Литературно-музыкальная композиция "Судьбы и песни войны"
методическая разработка на тему

Лаврухина Наталья Николаевна

Литературно-музыкальная композиция «Судьбы и песни войны» - сценарий общешкольного мероприятия, целью которого является ознакомление с историческими фактами времён Великой Отечественной войны через произведения поэтов; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pobedy_.docx207.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

Подготовила

Лаврухина Н.Н.,

                                                                                  педагог-организатор

                                                                                                      МКОУ «Присадская СОШ»        

Цели:

  • познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны через произведения поэтов;
  • развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

СЦЕНА 1.

Слышен щебет птиц и лирическая мелодия. На площадку обнявшись выходят двое: юноша и девушка  (юноша одет в белую рубашку и чёрные брюки,  девушка -  в ситцевом платье ).

Музыка сменяется вальсом, пара танцует. Песня «Довоенный вальс». Звуки вальса утихают, слышится гул самолётов, взрывы. На передний план площадки выходят парень и девушка.

Девушка надевает пилотку юноше.

Юноша читает отрывок из стихотворения К.Симонова «Жди меня».

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

…………………………

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умеешь ждать,

Как никто другой.

Девушка отвечает стихотворением Е.И.Шурман «Возвращение»        

Это будет, я знаю…

Не скоро, быть может,-

Ты войдёшь бородатый,

                           сутулый,

                                 иной.

Твои добрые губы станут суше и строже,

Опалённые временем и войной.

Но улыбка останется.

Так иль иначе,

Я пойму – это ты

Не в стихах, не во сне.

Я рванусь,

                  побегу.        

И наверно, заплачу,

Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…

Ты поднимешь мне голову,

Скажешь «Здравствуй»…

Непривычной рукой по щеке проведёшь.

Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.

Это будет нескоро,

Но ты придёшь.

Музыка «Прощание славянки». Юноша уходит. Девушка провожает уходящего юношу.

На фоне шагов и тихо звучащей мелодии звучит ГОЛОС МАЛЕНЬКОЙ ДЕВОЧКИ: «Мама, а куда они идут?»

ГОЛОС МАТЕРИ. «На войну, доченька…».

Песня «Вспомните, ребята!» - исполняет хор учащихся 2-7 кл.

Ведущий 1.

Давайте всё расставим по местам:

В сердцах своих мы воскресим погибших,

Поклонимся российским матерям,

Помолимся за них перед Всевышним,

Пройдем дорогами воюющих отцов,

Мы все их внуки, правнуки и дети…

Как их вела к Отечеству любовь,

Четыре года их вела к Победе!

Ведущий 2.

Давайте вспомним, как они дружили:

Солдатской дружбы крепче не бывать!

Такими же, как мы, они когда-то были,

Боль затая, смеялись, пели и шутили,

Надеялись и ждали, и любили…

Такими их и будем вспоминать.

СЦЕНА 2.

На сцену выходят парни-старшеклассники (5чел.) в военной форме.

1-й чтец

1941 год.  Лето.

Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов.

- Война! - крикнул кто-то.

- Война это, товарищи, война!

2-й чтец

И было это 22 июня 1941 года утром в 4 часа 15 минут по московскому времени. Наша страна вступила в смертельный бой с коварным и жестоким врагом - с фашизмом.

На землю нашу грозно враг ломился,

Под орудийный грозовой раскат…

И ученик солдатом становился,

И воевал бесстрашно, как солдат.

3-й чтец

Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить города. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».

Дождь и снег. Сырое поле.

Всюду грязь и слизь.

Эх, солдатская ты доля,

Фронтовая жизнь.

Бьёт нас пуля, рвёт граната,

Порет штык и нож.

Только русского солдата

Смертью не возьмёшь.

Он падёт. Но встанет слава,

И на вражий дот

Имя павшего – по праву-

Роту поведёт.

4-й чтец

Нас по ту сторону фронта величали даже не народом, а стадом баранов, неспособных творить историю, самостоятельно развиваться. Нам готовили участь рабов или сырья в производстве мыла и дамских сумочек.

Отпусти меня, боль,

Опоздай ко мне, смерть,

Дай песню допеть,

Пусть не знает никто,

Что я навзничь упал…

Это просто привал,

Мой последний привал.

5-й чтец

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организованно страшное по своей жестокости уничтожение народа.

