ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ»
рабочая программа на тему

Краткая аннотация работы

 В работе представлена Программа  духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Главная цель,  которой - формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций Православия.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1.      Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

2.      Установление личных связей ученика с православной культурой.       

3.       Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

4.      Воспитание патриотизма.

5.      Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

6.      Увлечение детей творческой деятельностью.

   Программа предназначена для учителей  и преподавателей начальных классов, православной культуры общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования. Рассчитана на детей 7-11 лет. Основной формой обучения и воспитания является занятие, но  активно применяются экскурсии, конкурсы, концерты, выставки. Основными методами  реализации программы являются:

  • наглядно-слуховой; словесный; практический; частично-поисковый,
  • "забегание" вперед и возвращения к пройденному; "спиральное" обобщение;

  Главным результатом является то, что происходит постепенная интеграция детей в православную среду: дети лучше ориентируются в православной терминологии, посещают богослужения, участвуют в выставках и концертах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_nravstvennyy_podvig_programmatyagina_e.v.doc641.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стемасскя средняя общеобразовательная школа

Вешкаймского района

Ульяновской области

ПРОГРАММА

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ»

  (  Данная рабочая  программа  предназначена для учащихся начальной школы  7-11лет, 4 года)

Тягина Елена Викторовна,

учитель начальных классов и

 основ православной культуры

        

с. Стемасс

2015 г.

                       

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ  РАБОТЫ

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Приволжском федеральном округе

(Ульяновская область)
Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»

Тягина Елена Викторовна

Название работы: программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВИЯ»

Номинация :

        

  • Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Краткая аннотация работы

 В работе представлена Программа  духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Главная цель,  которой - формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения традиций Православия.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  2. Установление личных связей ученика с православной культурой.        
  3.  Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
  4. Воспитание патриотизма.
  5. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  6. Увлечение детей творческой деятельностью.

   Программа предназначена для учителей  и преподавателей начальных классов, православной культуры общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования. Рассчитана на детей 7-11 лет. Основной формой обучения и воспитания является занятие, но  активно применяются экскурсии, конкурсы, концерты, выставки. Основными методами  реализации программы являются:

  • наглядно-слуховой; словесный; практический; частично-поисковый,
  • "забегание" вперед и возвращения к пройденному; "спиральное" обобщение;

  Главным результатом является то, что происходит постепенная интеграция детей в православную среду: дети лучше ориентируются в православной терминологии, посещают богослужения, участвуют в выставках и концертах.

  Происходит формирование духовно-нравственных ценностей, установление личных связей ученика с православной культурой. Дети становятся более отзывчивыми к трудностям и сложностям в жизни окружающих людей, радуются своим успехам и успехам своих друзей. Начинают  понимать и уважать культурные и религиозные традиции нашей многонациональной России. С уважением и любовью относятся к Родине, к своему народу.

Содержание        

                                                                             

                                                                                                      стр                                                                      

I-II. Цель и задачи программы                                                               3-10    

  1. Пояснительная записка                                                                     3-5
  2. Нормативно-правовое обеспечение программы                             5
  3. Назначение программы                                                                      6
  4. Порядок мониторинга процесса и результатов                              

реализации Программы                                                                      7

  1. Условия реализации Программы                                                       7
  2. Этапы реализации Программы                                                           8
  3. Цели и задачи Программы                                                                  9
  4. Принципы                                                                                              9

III. Основные направления и ценностные

       основы программы                                                                                10- 15

  1. «Знакомство с миром православия»                                                   10
  2.  « Мы и удивительный мир Православия»                                         11
  3.  «Христианская религия и православная культура»                          12
  4.  «Православие –культурообразующая  религия России»                  13
  5.    Формы и методы  и работы                                                               14-15

IV. Содержание программы                                                                        15-20

V. Совместная деятельность школы, семьи, социума                           20

VI. Планируемые результаты                                                                     20-25                                                                          

       Перечень  методических  средств обучения                                      26-27     

        Литература                                                                                              28

        

ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И ВОСПИТАНИЯ

«Формирование духовно-нравственных ценностей

на основе изучения традиций Православия»

I-II. Цель и задачи программы      

  1. Пояснительная записка

   В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года сформулированы важнейшие задачи  воспитания  школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. 

