Классный час «Вспомним всех поименно»
классный час (4 класс) по теме

Булатова Надежда Ильинична

Основная цель  данной методической разработки заключается в  формировании у школьников чувства патриотизма в условиях современной школы, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно – эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Туринский городской округ

Управление образование Администрации Туринского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

         Областной  конкурс методических разработок классных руководителей

методическая разработка

 классного часа

«Вспомним всех поименно»

посвященная празднованию 70-летия Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Составитель: Булатова Надежда Ильинична

учитель начальных классов

МАОУ Коркинская СОШ

контактный телефон:89533821416

e-mail:bulatiha.mama@yandex.ru 

контактный телефон:(343)4932190

e-mail: oukorkino@mail.ru 

                           

с. Коркинское, Туринский район 2015 г.

Пояснительная записка

к методической разработке классного часа «Вспомним всех поименно", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Приближается 70 – я годовщина Победы в Великой Отечественной войне, и, вглядываясь в нынешнее поколение детей, мы замечаем, что нить, связывающая, их с поколением ветеранов становится все тоньше. Меньше внимания к ветеранам, меньше интереса со стороны детей. За последнее время в российском  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость. Это, в первую очередь, обуславливается разницей в возрасте, жизненном опыте, мировоззрении. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно - мотивационный, когнитивно - интеллектуальный, эмоционально - чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Основная цель  данной методической разработки заключается в                   формировании у школьников чувства патриотизма в условиях современной школы, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно – эстетического вкуса.

Таким образом, были сформулированы следующие задачи:

  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, уважение к памяти народа; чувства гордости за свою Родину, победившую фашизм;
  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

Методическая разработка реализовывается в ходе классного часа  «Вспомним всех поименно» проведён в 4-5 классах, он посвящён учителям – ветеранам, участникам и учителям,  работавшим  в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время в Коркинской школе, рассчитана на 45 мин (1 урок).

Место проведения: кабинет начальных классов

Форма проведения: классный час
 Методы: рассказ с элементами беседы, поисковая работа.

Оборудование, необходимое для проведения подобного урока:

  • мультимедийный проектор,
  • экран, ноутбук,
  • мультимедийная презентация «Вспомним всех поименно» (приложение);
  • плакаты.

Для реализации вышеперечисленных цели и задач, заранее:

  • организован сбор материалов о  жизненном пути учителей работавших в Коркинской школе в годы ВОВ и послевоенное  время;
  • была сформулирована   тема классного часа,
  • для большего воздействия на эмоционально-чувственную сторону учащихся была составлена презентация (со звуковым эмоциональным сопровождением),
  • были проведены экскурсии учащихся к Памятнику героям – павшим в     ВОВ, в школьный музей;
  • творческие работы детей – сочинения-истории о жизни ветеранов, рисунки на военную тематику;
  • подбор музыкального содержания классного часа, песен о войне;
  • организована  выставка книг и детских рисунков, планшеты с фотографиями родных - участников Великой Отечественной войны;
  • создана книга памяти.

Предполагается, что в ходе такого классного часа, учащиеся более эмоционально станут относиться к ситуации, сложившейся в нашем обществе вокруг поколения ветеранов, станут относиться к ним внимательнее, уважительнее и бережнее. По итогам такого урока, хорошим результатом станет обсуждение вместе с  учащимися о возможной помощи ветеранам ВОВ, участие в их жизни, знаках внимания с последующей реализацией.

Содержательная часть

классный час «Вспомним всех поименно»,

посвященный  70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия.

Ученик: Над Россией туманы,

                Словно годы, плывут

                Среди нас ветераны

                Как легенды живут.

                Отшумели бураны,

                Улеглась боль войны.

                Только им, ветеранам,

                Снятся черные сны:

                И, как прежде, комбаты

                Их в атаку ведут,

                И, как прежде, солдата

                Где-то матери ждут.

                Через годы и страны,

                Через крик тишины,

                 Как седые курганы,

                 Все идут ветераны

                 Все идут ветераны

                 По дорогам войны.

