Программа по краеведению 2 класс
рабочая программа на тему

Левченко Ирина Ивановна

Программа по краеведению для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraevedeniyu_levchenko.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по краеведению (внеурочная деятельность)

2 класс 70 часов

Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!

 З. Александрова. Стихи. М, "Детская литература", 1965, с.167

Пояснительная записка

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

   Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

   «Необходимо учителю вооружиться методом изучения  окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом»  (Н.А. Крупская)

   Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.  

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

   В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

   В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
  • понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
  • пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;
  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

В организации:

  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

 

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.             

Воспитательные задачи: 

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
  • пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
  • наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. 

Предполагаемые результаты обучения.

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
  • особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации 

  Занятия будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

 

Учебно-тематический план

(70 часов)

 

Наименование темы

Количество часов

всего

экскурсии

примечания

1

 Из истории края – 25 часов

Введение

3

 Экскурсия по улицам города

Игра «Знаешь ли ты улицы города?» Авторский видеофильм

 

2

 

Древняя история края

 

3

Из истории города Мончегорска

Презентация

 

 

3

 

 

История заселения и освоения  поселка Мончегорск

 

 

7

 Краеведческий музей

Конкурс

«Родословие»;

«Старая фотография рассказала…»

 

4

Наш край на карте

(границы, площадь, административный центр, символика, населен. пункты)

 

7

 

 

 

5

Население

(численность, нац. состав, воспроизводство, демографическая ситуация, трудовые ресурсы)

 

5

 

 

 6

 Природа родного края -  23 часа

 

Конкурс творческих литературных работ

 

6.1.

Геологическая история и рельеф района

Полезные ископаемые

 3

Экскурсии в Музей цветного камня

 

6.2.

Климат

4

 

 

 

6.3.

 

Озера

 

4

 

Экологич. акция «Голубое ожерелье»

 

6.4.

 

Памятники природы

4

-родники

-реки

-горы

-пруды

 

6.5.

Растительный мир

4

 

 

 

Животный мир

4

 

7

Хозяйство и промышленность – 22 часа

 

7.1

Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района.

6

Экскурсии на предприятия

 

 7.2.

 

 

 8

 Загадочный мир названий

6

 

Викторина

Улицы города

 9

 Культурное наследие края

6

 Встречи с творческими лю

ьми родного края

 Акция

 «Подари экспонат музею»

10

Итоговое занятие

4

 

 

Итого

70

 

 

                   Содержание программы

 

1.      Введение (3 часа)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

 

2.      Древняя история края (3 часа)

Первые следы пребывания человека  на территории края. Памятники истории и культуры на территории края.

Экскурсии

3.      История заселения и освоение Мончегорска (7 часов)

Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения в период начала развития металлургии на территории Мурманской области

Вклад  геологов в развитие металлургической отрасли нашего края.

Возникновение комбината Североникель.

Экскурсии – «краеведческие музеи в городе»

Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…»

 

4.      Наш край на карте (7 часов) 

Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов.

Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района

 5.      Население (5 часов) 

Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района.

6.      Природа родного края (23 часа) 

6.1.  Геологическая история и рельеф района. Полезные ископаемые – 3 часа

Геологическая история района, рельеф, средняя высота местности, максимальные и минимальные точки;  выделяющиеся формы рельефа, их изменения в процессе выветривания; характер влияния человека на природу своей местности; процессы изменения рельефа; горные породы, слагающие основные формы рельефа в районе, полезные ископаемые; выяснение зависимости между рельефом и направлением дорог, рельефом и расположением населенных пунктов, рельефом и расположением полей, садов, огородов в районе.

Изучение почвенного покрова района (в том числе своей территории). Условие его образования.  Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы – важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв.

Экскурсии в парк и по городу

Практические работы  (на местности): зарисовки знакомых мест в городе

Полезные ископаемые Мурманской области

 

Название полезного ископаемого

(горные породы)

Основные минералы, входящие в его состав

 

 

Свойства

Особые свойства

применение

 

 

цвет

блеск

твердость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   6.2. Климат (4 часа)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

6.3.Голубое ожерелье (4часа)

Реки нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия.

Роль болот в гидрографии района. Загадки природы (ОЗЕРО Имандра)

Практические работы

 Назовите и опишите реку, которая протекает на вашей малой родине (название реки___________; исток реки находится___________________; притоками реки являются_______________________; река впадает в____________;  ледостав на реке наблюдается с ___________по_____________; ледоход___________; воду реки используют для____________; анализ по образцу воды в лаборатории – вкус_____.

нанесите реку на контурную карту района;

нанесите на контурную карту крупные реки Мончегорского района

Наблюдения: осенний ледостав, весенний ледоход (сроки); измерение температуры воды в реке в разные сроки; определение мутности по сезонам; определение толщины льда.

Экологическая акция «Голубое ожерелье».

   6.4. Памятники природы (4 часа)

Статус особо охраняемых территорий ончегорского района, их тип (государственный природный заказник – зоологический; ботанические памятники природы, геологические памятники природы, гидрологические памятники природы

Экскурсии к памятникам природы  - Экологический центр

   6.5. Растительный мир (4 часа)

 Животный мир (4 часа)

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу; лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом);

Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края; оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края среди младших школьников и взрослого населения;

Экскурсии – в лесничество, встреча с главным лесничим района с целью получения теоретического материала о лесных богатствах нашего края; в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса в разных частях нашего района; в местный краеведческий музей с целью знакомства с растительным и животным миром нашего района.

  

7.      Хозяйство и промышленность (22 часа) 

   7.1.  Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района (6 часов)

Географические особенности размещения  ведущих  отраслей промышленности и сельского хозяйства; почему металлургический,  машиностроительный и лесохимический комплексы получили развитие в районе, а специализацией сельского хозяйства стало животноводство; ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины.

Экскурсии на любое промышленное предприятие района.

Практическая работа  сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района.

   7.2.  Инфраструктурный комплекс

Сфера услуг – здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги.

 

8.      Загадочный мир названий (6 часов)

Происхождение и объяснение наиболее значимых названий

Легенды и предания.

 

   9.  Культурное наследие края (6 часов)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.

 

9.      Итоговые  занятия (4 часа)

Подведение итогов учебного года, повторение пройденного.

Литература

1.Киселев А.А. Мончегорск. Города и районы Мурманской области.- Мурманское книжное издательство, 1986. - 141 с.

2.Кохичко А.Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для обучающихся 2 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области.- Мурманск: МОИПКРО, 2006. – 144 с.

3.Лукичев Ю.С. Город в красивой тундре. Краеведческая повесть.- Мурманск, 1993. -108 с.

4.Смирнов В.А.  Я живу на Севере. Литературно-художественное издание.- Мурманск, Мурманский областной научно-методический центр системы образования, 1994. – 97с.

5.Ядринцева И.Ю.  Главный город Монче-тундры Компания ПАРОХОД. - Североморск, 2002. - 14с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению 3-4 класс Липецкая область.

Программа "Краеведение" 3-4 класс расчитана на 1раз в неделю.(34 нед.). Программа вклёчает и тематическое планирование....

авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...

Программа по краеведению, 1 класс.

Программа разработана для 1 класса, с учётом 1 час в неделю....

Программа по краеведению, 1 класс.

Программа разработана для 1 класса, с учётом 1 час в неделю....

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:·         Федеральный закон от 10 июля 1992 год...

Рабочая программа по краеведению Удмуртии 3 класс

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование...