РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКАЯ
рабочая программа (1 класс) на тему

Антюхова Ольга Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКАЯ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная воспитательная программа ориентирована на учащихся 1 группы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и реализуется на основе следующих документов:

 - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 за № 273-ФЗ (пп.1, 2, 3, 7, 8 ст. 3);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1539  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1559;

- Типовое положение о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- Типовое положение  об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

-  Постановление главного санитарного врача от 10.07.2015 за № 26 и регулирует организацию внеурочной деятельности обучающихся, воспитанников начальной школы. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основная программа «Азбука гражданина» реализуется школой-интернатом через внеурочную деятельность.

        Изучение в специальной (коррекционной) школе  вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации, адаптации и интеграции в обществе детей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, а так же воспитания в них качеств гражданина.

В гражданско- патриотическом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда знания детей систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1-м классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями.

   В основе программы курса лежит идея сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которая является фундаментом для правовой культуры. 

Цель: Формирование у  воспитанников элементарных представлений о себе как о гражданине своей страны.

Задачи:

1.                Формировать  представление о себе, как о ученике.

2.                Формировать умение  взаимодействовать с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

3.                Прививать  любовь  к близким.

          4. Учить владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

 

Общие сведения учащихся

1. Силкин Даниил.

Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.

Общее впечатление о ребенке  мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение.  Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь

2. Чемляков Никодим

Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.

Общее впечатление о ребенке   на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что  интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный храктер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы

              

В основу реализации программы «Азбука гражданина» положены следующие  принципы:

принцип деятельности, который обеспечивает активную позицию младших воспитанников  в образовательном пространстве КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

принцип природосообразности обучения, согласно которому содержание, формы организации и средства обучения соответствуют психологическим возможностям и особенностям детей с интеллектуальными нарушениями, обеспечение помощи обучающимся, которые испытывают трудности в обучении; успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип дифференцированного подхода.

               Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически.

Распределение часов  и последовательность изучения тем  по программе осуществляется следующим образом:

1 класс.

Четверть.

Количество часов.

Количество (из общего количества часов) часов диагностики усвоения программного материала.

Количество мониторингов (не входят в общее количество часов).

I

9

1

2

II

7

1

2

III

9

1

3

IV

8

1

2

Год

33

4

9

 

 

Для реализации основных целей и задач гражданско - патриотического воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития применяются, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с картинками, наблюдение, демонстрация, просмотр.

Диагностика базовых учебных действий (БУД), проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

Планируемые результаты:

1.     Осознание  себя как ученика.

2.     Привитие любви к близким.

3.     Элементарные представления о праздниках (День защитника отечества, День победы).

4.     Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Формирования базовых учебных действий (БУД)

Приме

чание

I.

Я и моя школа

 

 

10 ч.

«Знакомьтесь – это мы»                          Экскурсия «Здравствуй, школа».(2ч.) Игра «Будем дружить».                                          Я — школьник. «Школьные вещи».                           Мои обязанности и права в школе.(2ч.)  «Моя группа – моя семья».                        «День бабушек»                                                     « На кого я хочу быть похожим»

 

Познавательные – формировать первоначальное представление о школе, школьном коллективе. Иметь представление «зачем мы ходим в школу?», о правилах поведения в школе. Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.                                                              

Личностные –  осознание себя как ученика, адаптация ребенка к условиям школьной жизни. Коммуникативные - формировать умения  вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс). Обращаться за помощью и принимать помощь.                                                                            Регулятивные – формировать умения  адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты т.д.).

 

II.

Я и моя семья

 

 

11ч.

 Что такое семья.                                                     Мое имя.                                                                   Самые близкие для меня люди.           «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»                                                                    Мои любимые. Бабушка и дедушка. «Твой труд  дома». Беседа, обсуждение ситуаций.                                                          Выходной день в моей семье. Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата).                                                                      Мои братья и сёстры.                                             Как я помогаю маме?                                  Традиции в моей семье.

