РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» (Сложная структура дефекта) для учащихся 1 класса (начальное общее образование)
рабочая программа (1 класс) на тему

Антюхова Ольга Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы «Нравственного развития, воспитания  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Нельзя  недооценивать роль духовно-нравственного  воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир  и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», семьи и других институтов общества.

Цель программы: социально-педагогическая поддержка и приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям посредством формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Нравственное воспитание ориентировано на формирование и развитие личностной культуры, социальной культуры и культуры семейной.

Задачи программы:

1.                Формирование и развитие  личностной культуры

а.                 Формирование мотивации личной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой деятельности.

б.                Формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо».

в.                 Развитие трудолюбия, бережливости, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

2.                Формирование социальной культуры

а.                 Развитие навыков осуществления сотрудничества с взрослыми и  сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем.

б.                Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

3.                Формирование семейной культуры

а.                 Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

б.                Формирование ответственности за другого человека.

Общие сведения учащихся

1.                Силкин Даниил

Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.

Общее впечатление о ребенке  мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение.  Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь

2.                Чемляков Никодим

Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.

Общее впечатление о ребенке на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что  интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный характер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы.

Воспитание, направленное на нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Одной из задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Занятия по данной программе проводятся в форме воспитательного занятия, общешкольного мероприятия, экскурсий, прогулок.  В 1 группе  отведено 42 часа в год. Распределение воспитательных часов  и последовательность изучения тем  по программе осуществляется следующим образом:

1 класс

Четверть.

Количество часов.

Количество часов диагностики усвоения программного материала.

Количество часов мониторингов (не входят в общее количество часов)

I

12

2

2

II

             5

2

2

III

15

2

3

IV

10

2

2

Год

42

6

9

 

 

Программа нравственного развития и воспитания содержит:

1.                Ценностные установки (любовь к своему краю, красота природы, ценность добра, красоты, бережливость, забота о старших и младших, уважение к родителям, уважение к труду).

2.                Основные направления:

а.                 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (участие в делах класса, школы,  следить за порядком в классе, дома, на улице).

б.                Воспитание нравственных чувств и этического сознания  (различение хороших и плохих поступков, (представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» уважительное отношение к родителям,  доброжелательное отношение к  младшим,  бережное отношение ко всему живому).

в.                 Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни (первоначальные представления о нравственных основах  учебы, труда в жизни человека; уважение к труду близких  и  товарищей по классу и школе; первоначальные навыки коллективной работы;  соблюдение порядка на рабочем месте.

г.                 Воспитание ценностного отношения к  прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях   (различение красивого и некрасивого, формирование элементарных представлений о красоте, представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; представления и отрицательное отношение к плохим поступками.


 

Ожидаемые результаты духовно нравственного развития по направлениям:

 

Направление

Результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободами обязанностям человека

формирования осознания – « я школьник», правила поведения в школе, режим дня.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 различение хороших и плохих поступков, уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

 

первоначальные навыки труда, трудолюбие и бережливость, уважение к труду; первоначальные навыки коллективной работы.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание)

первоначальные умения видеть красоту в природе, в  поведении поступках людей.  

 

 

 

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста

Основные результаты нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, диагностический материал, созданный с учетом возраста и психофизических особенностей детей.

 

п/п

Раздел

Кол-во часов

Тематическое планирование

Краткое содержание раздела (темы)

Формирования базовых учебных действий (БУД).

Примечание

 

 

 

I.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 

 

12ч.

 «Я – школьник».

 «Моя школа».

«Правила поведения».  

«Школа – моя вторая семья».

«Взрослые и дети».

«Контакт с незнакомыми людьми на улице» .

 «Скорая помощь (правила поведения в чрезвычайных ситуациях)».

«Портрет моей семьи».

 Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России» (2 занятие).

«Диагностика усвоения программного материала». (2ч.)

Познавательные – формировать представление о режиме дня, выполнять обязанности и правила поведения учащихся  под руководством воспитателя.

 Личностные  - формировать «сознание себя, как ученика», способность  к   осмыслению  социального окружения.

 Регулятивные -  формировать  умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 Коммуникативные -  формировать  умение обращаться за помощью и принимать помощь.

 

II.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 

5ч.

«-Ребята, давайте жить дружно».

« Внешность человека может быть обманчива».

«Как вызвать милицию».

«Конфликты и ссоры».

«Диагностика усвоения программного материала».

Познавательные – формировать  умение уважительного отношения к родителям,  к старшим, заботливое отношение к младшим.                                  

Личностные -  формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                                         Коммуникативные -     формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.  

Регулятивные -  формировать умение:  адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать  и выходить из-за парты).

 

III

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

 

 

15ч.

Рисование(2 занятия).

«Труд в жизни люде». Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

Конструирование (Строим дом).