Учитель: Все дальше уходят вглубь истории события минувшей войны. Но чем более отдаляемся от тех времен, тем явственнее и величественнее встает перед всем миром   бессмертный подвиг, который совершил наш народ в период второй мировой войны. Но никто не забыт и ничто не забыто. Наша встреча посвящена памяти наших отцов и дедов.

Ученик: У каждого солдата был свой, только им пройденный путь по фронтовым дорогам. Многие вернулись инвалидами, пропали без вести, участвовали в освобождении народов Европы, воевали на Центральном, Белорусском, Украинском, Балтийском, Ленинградском, Сталинградском, Воронежском и других фронтах

 Учитель:  Многим не довелось увидеть мирного неба. Они отдали свои жизни за наше счастье. Бывая на мемориале Павшим воинам, в центре нашего села, мы читаем их имена на обелиске. Мы помним и чтим имена тех, кто отдал жизнь за свободу Родины.

1941 – 1945 гг. – это время горя, слез, потерь, усиленной работы и жарких сражений. Миллионы людей отдали свою жизнь за Отечество. Великая Отечественная война оставила глубокий, незабываемый след  в истории России и в  истории каждой отдельной семьи.

Уральская земля всегда славилась уникальной красотой природы и добрыми, талантливыми людьми. Мы гордимся нашими земляками Героями Советского Союза  Хворовым Л.П. (Приложение 1) и Ватомовым  Я. И. (Приложение 2), выпускниками Коркинской семилетней школы, которым присвоено звание Героя Советского Союза.

Более 200 человек не вернулось в родное село.  Благодарные односельчане воздвигли памятник воинской славы. Бывая на мемориале Павшим воинам, в центре нашего села, мы читаем их имена на обелиске. Мы помним и чтим имена тех, кто отдал жизнь за свободу Родины. (Приложение 3)

В школьном музей создана экспозиция «Этот день мы приближали как могли…», которая рассказывает об учителях – ветеранах ВОв, защитивших страну в годы  ВОв. (Приложение 4)

1 ученик: 

Возможно память –

Чистая страница

В ней – эхо прожитых, тревожных лет…

История – она не повторится.

Но нас зовет вдали манящий свет…..

2 ученик:  

Свои откроем имена и даты –

Но сердце будет бережно хранить –

Тот взгляд мальчишки –              

 Юного солдата –

 Он все отдал, чтобы могли мы жить.

 Все:           

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым.

(звучит первый куплет «Вальс Победы»)

3 ученик:       

Он отгремел – далекий 45 – й...

Но в сердце каждый миг не повторим.

Отец и дед – они ушли в солдаты,

Вперед стремились сквозь сражений дым…

4 ученик:       

Под гром орудий, всполохи заката.

Хранили в сердце мирный уголок,

 Где о смуглянке пел однополчанам

 Веселый белокурый паренек….

1 ученик:         

Нелегкие дороги фронтовые

Фрагменты, хроники –

 И жизнь – всего одна…

Бесстрашные и вечно молодые –

Все: Мы не забудем ваши имена.                

(звучит отрывок из песни « И она ответила – Победа») поют учащиеся.

Было много трудных дней, будет много трудных дней-

Значит рано подводить итоги

Вот и встретились мы с ней, вот и свиделись мы с ней

Где – то на проселочной дороге.

Только несколько минут, только несколько минут

Между нами длилась та беседа

Как, скажи, тебя зовут, как, скажи, тебя зовут?

И она ответила – «Победа?»

1 ученик:                

 Тогда еще не знали мы,

 Со школьных вечеров шагая.

 Что завтра будет первый день войны,

 А кончится она лишь в 45-м, в мае…

( звучит отрывок из песни «Священная война»)

2 ученик:  Сегодня мы расскажем об учителях, участниках Великой Отечественной войны, о тех, кто из – за школьной парты, бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, грохот канонад. В годы Великой Отечественной войны в Коркинской семилетней школе  (слайд 2) (Приложение 5) работали Фотеева Елена Никитична, Тишкова Александра Николаевна, демобилизованная с войны, Добротворские Анна Андреевна и Владимир Владимирович, Телегина Нина Ивановна.