 

 Познавательные – формировать элементарное представление о своей семье (родные люди). Иметь представление о культуре семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Воспитывать  такие нравственные качества, как доброта, забота, милосердие, уважение.                                                                       Личностные – формировать  положительное  отношение  к окружающей действительности.                    Коммуникативные - формировать умения  вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс). Обращаться за помощью и принимать помощь.                                                                Регулятивные - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

 

III.

Праздники моей страны и традиции

 

12 ч.

 «Наши папы – защитники Родины» История Российской армии. Беседа.                    «Наши мамы самые красивые» «Потолкуем о маме»                                       Конкурс рисунков на тему: «Мир вокруг нас Космос начинается с земли                          «Первый в космосе» Просмотр фильмов (2ч.)                                                               « Никто не забыт – ничто не забыто» Выпуск тематических газет «Защитникам Отечества посвящается» (2ч.)                                                                 Конкурс рисунков «70 лет Победе» Поход в лес «Лето зовет»

Познавательные – формировать элементарное представление о знаменательных  датах, событиях, государственных  праздников, школьных традициях. Иметь представление бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям,  гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.                                 Личностные - осознание себя как ученика.  Коммуникативные - формировать умения  вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс). Обращаться за помощью и принимать помощь.                                      Регулятивные - формирование умений принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

                     

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по во 1 классе

(34часа  в год)

п\п

Тема занятия

Содержание деятельности

Количество

Дата

Формирования базовых учебных действий (БУД)

Форма проведения

Методы работы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Знакомьтесь – это мы»                         

1.Беседа на тему «Давай знакомиться!»

2.Игра на внимание «Я\ Не я»

1

 

Познавательные -  формировать первоначальное представление о школе, школьном коллективе. Иметь представление «зачем мы ходим в школу?»,  помочь ребенку освоиться в новой ситуации.

Личностные -  формировать положительное отношение  к окружающей действительности.

Коммуникативные -   формировать  умение  обращаться за помощью и принимать помощь.                                              Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

 

 

Беседа

Словесные,

наглядные,

практические

2

Здравствуй школа

1.Беседа о школе.

2.Презентация  на тему «Первый раз в первый класс»

1

 

 

Познавательные  -  формировать элементарное представление о школе и правилах поведения в ней.

 Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                   Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные - формировать умение  принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

 

 

Беседа

Словесные,

наглядные,

практические

3

«Здравствуй школа!»

1.Экскурсия по школе.

1

 

Познавательные формировать  элементарное представление о названии и назначении кабинетов, помещений  в школе.

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -  формировать умение  активно участвовать в деятельности,  

Экскурсия

Словесные, наглядные, практические

4.

Игра «Будем дружить».                                         

 

 

 

 

 

 

1. Игра «Будем дружить».                                         

 2.Просмотр мультфильма  «Большой друг»

1

 

Познавательные формировать  элементарное представление о дружбе, дружеских взаимоотношениях.

Личностные -  формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                    Коммуникативные -      формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                              Регулятивные -   формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

на основе игровых

 элементов

Словесные,

наглядные,

практические

5.

 Я — школьник. «Школьные вещи».                          

 

 

1.Презентация на тему  «Первый раз, в первый класс!»

2. Дидактическая игра «Собери портфель».

1

 

Познавательные формировать  элементарное представление о школе, классе, школьных обязанностях  и школьных принадлежностях, развивать желание учиться.

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

 

Словесные, наглядные, практические

6

Мои обязанности и права в школе

 

1.Беседа «Мои права и обязанности»                    2.Игра «Назови правильно»

 

2

 

Познавательные формировать  элементарное представление о своих правах и обязанностей в школе. Иметь представление о школьных поручениях.

Личностные -   формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                    Коммуникативные -    формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                              Регулятивные -   формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений.

 

Словесные,

наглядные, практические

7

«Моя группа – моя семья».                       

