«Эколята защищают чистоту воздуха»
классный час (3 класс) по теме

Перова Лидия Николаевна

Содержание классного часа будет способствовать    привлечению внимания детей к экологической проблеме, познакомит учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolyata_zashchishchayut_vozduh.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

«Эколята защищают воздух»

Цель данного классного часа: ознакомление с причинами загрязнения атмосферы, последствиями  для всего мира и способами урегулирования ситуации.

Задачи:

        образовательные 

  • сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей;
  • учить  основам  экологической грамотности;
  • привлечь внимание к экологической проблеме, познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу,
  • формировать практические умения и навыки поведения в природе.

развивающие

  • развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, как одного из компонентов экологической культуры;
  • развитие представления школьников об экологических рисках.

воспитательные 

  • воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе.

Ход классного часа.

І. Орг. момент.

1. Что такое экология?

- Ребята, сегодня мы будем говорить на очень важную для всего человечества тему.

 (Слайд.2) Разгадайте ребус, и вы узнаете тему классного часа (экология).

- Сегодня мы будем говорить об экологии.

(Слайд. 3) 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. 

- Что же такое экология? (ответы детей)

(Слайд. 4) Слово «экология» происходит от греческих слов «oikos» - «дом, жилище» и «logos» - мы уже знаем, что это означает «наука». Таким образом, экология – это наука о взаимодействии живых организмов с нашим общим домом – природой. Если выражаться научным языком, экология – это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. Отдельный, заслуживающий особого внимания, раздел экологии занимается изучением и контролем воздействия человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней и изучает наука - экология.

(Просмотр мультфильма «Чему учит экология»)

 2. Вводное слово учителя (В ходе выступления учитель пролистывает весь слайд. 5)

- Все человечество живет в одном большом доме. Имя этому дому - планета Земля. У всех у нас есть общая крыша над головой – голубое небо, под ногами общий пол – земля. У нас одна на всех лампа – луна, печка – солнце, общий водопровод – реки и озера. Земля радует нас пением птиц, журчанием рек и ручейков, шепотом листвы, бескрайними полями и степями.  Мы любуемся зеленью лесов и красками цветов, восхищаемся заснеженными  горными вершинами и живописными водопадами. Все это дает нам наша Земля и взамен просит только одно – беречь, охранять и заботиться о ней.  Но всего этого может скоро и не быть. И все по вине нас – людей.  Многие действия людей наносят большой ущерб планете, и она подаёт сигнал о спасении – SOS.

3. Проблемы экологии

(слайд. 6) А знаете ли вы главные беды Земли? (ответы детей)

- С помощью картинок назовите самые распространённые  проблемы экологии.

(Слайд. 7) - Сегодня мы подробнее поговорим об одной экологической проблеме

Отгадайте загадку:

Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.  
(Воздух.)

- о загрязнении воздуха и его последствии для нашей планеты. 

-Воздух еще называют атмосферой.

Загрязнения атмосферы - это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на растения, животных и на качество жизни человека.

4. Причины загрязнения атмосферы

(Слайд. 8) - Как вы думаете, какие основные причины загрязнения воздуха? (ответы детей с помощью картинок на слайде)

1. Промышленное загрязнение воздуха.

2. Загрязнение воздуха автотранспортом

3. Лесные пожары

4. Извержение вулканов

- Все загрязнения воздуха можно разделить на 2 группы:

1. Природные (естественные), к которым относят извержения вулканов, лесные и степные пожары, космическая пыль и др. Данные загрязнения не зависят от человека, их создает сама природа.

2. Искусственные, которые можно разделить на несколько групп: транспортные, промышленные, сельскохозяйственные, бытовые, военные загрязнения.

- Сегодня мы поговорим только о некоторых из них.

Промышленные загрязнения

Какие отросли промышленности вы знаете?  (Пищевая, легкая, машиностроение, добывающая, химическая и др).  Все они приносят пользу для человека.  Выпускают продукты питания, одежду, мебель, транспорт, добывают полезные ископаемые. Все они необходимы для жизни человека, но при этом все они наносят большой вред окружающей среде. Какой? (ответы детей) 

- Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние воздуха. Вместе с дымом в воздух попадают вредные вещества и газы.

Вторая причина загрязнения воздуха – это транспортные загрязнения. Объясните, что это за загрязнения? (ответы детей)

-  Транспортные загрязнители, образующиеся при работе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. Все виды современного транспорта наносят большой ущерб атмосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире несколько сот миллионов автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа и других вредных веществ, которые существенно загрязняют воздух, прежде всего в крупных городах. Так, в г. Москве на долю автотранспорта приходится 80% от общего количества выбросов в атмосферу.

