«Как предупредить возникновение школьной дезадаптации у первоклассников».
консультация (1 класс) на тему

khamdiya

Материалы из родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preduprezhdenie_dezadaptatsii_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Как предупредить возникновение школьной дезадаптации у первоклассников».

  1. Определение адаптации.

       Школьная адаптация – процесс привыкания ребёнка к новой для него  учебной деятельности, требующей  длительного статического напряжения, подчинения школьным правилам и требованиям. С приходом в школу в жизни ребёнка появляется новый значимый взрослый – учитель, новый  круг общения, новое помещение, новое рабочее место, новые обязанности и т.п. Качественно изменяются взаимоотношения ребёнка с родителями, они теперь целиком и полностью зависят от  его успехов  в школе.  Его поведение и самочувствие  зачастую меняются в худшую сторону. Некоторые малыши становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо адаптационным стрессом и «нормально».  

Проходит один – два месяца, и большинство ребят становятся более спокойными и дисциплинированными, уже чувствуют себя  школьниками, успешно усваивают программу. Но о полноценной школьной адаптации можно говорить только в конце 2 четверти.

2.    К сожалению, есть и такие дети, чьё привыкание к школе  проходит тяжело  и заканчивается дезадаптацией.  Это дети «группы риска». Учащиеся попадают в эту группу по следующим причинам:

  1. Простудные заболевания, тем более повторные. Сейчас практически каждый ребёнок часто болеющий. Часто болеющий ребёнок – это тот, который болеет от 4 до 6 раз в год ОРЗ, ОРВИ от одной до двух недель. Восстановление после болезни занимает у него ещё 1-2 недели. Таким образом, ученик теряет 1 месяц учёбы и рискует школьной успеваемостью..
  2. Хронические заболевания у ребёнка .
  3. Тяжёлые психические переживания (болезнь или смерть близкого человека, ссоры между родителями,  их развод, алкоголизм родителей, сильный испуг, жестокое обращение с ребёнком).
  4. Низкий уровень развития общих способностей (ослабленная память, низкий уровень речевого развития), отсутствие самодисциплины и ответственности, волевого контроля над поведением и деятельностью.
  5. Очень высокая тревожность у родителей и, как следствие, у ребёнка.
  6. Постоянные занятия вечерами, неоднократные переписывания учебных заданий.

Признаки школьной дезадаптации:

1. Постоянные жалобы ребёнка на шум в школе, на драчунов, на учителя («Учитель плохой и дети вредные»).

2. Утренние сдвиги в физиологическом состоянии: жалобы на головную боль, боли в животе, субфебрилитет (повышение температуры тела до 37,2 – 38 градусов С). Отказ идти в школу. Нарушение сна и аппетита (булимия (избыточный аппетит) или, наоборот, отказ от еды).

3. Сдвиги в эмоциональном состоянии (эмоциональное переутомление). Повышенная плаксивость, при которой на каждое замечание ребёнок реагирует слезами, раздражением. Замкнутость, отказ отвечать.

3.Как помочь своему ребёнку «безболезненно» пройти период школьной адаптации.

Строго соблюдать режим дня.

Утром желателен горячий завтрак.

 Отход ко сну и подъём нужно осуществлять чётко в одно и то же время.

Продолжительность сна первоклассника 11,5 часов, включая 1,5 часа дневного сна. Таким образом, ночной сон – не менее 10 часов. Ребёнок, при условии, что он просыпается в 7.00, должен ложиться не позднее 21.00.

Прогулка 2,5 часа в день.

 Послеобеденный отдых (сон – 40 минут, 1 час). Нужно помнить о том, что после обеда ребёнок сразу продуктивно работать не может. За выполнение домашних заданий можно посадить малыша только через полтора часа после обеда.

 Отправляя ребёнка в школу, продумайте его одежду с точки зрения оптимального теплового режима (рубашка и  кофта, которую можно надеть или снять в зависимости от  уровня подвижности ребёнка).

Обязательно давать еду в школу.

 Сделать субботу и воскресенье разгрузочными днями (спокойный отдых в привычном кругу, в спокойной атмосфере). Желательно сократить время просмотра телевизора, игры на компьютере до 45-60 минут в день.

2.Приготовление домашних заданий.

Время с 3 до 5 дня оптимально для приготовления уроков. После 6 часов вечера первоклассник продуктивно работать не может, т.к. у него быстро наступает переутомление. Мозг ребёнка не всегда успевает отдохнуть за ночь.

 Продолжительность приготовления уроков 30 минут – 1 час, не включая чтение. Начинать выполнение уроков надо с самого лёгкого задания, помня о врабатывании. Ребёнок сделает его быстро и получит от этого удовольствие. Не спешите предлагать ребёнку свою помощь, так он вырастет более самостоятельным, научится сам преодолевать трудности. Иногда можно разобрать материал с ребёнком (несколько раз объяснить условие задачки, упражнения). Самое главное в этом деле – это родительское терпение (нельзя ругать ребёнка, нельзя задавать вопросы типа: «Ну сколько раз тебе можно объяснять?»). После объяснения – не стоять у него за спиной, уйти, например, готовить полдник.

 Не заставлять переписывать задание несколько раз из-за помарок, т.к. первоклассник быстро устает, и качество повторной работы ухудшается по сравнению с первой.

После 15-20 минут работы дать ребёнку передышку (позволить съесть яблоко, сделать физ. упражнения), а потом вновь сесть за уроки.

Продолжительность непрерывного чтения в 6-7 лет – 8 минут; в 7-8 лет – 10 минут и длительность непрерывного письма 2 минуты 40 секунд.

И ещё несколько рекомендаций, облегчающих школьную адаптацию.

  1. Не нужно давать негативную оценку ребёнку в присутствии других детей. Оценивать ребёнка только в плане его собственных достижений: сегодня выполнил задание хуже, чем вчера. Не давать личных оценок ребёнку («Ты – дурак!», «Ты – лентяй!»), стараться оценивать его поступки и работу.
  2. Не сравнивать ребёнка с другими детьми (это основной механизм формирования зависти), уважать его индивидуальность.
  3. Поддерживать и развивать стремление ребёнка учиться. Например, Вы встречаете ребёнка после уроков вопросом: «Что было интересного в школе?». «Ничего интересного», - отвечает он. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился».
  4. Не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка, даже если у вас самих есть негативный школьный опыт.
  5. Соизмеряйте свои ожидания относительно будущих успехов ребёнка с его реальными возможностями.
  6. Не желательно начинать обучение ребёнка в общеобразовательной школе и в музыкальной школе одновременно, в один и тот же год.  Лучше отложить его поступление в кружок или в секцию  до 2 класса. Первокласснику очень важно делать все не спеша, без суеты, иметь достаточно много времени для отдыха и восстановления сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Школьная дезадаптация первоклассников

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. На ребёнка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, огран...

Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы

quot;Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя". Элберт Хаббарт. Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовк...

Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы

Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Ведь с приходом в школу ребенок оказывается в новой, для себя, социальной ситуации. Изменяется, е...

Причины возникновения школьной дезадаптации

Причины возникновения школьной дезадаптации...