1.Дидактическая игра «Мост дружбы»

2.Просмотр мультфильма  о дружбе

1

 

Познавательные – формировать положительные взаимоотношения в коллективе, побуждать к добрым поступкам, воспитывать культуру поведения.

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -   формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

 Регулятивные -  формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

 

Словесные,

наглядные,

практические

8

«День бабушек»                                                    

1.Рисование на тему «Моя любимая  бабушка»

1

 

Познавательные -  формировать  элементарное представление о таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.   Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое  занятие

 

Словесные, наглядные, практические.

9

« На кого я хочу быть похожим».

1Бесседа «Мой положительный герой».                                    2. Презентация «Профессия моей мечты»                                                        

1

 

Познавательные формировать   элементарное представление о положительном  образе себя в будущем, умение видеть и находить в людях не только плохое, но и хорошее.

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -   формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

 Регулятивные -  формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

10

Что такое семья.                                                    

 

1Работа по картинкам «Моя семья»                      2.Дидактическая игра «Старше – младше»

1

 

Познавательные формировать   элементарное представление о составе  семьи, о том кто такие родственники. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные -   формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое

занятие

Словесные, наглядные, практические

11

  Мое имя.                                                                  

1Бесседа «Я и мое имя»                                    2.Дидактическая игра «Назови правильно»

1

 

Познавательные  формировать   элементарное представление о значении имени для человека. Иметь представление о правильном обращении к взрослому человеку.

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое

занятие

Словесные, наглядные, практические

12

Самые близкие для меня люди.

1.Беседа «Близкие люди»                                  2.Промотр мультфильма «Мама для мамонтенка»

1

 

Познавательные  - формировать элементарное представление о близких людях. Развивать чувство гордости за свою семью.

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические.

13

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»                                                                   

1Бесседа «Мои родители»                                2. Дидактическая игра «Назови правильно»

1

 

Познавательные  формировать   элементарное представление об уважительном отношении к старшим. Иметь представление о культуре семейных отношениях.

 Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               

Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.  

 

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

14

Мои любимые. Бабушка и дедушка.

1. Рисование на тему «Мои бабушка и дедушка»

   1

 

Познавательные  -  формировать  элементарное представление о таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.       Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

15

«Твой труд  дома».

1 Беседа, обсуждение ситуаций                    2.Работа по картинкам

1

 

Познавательные  формировать   элементарное представление о своих обязанностей по дому. Иметь представление об уважительном отношении к старшим.

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 

Практическое

занятие

Словесные, наглядные, практические

16

         

Выходной день в моей семье.

1. Презентация на тему «Выходной день»

1

 

Познавательные -   формировать   элементарное представление о доброжелательном  отношении к окружающим, родным и близким.

 Личностные -  осознание  себя членом семьи, воспитанником школы-интерната, воспитание  культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.     

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические.

17

 Портрет мамы (отца, сестры, брата).

1.Рисование на тему «Моя семья»

1

 

Познавательные -   формировать умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение), воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота,  уважение.                          

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

18

Мои братья и сёстры.

1. Работа по картинкам 2.Дидактическая игра «Назови правильно»

1

 

Познавательные -   формирование элементарных представлений о близких людях. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Личностные -  осознание  себя членом семьи, воспитанником школы-интерната, воспитание  культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.     

 

Практическое

 занятие

Словесные,

наглядные,

практические

19

Как я помогаю маме?

1.Работа по картинкам.                   2.Игра «Назови маму ласково»

1

 

Познавательные  формировать   элементарное представление о своих обязанностей по дому. Иметь представление об уважительном отношении к старшим.

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 

Практическое

Словесные, наглядные, практические

20

Традиции в моей семье.

1.Презентация на тему « Традиции в семье»   2.Дидактическая игра «Назови правильно»

1

 

Познавательные -  формировать   элементарное представление о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

21

«Наши папы – защитники Родины»

1.Работа по картинкам.                           2. Отгадывание загадок.