 - Еще один источник загрязнения воздуха – это лесные и степные пожары. Назовите причины этих пожаров (ответы детей).

- Лес - это главное богатство нашей планеты, ведь не зря нашу планету называют зеленой. Ежегодно зеленая оболочка земли сокращается на 1%. Одной из причин этого является – вырубка лесов. На сегодняшний день территория, занятая лесными массивами составляет чуть более 30 %. В ряде районов юга России леса вырублены полностью. Гибнут леса и из-за пожаров. Причиной возгорания может быть как солнечная активность, так и несоблюдение правил безопасности человеком. По вине человека происходит до 80% лесных пожаров.

- К природным загрязнителям относится – извержение вулканов.  Извержение вулкана – редкое явление, сопровождающееся катастрофическими последствиями. Ежегодно в ходе стихийного бедствия атмосфера пополняется 40 млн. тонн  веществ. Среди газов, выделяемых вулканами, большая часть приходится на водяной пар.

5. Последствия загрязнения воздуха

Как вы думаете, каковы последствия загрязнения воздуха  для природы и человека? (ответы детей) 

(Слайд. 9) -  К числу наиболее значительных последствий загрязнения воздуха  относятся:

  • Парниковый эффект. Все вы, наверное, знаете, что такое парник. Внутри парника температура воздуха выше, чем на открытом воздухе. Похожее явление происходит и с нашей планетой.

Солнечные лучи, проходя через слои воздуха, как через стекло в парнике,  нагревают поверхность Земли, но тепло не может уйти обратно в космос, так как загрязненный воздух задерживает его, действуя наподобие стекла или полиэтилена в парнике. Это тепло нагревает нижние приземные слои воздуха. Последствия - изменение климата Земли. Повышение  температуры в полярных областях может вызвать быстрое таяние льдов Антарктиды и Гренландии, а это повлечет за собой резкий подъем уровня Мирового океана, в результате чего затопятся прибрежные города и низменности.

Озоновые дыры

- Всю нашу планету окутывает озоновый слой. Он играет очень важную роль для всего живого на земле. Он защищает Землю от вредных и  губительных солнечных лучей - ультрафиолетовых лучей. Без озонового слоя эти лучи могут обжечь нас. Вот почему родители заставляют летом вас надевать головные уборы.

 В настоящее время истощение озонового слоя признано всеми как серьезная угроза глобальной экологической безопасности. Снижение концентрации озона ослабляет способность атмосферы защищать все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Не случайно, поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленные солнечные ожоги, наблюдается рост заболеваемости людей раком кожи и др. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.

  • Кислотные дожди. 
  • - Когда идет дождь, капли воды захватывают из воздуха вредные примеси. В результате в некоторых местах Земли выпадают вредные, так называемые кислотные осадки, дождь или снег, которые имеют повышенную кислотность. При выпадении кислотных дождей и таянии кислотного снега образуется серная кислота, которая в свою очередь загрязняет землю и водоемы, разрушает здания, сооружения, памятники. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни. Огромный урон наносят кислотные дожди лесам, паркам, садам. Желтеют и опадают листья, молодые побеги делаются хрупкими, как стекло, и ломаются. Кислотные дожди разъедают даже металл, в результате чего быстрее разрушаются мосты, ломаются самолеты. Многие исторические памятники, которые существуют уже тысячелетия и сохранились до наших дней, могут сейчас погибнуть из-за кислотных дождей.

6. Влияние загрязнения атмосферы на состояние здоровья человека, животных и состояния растений

-  Все эти факторы влияют на здоровье человека и животных, состояние растений.

Все загрязняющие атмосферный воздух вещества оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Эти вещества проникают в легкие  человека и животных и оседают в них, вызывая тем самым заболевания дыхательной системы, рак легких, горла и кожи, расстройство центральной нервной системы, аллергические и респираторные заболевания,  дефекты у новорожденных и многие другие болезни. Результаты специальных исследований, выполненных в России и за рубежом, показали, что между здоровьем населения и качеством атмосферного воздуха наблюдается тесная положительная связь. Около 85 % всех заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине. Поэтому сейчас очень остро стоит проблема «Здоровье человека и окружающая среда».

-  Что является источниками загрязнения воздуха в нашем районе (населенном пункте)?

-  Что нужно делать для того, чтобы сохранить воздух чистым?

