Авторская программа " Я-гражданин и патриот России".
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс) по теме

Программа по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Председатель муниципального

                                                             методического совета, заместитель

                                                                 начальника управления образования

                                                  НМР РТ      Офицерова А.М.

                                                                  _________________________201_ г.

Авторская программа

организации исследовательской и проектной деятельности

учащихся 2-4  классов

«Я – гражданин и патриот России»

                                                           

                                                                     учителя начальных классов

                                                         высшей квалификационной  категории

МБОУ «СОШ №31 с углубленным                                                                 изучением отдельных предметов» НМР РТ   Основиной Ларисы Юрьевны

Рассмотрено на заседании                              Согласовано

муниципального методического                   методист управления образования

совета                                                              _________________ФИО.

Протокол №     от              201_ года.            «   »                                 201_  года.  



Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Учебно-тематический план……………………..................................................9

Содержание программы………………………………………………………    11  

Используемые технологии…………………………………………………….. 13

Этапы педагогического контроля………………............................................... 15

Образовательно-воспитательная работа ……………………………………... 16

Учебно-методическое обеспечение программы…............................................17

Приложение 1.«С чего начинается Родина?»………………………………… 18

Приложение 2.«Россия глазами поэтов»…………………………………….    22

Приложение 3. «Я – гражданин России»……………………………………....26

Приложение 4. «Главные символы России»………………………………….. 29

Приложение 5. «Мы граждане России»………………………………………. 35

Приложение 6. «Что значит быть патриотом сегодня»………………............ 41

Приложение 7. «Традиции  русского народа»………………………………... 44

Приложение 8. «Традиции  русского народа» (продолжение)………………. 50

Приложение 9. Материал к конкурсу  «Подбери»………………………….....53

Приложение10. Материал к конкурсу « Торжественная песнь»……………..54

Приложение 11. Материал конкурсу «Четвёртый лишний»………………….55

Приложение 12. Материалы  к конкурсу «Права человека»………………….56

                                         Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, разработав национальную инициативу «Наша новая школа». Будущее России зависит от гражданской позиции подрастающего поколения.  Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания младших школьников. Программа патриотического и гражданского воспитания детей  определяется как одна из приоритетных в современной школе.Очень важно, каким вырастет человек, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Авторская программа  дополнительного образования «Я – гражданин и патриот России » предназначена для учащихся 2 - 4 классов. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа на год, предполагает в дальнейшем продолжение гражданского и патриотического воспитания детей в учебной и внеклассной работе.

Программа отражает национально-региональный компонент, включает изучение духовно-нравственных традиций  и ценностей русского и татарского народа, воспитывает патриотизм, формирует  гражданскую позицию у учащихся, вырабатывает потребность в духовно-нравственном совершенствовании, способствует формированию потребности в здоровом образе жизни.

Эта программа  особенно важна  для младших школьников. Любовь к своему Отечеству начинается с привития любви к своей семье, своим предкам, изучения своей родословной. Без знания собственной истории и её героических страниц, ценностей отечественной культуры, без уважительного отношения к  старшему поколению, к  историко-культурному наследию своего народа и всех народов России невозможно вырастить достойных граждан и патриотов.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.

   Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

    Чувства патриотизма у ребят формируют различные направления: народный фольклор, живопись, краеведение. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству, понимание сущности и значения государственных символов страны. Уважительное отношение к ним формируется у воспитанников в процессе учебной и внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.

Данная программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению - воспитательной, по форме организации - групповой,  по времени реализации – долгосрочной.

Программа «Я – гражданин и патриот России»  отражает интеграцию дисциплин: окружающий мир, краеведение, валеология, технология. Использование смежных предметов способствует в полной мере формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Программа отражает чередование теоретических занятий с практическими.  Программа  «Я – гражданин и патриот России»» дополняет, расширяет и углубляет  темы предмета  «Окружающий мир». В ходе практических занятий у учащихся вырабатываются морально-волевые и нравственные качества личности, устойчивость к стрессу, вредным факторам и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с техникой, природой, экологией, людьми.

  Разнообразны формы практической деятельности: экскурсии, защита рисунков, конкурсы, подготовка сообщений, работа с книгой, тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, составление кроссвордов, участие  в научно-практической конференции. Основная форма занятий - интегрированный учебный урок. В его содержание введены развивающие модули.

Важное место в данной программе занимает посещение музеев: школьный музей, Нижнекамский городской комплексный музей, музей Героя Великой Отечественной войны КаймановаН.Ф., музей перового строителя нашего города Е. Н. Королева. Узнавая прошлое близких и известных людей, отыскивая и изучая старинные предметы,  школьники перестают быть беспристрастными наблюдателями, превращаясь в участников исторического процесса. В ходе работы объединяется деятельность детей и взрослых, а значит, сохраняется связь поколений, воспитывается  бережное  отношение  к этнокультурному и историческому наследию малой Родины, формируются духовно-нравственные, ценностные ориентиры,  проявляется интерес к научно-исследовательской деятельности. Музей  обеспечивает максимально эффективное использование регионального компонента в процессе образования и воспитания учащихся.

Программа «Я – гражданин и патриот России» учитывает психологические и физиологические особенности учащихся, развивают гражданскую и патриотическую направленность,  физическую культуру.

Цель программы

-формирование гармонично развитой личности, гражданина и патриота своей страны, любящего свою родину, способного  в любой момент встать  на её  защиту.

- погружение в социально-значимую деятельность;

Задачи программы

Образовательные

-изучение государственной символики Республики Татарстан и Российской Федерации;

- усвоение прав и обязанностей гражданина России, расширение и углубление знаний о родине, её истории, об окружающем мире;

- знакомство с истоками национальной культуры и приобщение к традициям русского и татарского народа;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- обогащение учащихся валеологическими знаниями;

Развивающие

- воспитание интереса к изучению истории Отечества, родного края;

- развитие чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- развитие чувства осмысления  себя как гражданина общества;

-стимулирование к самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

-воспитание уважения к прошлому своего народа;

-использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Воспитательные

- воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свою страну, преданности  своей родине;

- формирование социально активной личности,способной к выполнению гражданского долга;

- формирование чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее нашей страны;

-формирование уважения к закону, правам других людей, ответственности за свои поступки;

 - воспитание толерантности;

Формы занятий

- групповые;

- массовые;

- индивидуальные.

Виды деятельности педагога и детей

- теоретические: рассказ, сообщение, беседа;

- практические: экскурсии, тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи с  ветеранами войн и тружениками тыла, смотр – конкурс  строя и песни, русские игры, праздники культур разных народов, олимпиады, ролевые игры,  выполнение тестов, работа с книгой, составление кроссвордов,  защита рисунков, научно-практические конференции, подготовка сообщений.

Методы

- игровой;

- словесный;

- частично-поисковый;

- наглядно-демонстрационный.

Межпредметные связи

- окружающий мир;

- валеология;

-физическая культура;

- живопись;

- краеведение;

-технология.

Оборудование и материалы

- государственные символы;

- портреты полководцев;

- научно-популярные книги;

- олимпиадные задания;

- тесты;

- памятки;

- рисунки;

- творческие работы;

- поделки из бумаги и картона;

- компьютер, диски, цифровые и электронные образовательные ресурсы.