1

 

Познавательные -   формировать   элементарное представление о защитниках Отечества. Воспитывать патриотические чувства, формировать представление о лучших мужских качествах.

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

22

История Российской армии.

1.Презентация 2.Бесседа.

1

 

Познавательные -   формировать   элементарное представление о защитниках Отечества. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов.

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

23

« Наши мамы самые красивые»

1.Работа по картинкам.                       2.Игра «Назови маму ласково»

1

 

Познавательные -   формировать любовь, нежность, уважение к маме, умение ценить материнскую заботу и любовь.

 Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

24

«Потолкуем о маме»

1.Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка» 2.Дидиактическая игра «Чей малыш?»

1

 

Познавательные -   формировать  любовь, нежность, уважение к маме, умение ценить материнскую заботу и любовь.

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

25

«Лучше нет на свете мамочки моей»

Аппликация на тему «Открытка для мамы»

1

 

Познавательные -  формировать умение соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации,  выбирать для предмета характерный цвет.          

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                       Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Практическое

 занятие

Словесные, наглядные, практические

26

Космос начинается с земли

Презентация на тему «Дорога в космос»

1

 

Познавательные -  формировать   элементарное представление о космосе, полетах в космос. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

27-28

«Первый в космосе»

Просмотр фильмов о первом полете в космос.

2

 

Познавательные -  формировать   элементарное представление о космосе, о первых полетах в космос. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих космонавтов, вызвать желание быть похожими на них.

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                       Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

 

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

29

« Никто не забыт – ничто не забыто»

Презентация на тему «Героические страницы Великой Отечественной войны»

 

 

Познавательные -   формировать   элементарное представление о Великой Отечественной войне. Иметь представление, что она была освободительной. Воспитывать уважение и чувство благодарности, ко всем кто защищал Родину.

 Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

30

 «Защитникам Отечества посвящается»

Просмотр фильмов о героев своей страны.

1

 

Познавательные -   формировать   элементарное представление о защитниках Отечества. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов.

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

31

Выпуск тематических газет «Защитникам Отечества посвящается»

Изготовление тематической газеты

1

 

Познавательные -  формировать умение соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации,  выбирать для предмета характерный цвет.          

Личностные - формирование сознание «себя как ученика».                                           Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                       Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Практическое

 занятие

Словесные, наглядные, практические

32

Конкурс рисунков «70 лет Победе»

Рисование на тему «9 – мая День Победы!»

1

 

Познавательные – формировать умение правильно располагать рисунок на листе бумаги,  ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, посередине), умение  работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение).                                              Личностные –  положительное отношение  к окружающей действительности

Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.                                 Коммуникативные – формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс).

Практическое

 занятие

Словесные, наглядные, практические

33

Поход в лес «Лето зовет»

Экскурсия

1

 

Познавательные -   формировать   элементарное представление о времени года «Лето». Иметь представление о цветах – первоцветах (медуница, мать-мачеха), о бережном отношении к природе.

Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.                                   Коммуникативные - формировать умение  обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные - формировать умение  активно участвовать в деятельности.

Эускурсия

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная воспитательная программа ориентирована на учащихся 1 группы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и реализуется на основе следующих документов:

 - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 за № 273-ФЗ (пп.1, 2, 3, 7, 8 ст. 3);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1539  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1559;

- Типовое положение о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- Типовое положение  об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

-  Постановление главного санитарного врача от 10.07.2015 за № 26 и регулирует организацию внеурочной деятельности обучающихся, воспитанников начальной школы. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основная программа «Азбука гражданина» реализуется школой-интернатом через внеурочную деятельность.

        Изучение в специальной (коррекционной) школе  вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации, адаптации и интеграции в обществе детей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, а так же воспитания в них качеств гражданина.

В гражданско- патриотическом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда знания детей систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1-м классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями.

   В основе программы курса лежит идея сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которая является фундаментом для правовой культуры. 

Цель: Формирование у  воспитанников элементарных представлений о себе как о гражданине своей страны.

