Презентация "Жанры устного народного творчества"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Афанасьева Наталья Владимировна

В презентации отражены основные жанры устного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.pptx1.91 МБ
Файл den_materi_teleprogramma.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное народное творчество Фольклор Фолькло́р — народное творчество, искусство, отражающее жизнь народа, его обычаи,обряды ...

Слайд 2

Малые жанры фольклора – небольшие по размеру произведения. Небылица Прибаутка Закличка Считалка Скороговорка Загадка Колыбельная песня

Слайд 3

Прибаутка Стихотворение, шутливая приговорка, похожая на короткую сказку. .

Слайд 4

Шуточный рассказ, которого в жизни не бывает. Небылица

Слайд 5

Закличка Коротенькие детские песенки с обращением к какому-то природному объекту или явлению.

Слайд 6

Считалка Короткое стихотворение, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Слайд 7

Краткие изречения, в которых заключен глубокий смысл, народная мудрость. Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации. Пословицы и поговорки

Слайд 8

Скороговорка С тихотворение, в котором специально собраны трудно произносимые слова. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Слайд 9

Загадка В ыражение, которое нуждается в разгадке.

Слайд 10

Маленький черпачок, Красненький колпачок , Три раза в день берется, И опять на место кладется . Четыре ноги , два уха , Один нос, да брюхо . Стоит копытце, Полно водицы .

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ТЕПЛО СЕРДЕЦ ДЛЯ МИЛЫХ МАМ

Праздничная программа,

посвященная Дню матери

  • Дети строятся в полукруг, читают по очереди стихи.

 1-й РЕБЕНОК: В классе шум и суматоха,

  Скоро начнется! Где мой костюм?

 2-й РЕБЕНОК: Топот, движенье, споры, смешинки…

 Что же за праздник готовится тут?

 Видно, почетные гости придут!

 3-й РЕБЕНОК: Может, придут генералы?

 ДЕТИ (хором): Нет!

 4-й РЕБЕНОК: Может, придут адмиралы?

 ДЕТИ (хором): Нет!

 5-й РЕБЕНОК: Может, герой, облетевший весь свет?

 ДЕТИ (хором): Нет! Нет! Нет!

 6-й РЕБЕНОК: Гадать понапрасну бросьте,

 Смотрите, вот они, наши гости,

 Почетные, важные самые!

 ДЕТИ (хором): Здравствуйте, наши мамы!

 7-й РЕБЕНОК: Сегодня праздник, ярких красок,

 Он приходит к нам как друг,

 Праздник ласки, праздник сказки,

 Добрых глаз и нежных рук.

  ВЕДУЩАЯ: Сегодня для вас мы подготовили специальный праздничный телевизионный канал "Тепло сердец для милых мам!". На нашем праздничном информационном канале вы увидите следующие передачи:

  "Новости", "Пока все дома", "Здорово жить!" "Истории в деталях", "Смак", "Минута славы" и закончит нашу программу «Прогноз погоды» на завтра.

(Выходят ведущие передач, садятся за экран самодельного телевизора).

 ВЕДУЩАЯ: А сейчас с новостями этого дня вас познакомит ... (имя и фамилия ребенка, "диктора").

  • Диктор подходит к телеэкрану, звучит заставка "Новости".         

 ДИКТОР: Здравствуйте, в эфире новости. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 года. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери поздравляют только матерей и беременных женщин, а не все представительницы слабого пола. В эти минуты в «Александринской гимназии»  проходит праздничный концерт. Смотрите прямую трансляцию!

 1-й РЕБЕНОК: Пусть солнышко ласково светит,

 Пусть птицы встречают зарю!

 О самой чудесной на свете,

 О маме моей говорю.

 2-й РЕБЕНОК: Как много их, добрых и нежных,

 Сегодня на праздник пришло,

 Пускай на улице снежно,

 Но в сердце у нас тепло.

  • Дети садятся. Звучит музыка из передачи "Пока все дома", выходит ребенок, ведущий телепередачи.

 ВЕДУЩИЙ 1-й ПЕРЕДАЧИ: В эфире передача "Пока все дома". Сегодня мы познакомимся с большой и дружной семьей наших родителей. Эта семья очень многочисленная и веселая,  профессии у всех членов семьи разные. Скажите, пожалуйста, где Вы работаете и кем? Как Вы познакомились с нашей школой? А теперь вопрос такой: любите ли вы готовить? Предлагаю прервать нашу программу и передаю слово ведущему программы "Смак".

(подходит с микрофоном к мамам, задает первый вопрос одной из мам, та отвечает, второй вопрос ведущий задает другой маме и так далее)

  • Музыка из передачи "Смак"

 ВЕДУЩИЙ 2-й ПЕРЕДАЧИ: Специально для детей, в помощь уставшим мамам, я предлагаю оригинальный праздничный суп. Запишите рецепт.

"Вредные советы" (атвор: Г. Остер)

 Если ты остался дома

 Без родителей один,

 Предложить тебе могу я

 Интересную игру

 Под названьем "Смелый повар"

 Или "Храбрый кулинар".

 Суть игры в приготовленьи

 Всевозможных вкусных блюд.

 Предлагаю для начала

 Вот такой простой рецепт:

 Нужно в папины ботинки

 Вылить мамины духи,

 А потом ботинки эти

 Смазать кремом для бритья,

 И, полив их рыбьим жиром

 С черной тушью пополам,

 Бросить в суп, который мама

 Приготовила с утра.

 И варить с закрытой крышкой

 Ровно семьдесят минут.

 Что получится, узнаешь,

 Когда взрослые придут.

 ВЕДУЩАЯ: А сейчас - рубрика "Очумелые ручки", и ведет ее народный очумелец ... (имя и фамилия ребенка, тот берет микрофон).

 ВЕДУЩИЙ 3-й ПЕРЕДАЧИ: Чтобы порадовать наших мам мы нарисуем коллективный, общий портрет наших мам. Надо разбиться на 3 команды, каждый будет по очереди рисовать, что потребуется.

(Для конкурса потребуется: 3 листа, 3 маркера, 3 шпаргалки-подсказки, что рисовать.

Последовательность:

 1-й бежит и рисует голову, глаз, нос,

 2-й - волосы, второй глаз рот,

 3-й - туловище,

 4-й - руки,

5-й - ноги без ступней,

 6-й - обувь,

7-й - бусы,

 8-й - сумочку.

  •  Звучит музыка из телепередачи "Истории в деталях".

 ВЕДУЩИЙ 4-й ПЕРЕДАЧИ: Сегодня в передаче "Истории в деталях" история трех мам из одной семьи.

  •  Инсценировка стихотворения "Три мамы".

ТРИ МАМЫ

Действующие лица: Ведущий, Таня,  Мама, Бабушка

В центре зала стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками).

  1. Ведущий: Наши дети так упрямы!

 Это каждый знает сам.

 Говорят им часто мамы,

 Но они не слышат мам.

 Танюша под вечер

 С прогулки пришла

 И куклу спросила:

(Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки).

  1. Таня:

 Как, дочка, дела?

 Опять ты залезла под стол, непоседа?

 Опять просидела весь день без обеда?

 С этими дочками просто беда,

 Скоро ты будешь, как спичка, худа.

 Иди-ка обедать, вертушка!

 Сегодня к обеду ватрушка!

  1. Ведущий: Танюшина мама с работы пришла и Таню спросила:

(Входит мама, садится на стул около Тани).

  1. Мама:

 Как, дочка, дела?

 Опять заигралась, наверно?

 Опять ухитрилась забыть про еду?

 Обедать кричала бабуля не раз,

 А ты отвечала: сейчас да сейчас.

 С этими дочками просто беда,

 Скоро ты будешь, как спичка, худа.

 Иди-ка, обедать, вертушка!

 Сегодня к обеду ватрушка!

  1. Ведущий:

 Тут бабушка — мамина мама — пришла и маму спросила:

(Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий сту).

  1. Бабушка:

 Как, дочка, дела?

 Наверно, в больнице за целые сутки

 Опять для еды не нашлось ни минутки,

 А вечером съела сухой бутерброд.

 Нельзя же весь день сидеть без обеда.

 Уж доктором стала, а все непоседа.

 С этими дочками просто беда.

 Скоро ты будешь, как спичка, худа.

 Иди-ка обедать, вертушка!

 Сегодня к обеду ватрушка!

(Все едят ватрушки).

  1. Ведущий:

 Три мамы в столовой сидят,

 Три мамы на дочек глядят.

 Что с дочками сделать упрямыми?

  1. Все трое: Ох, как не просто быть мамами!

  •  Звучит музыка из телепередачи "Здорово жить", выходит девочка-ведущая.

 ВЕДУЩАЯ 5-й ПЕРЕДАЧИ: Жить здорово, дорогие друзья! И сегодня в нашей программе мы расскажем вам о пользе овощей, а впрочем, овощи сейчас вам сами все расскажут.

СКАЗКА ПРО РЕПКУ

  1. Ведущий:  Дедка репку посадил... Дедка репке говорил:
  2. Дед:

 Ты расти, расти большая.

 Стань богатым урожаем,

 Чтоб тобой я мог гордиться.

 Принесу тебе водицы,

 Удобрений ведер пять…

 Ох, устал, пора поспать. (Ложится недалеко от репки и засыпает.)

  1. Ведущий:

Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

 Да воюет с сорняками:

 Их ногами, и руками…

 Вот уж осень на дворе.

 Зябким утром в сентябре

 Дед проснулся, испугался.

 (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

  1. Дед:

 Ах, я старый разоспался.

 Репку уж пора тянуть.

 Подросла, гляжу чуть-чуть.

 Ай, да репка уродилась!

 Мне такая и не снилась. (Хватает репку и тянет.)

  1. Ведущий:  Хвать, но репка возмутилась.
  2. Морковка:

 Экий дедка ты неловкий!

 Я - не репка, я - морковка.

 Не умыл ты видно глаз.

 Репки я стройней в сто раз.

 И оранжевей к тому же.

 Коль салат корейский нужен,

 Без меня ты пропадешь…

 Сок морковный не попьешь,

 В супе мне замены нет…

 И еще один секрет.

 Я богата витамином

 Всем полезным каротином.

 Я - отличный урожай!

  1. Дед:  Что ж, в корзинку полезай.

                        Что такое, что за чудо,

                       Может, выспался я худо?

                       Репку сеял я весной.

                      Ладно, батенька, постой,

                      Репку вытяну другую.

  1. Картошка:

 Ой, ой, ой,

 Я протестую!

 Я - не репка. Я - Картошка!

 Это знает даже кошка.

 Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

 Если в супе нет картошки,

 Ни к чему брать в руки ложку.

 Я для чипсов слышишь, дед,

 Самый главный компонент.

 В жарком масле, вот смотри

 Стать могу картошкой фри,

 Я - твой главный урожай!

  1. Дед:

 Что ж, в корзинку полезай.

 Я ж опять пойду по репку.

 Как сидит в землице крепко!

 Ай да репка, вот те на!

  1. Капуста:

 Право, я возмущена!

 Дед, ты сникерсов объелся,

 Сериалов насмотрелся,

 Может с печки ты упал?

 Раз капусту не узнал.

 Я на репку непохожа

 У нее одна одежа,

 У меня ж их целых сто!

 Все без пуговок…

 А то… Я - хрустящая капуста!

 Без меня в салате пусто,

 А со мной любой обед

 Голубец иль винегрет…

 Станет в 10 раз полезней!

 И потом меня, любезный,

 Можно квасить и солить…

 И до лета аж хранить.

 Можно есть меня всю зиму!

  1. Дед:

 Милости прошу… в корзину.

 Это что за чудеса?

 Вот уж битых два часа

 Я провел на огороде.

 Где же репка! Эта вроде…

  1. Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

 Или бес тебя попутал?

 Свеклу с репой перепутал.

 Я в сто раз ее красней,

 И полезней и вкусней!

 Свеклы нет и нет борща,

 В винегрете и во щах…

 Я одна - источник цвета!

 А свекольная котлета -

 Это просто объеденье!

 Сто процентов - похуденье.

 Я - отличный урожай!

  1. Дед:

 Что ж, в корзинку полезай.

 И тебе найдется место.

 Только все же интересно

 Где же репка? Может эта?

  1. Лук:

 Я почти того же цвета,

 Но не репка, старичок,

 Я - твой репчатый лучок!

 Пусть немного и коварен,

 Но в народе популярен.

 Самый вкусный шашлычок

 Тот, в котором есть лучок.

 Все меня хозяйки знают

 В суп и в кашу добавляют,

 В пирожки, в грибы, в отвар…

 Я для вирусов - кошмар!

 Даже грипп меня боится…

 Хоть сейчас готов сразиться.

 Я - отличный урожай!

  1. Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

 Вечер уж к концу подходит.

 Месяц на небо выходит.

 Да и мне домой пора.

 Завтра с самого утра

 Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

 Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

 Знатный вырос урожай!

 Бабка, занавес давай,

 Сказочке пришел конец.

Тот, кто слушал, молодец.

 Ждем от Вас аплодисментов,

 Ну и прочих комплиментов…

 Ведь артисты-то старались,

 Пусть слегка и растерялись.

  • Звучат "фанфары", музыка к передаче "Минута славы".

  ВЕДУЩАЯ 6-й передачи: В эфире народная передача "Минута славы"! Приглашается участник …… ВЕДУЩАЯ 6 – й передачи: Замечательно! Как жюри оценивает выступление артистов? (подает микрофон любому зрителю) Отлично! Вы проходите в финал!

 ВЕДУЩАЯ: А теперь прогноз погоды на завтра. (звучит музыка, обычно сопровождающая телепрогноз погоды)

ВЕДУЩАЯ 7-й передачи: Завтра на всей территории нашей страны сохранится ясная и солнечная погода. Температура сердца наших мам и их детей 36 и 5 градусов тепла. В последующие два дня осадков в виде слез и тумана на лице не ожидается. И вообще, не забывайте, что после зимы сразу наступит весна, давайте дарить друг другу тепло сердец и хорошее настроение! А мы заканчиваем свою работу в эфире опросом общественного мнения. Наш специальный репортаж.

  •  Дети становятся в полукруг. "Пожелания маме" - высказываются все дети, начиная словами "Я хочу, чтобы моя мама..."

 1-й РЕБЕНОК: Пусть на улице снежок,

 Да мороз на порог,

 В нашем зале солнце,

 Пусть мамочка смеется!

2-й РЕБЕНОК: Пусть льется песенка ручьем

 И сердце мамы согревает,

 Мы в ней про мамочку поем,

 Нежней которой не бывает.

  • Дети исполняют песню "Мама" (из одноименного кинофильма).

ВЕДУЩАЯ: А мы завершаем наш праздник. Дорогие мамы, еще раз поздравляем вас с праздником и желаем вам всего самого светлого и доброго! Пусть всегда согревают вас улыбки ваших детей.


НЕЖНЫЕ СЛОВА

 Дети приглашают родителей и все встают в круг. Ведущий говорит нежное слово о маме и передает воздушный шарик рядом стоящему. Тот говорит нежное слово и передает шарик дальше. Кто не назвал слово, выходит из игры. Побеждают оставшиеся 2-3 человека, их награждают шариками.

Я САМАЯ КРАСИВАЯ!

 Для игры потребуются 4 стула, на которых лежат 4 длинные юбки, 4 косынки. В 2 командах участвуют по 1 мальчику и 1 папе. Вначале бегут папы, надевают косынку, юбку, садятся на стул, говорят: "Я самая красивая!". Затем раздеваются, бегут к детям, те проделывают такие же действия. Побеждает командa, закончившая эстафету первой.

КЛУМБА

 На пол раскладываются цветные обручи - это "клумбы". В каждую "клумбу" садится на корточки ребенок - "цветок". Под музыку (например, «Вальс цветов" П. И. Чайковского) дети имитируют рост цветов, выбегают из обручей и танцуют. Как только прекращается музыка, нужно вернуться на свою клумбу и не перепутать!

КТО БЫСТРЕЕ ВЫПЬЕТ ИЗ БУТЫЛОЧКИ?

 В игре участвуют мама и дочка. Необходимо выпить сок из бутылочки с соской.

Вариант игры: участвуют 2-3 ребенка.

ПОВЯЖИ ДЕВОЧКЕ КОСЫНКУ!

 Соревнуются два-три мальчика. Перед каждым мальчиком на стуле сидит девочка, на спинках стульев висят косынки. По сигналу мальчики повязывают косынки девочкам. Кто быстрее?

ОДЕНЬ СЫНОЧКА!

 В игре участвуют 2 девочки. Ставится стол, на него кладутся 2 пеленки, 2 чепчика, 2 ползунков для куклы и 2 рубашечки. По сигналу девочки начинают одевать кукол. Выигрывает та, которая быстрее оденет куклу.

СВАРИ СУП И КОМПОТ!

 Дети делятся на две команды. Одна команда будет "варить" суп (называть овощи), а другая - "компот" (называть фрукты). Говорят по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов.

Вариант: играют не команды, а два человека.

ПЕРЕНЕСИ ПОКУПКИ!

 В одной стороне зала стоят 2 стульчика. На них разложены: по кегле — бутылке молока, кубику — буханке хлеба, мешочку с песком — пакету сахара. Играющие стоят в другой стороне зала. По сигналу они берут корзины и бегут к стульчикам, складывают «продукты» в корзинку и возвращаются назад. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

МОДНИЦА

 На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть бусы, клипсы, накрасить губы взять сумочку и добежать до противоположной стены ны зала. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

Устное народное творчество Кубани.

Данный урок разработан и проведен в 4 классе, но его материал можно использовать в любом классе как начальной школы , так и 5-6 класса. На уроке, построенном в форме устного журнала, дети знакомятся с...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...