9. Основные способы борьбы с загрязнением воздуха

(Слайды 10- 14). Предложите свои способы борьбы с загрязнением воздуха (по картинкам на слайде, дети сначала предлагают свои решения проблемы, а затем проверяют себя по слайду).

10. Свой вклад в защиту атмосферы

- Как мы с вами можем помочь природе?

(Ответы детей)

  • Не ломать деревья. Очень важно не только сажать, но и заботится о них. 

- Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

  • Сажать цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.
  • Не жечь костры и мусор.
  • Собирать макулатуру. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.
  • Проводить экологические субботники и другие предложения детей.

По мере ответов на доске появляются правила сохранения чистого воздуха.

11. Рефлексия

- Вашему вниманию предлагается экологическая сценка, в которой вы услышите просьбу планеты Земля.

Земля (на сцену выходит девочка, в руках глобус).

Я планета Земля, сейчас я больна.

 И в этом, поверьте, лишь ваша вина.

 Я людям не верю и им в назиданье

 Придумаю страшное наказание.

 Вы пожалеете о том, что родились на свет,

 За все, что натворили вы,

 Придется дать ответ.

 Сейчас суда настанет час,

 Все встаньте – призывают вас!

 1 ученик.  

  Постой, Земля, не торопись!

 Ведь мы за взрослых не в ответе.

 Да, люди мы, но только дети.

 Позволь нам разобраться в том,

 За что ты нам грозишь судом?

2 ученик.  

 Много жалоб накопилось

 У природы на людей.

 Воды речек замутились,

 Пересох в лесу ручей.

3 ученик.  

 Стали чахнуть липы, клёны

 На обочинах дорог.

 Чистый воздух загрязняет,

 Фабрик и заводов смог.

4 ученик.  

В море гибнут кит и рыба,

 Загрязняется Байкал,

 И становится всё мельче,

 Море дивное Арал.

5 ученик.

Дерево, трава, цветок и птица,

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

6 ученик.

Да, мы говорим о самом важном,

Взглянуть на землю стало страшно,

 Вода мутнеет с каждым днем,

 А воздух – сколько грязи в нем!

 Когда-то чистый, голубой,

 Теперь он грязный и больной,

 Погибнуть может всё живое,

 Земля, - что сделали с тобою?

Земля.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала. Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек

Всё то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.

Очнитесь, люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти.

1 ученик.  

   Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

 2 ученик.  

 Надо природу беречь и лелеять,

 Копать осторожно, умеючи сеять,

 Ловить и стрелять не подряд, а с умом,

 Что нынче посеем, то завтра пожнем.

 3 ученик.    

Давайте будем дружить друг с другом.

 Как птица с небом, как поле с лугом,

 Как ветер с полем, трава с дождями,

 Как дружит солнце со всеми нами.

 4 ученик.

Давайте будем к тому стремиться,

 Чтоб нас любили и зверь, и птица,

 И доверяли повсюду нам,

 Как самым близким своим друзьям.

5 ученик.

 Давайте будем беречь планету,

 Во всей Вселенной прекрасней нету,

 Во всей Вселенной совсем одна,

 Что будет делать без нас она?

Земля (отдаёт глобус детям).

Надежду хрупкую свою

 С землею вместе отдаю,

 С надеждой, верой и любовью,

 Чтоб стала вновь она такою,

 Какой была бы изначально:

 Чиста, красива, величава.

 Им дальше жить на этом свете,

 Им людям быть за все в ответе.

 Дети берут глобус и исполняют Гимн Природе (мелодия песни «Солнечный круг»)

Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить. 

12. Просмотр видеоролика  «Давайте вместе Землю украшать»

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!                

Елена Смирнова

- Давайте вместе украсим цветами сначала символический макет  Земли, чтобы весной мы смогли посадить настоящие цветы у школы, у дома и стали  ухаживать за ними.

13. Подведение итога.

- О какой экологической проблеме мы сегодня говорили?

- Какой вывод сделали для себя?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха

Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Проект "Чистота спасёт мир: мы в борьбе за чистоту парков Санкт - Петербурга и лесов Ленинградской области"

В субботу 5 октября 2013г. Мой 4 «Б» класс присоединился к акции «Чистота спасёт мир!». Мы убирали лес возле ст.Лемболово.Скажу откровенно, что убирать мусор не очень приятное занятие и некоторые...

"Чистота помыслов и чистота души. В гостях у императорской семьи" классный час

Цель: сформировать у школьников представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.Задачи:познакомить школьников с примером счастливой семьи...

Проект "Чистота у нас в селе, чистота у нас в душе"

Проект "Чистота у нас в селе, чистота у нас в душе"...