Внеклассное занятие "Поговорим об именах. Имена в ребусах."
классный час (3 класс) по теме

Данные материал включает в себя историческую информацию об именах, происхождении ребусов, также игровую деятельность учащихся в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena.docx193.56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие, занятие в группе продлённого дня

«Поговорим об именах. Имена в ребусах».  (3 – 4 класс)

Учитель: Камашева Лариса Александровна

Задачи: вызвать интерес к своему имени и именам близких; дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия  человечества; развивать желание расширять кругозор; способствовать сплочению детского коллектива.

Ход занятия

Загадка: - Тебе дано, а люди пользуются. ( Другой вариант загадки: Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет, никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть) – ИМЯ.  Сегодня, ребята, мы поговорим об именах. Послушайте стихотворение.

Дед стараясь для внука,

Нахватал из разных  мест

Ряд имён, звучащих громко:

Товий, Муций, Свен, Орест.

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовём посовременней –

-Гелий, Атом, космодром.

Дочь, захваченная спором

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером,

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

 - Ребята, о чём это стихотворение? Интересовались ли вы у своих родителей, почему вас так назвали, нарекли?

 -  Какие имена вы услышали? Какие из них вам знакомы, а какие нет?

-А как вы думаете, много ли имён на свете?

-Существует наука, которая занимается изучением имён.(Открывается запись: ОНОМАСТИКА).

Но даже эта наука не может точно сказать, когда у людей появились имена. А представить нашу жизнь без имён невозможно. В древности наши предки, давая имена своим детям, старались подчеркнуть особенность каждого ребёнка. Имя давалось как примета, по которой его можно было выделить из семьи или рода.

Имя давалось по внешности: Мал, Бел, Кудряш.

По черте характера: Добр, Горд, Буян, Несмеяна.

Часто давали имена – названия растений: Дуб, Лилия, Роза, Азалия.

Бытовали такие имена, как Лебедь, Комар, Соловей, Лев, Карп.

Позднее появились, так называемые ЗВЁЗДЫ-ИМЕНА, состоящие из двух корней. Их чаще носили люди знатные, князья и богатые люди: Гориславы, Звениславы, Пересветы, Милославы. Имена красивые, величественные.

Был на Руси такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

 То хошь не хошь, ты – Иероним.

Раньше имя ребёнку давалось в церкви и зависело от того, в день какого святого проводилось крещение. Если этот день был днём святого Андрея и святой Елены, то всех младенцев называли Андреями и Еленами.

Выбор имени зависел полностью от церковного календаря. Имя Иван в церковном календаре встречается 170 раз и поэтому не удивительно, что имя было самым распространенным на Руси. И порой в семьях братья носили одно и то же имя (так совпало по церковному календарю).

Многие имена, используемые русскими людьми, имеют своих «братьев» и «сестёр» в других странах. Так имя Иван, произошедшее от иудейского имени Йехоханан, обозначающее «Милость божья, «дар бога», в других странах видоизменилось и  звучит по разному:

по-немецки – Иоганн;      по-польски – Ян;     по-армянски – Ованэс;

по-итальянски – Джованни;     по-английски – Джон;     по-французски – Жан.

-Ребята,  многие имена заимствованы из других языков.  Например, меня зовут Лариса, моё имя греческое, означает «чайка». А знаете ли вы, что означают ваши имена?

Людмила – слав. (людям милая);   Маргарита – лат. (жемчужина);

Александр – греч. (защитник), Александр Невский, Александр Македонский;

Михаил – др. евр. (подобный богу)

Игра в командах   

Класс (или ГПД) разбивается на 3 команды.

I конкурс: «Скороговорки»

- Ребята, послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращённые имена. Назовите  полные  имена.

1 команда. У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семён, Александр)

2 команда.  Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)

3 команда.  Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Тимофей, Трофим)

II конкурс-аукцион: «Кто больше?»

Назвать как можно больше мужских имён, начинающихся с буквы В.

Назвать как можно больше женских имён, начинающихся с буквы А.

