кл час о воспитанности
классный час (4 класс) на тему

Евгения Валерьевна Соболева

разработка классного часа о воспитанности и этикете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy-chas-po-vospitannosti.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Этикет и воспитанность»

 Для успеха в жизни умение общаться

 и быть человеком воспитанным

 гораздо важнее обладания талантами. 

Д.Леббок

Цель: помочь учащимся сформировать твердое понятие о том, что такое этикет, воспитанность, какого человека можно считать воспитанным.

Задачи:

  1. Развить у учащихся стремление к самооценке и самоанализу;
  2. Вызвать желание к самовоспитанию, саморазвитию.

 Форма классного часа: беседа на нравственно-этическую тему.

Вступление. Как только называют наш век -  кибернетический, космический, компьютерный... А по-моему, у него есть особенность, позволяющая назвать его веком общения. Вы, наверное, не раз были свидетелями того, как «рейтинг» того или иного ребенка среди ровесников рос вместе со стоимостью его сотового телефона. А когда в классе появлялся новый ученик, дети начинали перешептываться: «Смотри, какая классная сумка, она, наверное, много воображает» или: «Он такой толстый, его надо сразу на место поставить, чтоб не задирался»...

  Ученики по-своему оценивают каждого члена коллектива, навешивая ярлык, который остается надолго, а то и на всю жизнь. Необходимо предостеречь ребят от поспешных выводов, научив их по-доброму смотреть на человека. Воспитанность дает возможность молодым людям получить признание в коллективе, выстроить собственную тактику общения. Основы этой науки можно заложить уже в школе.

  Данная разработка классного часа поможет сформировать у ребят умение оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду. Представленный материал иллюстрирован примерами из книг и ситуациями, почерпнутыми из жизни. Это позволяет поднять вопросы этической культуры на понятном детям языке. Подготовка мероприятия занимает  две недели.

Предварительная работа

  1. Анкетирование учеников, класса.

 Вопросы:

—  По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?

—  Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?

  1. Анкетирование учителей, работающих в классе.

Вопрос: «Кого из учащихся класса можно считать воспитанным?»

3. Домашнее задание

-  Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет».

-  Узнать, каких правил этикета прошлого века уже не придерживаются в наше время.

Оборудование:

—  плакат с изображением мальчика;

—  карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «—», « = »;

—  три плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой; с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее пластилиновый шоколад.

 Ход мероприятия

- слайд 1 Я хочу вам напомнить слова старой песенки о школе: прослушивание отрывка «…книжки добрые любить и воспитанными быть учат в школе…». Помните эти слова? О чем будем говорить?

Поговорим о воспитанности. Быть воспитанным – что это значит? Кирилл, начни наш разговор.

Слайд 2 Кирилл (читает отрывок из книги Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Учитель. (пустой слайд) Да, когда-то недопустимо было появляться в обществе без галстука. Я просила вас поговорить с взрослыми,  чтобы выяснить, какие правила этикета существовали в прошлом веке. Все ли они действуют в наше время?

(Ученики. Ношение париков, поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины и женщины. Например, воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина... )

Учитель. Да, эти правила ушли, но остались многие другие, их соблюдение делает человека воспитанным. В рассказе, который вы услышали, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает. Слайд 3

Ученики. Этикет — это установленный порядок поведения где-либо.

Учитель: Как можно назвать человека, который соблюдает этикет? (воспитанный) слайд 4

Учитель. Вы видите друг друга в разных жизненных ситуациях каждый день, можете оценить себя и других. Перед классным часом мы проводили анкетирование. В нем участвовали 29 учеников нашего класса. Слайд 5 Воспитанными вы назвали следующих ребят:

К – 25 чел

У – 16 чел

Е – 15 чел

В – 15 чел

Л – 13 чел

С – 13 чел

Н – 12 чел

Д Н – 11 чел

Д – 11 чел

Ч С – 11 чел

А – 10 чел

Ш П – 10 чел

К С – 9 чел

П Е – 9 чел

М Л – 5 чел

ША – 4 чел

Б Л – 3 чел

Ш Р – 3 чел

А В – 2 чел

З А – 2 чел

К Д – 2 чел

ВН – 1 чел

ДД – 1 чел

К О – 1 чел

Ч А – 1 чел

 (называю фамилии. Цифра рядом с фамилией показывает, сколько учащихся указали это имя).

Сами себя назвали:  Л, М, Н, В, Е, А.

НС не получил ни одного голоса, но и сам себя не называл. Зато указал воспитанными 23 человека.

