Программа внеурочной деятельности «Мир красоты» духовно-нравственное направление
рабочая программа на тему

Кувалева Светлана Михайловна

Разделы программы рассматривают явления природы, жизни во взаимосвязи с другими явлениями  и с точки зрения личной знчимости для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_krasoty.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

     

Программа

«Мир красоты»

духовно-нравственное направление

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы «Мир красоты» образовательного курса для младших школьников - Артемовск, 2009.-с.112 (центр Гуманной педагогики, - Артемовск, 2009 автор: Виктория Бак); имеет духовно-нравственное направление, предполагает кружковой уровень усвоения и практических навыков, позволяющих жить в согласии с самим собой и окружающим миром; отвечает целостному восприятию младших школьников и интегрирует в себе различные отрасли человеческого знания на доступном уровне; вопросы рассматриваются в связи с моральными качествами личности и эмоционально переживаются на занятии.  

Программу «Мир красоты» изучила и переработала автор- разработчик  программы «Мир красоты» Кувалева С.М.  

Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Поэтому данная программа  интегрирует в себе знания литературы, искусствоведения, краеведения; позволяет не только расширить кругозор младших школьников, но и сделать знания жизненно важными для них. Разделы программы рассматривают явления природы, жизни, искусства во взаимосвязи с другими явлениями и с точки зрения личной значимости для детей. Рассказы, художественное и музыкальное оформление, виды деятельности на занятиях подобраны таким образом, чтобы занятие запомнилось и стало жизнью ребёнка.

Программа «Мир красоты» предназначена для обучения и воспитания младших школьников с 1-4 классов. Объем часов в год составляет 33 часа. Итого весь курс обучения составляет 132 часа.

 В процессе занятий осуществляется групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 час в неделю.

Цель:

  • развитие духовно-нравственных основ личности детей.  

       Программа  имеет гуманистическую направленность и призвана решать следующие задачи: 

  • развивать творческий потенциал детей, способность ценить и воспринимать красоту во всех ее проявлениях;  
  • воспитывать в ребенке качества благородного человека, способность к самооценке поступков;
  • способствовать укреплению здоровья, содействовать  гармоническому  психологическому, социальному, физическому  развитию.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора младших школьников; участие детей в коллективных проектах, театрализованных представлениях, в конкурсах разных уровней;
  • развитие поликультурных, социальных, информационных,  коммуникативных  компетенций; позитивного взаимодействия с окружающим миром;
  • формирование у детей активной жизненной позиции.

Для родителей готовятся пакеты-сюрпризы с работами детей, в которых отражается нравственный, духовный рост ребенка. Родители знакомятся с целью и задачами программы, помогают учителю в их достижении, поэтому для родителей проводятся занятия-праздники, беседы и встречи.

Формы занятий:

  •  коллективные;
  •  групповые;
  • индивидуальные.

Методы:

  • беседы;
  • практическая часть (проекты, исследование, рисование, сочинения);
  • ситуативные, ролевые игры;
  • экскурсии.  

Методика работы с детьми строиться по гуманно-личностному подходу в воспитательном процессе, поэтому организуется с учётом следующих рекомендаций:  

  • в детях развиваются такие человеческие качества как чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость,  чистота;  
  • активизация внимания на занятии строится путем нестандартных приветствий, жестовых обращений, постановки проблемных вопросов;  
  • создание атмосферы успешности и поддержки мнений детей.

Литература для учеников:

  • Андерсен Г.Х. Сказки и истории.-М.,1992
  • Антуан Де Сент-Экзюпери маленький Принц.-М.,1999.
  • Драбкина А. Волшебные яблоки.-М.,1975.
  • Заходер Б. Стихи и сказки.- М.,1991.
  • Катаев В.Цветик-семицветик.-М.,1987.
  • Корней Чуковский. Сказки.- М.,1981.  
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. -М.,1998
  • Пушкин А.С. Сказки. Уралд-Пресс,1993.

Литература для учителя:

  • Амонашвили Ш.А. Школа Жизни.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
  • Амонашвили Ш.А.Улыбка моя, где ты?-Донецк,2005
  • Андерсен Г.Х. Сказки и истории.-М.,1992
  • Антуан Де Сент-Экзюпери маленький Принц.-М.,1999.
  • Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки.-М.,1985.
  • Заходер Б. Стихи и сказки.- М.,1991.
  • Катаев В.Цветик-семицветик.-М.,1987.
  • Корней Чуковский. Сказки.-М.,1981.  
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. -М.,1998
  • Пушкин А.С. Сказки. Уралд-Пресс,1993.
  • СухомлинскийВ.А. Я сердце отдаю детям. –М.,1990
  • Виктория Бак Мир Красоты. Программа образовательного эколого-этического курса для младших школьников - Артемовск,2009.-с.112
  • Гриженя В.Е. «Подвижные игры для детей младшего школьного возраста» - М.: Физическая культура, 2007- 140с.
  • ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        
  • ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  • ФГОС начального общего образования: текст с изм.и доп. На 2011г./м-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение,2011.-33с.
  • Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва,2000.  

              Учебный план.

                                                 1 класс

Мир природы и твоей души

п/п

Раздел

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1.

Мир природы планеты Земля.

4

-

3

2.

Жители Космоса.

3

1

-

3.

Мир твоей души.

8

5

1

4

Природа глазами души.

