Внеклассное мероприятие. Праздник "Масленица"
методическая разработка (2 класс) на тему

Яковлева Елена Андреевна

Праздник "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Масленица»

Дата: 20.02.2017г.

Ф.И.О. классного руководителя: Яковлева Е.А.

Класс: 2 В

Технологическая карта мероприятия:

Цель внеклассного мероприятия:

Воспитательная

- расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках

- воспитывать интерес к народным традициям.

Обучающая

- познакомить учащихся с народным праздником «Масленица»

- обогатить словарь детей через народный фольклор (заклички, пословицы, песни)

Развивающая

- развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику

- способствовать развитию и реализации творческих возможностей учащихся

Планируемый результат:

Личностные УУД

1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица».

2.Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности

Регулятивные УУД

1.Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.

2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД

1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Основные понятия:

Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели, народные игры и песни.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Оборудование:

- Народные костюмы

- Декорации: самовар, печь

- Компьютер, проектор, презентация

Раздаточный материал:

- Угощения: блины, блинчики, оладушки

- Нарисованные солнышки

Форма проведения занятия:

Праздник

Методы воспитания:

Поощрение, одобрение, разъяснение, рассказ.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Вход в класс под музыку.

Вот и праздник наш настал. Ждать весну народ устал. Чтоб друг друга подбодрить, будем печку мы топить.

В школу в гости к нам зовем

Масленицу

Русскую старинную

Румяную да блинную

Со снежными горками

Горячими пирогами

С бубликами да блинами

С тройками да санями.

Проходи честной народ

К нам на представление

Ждёт вас праздник озорной

Всем на удивление.

Настраиваются на занятие. Приветствуют друг друга и учителя.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Мотивационный этап

Сегодня у нас весёлый русский народный праздник – Масленица, праздник очень древний. Посвящён он Ярило – Солнцу да проводам зимы.

Сытную, весёлую Масленицу, сменяет строгий Великий Пост, который длится семь недель до пасхи. Поэтому все стараются наесться вволю, особенно главного кушанья - блинов. Блины пекли из гречневой, ржаной и пшеничной муки. Гречневые блины называли красными, а все остальные — молочными.

В старину праздник Масленица отмечался очень широко. Заранее готовили снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями и медовухой. Недаром в народе про Масленицу говорят, что «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает».

1. Как называется в народе последний день Масленицы?

а) заигрыш;

б) золовкины посиделки;

в) Прощеное воскресенье.

2. Какому празднику посвящается картина Сурикова «Взятие снежного городка»?

а) Масленице;

б) Рождеству;

в) Новолетию.

3. Праздник кончился, хозяева устали, а гости не расходятся. Как в Древней Руси было принято делать намек, что пора домой?

а) раскрывать настежь двери;

б) петь отходную песню;

в). выдавать на прощание пряник

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Прощеное воскресенье

Масленице

Выдавать на прощание пряник

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Предметные УУД

Воспроизводить знания

Познавательные УУД

Учатся анализировать информацию

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Открытие новых знаний

Масленицу празднуют семь дней, и каждый день имеет своё название.

В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли его на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения.

Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.

В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.

С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

И не только зятья ходили к теще, но и приглашали ее к себе в дом и пекли блины сами.

Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год.

Так приезжай к нам Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

(входит зима)

Зима.

Кто осмелился, решился

Мой покой поколебать?

Видно, тот ума лишился,

Чтоб такое мне сказать!

Не хочу я уходить, власть свою

С весной делить!

Заморожу! Заморожу!

Всех сейчас я накажу!

Перестань, Зима, сердится!

Собрались мы веселиться,

Проводить тебя добром –

С пляской, с праздничным столом.

Как ни злишься ты, Зима,

А прошла твоя пора.

К нам сюда спешит Весна!

Зима.

К нам сюда спешит Весна…

Так скажите, где она?

Не пробраться ей сюда

Через вьюги и снега!

Друзья, Весне вы помогите,

Зимний холод растопите.

И для этого, ребятки,

Нужно отгадать загадки.

  1. Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы...

  1. Была белая да седая,

А пришла зеленая, молодая.

  1. Всю зиму лежал,

А весной в реку убежал.