«Знакомство с профессиями Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

 «Чистота залог здоровья

Лепка несложных предметов (2 занятия).

 Аппликация (2 занятия).

«Диагностика усвоения программного материала».

Познавательные - формировать элементарное представление о первоначальных навыках труда, трудолюбие и бережливость, уважение к труду.    Личностные -   формировать положительное отношение  к окружающей действительности.                                          Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные -    формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты.

 

 

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание

 

10ч.

 «Сигналы от природы».

«Дом под крышей голубой».

Игры с предметами. Дидактическая игра «Не ошибись!»

 Игры с предметами. Дидактическая игра «Запомни и назови».

Дидактическая игра «Привяжи ленточки к шарикам».

 «Урок вежливости».

Дидактические игры по правилам поведения в общественном транспорте.

 

 

Познавательные - формировать элементарные представления о  красоте в природе, в  поведении, поступках людей.

 Личностные -   формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                                        Коммуникативные -   формировать умение   обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 

1.       

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по нравственному развитию в 1  классе

(42часа  в год)

Раздел

№ п\п

 

Тема занятий

 

Содержание деятельности

Кол-во часов

 

Дата

 

 

Цель

 

Формирования базовых учебных действий (БУД)

Форма проведения

Методы работы

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1

 

«Я - школьник».

 

День знаний

«Звени, звонок!»

 1.Сюжетно – ролевая игра «Учусь учиться».

По сенсорному воспитанию

2.  Дидактическая игра «Поймай игрушку» Восприятие формы

 

1

 

 

Формирование навыков  правильного поведения на уроке и  обязанностей учащегося по  выполнению школьных поручений.

 

Познавательные – формировать представление о школьных поручениях, выполнять обязанности учащегося под руководством воспитателя.

Личностные – формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

2

 

«Моя школа».

1.Экскурсия «Моя школа»

2.Игра  «Наш день» (работа по картинкам).

 

1

 

 

Формирование  элементарных  представлениях  о школьных помещениях (класс, столовая, коридор и др.), знакомство с школой.

Познавательные – формировать  представление о названии и назначении кабинетов, помещений  в школе.

Личностные – формировать «сознание себя  как ученика», заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные -  формировать  умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

3

 

«Правила поведения».

1.Бесседа «Правила –поведения в школе (в классе, коридоре, лестнице.)

2.Игра «Назови правильно»

 

 

1

 

 

Формирование навыков  правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности,   правильного поведения в школе.

Познавательные – формировать элементарные представления о правилах поведения в школе,  выполнять обязанности учащегося.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

 

4

 

«Школа моя вторая семья».

1.Работа по картинкам.

2.Практическая работа.

 

1

 

 

Формирование представлений о бережном отношении к школьному имуществу.

Познавательные – формировать элементарные представления  о правилах в классе и порядке на парте.

Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

5

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по правилам поведения в школе.

 

 

Определить критерии уровня знаний правил поведения в школе.

Познавательные – формирование элементарных  представлений о правилах поведения в школе.

 Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные -  формировать умение: соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

  

 

 

6

 

«Взрослые и дети».

1.Сюжетно-ролевая игра «Назови правильно»

2.Игра «Чей голос»

 

1

 

 

1.      Формирование представлений о правильном обращении к взрослому человеку, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта.

Познавательные -  формировать   умение обращении к взрослому человеку, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта.

 Личностные - формировать умение положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

 Регулятивные -  формировать умение адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

7

 

 "Контакт с незнакомыми людьми на улице"

 

 

1Беседа «О поведении в опасных ситуациях»

2.Игра «Назови правильно».

 

1

 

 

 Формировать представление об   опасных  ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.

Познавательные -  формировать элементарное представление об   опасных  ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

8

 

 

"Скорая помощь"

 

 

 

1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях»

2.Дидактическая игра «бегите ко  мне».

 

1

 

 

Формировать представление о   правилах поведения в экстренных ситуация ( номер скорой помощи).

Познавательные - формировать элементарное представление о   правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя.

 Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные -  формировать умение адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

9

 

«Портрет моей семьи».

1.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

2.Нарисуй портрет семьи

 

1

 

 

1. Формирование понятия семья – родные люди.

2. Прививать  любовь  к своим родным.

Познавательные формировать элементарное представление о понятии семьи (родные люди).

Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                    Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

10

 

«Герб и флаг России».

Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России»

 

1

 

 

1.      Формировать представление о символике нашей страны.

Познавательные – формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

11

.

«Герб и флаг России».

2.      Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России»

 

1

 

 

1.      Формировать представление о символике нашей страны

Познавательные - формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

12

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по правилам поведения в экстренных ситуациях.

 

 

.

 Определить критерии уровня знаний правил поведения в опасных и экстренных ситуациях.

1.     