3

-

1

5

Радуга чудес

-

3

-

Всего 33часа

18

9

5

           

                                                       2 класс

                                               Все связано со всем.

п/п

Раздел

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1.

Природа глазами души.

5

1

-

2.

Как стать лучше.

10

8

1

3.

Радуга чудес.

1

2

1

4

Ты и природа

2

1

1

Всего 33часа

18

12

3

               3 класс

                   Творчество прекрасного.

п/п

Раздел

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1.

Учимся у природы

10

4

-

2.

Мастерская творчества.

5

3

1

3.

Я учусь творить.

3

2

1

4

Радуга чудес.

3

1

-

Всего 33часа

21

10

2

                   4 класс

                                         Кто мы?

п/п

Раздел

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1.

Человек в прошлом, настоящем, будущем.

3

3

1

2.

Я- Человек.

12

4

-

3.

Я и общество.

6

4

-

Всего 33часа

21

11

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        1 класс

 

Дата проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Мир природы планеты Земля. (7 часов)

1

Красота.

1

теория

Знает символическое значение сказки «Курочка Ряба» на доступном уровне; приводит примеры Красоты в окружающем мире, в человеческих отношениях.

                                                                                        

2

Красиво то, что я люблю.

1

теория

Знает содержание сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький Принц».выражает свои чувства через слово.

3

 Мир животных.

1

Экскурсия в зоопарк.

Знает и называет представителей животного мира. Понимает необходимость бережного отношения к ним.

4

Мой маленький друг.

1

теория

Составляет устный  рассказ о своем домашнем животном. Понимает свою меру ответственности за него.

5-6

В гости к старому дереву.

2

Экскурсия в парк

Наблюдает природные явления. Различает звуки природы, понимает ценность мира природы, может увидеть в ней красоту.

7

Живая земля.

1

теория

Объясняет причины страданий Земли, связанные с человеком и его деятельностью.

Жители Космоса. (4часа)

8

Солнце-источник жизни.

1

теория

Характеризует Солнце как звезду, дающую энергию для жизни на Земле. Приводит примеры влияния на жизнь Земли. Объясняет поведение животных, прослушав сказку «Краденое солнце» К.И. Чуковский.

9-10

Чему нас учит Солнце.

1

теория

1 практика  

Коллективная работа.

Проводит аналогии между человеческими качествами: бескорыстием, радостью и характеристиками Солнца. Приводит примеры «солнечных» качеств человека. Использует в объяснении примеры из стихотворения В,В, Маяковского «Необыкновенное приключение»

11

Космос-дом планет и звезд.

1

теория

Знает о бесконечности вселенной, уровнях ее организации. Строит свои размышление на основе отрывка из произведения «Маленький Принц»(прощание летчика с маленьким принцем) Знает об ответственности не только за свои поступки, но и за свои мысли. Представляет свою Звезду посредством красок.

                                      Мир твоей души.(14 часов)

12

Я- неповторимый человек.

1

теория

Знает место человека в мире природы как части этого мира. Знает содержание рассказа В.А. Сухомлинского «Потому что я- человек», анализирует поступки человека, человеческие качества.

13

Самое важное

1

теория

Знает суть понятия «смысл жизни» анализирует отрывок из пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица»

14

Посещение зала древнейшей истории краеведческого музея

1 экскурсия

Знает о существовании поселений древнейших людей на территории республики Хакасия.

15

Меняемся ли мы?

1 практика

Знает материальные и духовные накопления человечества, умеет их сравнивать.

16

Наша душа

1

теория

Высказывает мнения о своих духовных качествах.

17-18

Сердце –солнце нашего организма

1

теория

1 практика  

Коллективная работа.

Проводит простейшие наблюдения за работой сердца. На примере «Легенды о сердце» М. Горького объясняет, что такое бескорыстная любовь. Проводит параллели между словами сердце-солнце.

19-20

Чувства, живущие в сердце

1

теория

1 практика  

Знает и называет сердечные качества человека, о силе любящего сердца, приводит примеры из легенды «Горящее сердце Данко» М. Горького

21

Сон -другая сторона жизни.

1

теория

Знает о сне как о особом состоянии человека,. Использует сказочный образ Оле Лукойе для преодоления ночных страхов.

22

Моя мечта

1

практика

Определяет и выражает свою мечту через рисунок.

23

Множество решений

1

теория

Умеет видеть много решений проблемы и выбрать правильное.

24-25

Решение и здоровье

1

Теория

1 практика

Знает, что решения принятые им могут повлиять на  его здоровье.

Природа глазами души (4 часа)

26

Жители планеты Земля. Растения. Насекомые

1 теория

Знает о главных отличиях растений от других живых организмов.

27

Эльфы- души цветов.

1 теория

Знает содержание сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Фантазирует о жизни эльфов-хранителей растений посредством рисунка.

28

Кто приносит весну.

1 теория

Знает о весенних изменениях в  природе, может выразить весну через рисунок.

30

В парке ландшафтного дизайнера

1 экскурсия

Наблюдает за весенними изменениями в парке.

                                      Радуга чудес (3 часа)

31-32

Письмо деду Морозу. Подарки.

2 практика

Рисует и пишет письмо Деду Морозу.

33

Подарок для мамы.

1 практика

Изготавливает подарок своими руками для мамы,  знает  содержание чукотской легенды о «Сыновьях, не подавших матери воды»,высказывают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года

Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )

Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...