Ожидаемые результаты

После освоения данной программы учащиеся должны знать:

- некоторые факты из истории  родного края, республики,  страны;

- имена людей, внёсших огромный вклад в историю  родного края и нашего государства;

- символику Республики Татарстан и Российской Федерации, историю её появления;

- традиции русского и татарского народа;

- права и обязанности граждан Российской Федерации;

Воспитанники должны уметь:

- правильно использовать свои права и обязанности;

- ценить подвиги людей, совершённые во благо России;

- бережно относиться к природе, ценить её богатства;

- терпимо относиться к людям другой национальности;

- чтить традиции и историю своего народа.

 Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Экскурсия в городской музей « С чего начинается Родина?»

2

2

Россия глазами поэтов. Конкурс рисунков « Моя малая Родина».

2

3

« Мы граждане России». « Моя родословная. Создание генеалогического дерева» (творческий проект).

2

4.

«День бабушек».Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка».Поздравление ветеранов школы.«Азбука вежливости».

2

5

Экскурсия в городской музей.«Герб и флаг нашей страны, области, города».«Герб, флаг, гимн России и Татарстана».Изучение гимнов  РФ, РТ.

2

6

Конкурсы сказок, рассказанных бабушками».

Растительные продукты («Съедобные грибы» - поделки и рисунки).

2

7

«Славные сыны нашего Отечества».

«Достижения русских учёных и изобретателей».

2

8

Конкурс рисунков «Урожай наш так хорош, лучше в мире не найдёшь».

1

9

Информационный проект «Сбор материала о растениях, из зёрен которых получают крупу».

1

10.

«История моего имени и фамилии». «Семейные праздники и традиции».

1

11.

«День Матери». Стихи о маме.

1

12.

«Я – гражданин России». Главные символы России

1

13.

Игры народов нашей страны

1

14.

«Рождественские колядки».

1

15.

Подготовка к смотру-конкурсу строя и песни. «День Защитника Отечества». «А ну-ка, мальчишки!».

5

16.

Традиции русского народа. «Проводы Зимы». «Масленица».

1

17.

«Обычаи и традиции народов России».

«Праздники народов России».

1

18.

«Пасха». Изготовление пасхальных сувениров.

1

19.

«Что значит быть патриотом сегодня». Заочная экскурсия по городам-героям.

1

20.

Встречи с участниками Великой Отечественной войны.

«Татарстанцы в годы Великой Отечественной войны».

1

21.

Тематический классный час «Великие полководцы - славные сыны нашего Отечества».

1

22.

Полоса препятствий — навыки физического развития.  «В здоровом теле – здоровый дух».

1

23.

Заочная экскурсия по нашему городу по темам  «История моего городаНижнекамска». «История моей улицы».

 «Памятные места моего города».

1

                                                                Итого:

34ч.

 Содержание программы

Программа включает в себя блоки: «Я – гражданин и патриот России», «Здоровье и гигиена». Программа отражает сотрудничество, сотворчество, совместный поиск школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, центра  традиционной русской культуры и культуры других народов, учреждений здравоохранения, общественных организаций.

Тема«Я – гражданин и  патриот России»

- Разучивание гимна РТ и РФ

  • Конкурс рисунков «Моё Отечество».
  • Конкурс художественных открыток к 23 февраля.
  • Конкурс патриотической песни.
  • Смотр песни и строя.
  • Уроки мужества:
  • «Подвигу народа жить в веках»,
  •  «Звучи, памяти набат!»,
  • «Поклонимся великим тем годам»,
  • «Жизнь замечательных людей»
  • Военно-спортивные праздники: «А ну-ка, мальчишки!»,
  • Экскурсии по достопримечательным местам города.
  • Возникновение и развитие Вооруженных Сил РФ.
  • Практическая работа: подготовка к конкурсу смотра строя и песни;
  • строевые элементы.

Тема «Здоровье и гигиена».

  • «В здоровом теле – здоровый дух».
  • «Папа, мама, я - спортивная семья».
  • Воздействие солнечного излучения на человека.
  • Практическая работа: поделка из бумаги.
  • Практическая работа:
  • реферат или доклад о витаминах и их значении для организма человека;
  • изготовление таблицы по группам «Е».
  • Продукты и вода.
  • Практическая работа: изготовление дистиллятора; рисунки.
  • Ориентирование.
  • Практическая работа: компас; план; карточки.
  • Огонь.
  • Практическая работа: поделки из спичек или брусочков.
  • Опасности.
  • Практическая работа: рисунки; изготовление дорожных знаков;

                              Используемые технологии

п/п

Используемые технологии

Новые качества учащихся

Факты результативности

 1.

Педагогика

сотрудничества

Доброжелательность, открытость, уверенность в себе, бесконфликтное поведение, комфортность, коммуникабельность, желание учиться, облагораживание души, формирование личностного отношения  

 Раскрытие духовных сил ребёнка, становление и развитие личности и её внутреннего мира: морали, культуры, красоты; активность, развитие эмоциональной сферы,  формирование духовной культуры. Активное участие учеников в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.

    2.

Игровые технологии

Способность саморазвития, самовоспитания, наблюдательность, коллективизм, совершенствуется коммуникативный опыт, формируется отношение к социальному взаимодействию как к ценности

Усваивается в совершенстве диалектика общения, развиваются речь, организаторские и творческие способности, мышление, память, внимание, воображение, растёт познавательная активность; формируется социальная мобильность, повышается положительная мотивация учащихся к учению.

  3.

Личностно-ориентированная технология

Творческая активность, самоконтроль, самостоятельность,  развитие эмоциональной сферы, формирование личностного отношения к произведениям и событиям, формируются ключевые компетенции

Всестороннее развитие личности, взаимопомощь, формирование культуры чувств, развитие духовности, сострадания и милосердия, потребность беречь природу, формирование духовной культуры.

   4.

Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

Любознательность, развитие способности анализа и планирования, свобода личного выбора, способность саморазвития и самовоспитания, сознательность, повысилось качество обучения, формируются ключевые компетенции.

Формирование логического типа мышления, способного изменить свою жизнь, рост познавательной активности, раскрытие духовных сил ребёнка.

 5.

Здоровье

сберегающие технологии

Забота о сохранении и укреплении своего здоровья, формирование высоких морально-волевых качеств, неприятие вредных при

вычек

Принятие здорового образа жизни, укрепление здоровья, сохранение  работоспособности, исключение переутомления.

                                     

                               Этапы педагогического контроля

Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник «День знаний».

Сентябрь

2

Беседы по ТБ.

Октябрь

3

Герои живут рядом

Октябрь-декабрь

4

Тестирование.

В течение года

5

Предметная олимпиада.

Декабрь

6

Тир. Соревнование по стрельбе.

В течение года

февраль-март

7

Конкурс смотра строя и песни.

Январь-февраль

8

Экскурсия по нашему городу.

Февраль-май

Образовательно-воспитательная работа

Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Тестирование учащихся.Подготовка к школьному туру олимпиады.

Октябрь-декабрь

2

Предметная олимпиада (городская).

Декабрь

3

Подготовка к смотру, строя и песни.

Январь, февраль

4

Конкурс «Смотр строя и песни».