Познавательные -  формировать элементарное представление об   опасных  ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице,

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Срез

Словесные, наглядные, практические

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 

13

 

Ребята давайте жить дружно

Дидактическая игра «Расскажи о своем друге»

 

1

 

 

1.      Формировать представление о дружбе, коллективном общении.

Познавательные – формировать элементарное представления о дружбе, о  друзьях. С помощью воспитателя уметь рассказывать о своем друге.

 Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

14

 

"Внешность человека может быть обманчива"

 

 

1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях»

2.Дидактическая игра «бегите ко мне».

 

1

 

 

Формировать представление, что приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения.

 

Познавательные – формировать элементарное  представление о правильном поведении с незнакомыми людьми.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

15

 

Как вызвать милицию

1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях

2. Игра «угадай, кто я?»

 

1

 

 

Формировать представление о  правилах поведения в экстренных ситуация ( номер милиции).

 

Познавательные - формировать элементарное  представление о правильном поведении в экстренных ситуациях.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные – формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

16

.

 Конфликты и ссоры

1.      1.Беседа «О бесконфликтном  общении».

2.      2. Игра « расскажи о своем друге»

 

1

 

 

Формировать представление  о том что « ссора» это плохо, воспитывать доброжелательные  отношения друг к другу.

Познавательные – формировать  элементарное  представление о дружбе.

Личностные – формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

17

Диагностика усвоения программного материала «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

1.Мониторинг по поведению в опасных  ситуациях.

 

1

 

 

1. Определить критерии уровня знаний в опасных ситуациях.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные – формировать элементарное представление о поведении в опасных  ситуациях и о правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные  -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Срез

Словесные, наглядные, практические

 

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

 

18

Рисование на тему: «Как я встретил Новый год?»

1Загадки.

2Практическая работа.

 

1

 

 

 

 

1.Развивать эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению.

2. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.

 Познавательные – формировать элементарное представление об  эстетическом  восприятии, эмоциональном отношение к изображению.

Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.                                       Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -   формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Рисование

Словесные,

наглядные, практические

 

 

19

Рисование на тему «Зимние забавы».

1.Игровой момент.

2.Практическая работа.

 

1

 

 

1Формировать у  детей навыки умения  передавать свое настроение, с помощью красок. 2.Закрепить навыки как  правильно пользоваться  кисточкой.

Познавательные - формировать умение передавать свое настроение, с помощью красок.                                                               Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.                                       Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Рисование

Словесные,

наглядные, практические

 

 

20-21

 

Труд в жизни людей

1.Беседа  «труд в жизни людей» (в школе, дома).

2.Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

1

 

Формировать первоначальные навыки труда, уважение к чужому труду.

Познавательные  формировать элементарное представление  о труде в жизни людей, уметь соотносить  работника школы с его профессией.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

22

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по профессиям  (в школе).

 

 

1. Определить критерии уровня знаний .

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные формировать элементарное представление  о труде в жизни людей, уметь соотносить  работника школы с его профессией.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

  

 

 

 

23

.

Конструирование на тему «Строим дом».

 

1.Сюжетно-ролевая игра.

2.Практическое занятие.

 

1

 

 

 Формировать навыки умения  создавать простейшие постройки из    строительного материала (кубики, конструктор и др.)

 

 

Познавательные - формировать умение выполнять простейшие конструкции из строительного материала.

 Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Конструирование

Словесные, наглядные

 

 

24-25

Знакомство с профессиями

1.Дидактическая игра «Профессии». 2.Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

 

1

 

 

Формировать элементарные представления о   деятельности профессиях людей, окружающих ребенка.

 

Познавательные – формировать элементарные представления о   деятельности профессиях людей, уметь называть профессии (учитель, повар, врач, водитель.)

 Личностные – формировать сознания «себя как ученика», заинтересованного посещением школы

Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых

Практическое занятие на основе игровых элементов

 

 

26-27

 

Чистота, залог здоровья

1.Бесседа.

2.Уборка в классе

 

1

 

 

 Формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия.

Познавательные -  формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия, умение детей мыть игрушки, отжимать тряпку.

Личностные - формировать

положительное отношение  к окружающей действительности.   

Коммуникативные  - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

28-29

 

Лепка:

 «Зеленая елочка»

«Сосульки»

1.Загадки.

2.Практическая работа

 

2

 

1.      Формировать навыки работы с пластилином,  выбирать для предмета характерный цвет

Познавательные – формировать умение раскатывать из пластилина форму «колбаски»  движениями ладоней, подбирая характерный цвет.

Личностные - формировать  «сознание себя как ученика».

Коммуникативные  -  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Лепка

Словесные, наглядные

 

 

30-31

 

Аппликация:

«Божья коровка»

«Ромашка»

1.Игровой сюжет.

2.Практическая работа.

 

2

 

Формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами.

Познавательные - формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, уметь приклеивать вырезанные детали. Личностные - формировать «сознание себя как ученика».

 Коммуникативные  -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Аппликация

Словесные,

 наглядные, практические

 

 

 

30

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по  воспитанию трудолюбия.

 

1

 

 

1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные - формировать навыки умения  лепить отдельные детали, приклеивать и выстригать.

Личностные – формировать «сознание себя как ученика».

Коммуникативные -  формировать умение:  обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Срез

Словесные, наглядные, практические

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание

 

31-32

 

Сигналы от природы

1.Экскурсия

2.Загадки о природе.

3.Подвижная игра.

 

1

 

 

1.Формировать у детей  бережное  отношение  к природе.

2.Познакомить их с сигналами опасности природы (колючки, шипы, насекомые).

3.Воспитывать отношение к прекрасному.

Познавательные - формировать у детей  бережное  отношение  к природе.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Пратическое занятие на основе игровых элементов

Слоесные, наглядные, практические

 

 

33-34

 

Дом под крышей голубой

1.Экскурсия

2. Игра «летает, не летает».

 

1

 

 

1.Формировать представление детей, что «природа – наш общий дом».

2Иметь элементарные представления  об объектах  живой  и неживой природы.

Познавательные - формировать представление детей, что «природа – наш общий дом».

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,

Коммуникативные - формировать умение:: вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

35

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по  безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 

 

 

1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные - формировать умение готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

  

 

 

36

 

Игры с предметами

1.       

2.      Дидактическая игра «Не ошибись».

 

1

 

 

1Формировать представление  детей в различии предметов по материалу.

2.Формировать представление детей о свойствах предметах.

Познавательные – формировать умение собирать предметы одинакового свойства.

Личностные – формировать «сознание себя как ученика».

Коммуникативные - формировать умение:  обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

37

 

Игры с картинками

 

 

Дидактическая  игра

«Запомни и назови».

 

1

 

 

1. .Формировать умение находить одинаковые картинки.

2. Формировать представление о различии картинок.

Познавательные – формировать умение находить парные картинки.                     Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение:  обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

38

 

Привяжи ленточки к шарикам

1.      Дидактическая игра «Привяжи ленточки к шарикам»

 

1

 

1.Формировать умение различать и называть основные цвета.

2.Закрепить представление о величине фигуры (большой, маленький).

 Познавательные - формировать умение соотносить цвета и форму на предложенных картинках.

Личностные - формировать «сознание себя как ученика».

Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные - формировать умение:  адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

39-40

 

Урок вежливости

2.       

3.      1.Сюжетно-ролевая игра «Урок вежливости»

 

1

 

 

Формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим.

 Познавательные формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим.          Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

41-42

Правила поведения в  общественном транспорте

 

1.Дидактическая игра  «Угадай транспорт»

2.Загадки.

 

1

 

 

1.Формировать представление детей о транспорте

2.Иметь представление о  правилах в общественном транспорте.

Познавательные - формировать представление детей о транспорте

 с помощью воспитателя называть транспорт и правила поведения в транспорте.

 Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано  

Заместитель директора по ВР

КОУ «Леушинская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________ Н.В. Меркулова

 «_____» __________________ 2016 г.

Утверждаю

Директор КОУ «Леушинская

школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

 _____________ Д.Ш. Шидиева

Приказ №  ____________          

от «____» _______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»

(Сложная структура дефекта)

для учащихся 1 класса

(начальное общее образование)

Разработана:

Леуши, 2016 год


Рабочая программа составлена на основании  Адаптированной образовательной программы: «Духовно – нравственное воспитание» для учащихся 1 класса ССД,   воспитателем 2016г.

 

Рассмотрена на методическом объединении _____________________________,

Протокол № 1 от

Руководитель         методического объединения _______________________/Н.Н. Пермякова./

Одобрена методическим советом,

Протокол №1 от

Председатель         методического совета ____________________________/ Д.Ш. Шидиева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы «Нравственного развития, воспитания  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Нельзя  недооценивать роль духовно-нравственного  воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир  и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», семьи и других институтов общества.

Цель программы: социально-педагогическая поддержка и приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям посредством формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Нравственное воспитание ориентировано на формирование и развитие личностной культуры, социальной культуры и культуры семейной.

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие  личностной культуры
  1. Формирование мотивации личной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой деятельности.
  2. Формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо».
  3. Развитие трудолюбия, бережливости, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
  1. Формирование социальной культуры
  1. Развитие навыков осуществления сотрудничества с взрослыми и  сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем.
  2. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
  1. Формирование семейной культуры
  1. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
  2. Формирование ответственности за другого человека.

Общие сведения учащихся

  1. Силкин Даниил

Силкин Даниил воспитывается в полной многодетной семье. Папа работает, мама домохозяйка.

Общее впечатление о ребенке  мальчик контактен, словесную инструкцию понимает, но требуется повтор, разъяснение, уточнение.  Интерес к заданию проявляет не всегда, в результате своей деятельности не заинтересован.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ниже возрастной нормы, сформированы очень слабо, требуется постоянный контроль и помощь

  1. Чемляков Никодим

Чемляков Никодим воспитывается в неполной семье, воспитанием занимается мама.

Общее впечатление о ребенке на контакт выходит избирательно, затруднено понимание словесной инструкции (слышит, что говорит взрослый, но выполняет только то, что  интересно и значимо для него), для выполнения действия по инструкции педагога практически всегда требуется совместное выполнение («рука в руке»), при нежелании выполнять задание проявляет негативные эмоции: кричит, падает на пол. Вся деятельность носит неустойчивый, хаотичный характер. Не проявляет интереса к выполнению задания и к результату своей работы.

Воспитание, направленное на нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Одной из задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Занятия по данной программе проводятся в форме воспитательного занятия, общешкольного мероприятия, экскурсий, прогулок.  В 1 группе  отведено 42 часа в год. Распределение воспитательных часов  и последовательность изучения тем  по программе осуществляется следующим образом:

1 класс

Четверть.

Количество часов.

Количество часов диагностики усвоения программного материала.

Количество часов мониторингов (не входят в общее количество часов)

I

12

2

2

II

                5

2

2

III

15

2

3

IV

10

2

2

Год

42

6

9

Программа нравственного развития и воспитания содержит:

  1. Ценностные установки (любовь к своему краю, красота природы, ценность добра, красоты, бережливость, забота о старших и младших, уважение к родителям, уважение к труду).
  2. Основные направления:
  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (участие в делах класса, школы,  следить за порядком в классе, дома, на улице).
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания  (различение хороших и плохих поступков, (представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» уважительное отношение к родителям,  доброжелательное отношение к  младшим,  бережное отношение ко всему живому).
  3. Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни (первоначальные представления о нравственных основах  учебы, труда в жизни человека; уважение к труду близких  и  товарищей по классу и школе; первоначальные навыки коллективной работы;  соблюдение порядка на рабочем месте.
  4. Воспитание ценностного отношения к  прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях   (различение красивого и некрасивого, формирование элементарных представлений о красоте, представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; представления и отрицательное отношение к плохим поступками. 

Ожидаемые результаты духовно нравственного развития по направлениям:

Направление

Результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободами обязанностям человека

формирования осознания – « я школьник», правила поведения в школе, режим дня.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 различение хороших и плохих поступков, уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

первоначальные навыки труда, трудолюбие и бережливость, уважение к труду; первоначальные навыки коллективной работы.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание)

первоначальные умения видеть красоту в природе, в  поведении поступках людей.   

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста

Основные результаты нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, диагностический материал, созданный с учетом возраста и психофизических особенностей детей.



п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание раздела (темы)

Формирования базовых учебных действий (БУД).

Примечание

I.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

12ч.

 «Я – школьник».

 «Моя школа».

«Правила поведения».  

«Школа – моя вторая семья».

«Взрослые и дети».

«Контакт с незнакомыми людьми на улице» .

 «Скорая помощь (правила поведения в чрезвычайных ситуациях)».

«Портрет моей семьи».

 Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России» (2 занятие). 

«Диагностика усвоения программного материала». (2ч.)

Познавательные – формировать представление о режиме дня, выполнять обязанности и правила поведения учащихся  под руководством воспитателя.

 Личностные  - формировать «сознание себя, как ученика», способность  к   осмыслению  социального окружения.

 Регулятивные -  формировать  умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

 Коммуникативные -  формировать  умение обращаться за помощью и принимать помощь.

II.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

5ч.

«-Ребята, давайте жить дружно».

« Внешность человека может быть обманчива».

«Как вызвать милицию».

«Конфликты и ссоры».

«Диагностика усвоения программного материала».

Познавательные – формировать  умение уважительного отношения к родителям,  к старшим, заботливое отношение к младшим.                                  

Личностные -  формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                                         Коммуникативные -     формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.  

Регулятивные -  формировать умение:  адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать  и выходить из-за парты).

III

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

15ч.

Рисование(2 занятия).

«Труд в жизни люде». Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

Конструирование (Строим дом). 

«Знакомство с профессиями Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

 «Чистота залог здоровья

Лепка несложных предметов (2 занятия).

 Аппликация (2 занятия). 

«Диагностика усвоения программного материала».

Познавательные - формировать элементарное представление о первоначальных навыках труда, трудолюбие и бережливость, уважение к труду.    Личностные -   формировать положительное отношение  к окружающей действительности.                                          Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные -    формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание

10ч.

 «Сигналы от природы».

«Дом под крышей голубой».

Игры с предметами. Дидактическая игра «Не ошибись!»

 Игры с предметами. Дидактическая игра «Запомни и назови».

Дидактическая игра «Привяжи ленточки к шарикам».

 «Урок вежливости».

Дидактические игры по правилам поведения в общественном транспорте.

Познавательные - формировать элементарные представления о  красоте в природе, в  поведении, поступках людей.

 Личностные -   формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                                        Коммуникативные -   формировать умение   обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).


Календарно-тематическое планирование по нравственному развитию в 1  классе

(42часа  в год)

Раздел

№ п\п

Тема занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

Цель

Формирования базовых учебных действий (БУД)

Форма проведения

Методы работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1

«Я - школьник».

 

День знаний

«Звени, звонок!»

 1.Сюжетно – ролевая игра «Учусь учиться».

По сенсорному воспитанию

2.  Дидактическая игра «Поймай игрушку» Восприятие формы

1

Формирование навыков  правильного поведения на уроке и  обязанностей учащегося по  выполнению школьных поручений.

Познавательные – формировать представление о школьных поручениях, выполнять обязанности учащегося под руководством воспитателя. 

Личностные – формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать навыки,  умения: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты. 

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

2

«Моя школа».

1.Экскурсия «Моя школа»

2.Игра  «Наш день» (работа по картинкам).

1

Формирование  элементарных  представлениях  о школьных помещениях (класс, столовая, коридор и др.), знакомство с школой.

Познавательные – формировать  представление о названии и назначении кабинетов, помещений  в школе. 

Личностные – формировать «сознание себя  как ученика», заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные -  формировать  умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

3

«Правила поведения».

1.Бесседа «Правила –поведения в школе (в классе, коридоре, лестнице.)

2.Игра «Назови правильно»

1

Формирование навыков  правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности,   правильного поведения в школе.

Познавательные – формировать элементарные представления о правилах поведения в школе,  выполнять обязанности учащегося. 

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные - формировать умение адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

4

«Школа моя вторая семья».

1.Работа по картинкам.

2.Практическая работа.

1

Формирование представлений о бережном отношении к школьному имуществу.

Познавательные – формировать элементарные представления  о правилах в классе и порядке на парте. 

Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

5

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по правилам поведения в школе.

Определить критерии уровня знаний правил поведения в школе.

Познавательные – формирование элементарных  представлений о правилах поведения в школе.

 Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные -  формировать умение: соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

6

«Взрослые и дети».

1.Сюжетно-ролевая игра «Назови правильно»

2.Игра «Чей голос»

1

  1. Формирование представлений о правильном обращении к взрослому человеку, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта.

Познавательные -  формировать   умение обращении к взрослому человеку, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта.

 Личностные - формировать умение положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

 Регулятивные -  формировать умение адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

7

 "Контакт с незнакомыми людьми на улице"

1Беседа «О поведении в опасных ситуациях»

2.Игра «Назови правильно».

1

 Формировать представление об   опасных  ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.

Познавательные -  формировать элементарное представление об   опасных  ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

8

 

"Скорая помощь"

1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях»

2.Дидактическая игра «бегите ко  мне».

1

Формировать представление о   правилах поведения в экстренных ситуация ( номер скорой помощи).

Познавательные - формировать элементарное представление о   правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя.

 Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

 Регулятивные -  формировать умение адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

9

«Портрет моей семьи».

1.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

2.Нарисуй портрет семьи

1

1. Формирование понятия семья – родные люди.

2. Прививать  любовь  к своим родным.

Познавательные формировать элементарное представление о понятии семьи (родные люди). 

Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                    Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

10

«Герб и флаг России».

Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России»

1

  1. Формировать представление о символике нашей страны.

Познавательные – формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

11

.

«Герб и флаг России».

  1. Дидактические игры и упражнения по теме «Герб и флаг России»

1

  1. Формировать представление о символике нашей страны

Познавательные - формировать элементарное представление о символике нашей страны, уметь называть герб и флаг под руководством воспитателя.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

12

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по правилам поведения в экстренных ситуациях.

.

 Определить критерии уровня знаний правил поведения в опасных и экстренных ситуациях.

Познавательные -  формировать элементарное представление об   опасных  ситуациях при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице,

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Срез

Словесные, наглядные, практические

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

13

Ребята давайте жить дружно

Дидактическая игра «Расскажи о своем друге»

1

  1. Формировать представление о дружбе, коллективном общении.

Познавательные – формировать элементарное представления о дружбе, о  друзьях. С помощью воспитателя уметь рассказывать о своем друге.

 Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик).

Регулятивные - формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

14

 

"Внешность человека может быть обманчива"

1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях»

2.Дидактическая игра «бегите ко мне».

1

Формировать представление, что приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения.

Познавательные – формировать элементарное  представление о правильном поведении с незнакомыми людьми. 

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

15

Как вызвать милицию

1.Беседа «О поведении в опасных ситуациях

2. Игра «угадай, кто я?»

1

Формировать представление о  правилах поведения в экстренных ситуация ( номер милиции).

Познавательные - формировать элементарное  представление о правильном поведении в экстренных ситуациях. 

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные – формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

16

.

 Конфликты и ссоры

  1. 1.Беседа «О бесконфликтном  общении».
  2. 2. Игра « расскажи о своем друге»

1

Формировать представление  о том что « ссора» это плохо, воспитывать доброжелательные  отношения друг к другу.

Познавательные – формировать  элементарное  представление о дружбе.

Личностные – формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные - формировать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

17

Диагностика усвоения программного материала «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

1.Мониторинг по поведению в опасных  ситуациях.

1

1. Определить критерии уровня знаний в опасных ситуациях.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные – формировать элементарное представление о поведении в опасных  ситуациях и о правилах поведения в экстренных ситуациях, уметь называть номер скорой помощи под руководством воспитателя.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные  -  формировать умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Срез

Словесные, наглядные, практические

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

18

Рисование на тему: «Как я встретил Новый год?»

1Загадки.

2Практическая работа.

1

1.Развивать эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению.

2. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.

 Познавательные – формировать элементарное представление об  эстетическом  восприятии, эмоциональном отношение к изображению.

Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.                                       Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -   формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Рисование

Словесные,

наглядные, практические

19

Рисование на тему «Зимние забавы».

1.Игровой момент.

2.Практическая работа.

1

1Формировать у  детей навыки умения  передавать свое настроение, с помощью красок. 2.Закрепить навыки как  правильно пользоваться  кисточкой.

Познавательные - формировать умение передавать свое настроение, с помощью красок.                                                               Личностные - формировать готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.                                       Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Рисование

Словесные,

наглядные, практические

20-21

Труд в жизни людей

1.Беседа  «труд в жизни людей» (в школе, дома).

2.Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

1

Формировать первоначальные навыки труда, уважение к чужому труду.

Познавательные  формировать элементарное представление  о труде в жизни людей, уметь соотносить  работника школы с его профессией. 

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

22

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по профессиям  (в школе).

1. Определить критерии уровня знаний .

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные формировать элементарное представление  о труде в жизни людей, уметь соотносить  работника школы с его профессией. 

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

23

.

Конструирование на тему «Строим дом».

1.Сюжетно-ролевая игра.

2.Практическое занятие.

1

 Формировать навыки умения  создавать простейшие постройки из    строительного материала (кубики, конструктор и др.)

Познавательные - формировать умение выполнять простейшие конструкции из строительного материала.

 Личностные - формировать «сознание себя как ученика», заинтересованного посещением школы.                                   Коммуникативные - формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Конструирование

Словесные, наглядные

24-25

Знакомство с профессиями

1.Дидактическая игра «Профессии». 2.Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

1

Формировать элементарные представления о   деятельности профессиях людей, окружающих ребенка.

 

Познавательные – формировать элементарные представления о   деятельности профессиях людей, уметь называть профессии (учитель, повар, врач, водитель.)

 Личностные – формировать сознания «себя как ученика», заинтересованного посещением школы 

Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых

Практическое занятие на основе игровых элементов

26-27

Чистота, залог здоровья

1.Бесседа.

2.Уборка в классе

1

 Формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия.

Познавательные -  формировать элементарные представления о чистоте, аккуратности и трудолюбия, умение детей мыть игрушки, отжимать тряпку. 

Личностные - формировать

положительное отношение  к окружающей действительности.  

Коммуникативные  - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

28-29

Лепка:

 «Зеленая елочка»

«Сосульки»

1.Загадки.

2.Практическая работа

2

  1. Формировать навыки работы с пластилином,  выбирать для предмета характерный цвет

Познавательные – формировать умение раскатывать из пластилина форму «колбаски»  движениями ладоней, подбирая характерный цвет.

Личностные - формировать  «сознание себя как ученика».

Коммуникативные  -  формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Лепка

Словесные, наглядные

30-31

Аппликация:

«Божья коровка»

«Ромашка»

1.Игровой сюжет.

2.Практическая работа.

2

Формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами.

Познавательные - формировать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, уметь приклеивать вырезанные детали. Личностные - формировать «сознание себя как ученика».

 Коммуникативные  -  формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Аппликация

Словесные,

 наглядные, практические

30

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по  воспитанию трудолюбия.

1

1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные - формировать навыки умения  лепить отдельные детали, приклеивать и выстригать. 

Личностные – формировать «сознание себя как ученика».

Коммуникативные -  формировать умение:  обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Срез

Словесные, наглядные, практические

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание

31-32

Сигналы от природы

1.Экскурсия

2.Загадки о природе.

