РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

Шибалова Наталья Владимировна

Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_proektno.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Н. В. Шибалова

(Зеленодольск)

     Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

    Под  проектом  подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению субъективно значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации; под методом проектов -  технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

    При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников  компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

    Метод проектов всегда предполагает разрешение учащимся какой-то проблемы. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее разрешение, которое непременно должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема  - то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая  - конкретный продукт, готовый к использованию

    Основное время, выделяемое на проектную деятельность, необходимо для самостоятельной работы учащегося с различными ресурсами (информационными, техническими и т.п.), поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива. При этом учащийся достигает поставленной цели средствами различных учебных предметов, а также информации и технологий, выходящих за их пределы, значит, работа над проектом не может быть организована в рамках традиционного урока. Метод проектов   - это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в окружающей социальной действительности.

    Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, т.е. помощник.

   Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится  субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

    Проектная деятельность в школе нужна, прежде всего, для формирования компетентностей, и неважно, на каком содержании будет строиться проект, но крайне важно, чтобы учащийся разрешал проблемы, которые могут быть устранены только средствами проектной деятельности. Логика работы над проектом в любом случае одинакова: сначала анализ ситуаций, потом постановка проблемы, определение цели, задач и т.д.

    Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен быть детально продуман на этапе планирования. Так как продукт получается при выполнении проекта, решающего значимую для ученика проблему, то он воспринимается учащимся как ценный в первую очередь для самого себя.

    Главное при работе над проектом  - разрешение проблемы, достижение поставленной цели. И как раз для достижения цели нужен продукт. То есть продукт важен не сам по себе, а лишь в той степени, насколько он позволяет достичь цели. Продукт действительно является своего рода показателем того, что проект состоялся. Именно продукт представляется на презентации. Однако абсолютизация ценности продукта может привести к попытке планировать работу над проектом «от продукта» (сначала придумывается, что нужно делать, а потом придумывается, какую проблему это нам помогло решить), а это нарушение общего алгоритма работы над проектом.

    Помня о том, что главное в проекте - достижение цели, т.е. получение результата, мы отдаем себе отчет в том, что оценить результат сложно.  Однако ученика необходимо учить прогнозировать то, что у него получится. Именно поэтому в проектной деятельности в школе особое внимание уделяется планированию того, что объективно проще спрогнозировать и оценить, т.е. планированию продукта.

    Информацию можно черпать не только из книг, но и общаясь со специалистами, проводя опрос, наблюдая за окружающим миром, работая в сети Интернет и т.д. Для того чтобы формировать информационную компетентность, нужно предоставлять ученику возможность самому ориентироваться в источниках информации. Во-первых, необходимо заручиться поддержкой родителей, так как проектная деятельность в корне отличается от организации традиционной познавательной деятельности ученика в школе. То есть родителям необходимо объяснить, чем и зачем ученик занимается. Во-вторых, родители могут быть привлечены в качестве ресурса, например, выступить в роли консультанта для ученика, причем не обязательно собственного ребенка. Родители также могут быть привлечены к организации доступа ученика к ресурсам, расположенным за пределами образовательного учреждения. В-третьих, родителям нужно объяснить, что не нужно делать работу ЗА ученика.

    Каждый проект предполагает получение какого-либо продукта. Это могут быть: видеофильм,  альбом,  макет, модель, журнал, газета, костюм, словарь, атлас, выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо,  сбор лекарственных трав, анализ данных социологического опроса, игра, карта, праздник, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник,  сценарий, учебное пособие, чертёж, экскурсия и т.д. Этот список можно  продолжить.

    Презентацию проектов можно организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.

    При защите проекта ученик не должен рассказывать о том, как шла работа над проектом. Во-первых, это некорректно по отношению к зрителям на презентации, их нужно заинтересовать продуктом, а не нагружать технологическими подробностями. Во-вторых, это некорректно по отношению к ученику, работавшему над проектом. Напомним, что в проекте разрешаются личностно значимые проблемы, о которых не принято и, может быть, неприятно рассказывать посторонним людям. Поэтому НЕЛЬЗЯ требовать от ученика рассказа о проблеме, которую он разрешал.

    Цель презентации продукта  - представить его вниманию общественности. Получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена. Защита проекта ВМЕСТО презентации продукта является ошибкой.

    В основе защиты должна быть монологическая речь, иначе невозможно  оценить уровень сформированности коммуникативной компетентности ни по линии критериев, связанных с монологом, ни по линии критериев, связанных с ответом на вопросы. При подготовке к выступлению обычно составляется план, готовятся наглядные материалы, презентацию можно отрепетировать с руководителем проекта.

        Процедура презентации предполагает монолог ученика и ответы ученика на вопросы. Вопросы могут быть самые разные, но учитель должен помнить, что во время ответов на вопросы нужно будет поставить ученику оценку за уровень сформированности коммуникативной компетентности по аспекту «Устная презентация». Значит, должны прозвучать вопросы, направленные на выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности. И если эти вопросы не заданы зрителями, то руководитель проекта ОБЯЗАН сам их задать. Наличие вопросов после презентации  - свидетельство успеха презентации, того, что аудитория не осталась равнодушной. То есть заменить существующий стереотип на другой: «Чем больше было задано вопросов, тем лучше прошла презентация». Учителю следует помнить о том, что если он показывает пример  - т.е. сам задает вопросы,  - то ученики быстро «подхватывают игру».

    Завершение работы над проектом предполагает обсуждение и оценку результатов деятельности: анализ сильных и слабых сторон работы над проектом, причин успехов и неудач, определение возможных способов преодоления трудностей в будущем.

    Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают учащиеся, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...

Развитие навыков общения младших школьников

Приметой последнего десятилетия в развитии отечественной педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной (личностно-ориентированной)...

"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".

Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....

"Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время"

Это выступление по теме "Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время" был представлен на III краевой научно-практической конференции "Методческое сопровож...

Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности

Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...