Классный час Павел Петрович Бажов - словесных дел мастер
классный час (4 класс) на тему

Булатова Надежда Ильинична

Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Детям очень интересно узнать историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза». Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но так же учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса у младших школьников, в том числе к деятельности экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

Туринский район, Свердловской области

методическая разработка

учебного занятия

урок – путешествие

«Павел  Петрович  Бажов –уральский «словесных дел мастер»!

                                              Составитель: Булатова Надежда Ильинична

                                                                учитель начальных классов

                                                             МАОУ Коркинская СОШ  

с. Коркинское, Туринский район

Пояснительная записка

к методической разработке урока - путешествия ««Павел  Петрович  Бажов – уральский «словесных дел мастер»!»

Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна Уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов.

Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Детям очень интересно узнать историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза». Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но так же учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса у младших школьников, в том числе к деятельности экспериментирования. Ведь дети младшего школьного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. их заинтересовало, почему некоторые металлы притягивает магнит, а некоторые – нет; как появляются горы; будет ли гореть огонь, если нет воздуха. Ребята спорили, доказывали, рассуждали, добивались результата, научились самостоятельно делать выводы. Если не могли найти ответы на свои вопросы, обращались к взрослым, к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Это способствует развитию самостоятельной, творческой личности. А как обогащается и пополняется словарный запас детей! Ведь читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т.д.

Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, я смогла не только заинтересовать детей и их родителей, пополнила «малахитовую шкатулку» (творческий и интеллектуальный багаж) каждого ребенка знаниями и прошлом уральского края, мудрыми раздумьями о нравственности, интересом к познанию нового и неизведанного; желанием выразить свои впечатления в продуктивной деятельности.            

Основная цель  данной методической разработки заключается в расширении  кругозора о литературе родного края через знакомство со  сказами  Бажова.Таким образом, были сформулированы следующие задачи:

  1. включить учащихся в эмоционально - творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
  2. развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
  3. воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Методическая разработка реализовывается в ходе занятия, для учащихся 4- 5 классов  рассчитана на 40 мин (1 урок).

Место проведения: класс

Форма проведения: урок - путешествие

Методы обученияисследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы.

Использовались  здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.

Здоровьесберегающие компоненты урока:
-смена видов деятельности;     
-динамическая пауза;
-игровой компонент;
-рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах.

Во время урока использовалось слушание, обсуждение,  работа с картой ,просмотр презентации, чтение по цепочке, выборочное чтении.   

Оборудование, необходимое для проведения подобного классного часа:

- мультимедийный проектор,

- экран, ноутбук,

- мультимедийная презентация «Павел Петрович Бажов»

          - призы для учащихся;

- музыкальное сопровождение праздника;

- Карта Урала;

При подготовке к уроку ученики должны читать сказы П.П.Бажова, подготовить рекомендацию для чтения понравившегося сказа, узнать интересные сведения об авторе.

Книжная выставка:                                                                                «Малахитовая шкатулка» по произведениям Уральского писателя сказочника.Павла Бажова (1879-1950)

Ход урока.

Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие!    Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

         1 ученик. Когда говорят о России –

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

Я слышу – до жадного слуха

Пробилась она сквозь века –

Грохочет, гремит Громотуха,

Веселая, злая река.

Мне любы степенные речи,

Ночевки в избушках лесных,

И тяжесть котомки заплечной,

И ветер тревожной весны,

Гор неприступных высоты,

Где камни прозрачны, как лед,

И радость пытливой работы,

И песни спокойной полет,

Над краем, где сосны босые,

Сбегает с заснеженных скал…

Когда говорят о России –

Я вижу свой синий Урал.

2 ученик. Прославлены умельцы – камнерезы,

Хранители волшебного огня,

Чеканщики по стали и железу –

Уральцев знаменитая семья.

Да славятся седые рудознатцы, -

Пытливый, неуступчивый народ,

Умеющих без карты разобраться

В подземных дебрях каменных пород.

Почет и слава вам, мастеровые:

Горняк, строитель, токарь, сталевар,

Сыны труда, чьи руки золотые

Подняли и прославили Урал.

Ведущий 2: Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы.

А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.

Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий  русский  писатель Павел  Петрович  Бажов, сказитель земли Уральской. История нашего края неразрывно связана с его  именем. 28 января 2014 года ему исполнилось 135 лет. Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

3 ученик. На Урале, что ни слово,

Что ни речь- то целый клад!

Сказы дедушки Бажова

Знает нынче стар и млад!

Ведущий 1: И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Познакомимся  поближе с  его творчеством. Проверим, знаете ли вы его произведения. Готовы? Ну, тогда в путь.