III конкурс. «Подбери глагол». Подобрать подходящий глагол к имени. Например, Петя – поёт.

1 команда: Юля (юлит), Егор (гордится)

2 команда: Тоня (тонет), Надя (надеется)

3 команда: Люба (любуется), Серёжа (сердится)

IV конкурс. «Вспомнить». Вспомнить  автора и  произведение, в названии которых встречаются имена. Кто больше?

V конкурс. «Отгадай!» Каждой команде даётся загадка-ребус.(О том, что это ребус, не сообщаем)

       1команда.                                   2 команда.                                 3 команда.

                                

                                                                                                                                                                         - Ребята, как можно назвать такой вид загадки: шарада, палиндром, ребус, кроссворд?  ЭТО РЕБУС. Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова.( Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.)

- Послушайте немного о ребусах. Слово «ребус» происходит от латинского res (вещь). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме Древнеегипетской культуры, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы были популярны и в Средние века – их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.

Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилось в XVвеке во Франции. Позднее мода на ребусы перешла в Италию, Англию, Германию.

В конце XVIII века английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов.

 Подобные Библии стали появляться и в других странах, поскольку облегчали преподавание Библии детям.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярных детских писателей XIX века, автор сказок «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», часто использовал ребусы в многочисленной переписке с детьми. Он часто заменял часть слов картинками, либо изображал буквы в зеркальном отображении.

Ребусы стали широко использоваться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод – Франции, выпустили серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте – разгадка.

В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. В1881 году начинает издаваться «Еженедельный загадочный журнал «Ребус». За верно угаданные ребусы читатели получали призы.

- Ребята, обратите внимание, как составлены эти ребусы? Что используется?

VI конкурс: «Составь ребус». (Даётся время на составление ребуса. Например, составить ребус к имени Валентина.)

VII конкурс: «Буриме». (Буриме – стихотворная головоломка, в которой стихи, обычно шуточного характера, сочиняются на заданные рифмы.)

1 команда: Иван, карман, обман, банан.

2 команда: кружка, Марфушка, подружка, частушка.

3 команда: кошка, Серёжка, ложка, немножко.

Подведение итогов игры по командам.

Рефлексия.

 - Что хотели бы вы оставить в своей памяти после занятия?

 - Что расскажите о занятии дома своим близким? О чём их спросите?

 - В заключении, попробуем объяснить фразу: ИМЯ РАСТЁТ ВМЕСТЕ С НАМИ. (Вариант объяснения: в детском саду девочку звали Светочка, в школе – Светой, в институте – Светланой, а на работе – Светланой Алексеевной.)

Дорогие ребята, растите вместе с именем!

 1.  У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2.  Дали Грише простокваши, а Глаше – каши.

3.  Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

1.  Юля                                ,  Егор

2.  Тоня                                ,  Надя

3.  Люба                               ,  Серёжа

1.  Иван,  карман,  обман,  банан

2. кружка,  Марфушка,  подружка,  частушка

3.  кошка,  Серёжка,  ложка,  немножко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Дорожите именем своим»

Совместное мероприятие родителей и детей...

Внеклассное мероприятие "Их именами названы улицы Сыктывкара"

Материал может быть использован во внеклассной работе:- при ознакомлении со столицей РК;- при изучении биографий известных людей коми земли;- при проведении заочной экскурсии по городу Сыктывкару...

Внеклассное мероприятие "Их именами названы улицы Сыктывкара"

На данном мероприятии ребята знакомятся с биографией земляков, прославивших своими делами Коми Республику. Также знакомятся с государственной символикой РК: гимном, гербом, флагом....

Внеклассное занятие "Их именами названы улицы Сыктывкара"

На данном занятии ребята знакомятся с земляками, прославившими Коми Республику своими делами. Также знакомятся с символикой Коми края: гербом, флагом, гимном....

Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова

Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова. Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих ...

Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан».

Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан». Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих имён,  уч...

внеклассное мероприятие «КАК ГРАЖДАНИН, ИМЕЮ ПРАВО…»

Реализация регионального компонента во внеклассной работе...