Задачи:

  1. Формировать  представление о себе, как о ученике.
  2. Формировать умение  взаимодействовать с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. 
  3. Прививать  любовь  к близким.

          4. Учить владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Общие сведения учащихся

1. Силкин Даниил.

Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.

Общее впечатление о ребенке  мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение.  Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь

2. Чемляков Никодим

Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.

Общее впечатление о ребенке   на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что  интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный храктер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы

               

В основу реализации программы «Азбука гражданина» положены следующие  принципы: 

принцип деятельности, который обеспечивает активную позицию младших воспитанников  в образовательном пространстве КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

принцип природосообразности обучения, согласно которому содержание, формы организации и средства обучения соответствуют психологическим возможностям и особенностям детей с интеллектуальными нарушениями, обеспечение помощи обучающимся, которые испытывают трудности в обучении; успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип дифференцированного подхода.

               Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически.

Распределение часов  и последовательность изучения тем  по программе осуществляется следующим образом:

1 класс.

Четверть.

Количество часов.

Количество (из общего количества часов) часов диагностики усвоения программного материала.

Количество мониторингов (не входят в общее количество часов).

I

9

1

2

II

7

1

2

III

9

1

3

IV

8

1

2

Год

33

4

9

Для реализации основных целей и задач гражданско - патриотического воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития применяются, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с картинками, наблюдение, демонстрация, просмотр.

Диагностика базовых учебных действий (БУД), проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

Планируемые результаты:

  1. Осознание  себя как ученика.
  2. Привитие любви к близким.
  3. Элементарные представления о праздниках (День защитника отечества, День победы).
  4. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Формирования базовых учебных действий (БУД)

Приме

чание

I.

Я и моя школа

10 ч.

«Знакомьтесь – это мы»                          Экскурсия «Здравствуй, школа».(2ч.) Игра «Будем дружить».                                          Я — школьник. «Школьные вещи».                           Мои обязанности и права в школе.(2ч.)  «Моя группа – моя семья».                        «День бабушек»                                                     « На кого я хочу быть похожим»

Познавательные – формировать первоначальное представление о школе, школьном коллективе. Иметь представление «зачем мы ходим в школу?», о правилах поведения в школе. Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.                                                              

Личностные –  осознание себя как ученика, адаптация ребенка к условиям школьной жизни. Коммуникативные - формировать умения  вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс). Обращаться за помощью и принимать помощь.                                                                            Регулятивные – формировать умения  адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты т.д.).

II.

Я и моя семья

11ч.

 Что такое семья.                                                     Мое имя.                                                                   Самые близкие для меня люди.           «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»                                                                    Мои любимые. Бабушка и дедушка. «Твой труд  дома». Беседа, обсуждение ситуаций.                                                          Выходной день в моей семье. Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата).                                                                      Мои братья и сёстры.                                             Как я помогаю маме?                                  Традиции в моей семье.

 Познавательные – формировать элементарное представление о своей семье (родные люди). Иметь представление о культуре семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Воспитывать  такие нравственные качества, как доброта, забота, милосердие, уважение.                                                                       Личностные – формировать  положительное  отношение  к окружающей действительности.                    Коммуникативные - формировать умения  вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс). Обращаться за помощью и принимать помощь.                                                                Регулятивные - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

III.

Праздники моей страны и традиции

12 ч.