3 ученик:                

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

4 ученик: Учителя – фронтовики… Для детей военных и послевоенных лет они стали идеалами, кумирам на всю жизнь. Их искренне любили, ценили их мнение, к ним шли за советом  в трудную минуту, а их рассказы о войне слушали затаив дыхание.

5 ученик:                 

Я ушла из детства,

В грязную теплушку,

В  эшелон пехоты;

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший,

Сорок первый год.

(На фоне презентации звучит рассказ о  Тишковой А.Н)

6 ученик: Незабываемый след оставила на земле эта добрая и прекрасная женщина. Эти слова по праву можно отнести к Тишковой Александре Николаевне. ( слайд 3)

7 ученик: Александра Николаевна родилась в селе Коркинское,   в 1923 г. Закончила рабфак и начала работать в Благовещенской школе. Ее больше привлекала медицина, решает сменить профессию, поступает в медицинское  училище г.Тавды в 1940 г. В 1941 началась Великая Отечественная  война и Александра Николаевна  была призвана в действующую армию. С 1942 г. служила санинструктором в 4 кавалерийском  корпусе 23 кавалерийского полка и с 1945 г. по 1978 г.  Александра Николаевна работала учителем начальных классов в Коркинской семилетней школе. Боевой и жизненный путь Александры Николаевны отмечен боевым Орденом Отечественной Войны 2 степени, медалью Жукова, юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда».  (Приложение  6)

8  ученик:                  

 Ах, сколько было за войну атак,

 Успешных, а подчас врагом отбитых.

 На выжженных огнем полях

 И нашей кровью те поля политы.

(На фоне презентации звучит рассказ о о  Коркине А.А. ) ( слайд 4)

(звучит отрывок из песни «На безымянной высоте») поют учащиеся.

Над нами « мессеры» кружили,

И было видно словно днем,

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным артогнем,

И как бы трудно не бывало,

Ты верен был своей мечте

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

9 ученик:  Коркин Алексей Афонасьевич родился в 1903 году в деревне Галактионовка. В 1942 г. был призван в действующую армию, в Карелию. Алексей Афонасьевич служил во взводе связи 410 артпультбата, на северном фронте под командованием  Маршала Советского Союза Марецкого Кирилла Афонасьевича. Алексей Афонасьевич был телефонистом, ему часто вместе с товарищами приходилось налаживать связь перебитой линии связи под обстрелом немцев. После победы Алексей Афонасьевич был демобилизован   и возвратился домой.

После возвращения вновь начал работу учителем начальных классов в Коркинской семилетной школе. С 1965 г. в течение трех лет работал заведующим консультационным пунктом. Одновременно много времени уделял сбору материала по истории села. Колхоза, образования. Алексей Афонасьевич написал рукопись по истории нашего сельского совета. Многие его материалы вошли в летопись нашего района.  (Приложение 7)

(звучит  отрывок из песни «Десятый батальон») поют учащиеся.

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут

И только мы плечом к плечу

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым.

И значит нам нужна,  одна победа!

Одна на всех, мы за  ценой не постоим.

Одна на всех, мы за ценой не постоим!

10 ученик: Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись – тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, помнит. Помнит о подвигах, боевых друзьях.

