Проект «Зимуем вместе»
проект (1 класс) на тему

Ерастова Надежда Владимировна

Зима является одним из наиболее тяжелых периодов в жизни птиц. По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Зимой птицам очень трудно найти корм из-за глубокого снега. В морозы огромное количество птиц погибает. Если постоянно подкармливать зимующих птиц можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. А также сохранить их численность. Вот мы и решили вместе с ребятами нашего класса создать проект о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_proekta_zimuem_vmeste.docx702.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казённое специальное

общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные

основные общеобразовательные программы  школа  № 3»

Проект

«ЗИМУЕМ ВМЕСТЕ»

C:\Users\Артём\Desktop\Птицы.jpg

Разработала:

учитель начальных классов

Ерастова Надежда Владимировна

г. Комсомольск на Амуре

2013-2014учебный год

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность выбранной темы………………………………………

1.1.Проблема проекта……………………………………………………

2. Цель и задачи проекта………………………………………………..

2.1.Планируемые результаты…………………………………………..

2.2. Методы и приёмы работы над проектом………………………….

3.Этапы реализации проекта……………………………………………

3.1. Информационный этап……………………………………………..

3.2.Практический этап …………………………………………………..

3.3 Наблюдения………………………………………………………….

4.Результат……………………………………………………………….

5.Заключение……………………………………………………………..

6.Список используемой литературы……………………………………

7.ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..

3

4

4

5

5

5

5

7

7

8

8

9

Введение

Зима является одним из наиболее тяжелых периодов в жизни птиц. По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Зимой птицам очень трудно найти корм из-за глубокого снега. В морозы огромное количество птиц погибает. Если постоянно подкармливать зимующих птиц можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. А также сохранить их численность. Вот мы и решили вместе с ребятами нашего класса создать проект о зимующих птицах.

1.Актуальность выбранной темы

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Зима для птиц – самое трудное время года. Из-за глубокого снега корм становится малодоступен для маленькой птахи. Да и день короток. За несколько часов ей нужно найти достаточное количество корма, которого хватило бы на долгую холодную ночь. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. А остаться совсем без корма, да еще в сильные холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель. Таким путем мы не спасаем птиц от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая кормушки. Доброй традицией для учеников начального звена нашей школы стала работа по благоустройству «птичьей столовой» в школьном дворе.

Нам захотелось узнать: какие птицы живут у нас в городе? Достаточно ли птицы зимой получают корма?Если птица голодна, то будет ли она, есть любой корм из любой кормушки?

В этом году мы, решили развесить кормушки под окнами нашего класса, чтобы удобнее было наблюдать. Это будет для птиц полезное и уютное место обитания, а для нас – красивый уголок, который будет вызывать положительные эмоции. В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Вот почему свой проект мы считаем очень значимым и актуальным. В связи с этим мы обозначили проблему и выдвинули гипотезу:

1.1.Проблема проекта.

  • Почему некоторые птицы улетают зимой?
  • Какие птицы остаются зимовать в городе Комсомольске на Амуре?
  • Какая роль человека в жизни птиц зимой?
  • Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?
  • Чем мы, люди, можем помочь зимующим птицам?

1.2.Гипотеза проекта:

Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:

  • возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц отисчезновения их с лица Земли;
  • станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее,но и к друг к другу;
  • на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее прекраснее, и радостнее.

2.Цель проекта:

Изучить зимующих птиц Хабаровского края и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Задачи проекта:

Познавательные УУД:

1. Познакомить учащихся с зимующими птицами Хабаровского края.

2.Расширить представления об особенностях жизни зимующих птиц нашей местности и о роли человека в жизни птиц;

3.Изучить пищевой рацион наших пернатых соседей и организовать подкормку птиц в зимнее время.

Регулятивные УУД:

1.Уметь наблюдать за поведением зимующих птиц и изучать отличительные признаки внешнего вида пернатых;

Коммуникативные УУД:

1.Уметь распределять функции и роли в совместной деятельности.

Личностные УУД:

1.Воспитывать интерес и любовь к птицам.

2. Воспитывать интерес к процессу познания.

3.Воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

4. Формировать потребность участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе.

5.Формировать чувства сострадания, милосердия через заботу о птицах и бережное отношение к природе.

6. Готовность принять на себя ответственность.

Участники проекта:ученики 1а класса

Класс обучения: 1а

Руководитель: Ерастова Н. В.

Сроки проекта:декабрь-март 2013-2014гг.

План наших действий:

1.Обсуждение целей и задач

2.Создание эскизов кормушек.

3.Изготовление кормушек из разного материала.

4. Развешивание кормушек.

5. Наблюдение за поведением и подкормка птиц на кормушках.

6. Фотоотчет по теме «Как мы помогали зимующим птицам»

7. Оформление стенда «Помоги зимующим птицам» и раздача памяток "Покормите птиц зимой".

2.1.Планируемые результаты:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные: регулярно подкармливать птиц зимой, любить и бережно относиться к природе, уметь работать в группе

метапредметные: умения работать в области ИКТ, поиск информации, ведение дискуссии, изучение источника.

предметные: смогут дать определения понятиям «зимующие птицы», «среда обитания», «экология».

2.2.Методы и приёмы работы над проектом

1.Наблюдения;

2. Сбор информации;

3. Работа с литературой;

4. Экскурсии;

5. Обработка собранной информации;

Всю работу над проектом мы разделили на 3 этапа

3. Этапы реализации проекта

3.1. Информационныйэтап

Участники:Водолазко Е., Ивачёв К.,Филиппов С.,Вдовченко М., Парышников М., Исакова К..

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.
  • Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать
  • Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
  • Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.

В Хабаровском крае обитают 362 вида птиц,64 из них занесены в Красную книгу края. Более 10 видов птиц входят в международные красные книги.