В чёрной одежде с горящей свечой на сцену поднимается девушка и на фоне музыки читает стихотворение М.Джалиля «Варварство»

Они с детьми погнали матерей 
И яму рыть заставили, а сами 
Они стояли, кучка дикарей, 
И хриплыми смеялись голосами. 
У края бездны выстроили в ряд 
Бессильных женщин, худеньких ребят. 
Пришел хмельной майор и медными глазами 
Окинул обреченных... Мутный дождь 
Гудел в листве соседних рощ 
И на полях, одетых мглою, 
И тучи опустились над землею, 
Друг друга с бешенством гоня... 
Нет, этого я не забуду дня, 
Я не забуду никогда, вовеки! 
Я видел: плакали, как дети, реки, 
И в ярости рыдала мать-земля. 
Своими видел я глазами, 
Как солнце скорбное, омытое слезами, 
Сквозь тучу вышло на поля, 
В последний раз детей поцеловало, 
В последний раз... 
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас 
Он обезумел. Гневно бушевала 
Его листва. Сгущалась мгла вокруг. 
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, 
Он падал, издавая вздох тяжелый. 
Детей внезапно охватил испуг,-- 
Прижались к матерям, цепляясь за подолы. 
И выстрела раздался резкий звук, 
Прервав проклятье, 
Что вырвалось у женщины одной. 
Ребенок, мальчуган больной, 
Головку спрятал в складках платья 
Еще не старой женщины. Она 
Смотрела, ужаса полна. 
Как не лишиться ей рассудка! 
Все понял, понял все малютка. 
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -- 
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. 
Дитя, что ей всего дороже, 
Нагнувшись, подняла двумя руками мать, 
Прижала к сердцу, против дула прямо... 
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! 
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -- 
И хочет вырваться из рук ребенок, 
И страшен плач, и голос тонок, 
И в сердце он вонзается, как нож. 
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты 
вольно. 
Закрой глаза, но голову не прячь, 
Чтобы тебя живым не закопал палач. 
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-- 
И он закрыл глаза. И заалела кровь, 
По шее лентой красной извиваясь. 
Две жизни наземь падают, сливаясь, 
Две жизни и одна любовь! 
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. 
Заплакала земля в тоске глухой, 
О, сколько слез, горячих и горючих! 
Земля моя, скажи мне, что с тобой? 
Ты часто горе видела людское, 
Ты миллионы лет цвела для нас, 
Но испытала ль ты хотя бы раз 
Такой позор и варварство такое? 
Страна моя, враги тебе грозят, 
Но выше подними великой правды знамя, 
Омой его земли кровавыми слезами, 
И пусть его лучи пронзят, 
Пусть уничтожат беспощадно 
Тех варваров, тех дикарей, 
Что кровь детей глотают жадно, 
Кровь наших матерей... 

5-й чтец

Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют. Они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,
Разоренные утро и ночи без сна:
Ваше детство и юность опалила большая 
Не по детскому росту большая война.

Песня «Девчонки поры огневой»

СЦЕНА 3.

На сцене дети (5 чел.)военных лет (учащиеся 8 класса)

1-й чтец

Дети на войне: Сколько им было? Десять?... Двенадцать?... Пятнадцать?... Девятнадцать? Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего времени, на их долю выпали слезы, кровь, смерть.

2-й чтец

Уходили на фронт дети. Сколько им было? Пятнадцать? Восемнадцать? Двадцать? Для матери, которая ждала, они всегда оставались детьми. Мать ждала весточки с фронта. Маленький фронтовой треугольник.

Звучит мелодия "В землянке". (На фоне музыки 5 мальчиков читают стихи,держа в руках фронтовые треугольники)

3-й чтец

Мама! Тебе эти строки пишу я
Тебе посылаю сыновний привет
Тебя вспоминаю, такую родную
Такую хорошую - слов даже нет!

4-й чтец

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

5-й чтец

И чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу.
Я знаю, что ты меня благословила
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

Звучит мелодия "Журавли". (На фоне музыки юноша читает стихотворение )

1-й чтец

Вся ночь пролетела, как страшный бред
Расстрел назначили рано
А было ему шестнадцать лет
Разведчику-партизану
Вдоль черной деревни его вели
В пустое мертвое поле
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
2-й чтец

Мать вскрикнула тонко, бела, как мел.
И поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел
Ты понимаешь - такой народ 
Нельзя заковать в цепи.
3-й чтец

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать-
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессилив,
4-й чтец

Задремала
И приснилось ей
Будто бы она - сама Россия
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле,
Вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет,
Называя поименно
Сыновей
Что не придут домой.
5-й чтец

Беззаветно храбрых и красивых.
Жизнь отдавших, чтоб жила она:
Никогда их не забыть России.
Как морей не вычерпать до дна.

Песня «На безымянной высоте»- исполняют учителя

СЦЕНА 4

Звучит запись песни «Священная война» - с. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова

Ведущий:

«Вставай, страна огромная!» звучало призывом для всех: и для солдат, которые встали в строй, и для женщин, детей, которые остались в тылу! Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую - трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические женщины, матери!

Звучит красивая грустная мелодия. С двух сторон выходят шесть артистов: три парня и три девушки. Все одеты в военную форму.  Они становятся на переднем плане площадки.

Исполняется литературный монтаж «Память».

На первых фразах еще звучит музыка, но далее постепенно умолкает.

Парень 1.

Снова память тащит санки по двору.

Дом без стекол, в доме нет воды,

Мать уходит в Прошлое, как по воду.

А колодец на краю Войны.    

Девушка 1.

Он из снега черным солнцем светит,

Освещая скудным бликом дом.

И на санках ведра, будто свечи,

Догорая, оплывают льдом.