(На фоне презентации звучит рассказ о о Шевченко Я.В.) ( слайд 5)        

11 ученик: Шевченко Яков Васильевич  родился 5 апреля 1924 г. в с. Шевелево, Туринского района. 18 – летним парнем его призвали в Красную Армию – это был 1942 г. Сначала был рядовым на 2 –м   Украинском фронте, затем командиром стрелкового отделения, но уже на 2-м Белорусском фронте был ранен, контужен. За свой ратный путь Яков Васильевич награжден орденом Отечественной войны, медалью «Победа над Германией», Боевыми  Гвардейскими знаки, юбилейными медалями.  (Приложение 8)

(звучит 1 куплет песни «Эх, дороги»)

Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян

Знать не можешь

Доли своей,

Может  крылья сложишь,

Посреди степей…

(На фоне презентации звучит рассказ о Томилове А.А.) ( слайд 6)

12 ученик: Томилов Андрей Александрович родился 30 октября 1919 г. в д. Ерзовка Туринского района, в семье колхозника. Принимал участие в войне с Японией, Имел многочисленные  награды за участие в Великой Отечественной войне, а также награды, грамоты, похвальные листы за труд уже после войны.               (Приложение 9)

13 ученик:

Прекрасен  твой победный день, солдат!

По всем путям прошли сыны России,

Один – на Прагу, на Берлин другой,

На Будапешт, Варшаву и Софию,

На Вену, Братиславу и Белград.

14 ученик:

Дедушка милый ты был на войне?

- Из Армии сразу попал на войну,

На Дальний Восток, к океану Тихому,

Я был на границе Японии с Русью,

Где ни один наш товарищ не струсил.

Враг был коварен, жесток и силен.

А русский солдат храбр и умен,

Японцы на нас тогда напали,

Но мы их успешно атаковали.

В кровавых боях одержали победу,

Награды за храбрость вручали и деду.

(На фоне презентации звучит рассказ о Демине А.Г.) ( слайд 7)

15 ученик: Эти строки из поэмы Деминой Мари посвящены дедушке Демину Александру Георгиевичу.

16 ученик: Эти строки из поэмы Деминой Маши посвящены дедушке Демину Александру Георгиевичу. Демин Александр Георгиевич родился 2 августа 1918 г. в с. Коркинское. В 1939 году ушел в армию. Попал в 5 морскую пограничную школу младших командиров в г. Ленинграде. После окончания был направлен на Дальний Восток на Тихий океан, и там его застала война. Служил до 1946 г. Охранял морскую границу на пограничных катерах» К – 30», «МО» (Морской охотник). Был старшиной 1 степени, командиром отделения мотористов. Ловили японские шхуны, захватывали их десант. Был также водолазом, т.к. закончил  курсы водолазов. Погружался на глубину15 метров, ремонтировали катера. Демобилизовался в 1946 г., в боевых действиях не участвовал. Имел награды: Медаль Жукова, 300 лет Российскому Флоту, 50 лет Вооруженных Сил СССР, 30 лет Победы в Великой Отечественной войне, 60 лет Вооруженных сил СССР. (Приложение  10)

17 ученик: В годы Великой Отечественной войны, в тяжелейших условиях работали учителя  Телегина Нина Ивановна , Фотеева Елена Никитична и др. В трудных условиях оказалась школа после войны.

Повседневная школьная жизнь была насыщена напряженным трудом: усердно учились, работали в колхозе, участвовали в общественной жизни школы и села. Тяга к учению  была огромной, но зачастую дойти до школы было не в чем – ни обуви, ни одежды. Старшим в семье детям было не до учебы, они заменили погибших на фронте отцов и работали со взрослыми наравне.

Но надежды на счастливую мирную жизнь окрыляли, вдохновляли на преодоление всех послевоенных  невзгод.

(Звучит мелодия «Вальс Победы», на фоне ее дети читают про учителей работавших в годы В.О.в.)

(Звучит рассказ о Телегиной Н.И. на фоне презентации, рассказывает ученица) ( слайд 8)

18 ученик: Телегина Нина Ивановна родилась 9 сентября 1921 г. в с. Николо – Фамеве Череповецкого района Калининской области. С 1942 г. по сентябрь 1975 г. работала в Коркинской средней школе, была учителем географии. Во время Великой Отечественной войны работала в школе. Нину Ивановну отмечала настойчивость, доброжелательность, уважение к людям, умение сохранять самообладание даже в тяжелых жизненных ситуациях.  (Приложение 11)

(Звучит  рассказ о Фотеевой Е.Н., на фоне презентации, рассказывает ученица) ( слайд 9)

19 ученик: Фотеева Елена Никитична работала в Коркинской школе с 1942 -  по 1946 г. учителем начальных классов. Это было тяжелое время для взрослых и для детей. Хлеба почти не было, молока тоже, дети были плохо одеты, многие ходили в школу босые. (Приложение 12)

20 ученик:

Вам памятник, учителя,

Я высек бы из красного гранита

Установил бы на просторе я.