  1. Кто осенью спать в берлогу ложиться, а весной встает?
  2. Жил я посреди двора, где играет детвора. Но от солнечных лучей превратился я в ручей.
  3. Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая...

  1. Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Загадки верно отгадали –

Значит, ключик подобрали.

Странно, а Масленицы все не видать,

Надо нам её позвать!

Повторяйте с нами вместе:

«Появись Масленица – красавица,

Помоги повеселить Зиму и Весну встретить»

(входит Масленица под музыку, кланяется по всем сторонам и отходит к доске, к ней выбегают дети, рассказывающие частушки)

Здравствуйте, здравствуйте,

Веселья вам и радости!

Сегодня мы зимушку пушистую провожаем,

Весну красную встречаем!

(входит весна, а зима отступает к двери и выходит)

Масленица:

Ребятки, а кто любит сладости?

Но сладости добыть нужно.

Давайте поиграем.

Конкурс “Достань приз”

На длинной нитке, протянутой через весь зал, висят угощения и просто призы: конфеты, пирожные, вафли и т. д. (все, что можно привязать). Участнику завязывают глаза, и он на ощупь срезает ниточку с подарком, при этом не помогает себе руками.

Весна:

Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

А поможет вам в этом солнышко, которое теперь будет у каждого.

1 ребенок

Я - понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю.

2 ребёнок

Я – вторник, называют меня «заигрыш», потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.

3 ребёнок

Я – среда, называют меня «лакомкой», потому что очень много сладостей едят.

4 ребёнок

Я – четверг, называют меня «широким четвергом», потому что я самый весёлый и ненасытный день.

5 ребёнок

Я – пятница, называют меня «тёщин вечерок», потому что мой папа ходит к бабушке на блины.

6 ребёнок

Я – суббота, называют меня «посиделками», потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.

7 ребёнок

Я – воскресенье, «прощёный день», потому что все друг у друга прощения просят.

Вьюга

Зима и весна

Снег

Медведь

Снеговик

Снежинка

Подснежник

8 ребёнок

Вот бы нам, уроков вместо,

На блины затеять тесто

И блинов напечь за раз

На всю школу, на весь класс!

9 ребёнок

Нам на этой на неделе

Все завидуют модели,

Ведь блины нам всем, подружки,

Можно есть, а им – нельзя

10 ребёнок

Мы всем классом влюблены

В супервкусные блины,

Их на полный рот жуем

И частушки вам поем!

11 ребёнок

В эту масленую пору

Напекла блинов я гору,

Напекла, устала,

Угощать всех стала!

12 ребёнок

Мы Весну гурьбой встречали,

«Приходи, Весна! – Кричали. —

За столом сядь рядом с нами,

Угостим тебя блинами!»

Регулятивные УУД

Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Работа над осмыслением содержания

Девушки.

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Так же, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

А мы с вами попробуем поиграть в игру “Почта”

Начинается игра с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там? Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все остальные участники выполняют сказанное, а тот, кто плохо старается, отдает водящему свой фант. Игра заканчивается тогда, когда водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания: дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют поведения различных животных. Затем ребята выбирают нового водящего, и игра повторяется снова.

Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни.

Как в народе говорится – не красна изба углами, а красна пирогами.

Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

Масленицу провожаем.

Тепла, света желаем.

Здравствуй и прощай.

На тот год приезжай!

Уходи Зима ко дну

Присылай Весну.

Вот и пришло печальное событие —

Нашему празднику официальное закрытие.

Праздник наш кончается.

А весна начинается.

В свои права, Весна, вступай,

Природой править начинай!

А мы провожаем Масленицу,

Отпускаем Весну вступать в свои права

И угощаемся вкусными блинами.

И вместе (ведущая, 13 ребёнок, 14 ребёнок)

Приятного аппетита!

13 ребёнок

Сверху пар, снизу пар-

Кипит русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Эй! Проходи и млад и стар!

14 ребёнок

Честная наша Масленица!

Пора нам прощаться!

Сладко ты нас кормила,

Сладко поила, славно потешила.

Весело тебя было встречать,

Да трудно со двора провожать.

Воротись к нам на денёчик,

Хоть на часочек!

Личностные УУД

формирование умения выражать своё отношение к товарищам

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....