3.Подвижная игра.

1

1.Формировать у детей  бережное  отношение  к природе.

2.Познакомить их с сигналами опасности природы (колючки, шипы, насекомые).

3.Воспитывать отношение к прекрасному.

Познавательные - формировать у детей  бережное  отношение  к природе.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Пратическое занятие на основе игровых элементов

Слоесные, наглядные, практические

33-34

Дом под крышей голубой

1.Экскурсия

2. Игра «летает, не летает».

1

1.Формировать представление детей, что «природа – наш общий дом».

2Иметь элементарные представления  об объектах  живой  и неживой природы.

Познавательные - формировать представление детей, что «природа – наш общий дом».

Личностные -   формировать  положительное отношение  к окружающей действительности,

Коммуникативные - формировать умение:: вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

35

Диагностика усвоения программного материала

Мониторинг по  безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

1. Определить критерии уровня знаний практической деятельности.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование

Познавательные - формировать умение готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

36

Игры с предметами

  1. Дидактическая игра «Не ошибись».

1

1Формировать представление  детей в различии предметов по материалу.

2.Формировать представление детей о свойствах предметах.

Познавательные – формировать умение собирать предметы одинакового свойства. 

Личностные – формировать «сознание себя как ученика».

Коммуникативные - формировать умение:  обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные - формировать умение: адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

37

Игры с картинками

Дидактическая  игра

«Запомни и назови».

1

1. .Формировать умение находить одинаковые картинки.

2. Формировать представление о различии картинок.

Познавательные – формировать умение находить парные картинки.                     Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение:  обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

38

Привяжи ленточки к шарикам

  1. Дидактическая игра «Привяжи ленточки к шарикам»

1

1.Формировать умение различать и называть основные цвета.

2.Закрепить представление о величине фигуры (большой, маленький).

 Познавательные - формировать умение соотносить цвета и форму на предложенных картинках.

Личностные - формировать «сознание себя как ученика».

Коммуникативные - формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе.

 Регулятивные - формировать умение:  адекватно соблюдать  ритуалы школьного   поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

39-40

Урок вежливости

  1. 1.Сюжетно-ролевая игра «Урок вежливости»

1

Формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим.

 Познавательные формировать у детей представление о доброжелательности, вежливости, уважение к окружающим.          Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические

41-42

Правила поведения в  общественном транспорте

1.Дидактическая игра  «Угадай транспорт»

2.Загадки.

1

1.Формировать представление детей о транспорте

2.Иметь представление о  правилах в общественном транспорте.

Познавательные - формировать представление детей о транспорте

 с помощью воспитателя называть транспорт и правила поведения в транспорте.

 Личностные - формировать положительное отношение  к окружающей действительности,  понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах.                                   Коммуникативные -  формировать умение: вступать в контакт и работать в коллективе.

Регулятивные -  формировать умение: принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Практическое занятие на основе игровых элементов

Словесные, наглядные, практические


Учебно-методический комплекс

Воспитательная

программа

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная

литература

«Программа  начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями развития.

(вариант 2).

1. В.А. Воронов  «Разнообразные формы воспитательной работы» - «Воспитание школьника», 2001г.

2.Методические рекомендации «Воспитательная работа с учащимися в современных условиях»  под редакцией Лобачёвой Т.Ф., Курган, 1994.

3.М.В. Воронина «Представление о мерах времени у учащихся вспомогательных школ» - Дефектология,1996, №3, с.28 – 30

4. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

5. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

6..Биряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Игры–занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. –СПб.: НОУ «Союз», 2005

7..Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в младшем школьном возрасте», М., 1990.

Дидактические игры:

- Загадки

- Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ

- Физкультминутки

- Игровые упражнения

- Психологические тренинги

- Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

1. А.Д. Агеева  «500 складок – загадок для детей»,  М.:ТЦ Сфера, 2011г.

2. Л.И. Жук «С этикетом по пути», Минск, Красико – Принт, 2011г.

3. С. А. Бергер «Развитие  нравственных качеств школьника», Минск, Красико – Принт, 2009г.

4. Л.И. Жук «Вспомни, подумай,

ответь», Минск, Красико – Принт, 2011г.

 5. Л.И. Жук «Калейдоскоп семейных традиций» Минск 2011

 6. Щеблыкин И. К., Романина ВВ. И., Кагакова  И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по патриотическому воспитанию (сложная структура дефекта).

Закреплять знания детей о названии родной страны. Закреплять знания о Российской символике: флаге, гербе. Познакомить с березой, как символом страны....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование, 2-4 классы Количество часов 204 часа Учитель: Гагарина Мария Николаевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по   английскому языку  Уровень образования (класс)   начальное общее образование, 2-4  классы Количество часов  204 часа...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...