 «Наши папы – защитники Родины» История Российской армии. Беседа.                    «Наши мамы самые красивые» «Потолкуем о маме»                                       Конкурс рисунков на тему: «Мир вокруг нас Космос начинается с земли                          «Первый в космосе» Просмотр фильмов (2ч.)                                                               « Никто не забыт – ничто не забыто» Выпуск тематических газет «Защитникам Отечества посвящается» (2ч.)                                                                 Конкурс рисунков «70 лет Победе» Поход в лес «Лето зовет»

Познавательные – формировать элементарное представление о знаменательных  датах, событиях, государственных  праздников, школьных традициях. Иметь представление бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям,  гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.                                 Личностные - осознание себя как ученика.  Коммуникативные - формировать умения  вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс). Обращаться за помощью и принимать помощь.                                      Регулятивные - формирование умений принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

                     


Календарно-тематическое планирование по во 1 классе

(34часа  в год)

п\п

Тема занятия

Содержание деятельности

Количество

Дата

Формирования базовых учебных действий (БУД)

Форма проведения

Методы работы

1

«Знакомьтесь – это мы»                          

1.Беседа на тему «Давай знакомиться!»

2.Игра на внимание «Я\ Не я»

1

Познавательные -  формировать первоначальное представление о школе, школьном коллективе. Иметь представление «зачем мы ходим в школу?»,  помочь ребенку освоиться в новой ситуации.

Личностные -  формировать положительное отношение  к окружающей действительности. 

Коммуникативные -   формировать  умение  обращаться за помощью и принимать помощь.                                              Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Беседа

Словесные,

наглядные,

практические

2

Здравствуй школа

1.Беседа о школе.

2.Презентация  на тему «Первый раз в первый класс»

1

Познавательные  -  формировать элементарное представление о школе и правилах поведения в ней.

 Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                   Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные - формировать умение  принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Беседа

Словесные,

наглядные,

практические

3

«Здравствуй школа!»

1.Экскурсия по школе.

1

Познавательные – формировать  элементарное представление о названии и назначении кабинетов, помещений  в школе. 

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -  формировать умение  активно участвовать в деятельности,  

Экскурсия

Словесные, наглядные, практические

4.

Игра «Будем дружить».                                          

1. Игра «Будем дружить».                                          

 2.Просмотр мультфильма  «Большой друг»

1

Познавательные  формировать  элементарное представление о дружбе, дружеских взаимоотношениях.

Личностные -  формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                    Коммуникативные -      формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                              Регулятивные -   формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

на основе игровых

 элементов

Словесные,

наглядные,

практические

5.

 Я — школьник. «Школьные вещи».                          

1.Презентация на тему  «Первый раз, в первый класс!»

2. Дидактическая игра «Собери портфель».

1

Познавательные  формировать  элементарное представление о школе, классе, школьных обязанностях  и школьных принадлежностях, развивать желание учиться.

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

6

Мои обязанности и права в школе

1.Беседа «Мои права и обязанности»                    2.Игра «Назови правильно»

2

Познавательные  формировать  элементарное представление о своих правах и обязанностей в школе. Иметь представление о школьных поручениях.

Личностные -   формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                    Коммуникативные -    формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                              Регулятивные -   формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений.

Словесные,

наглядные, практические

7

«Моя группа – моя семья».                        

1.Дидактическая игра «Мост дружбы»

2.Просмотр мультфильма  о дружбе

1

Познавательные – формировать положительные взаимоотношения в коллективе, побуждать к добрым поступкам, воспитывать культуру поведения.

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -   формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

 Регулятивные -  формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты). 

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные,

наглядные,

практические

8

«День бабушек»                                                    

1.Рисование на тему «Моя любимая  бабушка»

1

Познавательные -  формировать  элементарное представление о таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.   Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое  занятие

Словесные, наглядные, практические.

9

« На кого я хочу быть похожим».

1Бесседа «Мой положительный герой».                                    2. Презентация «Профессия моей мечты»                                                        

1

Познавательные  формировать   элементарное представление о положительном  образе себя в будущем, умение видеть и находить в людях не только плохое, но и хорошее.

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -   формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

 Регулятивные -  формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

10

Что такое семья.                                                    

1Работа по картинкам «Моя семья»                      2.Дидактическая игра «Старше – младше»

1

Познавательные  формировать   элементарное представление о составе  семьи, о том кто такие родственники. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей 

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные -   формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое

занятие

Словесные, наглядные, практические

11

  Мое имя.                                                                  

1Бесседа «Я и мое имя»                                    2.Дидактическая игра «Назови правильно»

1

Познавательные   формировать   элементарное представление о значении имени для человека. Иметь представление о правильном обращении к взрослому человеку. 

