«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»
материал (3 класс) на тему

     Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаций:

взаимодействие

 

интериоризация

 

кооперация

    Исходя  из видов коммуникаций целями работы будут следующие:

Коммуникация как взаимодействие:

- умение слышать и слушать друг друга

- умение полно и точно выражать свои мысли

- умение спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении и т.д.

Коммуникация как кооперация:

- умение договариваться и находить общее решение

- аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное    взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Коммуникация как интериоризация:

- умение понимать  возможность существования различных точек зрения

- умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию

- аргументировать свою точку зрения, спорить  и отстаивать свою точку зрения

   Одним из эффективных методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий  являются игры и упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

   Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далек от желаемого.

   Психологи отмечают, что у младших школьников те же причины низкого уровня сформированности коммуникативных навыков.  Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

    Каково же значение  коммуникативной компетенции для младшего школьника?

    Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу. Его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а полученная им оценка, соответственно, ниже возможной. Негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

    Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

     В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и как   благополучие его будущей жизни.

     Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаций:        

    Исходя  из видов коммуникаций целями работы будут следующие:

Коммуникация как взаимодействие:

- умение слышать и слушать друг друга

- умение полно и точно выражать свои мысли

- умение спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении и т.д.

Коммуникация как кооперация:

- умение договариваться и находить общее решение

- аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное    взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Коммуникация как интериоризация:

- умение понимать  возможность существования различных точек зрения

- умение обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию

- аргументировать свою точку зрения, спорить  и отстаивать свою точку зрения

   Одним из эффективных методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий  являются игры и упражнения.

  1. Методический прием «Разминка пальчиков»

Цель: установление контакта и настрой на совместную работу.

«Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Желаю успеха большого во всём и везде. ЗДРАВСТВУЙ!!!

Вывод: такой приём помогает подружиться детям, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.

  1. «Разгадывание друдлов»

   Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления!

     Но  у этого упражнения есть другая сторона. Оно помогает детям не бояться высказывать своё мнение (оно в любом случае будет верным), участвовать в коллективном обсуждении, понимать возможность существования различных точек зрения, интересоваться мнением других.

  1. Тимбилдинг

Сегодня я хочу познакомить вас ещё с детским тимбилдингом.

Что такое Тимбилдинг? Ваши варианты ответов.

Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра), направленное на развитие способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык.

Упражнение «Карандаши»

- Я прошу вас встать по парам и взять карандаш или ручку.      

- Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников.

Подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

   После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

-сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед – поднять руки);

-использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;

-держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;

-выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение. 

-Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

-А на что ориентироваться при выполнении этих действий?

-Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Вывод: игра учит доверию, формирует стрессоустойчивость, умение работать слаженно в команде, где каждый отвечает не только за себя, но и за других.

  1. Упражнение «Случай» (10мин)

Цель: содействие пониманию, что негативное эмоциональное состояние участников конфликта однозначно воспринимается всеми окружающими (и самими ребятами, которые видят конфликт, запечатленный на фото)

В презентации к занятию представлены фотографии с изображением конфликтных ситуаций, командам необходимо составить рассказ по фотографии, согласно предложенной таблицы.

Вопросы задания:

  1. Придумайте название к фото?
  2. Кто вовлечен в конфликт?
  3. В чем суть изображенного конфликта?

Попробуйте предположить, что произошло?

  1. Что чувствует каждый участник этого конфликта?
  2. Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт?

 В какой момент?

  1. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
  2. Какие варианты выхода из конфликтной ситуации вы можете предложить?

Вывод: упражнение учит распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стили поведения в конфликтных ситуациях, знать способы преодоления коммуникативного барьера.

  1. Рефлексия. « Метод пяти пальцев» Л. Зайверта

   Для того чтобы учащиеся научились полно и точно выражать свои мысли можно использовать «Метод пяти пальцев», предложенный Л.Зайвертом. Это простая и доступная техника, в которой за каждым пальцем руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели. Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

      «М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

- Что нового я сегодня узнал?

- Какие знания приобрёл?

       «Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

       «С» (средний) – состояние духа.

- Каким было моё настроение, расположение духа?

- Что было связано с положительными эмоциями?

       «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

- Чем я сегодня помог другим?

- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?

       «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

- Что я сегодня сделал для моего здоровья?

  1. Неделя психологии

    Проведение «Больших психологических игр», психологических акций в школьном Содружестве – особый жанр психологической работы. Каждая игра – это «маленькая жизнь», законченный фрагмент жизнетворчества, позволяющий ее участникам освоить значимый опыт совместной деятельности, общения, самопознания.

   В рамках недели психологии в нашей школе мы провели для учащихся начальной школы Акцию «Гирлянда дружбы». «Гирлянда Дружбы»- изготовление самодельных КУКОЛ – КУВАДОК, которыеочень напоминают фигурки детей со всей нашей планеты. В течение недели учащимся предлагалось сделать «Гирлянду Дружбы» своего класса, которая была бы символом их дружбы и единства.

Акция «Гирлянда дружбы»  - из недели психологии

Если б нам соединиться,

Всем ребятам подружиться,

Если бы объединились

Все деревни, города,

Не лились бы больше слезы

На планете никогда!

В небе, на воде, на суше

Голубь мира бы парил,

Каждый бы на белом свете

Нам о мире говорил.

  1. Игра «Волшебные конфеты».

   Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… Примеры высказывания детей: пусть они избавятся от болезней, пусть все долго живут, пусть у всех будет дом, пусть все дружно живут, пусть все будут счастливы.

Выступление

педагога-психолога МАОУ СОШ № 15 Арефьевой Р.М.

по теме «Игры и упражнения,

способствующие формированию

 коммуникативных УУД младших школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Упражнения по формированию понятий младших школьников...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...

Игры и упражнения для развития внимания младших школьников

В статье предложен банк игр и упражнений для развития свойств внимания ( концентрации, устойчивости, распределения и др.). Игры могут быть использованы в 1-2 классах начальной школы....

Игры и упражнения на развитие памяти младшего школьника

Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу созн...

Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников.

Игры и упражнения на тему "Развитие памяти младших школьников" , которые можно использовать как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.Предложенные упражнения помогут ребенку овла...

Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников.

Память это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и п...