Февраль

5

Подготовка к соревнованиям по стрельбе и разборке и сборке автомата Калашникова.  

Январь-март

6

Соревнования по стрельбе.

Март

7

Поход в тир.

Знакомство с пневматической винтовкой.

Апрель май

Учебно - методическое обеспечение программы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты.  М.: Просвещение, 2006.
  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель». № 1,2. 2000г.; № 1, 2005.
  3. Тисленкова И.А.  Нравственно-патриотическое  воспитание в школе. М.: Просвещение,  2007.
  4. Энциклопедия для детей «Россия: физическая и экономическая география», гл. ред. Аксёнова.  М.: Наука,  2005.

Приложение 1

Занятие по теме «С чего начинается Родина?»

Цели занятия:

1. Расширение и углубление знаний  о своей Родине.

2. Показать детям, насколько прекрасна и величественна наша страна.

3. Способствовать формированию чувства гордости за Россию.

4. Развитие чувства  патриотизма.

Форма занятия: информационный час.

Предварительная подготовка: подготовить слайды (фотографии, картины) с пейзажами, историческими памятниками, достопримечательностями нашей страны, песни о России, о Родине. Предварительно подготовить вместе с детьми  сообщения  и стихи о России.

Ход занятия.

Организационная часть.

Приветствие детей, настрой на работу.

Основная часть.

1. Вступительное слово воспитателя.

 Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина».

 Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым и каким-то общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного  это неоглядные степные просторы, у другого – горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного – палящее солнце над головой, у другого холодные вспышки северного сияния. У одного – это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы.

Но все любят свой народ, гордятся его историей, его героическим прошлым, его культурой, его традициями, его сегодняшними свершениями. Любовь к Отечеству проявляется в готовности защищать его независимость.

Из этого всего складывается патриотизм, чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность  ей, стремление своими делами служить её интересам.

2.  Упражнение «Моя Родина».

Инструкция «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и запах её рук. Может быть,  это дом родной, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые потрепанные фотографии твоих родственников. А может быть,  это сад, где играл ты со своими друзьями, который  по весне как будто взрывался  белым  каскадом душистых цветов. Или что-то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос, что такое для тебя Родина».

3. Беседа по вопросам:

1. Что ты видел?

2. Какие ощущения ты испытал?

3. Что такое Родина в твоём понимании?

4. Размышления  детей,  как величава и прекрасна милая Россия.

Во вселенной есть планета, не указанная ни в одном астрономическом справочнике. Эта планета – Россия.

Если бы какой-нибудь могущественный волшебник сумел вылепить из России шар и запустить его в космос, она стала бы вращаться вокруг солнца, не испытывая  недостатка  ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе, ни в религиозных идеях, ни в технологиях и знаниях.

Именно благодаря разнообразию  российской природы и ресурсов, её народов и культур, экономических укладов и внешних контактов Россия богатела, укреплялась  в спокойные времена и была способна выстоять в периоды тяжёлых испытаний.

  Россия уникальна во всех отношениях.  Об этом нам расскажут ваши гости, ученики 4 класса.

5. Сообщение  учащихся

1  ученик.«Взгляд сквозь века».

Нередко о ранней истории некоторых стран и народов нет даже скудных сведений. В подобных случаях историки могут связывать рождение державы не с годом, не с десятилетием, а с веком или даже веками. Чаще всего в таких ситуациях учёные для удобства условно принимают за начало истории государства какое- то важное событие, которое точно датировано.

Так и произошло с Россией.  Сейчас принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882год, когда два крупных города Новгород и Киев оказались под властью  одной княжеской династии Рюриковичей.

Древняя Русь – «предок» трёх современных стран: Белоруссии, Украины и России. В течение 450 лет Россия медленно, но верно расширяла границы, пока не превратилась  в самую обширную державу мира.  

2  ученик.«Россия - огромная страна».

Россия - самое большое по площади государство в мире (показать слайд  «Российская Федерация»).Её границы простираются  с запада на востоки севера на юг. Территория России составляет 17 млн. 75,4 тыс. кв. км. В состав Российской Федерации входят 89 субъектов Федерации, в том числе: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального значения.Столицей России является Москва  - самый большой город по численности населения в Европе, которая составляет около 10 млн. человек (показать слайд с видами Москвы,  памятниками архитектуры).

 3 ученик «Россия – многонациональное государство»

 Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Её населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.

4 ученик «Богатства России».

Россия -  самая богатая страна в мире.  Богата матушка - Россия  природными ресурсами: лесом, нефтью, газом, углем, различными металлами, золотом, алмазами, торфом, пресной водой- да и не перечислишь всего (слайды «Природные ресурсы»).

Богата  природа России: здесь  и тундра с её карликовыми ивами, и тайга – с густыми лесами да болотами, и степи, и горы и равнины – всё есть у нас в России (слайды «Природа России»).

Богата Россия и на людей славных, которые внесли свой бесценный вклад в науку и развитие не только своей державы, но и всего мира (слайды «Великие сыны России»).

6. Игра «Мои  ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

А  теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с  чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина,  Нижнекамск, Кама, Казань, Кремль, Москва, берёза, масленица.

7. Итоги занятия.

Приложение 2

Литературный праздник по теме «Россия глазами поэтов»

Цели занятия:

1. Расширение и углубление знаний  о своей Родине.

2. Показать детям, насколько прекрасна и величественна наша страна.

3. Способствовать формированию чувства гордости за Россию.

4. Развитие чувства  патриотизма.

5. Развитие творческих способностей учащихся.

Ход занятия.

1. Слово учителя.Во все времена многие поэты писали о своей  Родине, писали разное: о прекрасной России, о бедной России, о грязной России, но все,  все без исключения, любили Россию, восхищались ею. Свою любовь они отражали в стихах. Давайте прослушаем их.

     2. Литературный монтаж. Сергей Есенин «Русь».  

1 чтец

Потонула деревня в ухабинах,

   Заслонили избенки леса.

   Только видно, на кочках и впадинах,

   Как синеют кругом небеса.

   Воют в сумерки долгие, зимние,

   Волки грозные с тощих полей.

   По дворам в погорающем инее

   Над застрехами храп лошадей.

   Как совиные глазки, за ветками

   Смотрят в шали пурги огоньки.

   И стоят за дубровными сетками,

   Словно нечисть лесная, пеньки.

   Запугала нас сила нечистая,

   Что ни прорубь - везде колдуны.

2 чтец

В злую заморозь в сумерки мглистые

 На березках висят галуны.

 Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

 Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

М.Ю. Лермонтов «Родина»

3 чтец

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степи холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

4  чтец

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков

5 чтец.

Два чувства дивны, близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле бога самого,

Самостоянье  человека,

Залог величия его.

3. Творческая выставка рисунков «Моя малая Родина» и рассказ учащихся о том, что изображено на них.

4. Слово учителя

 На такой лирической ноте мы заканчиваем своё занятие. Конечно, невозможно всё рассказать о России, охватить её богатую историю, её традиции, народности. Важно понять только одно, что  если мы будем любить  и беречь свою Отчизну, то наша великая Родина  будет богатеть и процветать.  Вместе мы великая сила, а «мы» - это почти 150 миллионов человек.