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах  Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое

занятие

Словесные, наглядные, практические

12

Самые близкие для меня люди.

1.Беседа «Близкие люди»                                  2.Промотр мультфильма «Мама для мамонтенка»

1

Познавательные  - формировать элементарное представление о близких людях. Развивать чувство гордости за свою семью. 

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические.

13

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»                                                                    

1Бесседа «Мои родители»                                2. Дидактическая игра «Назови правильно»

1

Познавательные  формировать   элементарное представление об уважительном отношении к старшим. Иметь представление о культуре семейных отношениях.

 Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               

Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.  

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

14

Мои любимые. Бабушка и дедушка.

1. Рисование на тему «Мои бабушка и дедушка»

   1

Познавательные  -  формировать  элементарное представление о таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.       Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

15

«Твой труд  дома».

1 Беседа, обсуждение ситуаций                    2.Работа по картинкам

1

Познавательные  формировать   элементарное представление о своих обязанностей по дому. Иметь представление об уважительном отношении к старшим. 

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 

Практическое

занятие

Словесные, наглядные, практические

16

         

Выходной день в моей семье.

1. Презентация на тему «Выходной день»

1

Познавательные -   формировать   элементарное представление о доброжелательном  отношении к окружающим, родным и близким.

 Личностные -  осознание  себя членом семьи, воспитанником школы-интерната, воспитание  культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.     

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические.

17

 Портрет мамы (отца, сестры, брата).

1.Рисование на тему «Моя семья»

1

Познавательные -   формировать умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение), воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота,  уважение.                          

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

18

Мои братья и сёстры.

1. Работа по картинкам 2.Дидактическая игра «Назови правильно»

1

Познавательные -   формирование элементарных представлений о близких людях. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 

Личностные -  осознание  себя членом семьи, воспитанником школы-интерната, воспитание  культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.                                               Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.     

Практическое

 занятие

Словесные,

наглядные,

практические

19

Как я помогаю маме?

1.Работа по картинкам.                   2.Игра «Назови маму ласково»

1

Познавательные  формировать   элементарное представление о своих обязанностей по дому. Иметь представление об уважительном отношении к старшим. 

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое

Словесные, наглядные, практические

20

Традиции в моей семье.

1.Презентация на тему « Традиции в семье»   2.Дидактическая игра «Назови правильно»

1

Познавательные -  формировать   элементарное представление о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. 

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

21

«Наши папы – защитники Родины»

1.Работа по картинкам.                           2. Отгадывание загадок.

1

Познавательные -   формировать   элементарное представление о защитниках Отечества. Воспитывать патриотические чувства, формировать представление о лучших мужских качествах.

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

22

История Российской армии.

1.Презентация 2.Бесседа.

1

Познавательные -   формировать   элементарное представление о защитниках Отечества. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов. 

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

23

« Наши мамы самые красивые»

1.Работа по картинкам.                       2.Игра «Назови маму ласково»

1

Познавательные -   формировать любовь, нежность, уважение к маме, умение ценить материнскую заботу и любовь.

 Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

24

«Потолкуем о маме»

1.Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка» 2.Дидиактическая игра «Чей малыш?»

1

Познавательные -   формировать  любовь, нежность, уважение к маме, умение ценить материнскую заботу и любовь. 

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие

на основе  игровых упражнений

Словесные, наглядные, практические

25

«Лучше нет на свете мамочки моей»

Аппликация на тему «Открытка для мамы»

1

Познавательные -  формировать умение соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации,  выбирать для предмета характерный цвет.          

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                       Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Практическое

 занятие

Словесные, наглядные, практические

26

Космос начинается с земли

Презентация на тему «Дорога в космос»

1

Познавательные -  формировать   элементарное представление о космосе, полетах в космос. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ. 

Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

27-28

«Первый в космосе»

Просмотр фильмов о первом полете в космос.

2

Познавательные -  формировать   элементарное представление о космосе, о первых полетах в космос. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих космонавтов, вызвать желание быть похожими на них. 

Личностные -  формировать  положительное отношение  к окружающей действительности.                         Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                       Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

29

« Никто не забыт – ничто не забыто»

Презентация на тему «Героические страницы Великой Отечественной войны»

Познавательные -   формировать   элементарное представление о Великой Отечественной войне. Иметь представление, что она была освободительной. Воспитывать уважение и чувство благодарности, ко всем кто защищал Родину.

 Личностные положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах. 

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

30

 «Защитникам Отечества посвящается»

Просмотр фильмов о героев своей страны.

1

Познавательные -   формировать   элементарное представление о защитниках Отечества. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов. 

Личностные -   осознание обучающимися, воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.  

Коммуникативные -    формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик). 

Регулятивные -   формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты

Беседа, по просмотренной презентации

Словесные, наглядные, практические

31

Выпуск тематических газет «Защитникам Отечества посвящается»

Изготовление тематической газеты

1

Познавательные -  формировать умение соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации,  выбирать для предмета характерный цвет.          

Личностные - формирование сознание «себя как ученика».                                           Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                       Коммуникативные формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Практическое

 занятие

Словесные, наглядные, практические

32

Конкурс рисунков «70 лет Победе»

Рисование на тему «9 – мая День Победы!»

1

Познавательные  формировать умение правильно располагать рисунок на листе бумаги,  ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, посередине), умение  работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение).                                              Личностные –  положительное отношение  к окружающей действительности 

Регулятивные - формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.                                 Коммуникативные – формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (ученик–класс).

Практическое

 занятие

Словесные, наглядные, практические

33

Поход в лес «Лето зовет»

Экскурсия

1

Познавательные -   формировать   элементарное представление о времени года «Лето». Иметь представление о цветах – первоцветах (медуница, мать-мачеха), о бережном отношении к природе.

Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.                                   Коммуникативные - формировать умение  обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные - формировать умение  активно участвовать в деятельности.

Эускурсия

Учебно-методический комплекс

Воспитательная

программа

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

«Программа  по патриотическому воспитанию «Азбука гражданина» для воспитанников 1-4 классов, со сложной структурой дефекта, под редакцией Меркуловой Н. В., Немковой И. А.

-А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г

-Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»

-Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013-Закон РФ «Об образовании».-Интернет – ресурсы

-Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное  общее образование).М; Просвещение, 2009 г.

- Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ

- Физминутки

-  Игровые упражнения

- Психологические тренинги

-  Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

1. С. А. Бергер «Развитие  нравственных качеств школьника», Минск, Красико – Принт, 2009г.

2. Л.И. Жук «Вспомни, подумай,

ответь», Минск, Красико – Принт, 2011г.

 3. Л.И. Жук «Калейдоскоп семейных традиций» Минск 2011

 4. Щеблыкин И. К., Романина ВВ. И., Кагакова  И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

программа гражданско-патриотического воспитания "Мрй родной край"

Данная программа составлена учителями начальных классов (авторы:Брызгаева Т.Т., Попова Г.Д., Батарина А.А.) на основе традициям школы , с целью сохранения любви к родному краю. Конечная цель: воспитат...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе

Данная рабочая программа во воспитательной работе состоит из пояснительной записки, описания направлений и плана воспитательной работы....

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе для учащихся начальной школы

Название проекта: Защитники ОтечестваКраткая характеристика проекта: проект направлен на патриотическое воспитание младших школьниковНаправление воспитания.6 формировать в детях любовь к родине...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)

Основа моей воспитательной  работы - творческие дела, которые доставляют удовольствие детям, развивают ум и душу ребенка, учат  любить родителей, семью, школу, друг друга, природу, животных,...