Парень 2.

Не ходи ты, ради Бога, мама,

К этому колодцу за Войной.

Как ты будешь жить на свете, мама,

Обмороженная сединой?

Девушка 2.

Ты в тепле, зажав лицо руками,

Станешь слезы медленные лить.

Будет обмороженная Память

Через годы с болью отходить.

        

Звучит мелодия песни Я. Френкеля «Журавли».

Артисты расходятся по обе стороны сценической площадки, останавливаются и выстраиваются в колонны. Одновременно на центр сценической площадки выходит танцевальная группа и исполняет хореографическую композицию на мелодию песни «Журавли».

По окончании хореографической композиции танцоры остаются на сценической площадке в стоп-кадре «Скорбь».

М/з «Ариозо – матери». На сценическую площадку медленным шагом идёт женщина-Мать.

Мать:

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища...
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

Девушка 3.
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки Огнем
и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она —
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но победы она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.

Парень 3.

Мама, мама, отец не придет,

Не гляди на дорогу.

Столб клубящейся пыли бредет

Через поле к порогу.

Всякий раз, когда мать его ждет –

Через поле и пашню

Столб клубящейся пыли бредет

Одинокий и страшный.

Песня «Пропавшим без вести» - исполняет Черкасова Н.Э.

СЦЕНА 5.

На сцену выходит девушка с зажжённой свечой.

Неугасима память поколения,

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновение,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания (метроном)

СЦЕНА 6.

Ведущий.

Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех.

Инсценирование . Два солдата сидят возле костра и ведут беседу.

Солдат 1:

А я расскажу, как я однажды за “языком” ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.

Под покровом темноты.

Слышу шорох. Вижу братцы,

Немец лезет,

Солдат 2: Ну, а ты?

Солдат 1:

Ну, а я конечным делом,

Притаился меж сосён,

Белый снег, и я, весь в белом.

Жду бандита...

Солдат 2: Ну, а он?

Солдат 1:

Ну а он. Ползёт по лесу.

Только вижу, я браты.

Много, в том фашисте весу,

Как бугай он...

Солдат 2: Ну а ты?

Солдат 1:

Ну, а я по весу муха,  как полезешь на рожон?

Ах ты, думаю, поруха,

Как с ним сладить?

Солдат 2: Ну, а он?

Солдат 1:

Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я, браты,

Брюхом он лежит на ложе,

Снег глубокий...

Солдат 2: Ну, а ты?

Солдат 1:

Ну, а я решил упрямо;

Взять живым его должен,

Автомат наставил прямо.

Будь что будет...

Солдат 2: Ну, а он?

Солдат 1:

Ну, а он совсем уж рядом,

Норовит вильнуть в кусты.

Водит, вижу, волчьим взглядом.

Подползает...

Солдат 2: Ну, а ты?

Солдат 1:

Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.

И на фрица, на верзилу,

Прямо с маху сел верхом.

“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!

Ходу, чертова душа!

И к затылку приставляю,

Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

Солдат 2: Ну, а он?

Солдат 1:

Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,

И повёз меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон.

СЦЕНА 7.

Песня «И всё-таки мы победили»

В роли ведущих выступают парень и девушка, начинавшие мероприятие.

Ведущий 1.

Миф о неполноценности русских потерпел крах. Нам было что защищать. Мы не собирались сдаваться.

Ведущий 2.

Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы.

Ведущий 1.

Память о войне, о жертвах войны… она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней.

Ведущий 2.

Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.

Ведущий 1.

Играет музыка лихая,

Поёт баян гитаре в лад.

А над землёю, полыхая,

Летает рыжий листопад.

И от дверей военкомата,

Как прежде братья и отцы,

Уходят в армию ребята –

Совсем безусые юнцы.

Ведущий 2.

Мальчишкам, стриженным под «ёжик»,

Шагать навстречу всем ветрам.

На них, причёсками похожих,

С улыбкой смотрит ветеран.

На солнце светятся рябины

Погожей утренней порой.

Уходят в армию мужчину –

Плечом к плечу в солдатский строй. М.Пляцковский

Песня «Служить России!»- исполняют Филимонов Д. и Мартиросян Б.

Источники:

  • Журнал «Чем развлечь гостей» №4, 2004
  • Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. Мир школьных праздников. М.: 5 за знания, 2005
  • В.М.Видякин и др. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. Волгоград: Учитель, 2006
  • А. Твардовский- глава «О награде» из поэмы «Василий Тёркин».
  • Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер «Песня в кругу семьи» Тема: «Военные песни»

Данный сценарий может быть полезен педагогам –организаторам, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.Творческое мероприятие с привлечением ...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, 1 - 2 класс

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой отечественной войне, начальные классы...

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Методическая разработка "Литературно-музыкальная композиция "Война и песня"

Литературно-музыкальная композиция посвящена истории создания военных песен времён Великой Отечественной войны....

Литературно-музыкальная композиция «Несовместимы дети и война!» для учащихся начальных классов, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали,  день установления блокады Ленинграда.Два других более радостны...