5. Итоги занятия


Приложение 3

Занятие по теме«Я – гражданин России»

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну

Задачи:

-познакомить учащихся с главными символами республики и  страны;

- формировать интерес к истории Татарстана и России;

- воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование:

 проектор, интерактивная доска, компьютер, магнитофон, презентация по теме занятия, видеофильмы о Нижнекамске, Казани,  Москве;  гимн  Республики Татарстан и России, плакаты с символами России и Татарстана, портреты президентов Татарстана и России; полоски бумаги(белый, синий, красный),лист картона, лучики солнышка из жёлтой бумаги, круг.

Ход занятия

1.Организационный момент

Сообщение темы и цели урока:

-Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня на уроке мы поговорим

о самой красивой стране-России, о её символах, а также о нашей республике Татарстан и о городе Нижнекамске, в котором мы живём.

1 слайд

-Прошло лето, наступили первые осенние дни, все первоклассники отправились в свою школу, на свои первые уроки-уроки Знаний.

Нежарким солнышком согреты,

Леса ещё листвой одеты.

У малышей в руках букеты.

День хоть и грустный, но весёлый.

Грустишь  и ты….До свидания, лето!

И радуешься ты: « Здравствуй, школа!»

2 слайд

- С днём рождения, 1 класс!

Сегодня мы отправимся в далёкое интересное путешествие – в страну, которая называется Страна Знаний

3 слайд (кораблик-стихотворение)

Начнётся это путешествие с начальной школы, по ней мы будем путешествовать много – много дней, месяцев, часов. Мы будем учиться вместе 4 года - а это 4 зимы, 4 весны,4 осени.

Во время путешествия по стране Знаний нам предстоит не только читать, писать, считать, играть и веселиться - но грустить, переживать за своих товарищей, радоваться своим успехам и успехам своих друзей.

2.Основная часть

Наша страна Знаний, по которой мы будем с вами путешествовать, входит в состав страны, в которой мы живём.

-Как называются наша страна, наша республика, наш город?

-В каждой стране есть свои главные символы

1 символ – это герб. 2 символ – это флаг.

3 цвета на полотнище: белый– символ мира, синий – символ верности, красный-цвет силы или крови, пролитой за нашу Родину. 3 символ-это Гимн. У каждого государства есть своя торжественная песня, прославляющая свою страну.

-Как слушают люди Гимн? Прослушивание 1 куплета Гимна России, Татарстана.

-Назовите имя и фамилию президента Татарстана и России.

-Итак, давайте повторим символы России: герб, флаг, гимн. Какие 3 цвета на флаге России?

3.Практическая работа

Сейчас выполним практическую работу.

Попробуйте сами сделать флаг при помощи 3 цветных полосок. Готово? Поднимите теперь вверх ваши работы. Проверим правильность расположения цветов, (плакат). Молодцы!

4.Просмотр фильма о Москве, Казани, Нижнекамске.

-У  каждой страны есть своя столица – город, которым можно гордиться.

Назовите столицы  России, Республики Татарстан.  Давайте на некоторое время перенесёмся в нашу столицу нашей Родины  – город-герой Москву.

5.Викторина.

-Как называется республика, в которой мы живём? а наш город?

Сколько лет нашему городу? На берегу  какой реки  мы живём?

5.Итог урока

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке и, конечно же, много нового сегодня узнали. Я хочу пожелать вам и всем нам хорошей погоды во время путешествия по стране Знаний и пусть это доброе солнышко нам почаще улыбается.

Звучит песня «Чему учат в школе» (дети получают призы)

Приложение 4

Занятие по теме  «Главные символы России»

Задачи:

- познакомить с изображением Государственного флага Российской Федерации (цветовое решение, расположение полос) и егоисторией;

- с физическими картами России и Татарстана;

- формировать понятие «Родина»;

- закрепить знания о флаге, гимне Татарстана, гимне России;

- углублять представление детей о России, как о государстве, в котором они живут (столица, президент);

- развивать и расширять знания о национальных костюмах русского и башкирского народов;

- воспитывать уважительное отношение к символике РФ и РТ, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Россию и малую Родину.

Материалы и оборудование:

- Государственные флаги РФ и РТ;

- маленькие макеты флажков;

- полосы обозначающие цвета флагов РФ и РБ;

- интерактивная доска, мультимедийное оборудование;

- русские и татарские  национальные костюмы.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, знакомство с дидактической игрой «Белый, синий, красный», прослушивание песен о Родине, экскурсии к зданиям, где висят флаги РТ и РФ, рассматривание иллюстраций о городах Казань  и Москва, оформление папок «Российская Федерация», «Республика Татарстан».

Ход занятия

Слово учителя о занятии. Ребята, сегодня мы с вами побываем в увлекательных местах нашей родины – России. Вы готовы путешествовать? (Входят дети в русском и татарском национальных костюмах)

Литературный монтаж

Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте, дети!

Рады вас видеть в этом зале большом!

Всех вас сегодня, всех вместе с нами

Мы в увлекательный мир позовем!

Мы и на глобусе, да и на карте

Родную сторонку, везде узнаем,

Близкие сердцу леса и просторы

Мы одним словом – Россией зовем!

Дети в русских костюмах поднимают флаг России

Звучит гимн России. Все слушают стоя и садятся.

Беседа:

- Ребята, что мы только что прослушали? (Ответы)

-Да, с гимном России мы уже знакомы. А наши гости Таня и Ваня в русских национальных костюмах что подняли? (Флаг России)

- Правильно, это флаг (на экране появляется изображение флага России). Как вы уже знаете, у каждой страны есть свои отличительные знаки. Это – Герб, Флаг и Гимн. Сегодня я хочу познакомить вас с флагом России. Где вы видели такой флаг (ответы детей). Флаг состоит из трех частей: древка, полотнища и навершия (показ). Древко – это длинная круглая палка, а полотнище – это отрезок разноцветной ткани, которая навешивается на древко. Навершие – это верхняя часть древка.

-Сколько цветов у Российского флага?

- Какого они цвета?

- Что напоминает вам белая полоса? (ответы детей). А что напоминает синяя полоса? (ответы). А красная полоса? (ответы).

Слово учителя

Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши далекие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Его называли стягом (показ на экране). Главным его назначением было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. Потом стяги начали делать из тканей, как сейчас. Чаще они были ярко-красные или темно-красные. Флаг придавал воинам  уверенность, мужество. А в дальнейшем каждое войско начало раскрашивать и украшать флаги. Как вы думаете, дети, зачем воины раскрашивали флаги? (ответы).

Правильно, по цвету флага можно было определить, какое войско приближается к городу. Если враги захватывали город, они на башнях вешали свои флаги (все сопровождается показом на экране).  

Теперь уже точно невозможно сказать, почему наши предки выбрали белый, синий и красный цвета для флага, но эти цвета издревле почитались на Руси.  

Белый цвет – это мир, чистота намерений и благородство, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.

Синяя полоса – символ миролюбия, говорит о том, что Россия против войны.

Красный цвет – это символ отваги, означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь страны от врагов.

Конечно, в наше время не надо высоко поднимать флаг, чтобы собрать всех воинов. Но флаги все равно необходимы. Как вы думаете, для чего? (ответы детей).

Правильно, (показ на экране) например, флаг помогает узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображен флаг страны. А когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит. Также во время спортивных соревнований мы узнаем россиян по флагу (на экране появляется изображение карты России). Посмотрите, какая большая карта. Она принадлежит великой стране – России. Вот какая большая территория у нашей Родины (показ).

- (На экране изображение Москвы) Кто-нибудь узнал этот город? (Москва).

- А чем она отличается от других городов? (ответы детей). Да, правильно, Москва - столица России, главный город нашей страны, где живет и работает президент и правительство (показ президента). А это кто? Вам знаком этот человек? (ответы).

Литературный монтаж. Стихи о России – нашей Родине.

1. Что мы Родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой живём,

 И берёзки, вдоль которых

 Рядом с мамой мы идём.

 Что мы Родиной зовём?

 Всё, что в сердце бережём,

 И под небом синим-синим

 Флаг России над Кремлём.

 (В. Степанов)

2. Если долго – долго – долго,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Исполнение песни о Родине!Про нашу любимую Родину (сл. М. Ивенсен,   муз. А. Пахмутовой)

Про нашу любимую Родину

Мы песню поем.

Про самую лучшую Родину,

В которой мы живем.

За то, что живется нам весело,

Мы любим её.

И самую лучшую песенку

Поём мы про неё.

Мы сильными будем и смелыми,

И в школу пойдем.

И всё мы для Родины сделаем,

Когда мы подрастём.

(слышится звучание курая)

-  Кажется, к нам еще гости пришли!

Входят мальчик и девочка в национальных татарских костюмах.

Звучат стихи на татарском языке

Дети в татарской  национальной одежде поднимают татарстанский флаг и встают рядом с детьми.

Звучит Гимн Татарстана. Все слушают стоя, потом садятся.

-С отличительными знаками нашей Республики вы уже знакомы. Кто мне скажет, что обозначают полоски флага Республики Татарстан? (слайд сопровождение)

Дети рассказывают стихотворение на татарском  языке о полосках флага, их значении.

На экране – карта Республики Татарстан.

-А кто-нибудь из вас узнал, что это за карта?На что она похожа? (ответы детей) - Правильно, Татарстан - это маленькая частичка, которая находится в самом сердце России.

На экране – столица Татарстана г. Казань

- А этот город вам знаком? Почему этот город особенный? (Это- столица нашей республики)

Испокон веков русский и татарин  живут в дружбе и согласии.

(выходят дети в русском и татарском национальных костюмах)

Литературный монтаж на русском и татарском языках

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен:

Я рос, как дуб зеленый на вершине,

Водою рек российских напоен.

Рус түгелмен, ләкинроссияле мин,

Россиянеңсуын эчкәнмен.

Сагындырып имән ничекүссә,

Мин буҗирдә шулайүскәнмен.

-Да, все мы - россияне. И должны жить дружно. Давайте в конце путешествия споем песню о дружбе.

Дети исполняют песню  «Песенка друзей»(сл.Я.Акима, муз. В.Герчик)

Всем советуем дружить,

Ссориться не смейте!

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете!

Припев:

Ни за что, ни за что,

Ни за что на свете!

2.Не бросай друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давай в обиду их

Никому на свете.

Припев:

Никому, никому,

Никому на свете!                        

Приложение 5

Фестиваль  «Мы - граждане России»

Цель:

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- формирование уважительного отношения к своему отечеству, историческому прошлому России

(Звучит музыка. За кулисами диалог на фоне музыки)

1 голос. Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода, о законах, Сварогом данных!

2 голос. Ничего не скрою, что ведаю… «И пошли у Живы Свароговны с молодым ДаждьбогомПеруновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. Появились у них дети, и внуки, и правнуки – то потомки Даждьбога и Живы и Росси – русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени Русь».

(Звучит колокольный звон из песни И.Талькова «Россия». Постепенно смолкает)

Чтец. О России петь – что

                   стремиться в Храм.

         По лесным горам, полевым

                   коврам…

         О России петь – что весну

                   встречать,

         Что невесту ждать, что

                   утешить мать…

         О России петь – что тоску

                   забыть,

         Что любовь любить, что

                   бессмертным быть! (И.Северянин)

Ведущий 1. Русь, Россия, Родина…Эти три слова слились для нас воедино.

Ведущий 2. Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас на фестивале

Ведущие (вместе) Мы – граждане России!

(Танец «Моя Россия»)

Ведущий 1. У каждого человека есть своя Родина – край, где он родился и где всё особенное, прекрасное, родное.

Ведущий 2. Может быть, чужому многое здесь покажется обыкновенным и неинтересным, но твоему сердцу дорога каждая мелочь.

Ведущий 1.         Опять я тёплой грустью болен

                            От овсяного ветерка.

                            И на извёстку колоколен

                            Невольно тянется рука.

Ведущий 2.         О, Русь – малиновое поле

                            И синь, упавшая в реку,

                            Люблю до радости и боли

                            Твою озёрную тоску. (С.Есенин)

(Под аккомпанемент песни в исполнении Н.Гнатюка «Малиновый звон», муз. А.Морозова, сл. А.Поперечного, русский хоровод.

 После танца девочки выходят на поклон, выстраиваются в одну линию)

1-я. Что всего ярче?

Все. Солнце красное!

2-я. Что всего чище?

Все. Звёзды ясные!

3-я. Что всего краше?

Все. Россия – матушка наша!

Ведущий 1.         Откуда начинается Россия?

                            С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

                            О чём грустят глаза её степные

                            Над камышами всех её озёр?

Ведущий 2.         Россия начинается с пристрастия к труду,

                            к терпенью,

                            к правде,

                            к доброте.

                            Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

                            Она горит и светит в темноте.

Ведущий 1.         Отсюда все дела её большие,

                            Её неповторимая судьба.

                            И если ты причастен к ней – Россия

                            Не с гор берёт начало, а с тебя. (В.Боков)

( Песня «С чего начинается Родина», муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

Ведущий 2.         Не могу не согласиться с автором песни, для меня Родина начинается с той улицы, где живут верные друзья, и, конечно, с родной гимназии, где встречаешься с первыми радостями и трудностями, где находишь верных товарищей и учишься делить радость и горе.

Ведущий 1. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

Ведущий 2. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, их традиции.

Ведущий 1. И пока мы чтим эти традиции и передаём их из поколения в поколение, мы сильны духом, мы – народ!

Фольклорный коллектив «Вёснушка» исполняет русскую народную песню

 «Ах, вы сени, мои, сени»

Ведущий 2. Нет в мире подобных России раздольной,

                   Цветов наших ярче и крепче пород,

                   Бессмертен народ наш, великий и вольный,

                   Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!

Ведущий 1. Он вынес нашествия полчищ Батыя,

                   Разбил до единого звенья оков,

                   Он создал Россию, он поднял Россию

                   До звёзд до высоких, на гребни веков!  (А.Прокофьев)

Ведущий 2. Говоря о тех, кто создал и поднял Россию, невозможно не вспомнить Петра Великого, чьи заслуги перед Отечеством неоценимы.

(Ученик читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»)

Ведущий 1.  Народные пляски забыть невозможно,

                   В них наши традиции, наша душа.