Большое человеческое сердце.

Чтоб всем лучам и всем ветрам было открыто –

Вам памятник учителя! ( слайд 10)

21 ученик:

Не обожженными сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,

Конечно, мы смотрим  глазами иными

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым,

Трудным рассказам,

О горьком победном пути,

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

22 ученик:

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты,

И на груди их ордена

Горят как памятные даты

Вам всем кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений –

Принес  победную весну –

Поклон и память поколений.

23 ученик:

Всем, кто пал  в боях, дедам – прадедам

Память вечная , незабвенная.

Ну, а тем, кто вернулся домой живым –

Низкий  Вам поклон, слава вечная!  ( слайд 11)

(Ученики  поют отрывок из песни «День Победы»)

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты. обгорелые в пыли

Этот день мы приближали,  как могли,

Этот День Победы порохом пропах,

Этот праздник, с сединою на висках,

Эта радость, со слезами на глазах.

День Победы, День Победы,

День Победы.

Используемые материалы ,  которые можно использовать при подготовке к классному часу:

  Список  источников и использованной литературы:

  1. Архивные документы и фотоматериалы школьного музея.
  2. Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.
  3. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.
  4. Книга Памяти
  5. Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.
  6. Медаль за бой, медаль за труд, М.: Молодая гвардия», 1975.
  7. Никогда не забудем. Рассказы  о войне. 1962.
  8. О подвигах, о доблести, о славе...: Сб. рассказов и очерков/ Сост. Г.Н.Яновский; М.: Дет.лит., 1985.
  9. http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0009/4d2e4666  Хворов Д.П. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1421  Ватомов Яков Иосифович
  10. http://1941-1945.at.ua/video/vic/khudozhestvennye_filmy_o_vov   фильмы о войне
  11. http://www.pomnivoinu.ru/home/catalog/6/
  12. http://thefireofthewar.ru/1418/index.php/  сайт «Огонь войны».
  13. http://iremember.ru/memoirs/grazhdanskie/  Воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны
  14. http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome Подвиг народа
  15. http://1941-1945.ru/  Великая отечественная война 1941-1945 год, ее герои...
  16. http://www.nlr.ru/history/vov/links.html в память ушедших и во славу живущих
  17. http://www.myshared.ru/slide/380242/  презентации
  18. http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/01/09/albom-proekta-uchitelya-veterany-velikoy-otechestvennoy 

Музыкальное сопровождение.

           1. muzofon.com

           2. zaycev.net

           3. mp3prima.com

           4. AudioPoisk.com

           5. 9 maya.ru                

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Лучше всех на свете мамочка моя!»

Цели: формировать уважительное отношение к матери, желание помогать ей, создать тёплый нравственный климат между матерями и детьми; формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать...

Классный час "У всех на виду твоё имя, Учитель!"

Классный час на тему "У всех на  виду твоё имя, Учитель"...

«Помним всех поименно»

к методической разработке классного часа «Вспомним всех поименно", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Классный час на тему: «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».

Цели классного часа1.Рассказать учающимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.2.Развивать позитивну...

Исследовательский творческий проект к 75- летию Победы "Вспомним всех поименно! "

В ходе работы над проектом ребята вместе с родителями исследуют историю своей семьи, узнают судьбы родных, участвовавших в Великой Отечественной войне и тружениках тыла. Итогом проекта является творче...

Классный час :"Лучше всех на свете мамочка моя"

Классный час :"Лучше всех на свете мамочка моя"...