УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
материал (1 класс) по теме

Новикова Елена Алексеевна

Упражнения по формированию понятий младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx118.99 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ,   СПОСОБСТВУЮЩИЕ   ФОРМИРОВАНИЮ   ПОНЯТИЙ    МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ.

         

 1.   Дополни  высказывание: 

-  Если  стол  выше  стула,  то  стул…………………………

-  Если  два  больше  одного, то  один………………… ……

-  Если  Саша  вышел  из  дома  раньше,  то  Алеша………..

-  Если  река  глубже  ручейка,  то  ручеек………………. ….

-  Если  сестра  старше  брата,  то  брат…………………… …

-  Если  правая  рука  справа,  то  левая  рука……………… ..

      -  Если  шуба  дороже  шапки,  то  шапка…………………….

       

  2.  Временные  и  пространственные  понятия: 

            -  Окрашенный  кубик  распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных частей (сторон).

            -  Бревно  6 м. длиной распилили на 6 равных частей. Сколько запилов ? ( 5 )

            -  Отмерь  3 литра, если есть 7 литров и 2 литра.( налей 7, отлей 2 и 2 )

            -  Коля живет на 6 этаже, Петя – на 3 этаже. Сколько ступенек от Колиной квартиры  до  Петиной, если до Колиной квартиры 60 ступенек ?  ( 30 )

            -  Во дворе гуляли куры и собаки. Петя насчитал всего 10 лап. Сколько было кур и собак ?  ( 1с + 3 к.  или 2с + 1 к. )

            -  Во  дворе  стоял  автомобиль, мотоцикл, трехколесный велосипед. Сколько могло быть техники, если колес было 13 ?

            -  В  доме живут  Коля и Наташа. Коля гуляет во дворе. Где Наташа ?

            -  У Толи на 8 яблок больше, чем у Оли. Сколько яблок Толя должен отдать Оле, чтобы стало поровну ?

            -  В коробке лежало 2 синих карандаша и 3 красных. Сколько карандашей надо взять чтобы среди них был красный ? ( три)

Упражнения на развитие умения обобщать и

классифицировать.

       

На развитие умения обобщать и классифицировать я использую,

Например, такие задания:

  1. Найди «лишнее» выражение.

10 + 7           11 + 11    10 + 2

     2. Сколько на чертеже отрезков? Сколько треугольников?

        Сколько четырёхугольников?

     3. Распредели числа в две группы – однозначные и двузначные:

          1, 25, 73, 7, 10, 9, 19.

     6. Решите записанные примеры. Подчеркните примеры, в ответе которых получилось 7.

             2 + 5        1 + 6

             7 – 1                              2 + 4

             3 + 4                              3 + 3

      7. Запишите все числа от 1 до 9. Подчеркните 6, 7, 8, 9. Объясните какие числа нужно подчеркнуть, не перечисляя их.

     9.Чем похожи примеры?

        11 + 5        10 – 8               17 + 2                  5 + 4

        11 + 9                    12 – 1               17 – 7                  10 - 4

        12 + 1                    9 – 5                 17 – 10                7 + 4

                      Упражнения на определение закономерностей.

    Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

      Учить детей рассуждать, мыслить и выделять закономерности – это главная задача обучения.

      Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Покажи их длины с помощью отрезков. Отметь галочкой, кто длиннее всех.

         Ящерица  ----------

         

         Уж

         

        Удав

     С целью повторения закономерностей построения натурального ряда предлагаю следующие задания:

  2. Продолжи некоторый ряд чисел, используя для этого закономерность:

       2, 4, 6, 8………

       2. 5. 8………..

Упражнения на развитие умения сравнивать и выделять   свойства (форма, цвет, размер).

  1. Сравни «группы» предметов.

Уже в подготовительный период я предлагаю детям упражнения объединенные общей целью: помочь детям научиться сравнивать группы предметов с тем, чтобы понимать смысл математических выражений «больше», «меньше», «столько же».

а)                                                  б)                      

                                                                                 

        

                        

в)

г)  

j0304933   j0304933j0304933

    Большой интерес вызывают задания, решения которых связано с умением правильно делать выводы.

В 1 классе учащиеся обычно выделяют всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.

       2. Сравни свойства предметов: кубик, яблоко, камень, вата, стекло.

       Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю ещё группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать ещё несколько свойств кубика: твёрдый, непрозрачный, легкий, несъедобный. Подходим к выводу, что мы используем выделения свойств предмета приём сравнения.

3.Выдели общие и отличительные свойства: линейка, карандаш, треугольник.

Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник, карандаш и выделить общие и отличительные свойства. Общие признаки: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства: форма предметов и размер.

     Затем подобные задания усложняются.

   4. Не считая предметов скажи, где их больше, где меньше.

       

А        Б        А        Б

        

     

       А        Б

 

   

           Не считая изображения геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Сначала подавляющее большинство учащихся дали неверные ответы: они сделали выводы, что если фигуры занимают больше места, значит их больше. После проведенного анализа дети делают вывод, что предметов больше на карточках Б. Ещё не менее важный вывод: поспешность не приводит к правильному решению.

Формирование УУД на уроках русского языка

На уроках русского языка невозможно избежать следующих УУД:

  • Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Умение определить границы знания и незнания;
  • Простраивание алгоритма действий;
  • Определение и формулирование цели;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
  • Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
  • Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.

    Рассмотрим на примерах.

Задание 1. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

                   случай, отец, сыночек, жизнь  

Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать

Задание 2. Спиши предложения, исправляя ошибки. Развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись

Задание 3. Раздели слова на слоги. – Регулятивные УУД

Задание 4. Прочитай транскрипции. Запиши слова буквами. – Познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании

Задание 5. Раздели текст на предложения. - Познавательные УУД: умение находить части в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Формирование элементарных математических понятий младшего школьника

Формирование элементарных математических понятий младшего школьника...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»

   Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаци...

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти младших школьников.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...

Особенности процесса формирования у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики

В настоящее время система отечественного образования находятся в системе и реформирования, так как имеется множество нерешенных проблем. К таким проблемам в первую очередь относится духовно-нравственн...

Понятие «читательский кругозор» и способы его формирования у младших школьников

Прежде опробованные, эффективные когда-то, но воспринимаемые как формальные современным школьником попытки приобщить детей к чтению будут вызывать сопротивление, поскольку сегодня они предпочитают дру...