(Слайд 1)

Ведущий 2:

"Колдун уральский бородатый", - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова было и прозвище мальчишечье уличное – Колдунков.

 (Слайд 2.)

Ведущий 1: 15 января или 28 января по новому стилю 1879 года в городе  Сысертский Завод на Урале.

(Показ на карте)

 (Слайд 3)

В  рабочей семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился  будущий писатель Павел Петрович Бажов.  Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, мастером золотые руки, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло.  Но характером  строгим, поэтому на одном месте жить им приходилось недолго. Пережали часто с места на место.  Мама занималась рукоделием, тем и жили.

(Слайд 4)

Ведущий 2: Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Лет тому было более70, а самому Павлу Бажову 12. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню… только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна. От любимой бабушки , большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.

(Слайд  5)
Ведущий 1: Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893- 99).  Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл «узелки на память»

(Слайд  6)

Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича.

 (Слайд 7,8)

Ведущий 2:. Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара)

Ведущий 1: Заслугой Бажова было то, что  он сделал  сказы уральских рабочих достоянием для всех. Самое первое произведение «Зеленая Кобылка» - героем которой,   был он сам Павел Бажов. (показ)

 (Слайд 10)

Ведущий 2: Свою знаменитую «Малахитовую шкатулку» - книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов.
«Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы… Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством»..

(Слайд  11)
Ведущий 1
:Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа? Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу.
(Слайд 12)
Словарная работа

В изданиях «Малахитовой шкатулки» и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями. Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.
Ведущий 2: Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала.Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
«Урал» по-башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.  
(Показ коллекции минералов)
Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.
На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.
(Слайд 13)
Ведущий 1:
 «Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется». Так говорил сам П. П. Бажов.
Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: «Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок» в 1954 г. и «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке» в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова «Каменный цветок» в 1946 г. и «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка». На ВВЦ можно увидеть фонтан «Каменный цветок», плавает по рекам теплоход «Павел Бажов», в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

 (Просмотр слайдов  14,15,16, 17,18)

Ведущий 2: Павел Бажов  отразил в своих сказах тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах  отражены лучшие черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но  и  складывать сказки, примечая  все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.

(Слайды 19,20,21,22) (Слайд 23)

Ученик: Под зимним солнцем серебрится

Полей заснеженный простор,

И плавок видятся зарницы,

И очертанья дальних гор…

И словно виден росный берег,

И лебедей высокий взлет…

Так долго не хотелось верить,

Что в дом хозяин не войдет.

…буран свистел у окон где-то.

Крепчал мороз еще сильней.

Зимой, бывало, до рассвета

Горел огонь в его окне…

Всегда тропа вилась у входа,

Не зараставшая травой.

Он в светлой памяти народа

Останется всегда живой.

И будут были жить веками

В чудесном малахите строк,

И не поблекнет, не завянет

Волшебный Каменный цветок

Ведущий 1: Надеюсь, что вам всем приятно было познакомиться или вспомнить сказы Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном  Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных  детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

                                          И становится делом слово,                    

Продолжается сказ Бажова,

          В каждом камне – цветы цветут…

                                          Продолжаются Жизнь и Труд!              

Ведущий 2:  Мастер и мастерство – главные герои  бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.

-Что вам запомнилось на классном часе? Чтобы вы хотели ещё узнать?

( Ответы детей.)  

         Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать  вам  дальнейших  поисков  красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков  и  от  великих  людей  в наследство. Всего самого наилучшего!

Литература для подготовки урока  по творчеству П.П. Бажова:

  • Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
  • Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  • Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  • Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
  • Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  • Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

Интернет – ресурсы:

1. http://skazochnikonline.ru/ - сценарии

2. http://vsescenarii.com/viktorina-skazy-bazhova.html - викторины

3. http://www.uchportal.ru – конспекты и презентации

4. http://www.planetaskazok.ru/ - сказки, рассказы, стихи с иллюстрациями для детей.

5. http://multmir.net/ - мульфильмы

6. http://900igr.net/ презентации, картинки

7. http://ppt4web.ru/literatura/skazy-ppbazhova.html - презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение "Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце"" по учебнику "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Цели урока:- помочь учащимся формировать умение работать с художественным текстом, отвечать на вопросы, делать выводы;- развивать устную и письменную речь, логическое мышление, потребностно-моти...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождаетс...

Павел Петрович Бажов

Павел Петрович Бажов ...

Павел Петрович Бажов

Павел Петрович Бажов...

Проверочная работа по литературному чтению Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце" в 4 классе УМК "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтению  Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце"  в 4 классе  УМК "Школа России"...

Презентация "Павел Петрович Бажов"

Павел Петрович Бажов получил известность как автор уральских сказов. С помощью презентации читатели познакомятся с биографией автора и его творчеством....

Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...