Распространенные виды птиц, которых можно видеть в городе:

Сорока обыкновенная.  Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом.

Снегирь. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Насекомые и пауки употребляет — только в качестве дополнительного корма. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки.

Ворона — всеядная птица. Главное место в питании занимает падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица.
Сизый голубь. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Изредка употребляет в пищу насекомых.

Большая синица. Гнездится в дуплах. Питается мелкими насекомыми. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом.

Домовый воробей. Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. Птица привыкла селиться рядом с человеком. Воробей строит себе гнезда под карнизами крыш и в оконных проемах, а питается зачастую крошками и зерном - тем, что остается от человеческой трапезы.

Свиристель. Питается ягодами, мелкими плодами, насекомыми, которых ловит на лету. Зимой в поисках ягод посещает крупные города.

Дятел. Зимой питается семенами сосны и ели, раздалбливая их шишки в специальных местах — «кузницах» (пни или трухлявые стволы). Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена.

Клест. Питается семенами еловых или сосновых шишек.Клест питается дополнительно, особенно в период неурожая шишек, почками ели и сосны, сгрызает выступившую смолу на ветках вместе с корой, семенами лиственницы, клена, ясеня, насекомыми и тлей.(Приложение № 4)

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Амур покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Вот мы и решили помочь птицам.

Мы сделали листовки и раздали их учащимся нашей школы. (Приложение 1)

Вывод: зимуют в нашей местности только те птицы, которые хорошо приспособились к выживанию: синицы, воробьи, дятлы, сойки, клесты, снегири, вороны.

После информационного этапа мы приступили к практическому.

3.2. Практический этап

Участники: Железнов С., Парышников М., Бобровский М.,Бурганов Я., Тимченко А., Исакова К., Брызгалов И., Лихачёва М..

  • Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
  • Разработка меню для птиц.
  • Провели акцию «Покормите птиц зимой».

Мы сделали и повесили 4 кормушки.

Кормушки лучше делать самые простые – использовать пакеты из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Меню для птиц” (Приложение №2) и раздали ребятам начальных классов. Провели акцию «Покормите птиц зимой».

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3.3. Наблюдение

Участники: Железнов С., Парышников М., Бобровский М.,Бурганов Я., Тимченко А., Исакова К., Брызгалов И., Лихачёва М., Водолазко Е., Вдовченко М., Филиппов С., Ступак А., Ивачёв К..

  • Провести экскурсию в школьный двор
  • Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
  • Рассказать о своих наблюдениях.

Пример из таблицы наблюдений за птицами Водолазко Е.. (Приложение №3)

4.Результаты наблюдений

Таким образом, изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3). Из таблицы видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замерзшие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшено. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице, на территории школы, так и из окна класса.

Выводы:

После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую. Поэтому обязательно нужно подкармливать птиц.

Мы заметили, что на территорию школы прилетают снегири, воробьи, синицы, вороны. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.

Таким образом, если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы поможем им пережить холодный период года, и сохраним их численность.

5.Заключение:

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. Не все виды зимующих птиц прилетают в город.

2. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы.

3. Сытой птице мороз не страшен.

4. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Список литературы

1. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков // ООО «Издательская группа Аттикус». - 2008. - 256с.

2. Коллектив авторов. Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». - 2006. - 188с.(с.123)

3. Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. Поведение животных. М.: ООО «Мир книги», 2002. - 192 с.

4. «Птицы. Атлас-определитель»,М. «Просвещение»,1999г.

5. «Я познаю мир. Птицы», М. «АСТ», 2001г.

6. Ресурсы Интернета: http://www.ecosystema.ru/

http://www.slideboom.com

https://ptici.info

Приложение №1

C:\Users\Артём\Desktop\воробей.jpg

Листовка – обращение.

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи.

Сделайте и развесьте кормушки!

Не забывайте подсыпать корм! Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Приложение №2

Памятка «Меню для птиц”.

1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

2. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

3. Кормушки нужно держать в чистоте.

4. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

5. Меню для птиц: семечки  дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение № 3

Птицы

Кормушка

Корм

Способ употребления

Воробьи

Устойчивая крепкая

любой

Клюет у кормушки

Синицы

Маленькая из-под молочных продуктов

Семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало, овсянка, пшено.

Выбирает по зернышку, клюёт зажимая лапками

Снегири

Бусы из семян и фруктов

Рябина, семена

Клюёт аккуратно, без мусора.

Вороны

На земле

Всё

Ест смело, быстро

Приложение № 4

http://www.sibirds.ru/photos/0519/001/05190006801.jpghttp://file.mobilmusic.ru/9a/a5/b4/781098.jpg

Сизый, или скалистый голубь   (Columba livia)Большой пестрый дятел   (Dendrocopos major)

Домовый воробей, или городской воробей   (Passer domesticus)Сорока   (Pica pica)

Свиристель   (Bombycilla garrulus)https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=68a16e83b0363919724699fc8e68ffbc&n=33&h=215&w=349

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d74ba65695519fca06c9db7eb2d3ab8a&n=33&h=215&w=344


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

Социальный проект «Мы вместе»

В современном обществе зачастую самыми незащищенными слоями населения становятся пожилые люди, а так же дети, оставшиеся без попечения родителей. В этой связи нами было принято решение о разработке и ...

проект "Мы вместе"

Этот проект заинтересует учителей начальных классов малокомплектных школ....

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс...

Социальный проект "Поможем вместе"

На одном из уроков окружающего мира учащимися 2в класса  было принято решение о создании социального проекта, целью которого будет помощь пернатым в условиях холодной погоды. Работая над проектом...

Социальный проект «Сад вместо свалки»

совместно с детьми и родителями класса...