Конспект беседы "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"".
методическая разработка (4 класс) по теме

Пархоменко Рина Павловна

Формирование культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_horosho_chto_takoe_ploho.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга. (ГБОУ №131 Красносельского района Санкт-Петербурга.)

Конспект беседы

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»».

                                       Воспитатель ГПД

                                                          Пархоменко Рина Павловна

                                     Санкт-Петербург 2017г.

Пояснительная записка

Очень часто дети совершают различные неблаговидные поступки (ругаются, обижают слабых, воруют, курят, пробуют различные алкогольные напитки). Чаще всего они поступают так, потому что видят, как это делают взрослые и хотят подражать им и подросткам, потому что не умеют по-другому вести себя, потому что не хотят казаться смешными и т.д.

Для того, чтобы помочь ребятам разобраться почему они совершают нехорошие поступки, какие поступки считаются «плохими» и «хорошими», я решила провести это занятие: Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Цели: формирования культуры поведения и уважительного отношения к окружающим, воспитания чувства ответственности за совершаемые поступки.

Задачи:

  1. Научить ребенка быть добрым (делать добро для близких, друзей, не завидовать, не вредничать, не грубить).
  2. Побудить ребенка исправлять плохие качества в себе.
  3. Научить оценивать свои поступки с точки зрения права.

Технологии:

  • Культуровоспитывающие
  • Индивидуального рефлексивного самовоспитания
  • Самосовершенствования личности школьника

Оборудование:

  • стихотворение В.В .Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? - красочно иллюстрированное;
  • карточки с названием хороших и плохих поступков - один конверт на двоих;
  • плакат «Дерево решений».

Ход занятия.

  1. Вводная беседа. Сообщение темы. Воспитатель: «Многие качества характера проявляются в наших поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать «хорошими», другие - «плохими». Иногда они борются в нашей душе, а какое из них победит - решаем мы сами. Сегодня мы с вами постараемся разобраться в «хороших» и «плохих» поступках. Я даже припоминаю отличное стихотворение В.В.Маяковского, которое так и называется...(дети подсказывают) «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?».
  2. Работа с литературным источником. Я читаю стихотворение, прерываясь для обсуждения, почему тот или иной поступок плох или хорош, для кого плохо или хорошо, к чему могут привести те или иные поступки и т.д.

После прочтения и обсуждения всего стихотворения - беседа:

  • О каких хороших чертах и поступках шла речь?
  • Ответы детей.
  • Почему их считают хорошими?
  • Ответы детей. (На пользу, на благо детей).
  • А что такое «плохо» исходя из стихотворения?

-Ответы детей. (То, что вредит человеку, нарушает его права).

3. Работа с карточками в парах. Воспитатель раздает конверты с карточками.

  • Ребята, а вы сможете разобраться, что такое «хорошо», а что такое «плохо»?
  • Разместите карточки с названиями поступков в две колонки (слева - хорошие, справа - плохие), а если возникнет спор, то может возникнуть и третья колонка - посередине. Думайте и постарайтесь работать тихо.

Как правило, к хорошим поступкам дети относят:

  • учить уроки.
  • помогать друзьям.
  • слушать учителя, воспитателя.
  • говорить правду.
  • быть вежливым.

К плохим поступкам относят:

  • обижать младших.
  • обзываться.
  • брать чужое.
  • грубить взрослым.
  • издеваться над животными.

К спорным моментам можно отнести:

  • подсказывать.
  • жаловаться на кого-либо.

Обсуждение результатов работы (избирательно).

Дети должны доказать, почему они так решили.

Особое внимание следует уделить «спорным» моментам, так как один и тот же поступок может расцениваться по-разному в зависимости от ситуации. Воспитатель:

  • хорошие поступки соответствуют таким вашим душевным качествам (или чертам характерам) как доброта, заботливость, дружелюбие; а плохие поступки совершают люди завистливые, хвастливые, жадные.
  • а можете ли бы сделать выбор между чем-то значимым для вас ( и может быть нехорошим) и правильным поступком? Всегда ли вы приходите к выбору

хорошего поступка (правильно). Такие решения можете принимать только вы сами.

  1. Работа с плакатом «Дерево решений».
  • Сегодня мы с вами будем работать с плакатом «Дерево решений» (можно дерево нарисовать на доске).

Воспитатель:

  • Это волшебное дерево имеет разные очертания слева и справа. На нем могут созреть любые плоды, которые вы любите, и может не вырасти ничего. Корни этого дерева - это ваши решения, а плоды - результат решений: сочный плод или сухая ветка. Все зависит от вас.

Например: вы решили, что лучше списать д/з, чем сделать самому. Тогда ваш выбор в левой части дерева, это один из черных засыхающих корней, который не может в полной мере обеспечивать питательными веществами левую сторону ствола и кроны дерева - ветки здесь сухие, ломкие, почти мертвые.

Если вы принимаете решение - сделать д/з самому, хотя для вас это очень трудное задание, то ваш выбор - корень с правой части дерева, мощный, живой наполненный соками, питающий всем необходимым плоды и листья. В итоге это сторона дерева - ярко зеленая с красивыми здоровыми плодами.

  • Пожалуйста, подходите по одному к доске и над одним из корней слева или справа напишите, что выбираете вы. Внимательно посмотрите на рисунок: что же можно ожидать от такого решения? Обоснуйте.
  1. Подведение итогов.

Вопрос на раздумье (без ответа):

  • Вспомните свои хорошие и плохие поступки и подумайте над, тем чего больше? Подумайте, как следует себя вести.
  • Подумайте, как надо относиться к людям, чтобы им было приятно?
  • Ответы детей.
  • Почему же люди совершают плохие поступки?
  • Ответы детей.
  • Хочется ли дружить с человеком, который поступает плохо?
  • Ответы детей.
  • Что нам помогает не совершать плохих поступков?
  • Ответы детей.
  • Если человек совершает и хорошие и плохие поступки, каким человеком его считать: плохим или хорошим?
  • Ответы детей.

По итогам проведенного занятия сделаны следующие совместные выводы:

  • поступки уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие;
  • дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
  • если решение принимаете вы сами, то и сами несете ответственность за его последствия.

Список используемой литературы.

  1. И.П. Коробкова «Внеклассные мероприятия в начальной школе» Волгоград, изд. Учитель 2007г.
  2.       О.А. Ещеркина «Формирование гражданственности младших школьников». Волгоград, изд. Учитель 2007г.
  3. А.В. Гостюшин «Основы безопасности жизнедеятельности» Москва 1997г.
  4. Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» Филологическое общество «Слово» Москва 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...