев, но у него так много нерастраченной энергии.... Учится хорошо, но учителя жалуются

на его неусидчивость.

    Анна.

Имя Анна древнееврейского происхождения. В христианстве Анна — мать Богородицы, бабушка

Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом..

Означает: благодать, милостивая, миловидная, грациозная.

Простое и хорошее имя с ярко выраженными признаками — это нечто большое, гладкое, громкое и храброе, и в то же время мужественное и медленное. От него исходит мягкий свет и покой смирения.Девочки с этим именем терпеливы и открыты, способны к самоотдаче. Свою красоту, величественность и надежность оно несет уже более двух тысяч лет и любимо во многих странах.

По распространенности имя находится в первой десятке имен и никогда не опускалось в разряд редких.

В Анне с раннего детства проявляется ее главное качество — доброта. Она с радостью ухаживает за котятами, щенками, птичками. Играя со своими куклами, обращается с ними, как с младшими детьми. В более старшем возрасте она способна оказать серьезную помощь своим близким, попавшим в затруднительное положение. Поможет старенькой соседке с покупками и в работах по дому. Заботы родных и близких ей людей становятся и ее заботами. Окружающие нередко этим злоупотребляют, но Анна не обижается

Ольга.  Семен Хмелевской

Имя ее – древнерусское:

 «Святая», «священная», «светлая».

 Ольга – тропинка узкая,

 Даль и мечта заветная,

 Клекот орлицы ревностный,

 Волны на пляже галечном,

 Звоны варяжской крепости,

 Вольно, свежо и празднично.

 Ольга – строга и ласкова,

 Другу всегда приветлива.

 Имя ее – скандинавское:

«Святая», «священная», «светлая».

 Имена, которые носят учащиеся нашего класса:

Александр, Алексей  - защитник

Максим – величайший

Наталья – родная

Юля – кудрявая

Валентина - здоровая

Олег – святой

Антон – вступающий в бой

Никита, Виктор – победитель

Василий – царский

Владимир – владеющий миром

Евгений – благородный

Даниил – божий суд

Кирилл – гоподин, владыка

Константин – постоянный

Юрий – земледелец

Алла – благородная

Ирина – мир

Марина – морская

Ольга – святая

Софья – мудрая

Екатерина – чистая

Валерия – сильная

Лада – милая, хорошая

Елена – сияющая

Но поскольку одни и те же имена встречаются у разных народов, то и объяснение одного и того же имени может быть разным.

   А теперь немного поиграем.

Договори имя:

Доктор …                      Айболит

Синьор .. .                     Помидор

Иванушка …                  Дурачок

Карабас  …                     Барабас

Вини …                           Пух

Красная   …                    Шапочка

Соловей…                      Разбойник

Илья  …                           Муромец

Наф    …                           Наф

Муха  …                           Цокотуха

Курочка  …                      Ряба

Пчела    …                        Майя

Ослик   …                         Иа

Сивка  …                        Бурка

Конёк   …                        Горбунок

          А как звали трёх богатырей из русской былины? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

          Как звали трёх медведей из русской народной сказки? (Михайло Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка)

          Вспомните имена сказочных красавиц (Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Белоснежка, Царевна Лебедь, Лягушка Царевна)

      О ком идёт речь:

У неё голубые волосы. (Мальвина)

Он ездил на печке. (Емеля)

Этот мальчик ничего не знает. (Незнайка)

Друзья – изобретатели из Цветочного города. (Шпунтик и Винтик)

Он путешествовал на гусях. (Нильс)

Мальчик – луковка (Чиполино)

У этого мальчишки слишком длинный нос (Буратино)

Она попала в страну чудес (Алиса)

Кому принадлежат эти предметы:

Зонтики цветной и чёрный      (Оле Лукойе)

Горошина (принцесса на горошине)

Санки (Каю, Снежная королева)

Скорлупка грецкого ореха (Дюймовочка)

Бумажный кораблик(Стойкий оловянный солдатик)

Цветик – семицветик (девочке Жене)

Кому хорошо на свете?

Кому привольно на поле?

Кто забрался на диван?

Любимое занятие всех Петь?

Кто задира?

Кто подлиза?

Ученик:

Шёл по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Много, много, много нас

Встанут Юлечки сейчас.

Встанут Саши тот же час.

Хохочут Лерочки сейчас.

Чихнут Максимы сейчас.

Охнут Жени все тотчас.

Свистнут мальчики сейчас.

 Пляшут девочки сейчас.

В ладоши хлопнут все сейчас.

                             

 

Ученик:

    Имя у тебя одно

     Навсегда оно дано.

     Жизнь длинна,

     И оттого ты побереги его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Поговорим об именах"

Данное занятие расширяет кругозор учащихся, вызывает интерес к происхождению своего имени и именам близких, способствует сплочению детского коллектива....

«Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»

-          На уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных....

Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных.

Урок посвящён развитию умения находить имена существительные и прилагательные, находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными и выбирать буквы в ...

Внеклассное занятие "Поговорим об именах. Имена в ребусах."

Данные материал включает в себя историческую информацию об именах, происхождении ребусов, также игровую деятельность учащихся в группах....

Конспект занятия «Поговорим о наших именах»

Тема внеурочного занятия: "Поговорим о наших именах"Для 2 класса....

Урок русского языка "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."

Урок русского языка на тему: "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."...