 Итак, по поводу 6 учащихся мнения учителей и учеников совпали. Это значит, что наши представления о воспитанности в чем-то совпадают, а в чем-то отличаются. Как объяснить такие расхождения? А может быть, иные из вас предпочитают проявлять свои положительные качества в кругу взрослых? Словом, тем из ребят, кто в список не вошел, есть о чем подумать. Но еще больше поводов задуматься над своим поведением у тех, кто не обнаружил своей фамилии в списке. Все в ваших руках.

 Слайд 6  На вопрос анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» — вы, ребята, отвечали так:

- по честности – 15 чел

- по доброте – 10 чел

- по щедрости и верности – по 8 чел

Есть такие, которые я вывела в отдельную таблицу. Как думаете, почему? Слайд 7,8(Внешняя сторона)

Эти качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его этикеткой. Слайд 9,10 Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»? Эти слова – изначально однокоренные. Этикетка раньше – описание товара, бумажка с инструкцией. Этикет – тоже описание, только правил поведения. Произошли от одного корня во французском языке.

Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.

А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом — все это тоже своеобразная этикетка, которая прежде всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.

Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.

Рассказ 1. Слайд 12

Даша  (читает отрывок из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу»).

...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.

Рассказ 2. Слайд 13

Соня (читает дневник педагога). У отца моего друга через все лицо проходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним, хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.

Учитель. Мы выслушали две истории. В них представлены два человека. С каким из них вам захотелось бы подружиться? Слайд 14 Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку! Слайд 15

 ( В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка — это в конце концов что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательным ярлыком.) Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.

  Игра

  Сегодня ваша этикетка очень красивая, а что внутри? Умеете ли вы уважать друг друга, слышать? Сейчас проверим, насколько вы способны проявить воспитанность – игра «Числа». (на ноги) Слайд 11

Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком.

Обсудим еще поступки 2-х ребят:

В лагере Петю определили в пятую палату. А там уже трое, других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Петя в окно.

Егор в роли Пети: - Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.

А другого парня — Ваню — определили в седьмую палату...

- Какие качества проявил Петя? Слайд 16

Савелий — Привет, ребята! Я — Иван, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик — берите, я их сверху положу. Слайд 17

  Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной палате, почему?

Вывод: А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце и поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете.

 Слайд 18 Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Представителям каждого ряда предлагается выбрать одну из них и развернуть.

Красивая этикетка и настоящий шоколад внутри

Еще более красивая этикетка и пластилиновый шоколад внутри

Некрасивая этикетка и настоящий шоколад внутри

 Учитель. Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.

Учитель. Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам не шутки ради. В ваших руках некий символ. Теперь скажите, глядя на самую красивую «шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?

Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают». Слайды 19, 20

Учитель. Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на эту «шоколадку»?

Ученики. Мужчина в аэропорту.

-- Кто выбрал некрасивую упаковку с натуральным шоколадом внутри? Что скажете?

Ученики. Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад-то настоящий, очень обрадовались.

Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?

Ученики. Нельзя делать поспешных выводов о человеке. Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту. Слайд 21

Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку?

Ученики. Человек со шрамом.

-- Какая  группа учеников выбрала красивую упаковку с натуральным шоколадом? Что скажете?

Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару.

Учитель. Какой урок вы извлекли?

Ученики. Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово. Слайд 22

Учитель. Кто из героев подходит под данное вами определение?

Ученики. Иван, приехавший в лагерь!

Учитель. Подведем итог нашего разговора. Каждый ряд получит задание: 1 ряд: У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение его правил», «+», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности.

Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.

знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность

2 и 3 ряды на лепесточках напишет по одному качеству воспитанного человека, договорившись так, чтобы они ни разу не повторились. 2 ряд – 1-е слово д\б любовь к … 3 ряд – без слова любовь.

Вам придется встать и походить. Наклеить лепестки вокруг и на изображение человека.

На доске – изображение мальчика на плакате, вокруг него ребята приклеивают слова – понятия о воспитанности, этикете, о которых мы рассуждали.

 Вывод. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

Учитель. Слайды 23,24 Хочу задать вам домашнее задание… Слайд 25 В заключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться.

Слайд 26 Варя: Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь деревцем в долине, но только будь

Самым лучшим деревцем у родника;

Будь кустиком, если ты не можешь быть деревом.

Если ты не можешь быть кустиком, будь травой

И сделай дорогу счастливее;

Если ты не можешь быть щукой, будь просто

окунем —

Но будь самым красивым окунем, в озере!

Мы не можем все быть капитанами, кто-то должен

быть и матросом;

Для всех нас найдется здесь работа.

Работа может быть большой и малой,

Мы должны делать то, что неотложно.

Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;

Выигрываем мы или проигрываем — неважно.

Проявляй лучшее, что в тебе есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Экологическое воспитание – воспитание человечности.

Статья об экологическом воспитании младших школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...