Рекомендации родителям первоклассников в период обучения грамоты.
консультация (1 класс) на тему

Пасечник Марина Геннадьевна

Материал подготовлен для родителей первоклассников. В период обучения грамоте очень важно правильно и своевременно оказать помощь детям в освоении учебного материала. Для того чтобы помощь дала результаты, необходима слаженная работа родителя и педагога. Представленный материал поможет родителям грамотно помочь своему ребёнку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям первоклассников в период обучения грамоты.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

•Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

•Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

«Как обучать детей звуковому анализу слов»

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

 Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

 определение количества звуков в слове;

 фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

 определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1.Звук – мы слышим и произносим.

2.Буквы мы пишем и читаем.

3.Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

 Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

 Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

 Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

 Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

 Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

 Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

 Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

 Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

 Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

 Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

 «Светофорчики»

 Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий кружок, если мягкий – зелёный

 (Снег, зима, лыжи и др.).

2.«Покажи картинку на определённый звук» слышать звук в начале слова)

3.«Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)

4.«Сколько звуков в слове спряталось?»

5.«Место звука в слове»

Как проводится звуковой анализ слова?

Выложить схему слова КОТ.

 — Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

 — Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

 — Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

 — Каким кружком на схеме обозначим звук [К]? (Синим кружком).

 — Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

 — Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).

 — Каким кружком на схеме обозначим звук [О]? (Красным кружком).

 — Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

 — Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

 Каким кружком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим кружком).

 — Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

— «На что похожа буква?»

— В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте"

Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте...

Рекомендации для родителей первоклассников. в период адаптации ребенка к школе

В помощь учителю для проведения родительского собрания в 1 классе период адаптации ребёнка к школе....

Формирование орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте.

Доклад о формировании орфографической зоркости у первоклассников  в период обучения грамоте....

Первый опыт проектной и исследовательской деятельности первоклассников в период обучения грамоте

Для повышения эффективности   урока   наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Имея сумму знаний по теме "Алфавит" , учащиеся через проек...

Рекомендации родителям первоклассников в период дистанционного обучения

План проведения занятия в домашних условиях (по предметам)...

Рекомендации родителям первоклассников по процессу адаптационного периода

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание....