Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная математика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:
- Задания на развитие внимания;
- Задания на развитие памяти;
- Задания на развитие воображения;
- Задания на развитие логического мышления.
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:
познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» : учебник-тетрадь: в 2 ч./ О.А.Холодова. – М.: РОСТ книга,2013 г.
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам Методическое пособие» + Программа курса «РПС». – 3-е изд; -М.: РОСТкнига, 2013.
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Занимательная математика» является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельныевыводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы;измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Количество часов | Ттема урТема занятия |
1 — 5 | 5 ч. | Математические ребусы. Головоломки. |
6 — 10 | 5 ч. | Геометрические задачи. Угадайки весёлого Карандаша. |
11 — 15 | 5 ч. | Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания. |
16 — 20 | 5 ч. | Задачи, развивающие кругозор. |
21 — 25 | 5 ч. | Математические сказки и загадки. |
26 — 28 | 3 ч. | Математическое соревнование. КВН |
29 — 43 | 15 ч. | Думай, считай, отгадывай. Логические задачи. |
44 — 53 | 10 ч. | Текстовые задачи – (математические игры, выигрышные ситуации). |
54 — 63 | 10 ч. | Задачи в стихах (Задачи –шутки, задачи – игры, шарады) |
64 — 68 | 5 ч. | Из истории математики. |
69 — 71 | 3 ч. | Математическое соревнование (математическая карусель). |
72 — 81 | 10 ч. | Текстовые задачи. |
82 — 91 | 10 ч. | Геометрические задачи. Учимся чертить. |
92 — 107 | 15 ч. | Задания развивающего характера. Развитие памяти и внимания. Кроссворды. |
108 — 122 | 15 ч. | Итоговые занятия (устная олимпиада). |
123 — 129 | 7 ч. | Повторение. Резерв. Резерв. |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Количество | Тема занятия |
1 — 6 | 6 ч | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
7 — 11 | 5 ч | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. |
12 — 14 | 3ч | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове. Логически-поисковые задачи. |
15 — 18 | 4 ч | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей. |
19 | 1 ч | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания |
20 — 21 | 2 ч | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. |
22 — 27 | 6 ч | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек. |
28 — 31 | 4 ч | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей. |
32 — 36 | 5 ч | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица». |
37 — 41 | 5 ч | Тренировка внимания. «Лабиринт», |
42 — 47 | 6ч | Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку». |
48 — 51 | 4ч | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. |
52 — 56 | 5 ч | Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая». |
57 — 60 | 4 ч | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы. |
61 — 64 | 4 ч | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …» Составление ребусов. |
65 — 68 | 4 ч | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». |
69 — 73 | 5 ч | Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций. |
74 — 78 | 5 ч | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку». |
79 — 80 | 2 ч | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. |
81 — 84 | 4 ч | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха. |
85 — 88 | 4 ч | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
89 — 93 | 5 ч | Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова». |
94 — 98 | 5 ч | Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы. |
99 — 103 | 5 ч | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы. |
104 — 108 | 5 ч | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. |
109 — 113 | 5 ч | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка. |
114 — 117 | 4ч | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка. |
118 — 120 | 3 ч | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка. |
121 — 125 | 5ч | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка. |
126 — 129 | 4ч | Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Количество часов | Тема занятия |
1 | 1ч | Интеллектуальная разминка. |
2-4. | 3ч | Геометрия вокруг нас. |
5-8. | 4ч | В царстве смекалки. |
9-11. | 3ч | Волшебные переливания. |
12-15. | 4ч | Числовые головоломки. |
16-17. | 2ч | Математические фокусы. |
18-20. | 3ч | Числа-великаны. |
21-23. | 3ч | Математические игры. |
24-26. | 3ч | Секреты чисел. |
27-30. | 4ч | Математическая копилка. |
31-33. | 3ч | Мир занимательных задач. |
34-36. | 3ч | Решение логических задач. |
37-38. | 2ч | От секунды до столетия. |
39-42. | 4ч | Решение нестандартных задач. |
43-44. | 2ч | Римские цифры. |
45-46. | 2ч | Геометрический калейдоскоп. |
47-49. | 3ч | Секреты задач. |
50-53. | 4ч | Решай, отгадывай, считай. |
54-55. | 2ч | Решение занимательных задач в стихах. |
56-59. | 4ч | Математика-наш друг. |
60-61. | 2ч | Блиц-турнир по решению задач. |
62-64. | 3ч | Числовые головоломки. |
65-67. | 3ч | Математическая эстафета. |
68-70. | 3ч | Тайны окружности. |
71-72. | 2ч | Это было в старину. |
73-76. | 4ч | Математический лабиринт. |
77-79. | 3ч | Танграм: Древнекитайская головоломка. |
80-83. | 4ч | Решение олимпиадных задач. |
84-86. | 3ч | Математическая карусель. |
87-88. | 2ч | Конкурс смекалки. |
89-91. | 3ч | Путешествие точки. |
92-95. | 4ч | Задачи с многовариантными решениями. |
96-99. | 4ч | Решение ребусов и логических задач. |
100-105 | 6ч | Математическая эстафета. |
106-110 | 5ч | От секунды до столетия. |
111-116 | 6ч | Решение логических задач. |
117-123 | 7ч | Секреты задач. |
124-129 | 6ч | КВН по математике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/11/picture-677909-1605073440.jpg)
Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-683612-1444479307.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика»
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» для 3 класса на 2015-2016 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968876-1509871527.png)
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Книголюб"
Студия дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968876-1509871527.png)
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательный русский язык"
Студия дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968876-1509871527.png)
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная информатика"
Студия дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968876-1509871527.png)
Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/23/picture-8937.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию " Занимательная математика"
Данная программа для 2 класса....