                   Влюблён в русский танец, друзья, безнадёжно.

                   Ах, русская девушка, как хороша!

(Русский народный танец)

Ведущий 1. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.

                   Да, можно голодать и холодать,

                   Идти на смерть… Но эти три берёзы

                   При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий 2. Милую, родную берёзку издавна считают символом России. А ещё Россию называют «родниковым краем», «ромашковой Русью».

Ведущий 1. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…»

(Песня «На дальней станции сойду» муз. В.Шаинского, сл. М.Танича)

Чтец. Когда на меня навалилась беда

         И шёл я по отчему краю,

         «Отдай свою боль мне», – сказала вода,

         По горному склону стекая.

         Сказала мне высь: «Обернись к небесам,

         И в сердце растает тревога».

         «Спокойно иди, я тебя не предам», -

         Тихонько шуршала дорога.

         «Взгляни на мои голубые снега», -

         Чуть слышно гора мне шептала.

         «Приляг на траву», -

         Поманили луга.

         Прилёг я, и легче мне стало.

         И стало всё просто, и понял я вдруг –

         Иного не надо мне рая,

         А только б дорога, да речка, да луг,

         Да небо родимого края. (К.Кулиев)

 (Песня  «Солнышко смеётся»  Сл. Векшегоновой И., муз. Ханка Э.)

Ведущий 2. Мы гордимся нашей страной – страной великих побед и завоеваний. Чуть более года назад произошло значимое для всех нас событие – Россия получила право принимать зимние Олимпийские игры в Сочи. Как знать, может быть, именно нашим выпускникам выпадет честь выступать на этих Олимпийских играх.

Чтец. Родина, суровая и милая,

         Помнит все жестокие бои…

         Вырастают рощи над могилами,

         Славят жизнь по рощам соловьи.

Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда?

Всё проходит.

Остаётся Родина –

То, что не изменит никогда.

С ней живут,

Любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою

Торжествует радуга,

А над смертью

Торжествует жизнь!

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет.

Родина – не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звёздного крыла

А взгляни –

Всё то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт,

А Родина – останется,

Если мы то чувство сохраним. (В.Фирсов)

(Финальная песня «Росиночка-Россия» муз. Е.Зарицкой )

 

 

Приложение 6

 

Занятие по теме«Что значит быть патриотом сегодня»

Цель:

-укрепление нравственных позиций личности.

Задачи:

-помочь учащимся осознать понятие патриотизм;

-понять, что значит быть патриотом сегодня.

На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Сенека

Ход занятия

Звучит мелодия о Родине

На фоне музыки звучат слова, которые записаны эпиграфом на доске.

1.Слово учителя

Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом?».

У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения  поэтов г. Нижнекамска, давайте познакомимся с ними.

2. Чтение стихов.

 Первое стихотворение нашей местной поэтессы Нины Бадиной:

(Стихотворение читает один из учеников)

Над клёнами луны краюха,

Лягушек смолк вечерний хор,

Деревья слушают вполуха

Земли и неба разговор.

Ромашки куст сорочьим глазом

Застывший воздух сторожит,

И, не сомкнув очей ни разу,

Томятся васильки во ржи.

В туман уходит поезд дальний,

И эхом – гулкий перестук…

Какой-то смутною печалью

Тебя охватывает вдруг.

Среди полей, дорог и веток

Как будто всхлипнула струна…

И терпеливо ждёт рассвета

Моя полночная страна.

Второе стихотворение Николая Кожевникова: «Не погибнет Россия»

Не  погибнет Россия…

Она возродится.

Постепенно разруха пройдёт.

Снова будет спокойней в столице,

И увереннеё будет народ.

Все раздоры, слепые сражения

Вспомним мы через годы не раз,

И другие уже поколения

Без опаски расскажут про нас,

Назовут наши жертвы, потери…

Вновь заслуженно слава придёт.

Не погибнет Россия.

Я верю

В наш могучий и добрый народ!

3. Словарная работа. Значение слова  «патриотизм».

4. Слово учителя

 Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы.. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.

5. Словарная работа

1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!»

Да, патриот – это  

1. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела (из словаря).

2. Любитель Отечества

Учитель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:

- соотечественник;

- отчизнолюб;

- усердный защитник.

 Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.

Что такое Отечество?

  1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
  2. Своя земля.
  3. Родина.

Учитель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)

  1. Отечество, родная страна   2.Место рождения.

6. Слово учителя

Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ,и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи.

 И как поётся в одной песне: «Судьба и Родина - едины».  Есть мнение, что: «Где тепло, там и Родина». Сейчас, я предлагаю вас выполнить следующее задание: подумайте и выберите одно из близких вам понятий, а затем завершите предложение:

7.Подведение итогов

Приложение 7

Занятие по теме  «Традиции  русского народа».

Цель занятия:

  1. Познакомить детей с русскими традициями и обычаями.
  2. Побуждать в сердцах детей чувства уважения к русскому народу.
  3. Через понимание культуры России побуждать чувство любви к родной отчизне.

Форма занятия:  комбинированное занятие:

Предварительная подготовка:подготовить текст частушек.

Ход занятия

Организационная часть.

Приветствие детей, настрой детей на работу.

Основная часть.« Там русский дух, там Русью пахнет…»

Слово учителя

 «Там русский дух, там Русью пахнет…». Многим с самого детства знакомы пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила». Кто же они эти русские люди, давшие имя целой стране, которая занимает почти  шестую часть света.

О русских известно с древнейших времён. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. Существует немало теорий, объясняющих происхождение  слов «Русь», «русские». Давайте спросим у историков, откуда взялись название нашей родины в древности?

Историк: Многие современные учёные связывают название восточной группы славян с левым притоком Днепра - рекой Рось. В первые века новой эры по берегам этой реки жило крупное племя «россов», или «родиев», которое, возможно, и дало название первому восточно славянскому государству – Русь. Некоторые ученные предполагают, что  слово Русь произошло от  военных отрядов скандинавов, живших среди восточных славян, а иногда и служившим восточнославянским правителям. Многие из них были родом из Южной Швеции, из области Руслаген.

Учитель

А как же появилась русская нация?

Историк: Начало формирования  русской нации  учёные относят к концу 14 века. Возникла единая  материальная культура, единое управление, общность территории и, чего раньше не было, хозяйственной жизни.

Слово учителя

Русские в течение многих веков  жили сообразно своим неписанным законам, «по совести и правде». В русском национальном характере практически отсутствовала ксенофобия (ненависть к чужому, иноземному). Для русских была нехарактерна мстительность: допускались либо непосредственная реакция на обиду, либо прощение вины. Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь, репутацию в глазах соседей, стремление к объединённому, «всем миром», решению спорных вопросов. Русская душа воистину загадочна и противоречива.

Русский народ – это  православный народ, поэтому как в прошлом, так и в наше время  православные отмечаются праздники.

Беседа

-А какие православные праздники  вы знаете? (Ответ детей).

-А как они отмечаются? (ответ детей).

Слово учителя

 Я вам  расскажу, как отмечаются самые великие православные праздники

РОЖДЕСТВО- один из самых важных праздников христианского календаря. В России, как и в других странах, принято наиболее торжественно отмечать даже не сам день Рождества (7 января), а его канун — Рождественский сочельник, или, как его называют в православии, Навечерие Рождества Христова. Напомним, что на канун Рождества приходится окончание четырехнедельного Рождественского поста. Поэтому в Рождественский сочельник люди обычно воздерживаются от еды до самого позднего вечера, как говорится, «до первой звезды». Ужин в Рождественский сочельник должен быть по возможности постным. Однако, если вы не стремитесь к тому, чтобы соблюдать все требования православного канона, добавьте к праздничному ужину хотя бы одно блюдо, которое будет напоминать сидящим за столом о том событии священной истории. Таким блюдом может быть кутья (вареные пшеничные зерна или рис, обильно сдобренные сытой или медом) или взвар (компот из сушеных яблок, груш, слив или вишен). Рождественский стол положено и украшать по-особому. В старину под скатерть обычно клали немного сена или соломы (как воспоминание о яслях, в которых лежал маленький Христос), а под стол — какой-нибудь железный предмет, на который все сидящие за столом поочередно ставили ноги, чтобы сохранить здоровье в течение предстоящего года.

Ужин обычно проходит в торжественном молчании, а за столом присутствуют только члены семьи. Гостей в Сочельник приглашать не положено; если же вы непременно хотите пообщаться с друзьями, пригласите их на следующий день, в само Рождество. В этот день пост уже закончен, и вы можете устроить ужин по своему вкусу, не нарушая никаких запретов. Более того, чем обильнее, сытнее и разнообразнее будет еда 7 января, тем сытнее, как говорили наши предки, будет ваша жизнь в течение всего года.

Сочельник — как и любой другой крупный православный праздник — время, когда принято совершать добрые дела, делать пожертвования и т. п. История свидетельствует, что в 17 в. царь Алексей Михайлович накануне Рождества рано утром тайно посещал тюрьмы и богодельни, раздавая милостыню.

Непременный атрибут Рождественских праздников — нарядно украшенная елка. Совсем не обязательно устанавливать в доме большое дерево, достаточно украсить квартиру еловыми, сосновыми или даже можжевеловыми ветвями, как это предписывалось еще со времен Петра I. Однако если в доме есть маленькие дети, приготовьте для них подарки и положите их под елку, чтобы дети нашли их на следующее утро.

В Рождество нельзя заниматься домашней работой (кроме необходимого приготовления пищи), особенно подметанием (иначе можно вместе с мусором «вымести из дома счастье и деньги»), а также нельзя давать в долг деньги или продукты, так как можно лишиться их на весь предстоящий год.

ПАСХА, христианский праздник Воскресения Христова. Пасха завершает Великий пост, во время которого человек должен подготовить себя к встрече этого светлого праздника. Пасхе непосредственно предшествует Страстная неделя, когда люди, соблюдают наиболее строгие ограничения в пище и быту в преддверии Пасхи, а также готовят дом к празднику. Страстной четверг повсеместно в России называется «Чистым», когда принято тщательнейшим образом убирать дом, чистить всю утварь и посуду к Пасхе. Начиная с четверга накануне Пасхи, люди готовят праздничные кушанья: красят или расписывают яйца, пекут кулич, готовят творожную пасху и запекают поросят. Все это делают еще и потому, что во время трех пасхальных дней (а Пасха, как и некоторые другие большие праздники, отмечается в течение трех дней) нельзя не только работать, но и вообще делать что-либо по дому.

Приготовленные блюда, которыми принято разговляться в пасхальное воскресенье, обязательно освящаются в церкви. В любом случае, даже если вы и неверующий человек, преодолейте искушение попробовать лакомства заранее и оставьте все приготовленное до воскресенья.

Пасхальные празднества начинаются с церковной службы, выстоять которую, впрочем, достает сил далеко не всем. Однако, если вы и не собираетесь отстоять всенощную, посетите церковь накануне или на следующий день, чтобы полюбоваться ее убранством и послушать церковные песнопения. В традиционном православном быту человек, оставшись дома во время всенощной, тем не менее не должен ложиться спать. Вот почему и сейчас в домах в пасхальную ночь горит свет, а люди, если и захотят отдохнуть часок-другой, то ложатся в неразобранную постель и сами не раздеваются.

В том случае, если вы все же побывали в церкви и отстояли всенощную, вы можете, вернувшись домой, прилечь ненадолго, чтобы отдохнуть перед пасхальным завтраком. Торжественность момента подчеркивается и тем, что за пасхальным завтраком обычно собирается вся семья, в том числе и давно отделившиеся дети, старики, живущие отдельно, а также все те, кто по каким-либо причинам надолго отлучился от дома. Это не только этикетное требование. Раньше считалось, что это залог целостности семьи, гарантия того, что каждый из сидящих за столом доживет до следующего светлого праздника.

Пасхальный стол должен быть изыскан и красив. Кроме того, пасхальный завтрак — это не только прием пищи, пусть даже праздничной. Это серьезное действо, подчиняющееся определенным правилам. Разговение начинается обычно с пасхальных яиц (необязательно крашеных, главное, чтобы они были освящены в церкви). Сейчас чаще всего каждый сидящий за столом берет по яйцу, и все «стукаются» друг с другом. Вместе с тем, это неправильно. «Битье» пасхальными яйцами — это игра, развлечение, которым люди придаются днем, на улице, но не за пасхальным столом. По правилам, хозяин (старший мужчина в доме) должен взять одно яйцо, разрезать его по числу членов семьи, сидящих в данный момент за столом, и дать каждому его долю, в которой, как верили раньше, заключено счастье и судьба человека на весь предстоящий год. После яйца таким же образом делят кулич и творожную пасху, вслед за чем можно приступать к другим блюдам: мясным, рыбным и т. п. Обильный пасхальный завтрак (обычно достаточно поздний) дополняется не менее обильным обедом, также проведенным всей семьей вместе дома. А вот ужинать (т. е. есть после захода солнца) в этот день не принято — из уважения к празднику. Заметим, что в первый день Пасхи ни в коем случае не ходят в гости и не зовут гостей к себе. Это сугубо семейный праздник. И, наконец, еще одно требование: считается, что остатки пасхальной пищи, особенно в том случае, если эта пища была освящена в церкви, не должны быть выброшены в помойное ведро или скормлены домашним животным, ведь они священны так же, как и все остальное, прошедшее церковное освящение. Вот почему их не выбрасывали, а обычно сжигали или закапывали где-нибудь в землю.

Со второго дня Пасхи начинается веселье: хождение в гости, игры, посещение театров, вечеринки и другие сугубо светские радости. Немалую роль играет и одежда. Во–первых, с окончанием поста снимаются ограничения на ношение цветной, яркой одежды, и самым популярным пасхальным цветом становится красный — цвет, символизирующий Воскресение Господне и возрождение всех сторон жизни: биологической и социальной. Кроме того, традиционно Пасха считается тем временем, когда каждый человек непременно должен получить какую-нибудь обновку из одежды, отметив тем самым Пасху.

Вообще Пасха — время, когда люди дарят друг другу подарки. Прежде всего, это особенные подарки для детей, подкладываемые родителями в специально пророщенную в горшочках травку. Родители обычно кладут туда подарки тайком, а затем говорят детям, что их принес для них зайчик или жаворонок. На Пасху дети обязательно посещают своих крестных родителей и приносят им подарки, желательно изготовленные своими руками. Молодожены посещают родителей и также обмениваются с ними подарками. Как правило, среди этих подарков всегда присутствуют пасхальные яйца: расписанные или просто окрашенные в яркие цвета. Не забудьте о том, что если вы отправляетесь в гости в семью, где не так давно кто–то умер, принесите в дом пасхальные яйца, окрашенные в темные цвета: черный, темно-синий или темно-зеленый. Посещая в один из пасхальных дней могилы своих умерших родственников, захватите яйца, чтобы покрошить их на могилах «для птичек» и раздать нищим на помин души ваших близких.

Что же касается традиционных приветствий с поцелуями, сопровождаемых словами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», то помните, что здороваться таким образом вы можете в течение пяти с половиной недель — до Вознесения Господня.

С окончанием Пасхи жизнь возвращается в обычное русло. Возобновляется деятельность всех учреждений, закрытых на время Великого поста и Пасхи, и открывается пора свадеб, которые не игрались с самой масленицы.

При рассказе можно продемонстрировать соответствующие картинки или слайды.

Подведение итогов

Приложение 8

Занятие по теме  «Традиции  русского народа» (продолжение).

Цель занятия:

  1. Познакомить детей с русскими традициями и обычаями.
  2. Побуждать в сердцах детей чувства уважения к русскому народу.

Через понимание культуры России побуждать чувство любви к родной от

Слово учителя

1.Русские посиделки.

Говоря о нашей родине, не возможно не вспомнить о традиционного русского гостеприимства и национальной  русской кухне.

-А какие традиционно русские блюда вы знаете? (ответ детей).

Особое место в пище русских занимал хлеб. Отношение к нему граничило с почтением. Недаром, по старинному обычаю, нечаянно оброненный хлеб надо не только поднять, но и, поцеловав,  попросить у него прощение за небрежность.  Крестьянин, да и городской обыватель никогда не выбрасывали  хлебные крошки: их ссыпали в ладонь и отправляли в рот. Гостя приветствовали, да и сейчас приветствуют словами «хлеб да соль!», означающие радушие и гостеприимство.

Много всяких блюд готовили  из муки – пироги, пирожки, оладьи и конечно же блины. Блины  считались обрядовым блюдом: их готовили на поминки и на масленицу. Давайте и мы отведаем блинов. (Дети приглашаются к столу, включается русские народные песни:  «Калинка», «Рябина», «Во поле берёзка стояла..» и т. п.)

2. Частушки – веселушки.

 В  волшебный сундучок положить свёрнутые листики с текстом частушек. Каждый подходит выбирает и поёт.

3. Игра «Народная мудрость».

Вот мы с вами и блинов поели, и  песни русские народные послушали, и даже попели частушки, а теперь пора и  потрудиться, подумать да поиграть.

Пословицы и поговорки – это устное народное творчество. Все изречения  и мудрые мысли были в  половицах и поговорках. Давайте вспомним половицы и поговорки.

  1. Ведущий говорит пословицу, дети их продолжают

Кто не работает… (тот не ест).

Работа не волк… (в лес не убежит).

Когда вся семья  вместе, то и … (душа на месте).

Что посеешь, то и (пожнёшь).

В умной беседе – ума набраться, а в глупой … (свой растерять).

Как не мудри, а … (совести не перемудришь).

Не все коту … (масленица).

         Муж и жена – …(одна сатана).

Не за бороду – за… (ум жалуют)

  1. Ведущий  произносит пословицу или поговорку, а дети пытаются объяснить её житейский смысл.

Семь раз отмерь, а один отрежь.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Три года скачи – ни до какого государства не доскачешь.

Семь пятниц на недели.

Двуликий Янус.

Без ума не в пользу и сума.

Большому кораблю - большое плавание.

Борода сивая, да душа красивая.

Умный и без денег богат.

У хорошего мужа и свинка – господинка.

  1.  Дети делятся на 2 команды и по очереди  говорят пословицы, побеждает та команда, которая последняя вспомнит пословицу.

За каждый правильный ответ ребёнок получает конфету. В конце игры эти конфеты нужно подсчитать и дать диплом победителю «За знание народной мудрости».

4.Слово учителя.

Вот и подошло к концу наше занятие. О чём мы сегодня с вами говорили? (ответы детей).

Правильно мы сегодня говорили о традициях русского народа, конечно же, мы не можем охватить всего. Но нужно помнить лишь одно, мы- наследники русских традиций, мы должны помнить их и чтить, только в этом случае наш народ будет существовать. Ни в коем случае мы не должны растратить  русские традиции и культуру, ведь народ без традиций – это просто кучка людей.

5. Итоги


Приложение 9

Материал к конкурсу  «Подбери»

Конституция

главный закон страны

Президент

глава государства

Премьер – министр

глава  правительства

Гражданин

член народа или общины, состоящий под общим государственным управлением

Гимн

торжественная песня страны

Патриот

любитель отечества, ревнитель о его благе

Приложение 10

Материал к конкурсу « Торжественная песнь»

Россия- священная наша держава

Россия – любимая наша страна

Могучая воля, великая слава

Её достоянье на все времена

Гимн Татарстана

Прослушивание гимна.


Приложение 11

 Материал конкурсу «Четвёртый лишний»

1.гимн

2. флаг

3. конституция

4. герб

1. президент

2.премьер-министр

3.полпред

4.суверенитет

1.декларация

2. конвенция

3.резолюция

4.конституция

1. республика

2. монархия

3. социализм

4. демократия

1. республика

2. край

3. страна

4. автономная область

  1. обязанности

  2. права

  3. свободы

  4. закон

1.республика

2.федерация

3.штат

4королевство

1. канцлер

2. президент

3. шейх

4. король


Приложение 12

Материалы  к конкурсу «Права человека»

  1. В сказке Г.-Х. Андерсена  «Гадкий утёнок», утёнок улетел с птичьего двора, каким правом он воспользовался? (право  свободно передвигаться и выбирать место жительства).
  2. О каком праве говорится в сказке К. Чуковкого  «Доктор Айболит»? (право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
  3. Какое право нарушал поп  в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и  работнике его балде»? (Труд свободен. Каждый имеет право  свободно распоряжаться своими способностями к труду).
  4. Какое право нарушила Машенька из сказки «Три медведя», проникнув в  избу к медведям? (право на неприкосновенность жилища).
  5. Какое право хотели нарушить заяц, волк, медведь, а лиса нарушила его из сказки «Колобок»?  (право на жизнь и личную неприкосновенность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Я - гражданин России"

Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"

Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....

Я - гражданин и патриот России!

Содержание модели организации внеурочной деятельности младших школьников по курсу : " Я - гражданин и патриот России" в условиях реализации ФГОС НОО....

Авторская программа "Я - гражданин России"

патриотическое воспитание учащихся начальных классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Я – гражданин и патриот России»  составлена на основе  ФГОС   НОО, ООП МОУ «Узуновская СОШ»,...

Приложение к программе внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России" для 3 класса

Приложение содержит календарно - тематиченское планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России" для 3 класса...