   Базовое звено образования - общеобразовательная  школа. Именно основные общеобразовательные учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

   В этих условиях заметно возрастает интерес к  религии, где на смену категорического отрицания приходит не менее категоричная поддержка. Это вполне закономерно. Религия -  реальность человеческой жизни, человеческой истории и культуры. Феномен религии занимает значительное место в жизни человечества, во многом определяя лицо культуры, её ценности, сам ход истории.

   Оказывая влияние на формирование мировоззрения, религия не только способствует созданию комплекса представлений о мире, его происхождение, строении и развитии, но и формирует смыслополагание и целеполагание, задающие систему духовной ориентации человека в мире, обществе, культуре. Религия непосредственно влияет на формирование особой системы норм и ценностей. Религиозная идеология имеет дело не только со сферой вероучения и культа, но и с моральными и социальными доктринами.  Нормативное содержание религия составляет детально разработанный кодекс поведения человека, оформленный в виде ряда предписаний и запретов, даёт четкое обоснование морально-нравственных норм и ориентиров.

   «Религия и подлинная глубоко религиозная культура, основанная на высоких идеалах, - один из факторов, который предохраняет человека и человечество в целом от распада, деградации и, даже можно сказать, от нравственной гибели». (Кулаков А.Е., Религия мира. М., Аст. 1997 г. стр. 24).

   По отношению к религии  традиции лучше понимать как истоки, основы духовности, переходящие из поколения к поколению и составляющие суть, душу народа.

   Каждый народ имеет свою традиционную религию. Традиционная религия опирается и на религиозные каноны (законы), и на традиции в культуре. В традиционной религии традиции даже могут изменять религиозные каноны, делая их привычными в образе действий, вкусах и обычаях народа. В этом их отличие и значение для культуры современного мира.

   В связи с этим задача духовно- нравственного развития и  воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения  национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственного человека, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

   Из этого вытекает необходимость выделения  духовно – нравственного развития и воспитания в особую воспитательную область. Со своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

    Данная рабочая  программа  предназначена для учащихся начальной школы.

    При составлении использовались программы:

 Шевченко Л.Л.  Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1-11 годы обучения.–М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

Бородина А.В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для  общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. –   Изд.  7 - е, испр.  –   М.,  200 9 .  

Угольнов В.А. Традиционные религии России: история и культура: сборник учебных программ, спецкурсов для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного  образования. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.

 Реализация программы:  во  внеурочное время ( два раза в месяц).

  1. Нормативно-правовое обеспечение программы:
  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации).
  • Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4).

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы»
  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.

   Все эти юридические документы и другие законодательные  акты,  и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры, утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

   Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призвана данная программа.

  1. Назначение программы:

  Обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих  духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников

  1. Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:
  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах  школы, заседаниях МО классных руководителей, родительских собраний с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
  • публикация в средствах массовой информации муниципального уровня;
  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.
  1. Условия реализации программы
  • педагог должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить  наследие  православной  культуры,  глубоко  уважать  исторический  и  православный духовный опыт русского и других народов России;
  • педагог  должен  любить  детей,   уважать  их  внутренний  мир,  знать  возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
  • педагог  должен  опираться  не  на  собственные  умозаключения,  а  на  устоявшиеся традиции  духовной  отечественной  культуры,  исторические  факты,  Священное  Писание  и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания подрастающего поколения;
  • необходимо  широкое  использование  иллюстративного  материала  (изобразительного, литературного, музыкального);
  • необходимо  привлечение  учащихся  к  самостоятельной  и  коллективной  исследовательской и творческой деятельности;
  • используются разнообразные методы и приѐмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
  • теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев;
  • совместная работа с родителями, школой,общественностью.

  1. Этапы реализации Программы
  • I этап – подготовительный (2009/2010 гг.)

- Аналитико-диагностическая деятельность.

-Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.

- Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта новаторов.

- Определение стратегии и тактики деятельности на 2011-2014 гг.

  • II этап – практический (2011/2012гг.)

- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию.

  • III этап – обобщающий (2013/2014гг.)

- Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

- Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

  1. Цели и задачи Программы

Целью Программы является -  формирование духовно-нравственных ценностей  на основе изучения традиций Православия.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

3. Воспитание патриотических чувств: любви к Родине, к своему народу, уважения и любви к истории Отечества, родного края как малой Родины;

4. Воспитание умения быть отзывчивым к трудностям и сложностям в жизни окружающих людей, умения радоваться своим успехам и успехам своих друзей.

5. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном  развитии и воспитании детей.

6. Увлечение детей творческой деятельностью.

8. Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников  основывается на принципах:

  • Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.
  • Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.
  • Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.
  • Долготерпения в работе с воспитанниками.
  • Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.
  • Развития первоначального успеха ребенка.
  • Воспитывающего характера обучения.

III. Основные направления и ценностные   основы программы  

 Этапы формирования духовно- нравственных ценностей

1. Подготовительный. Общая тема:  «Знакомство с миром православия»

   На этом этапе закладываются основы нравственного и патриотического восприятия жизни. Дети учатся отличать хорошие поступки от плохих, грех от добродетели, видеть красоту нерукотворного мира, знакомятся с основными православными праздниками.

   Учитывая, что в этот период для ребенка характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, детям предлагаются занимательные и поучительные рассказы, сказки, анимированные истории, используется большое количество иллюстративного материала. Обучение строится на образно-эмоциональном восприятии ребенком окружающей действительности.

Основными задачами подготовительного этапа являются:

  • Установление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.
  • Воспитание любви к Родине, родному  краю, своему народу, бережного отношения к природе.

     Блок декоративно-прикладного творчества включает творческие задания на изготовление поделок из соленого теста, из бумаги, в технике аппликации, оригами.

   К концу первого этапа обучения дети знают названия основных добродетелей и пороков, события Рождества и Пасхи, названия 2 двунадесятых праздников и умеют отличать хорошие поступки от плохих.  

2. Формирование основ православной культуры. Общая тема:

« Мы и удивительный мир Православия»

   На втором этапе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.  Знакомятся с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Роль традиций  в культуре каждого народа. Православие – традиционная религия народов России.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Закрепление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие основ аскетического восприятия действий человека в окружающем мире.
  • Приобщение к   художественно - эстетическим отечественным традициям;
  •  Расширение  и  активизация  словаря  школьников  путѐм  дополнения  его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
  • Приобщение к   художественно - эстетическим отечественным традициям;
  • Формирование  потребности  школьника  в  творческом  участии  в  жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
  • Воспитание умения быть отзывчивым к трудностям и сложностям в жизни окружающих людей, умения радоваться своим успехам и успехам своих друзей.

   Детям преподаются начальные знания православия, каждый цикл занятий рассматривает все новые аспекты основной темы этапа.

   К концу второго этапа обучения дети знают христианское представление устройства мира.  Сюжеты Рождества Христова и Пасхи, двунадесятые и великие христианские праздники Православия, основные библейские сюжеты, основные добродетели, на которых строится путь восхождения к Богу, и умеют воспринимать каждого человека как ближнего, а также складывают базовые формы оригами, владеют основными приемами работы с соленым тестом и аппликацией.

3. Формирование знаний о ценностях православной культуры. Общая тема: «Христианская религия и православная культура».

   На третьем этапе, когда ребёнок уже имеет определенный багаж знаний, происходит более глубокое изучение Библии, поиск ее скрытых смыслов, символики, прообразов.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Ознакомить детей с текстами Библии, соотносящимися с важнейшими категориями этики.
  • Сформировать знания учащихся о православии, как культурообразующей  религии России.
  • Формирование представления о культурном и историческом     единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.
  • Развитие умения выявлять смысловое и символическое содержание текстов священного писания.
  • Воспитание патриотизма
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

   К концу третьего этапа обучения дети знают библейские сюжеты, их символический смысл,  умеют находить ветхозаветные прообразы, находить смысл в приточных проповедях Спасителя. В сознании детей развивается чувство сопричастности к истории Отечества, чувство гордости и ответственности за традиции культуры своего народа.

Блок декоративно-прикладного творчества на этом этапе включает занятия бисероплетением, поскольку техники оригами, аппликации и тестопластики уже изучены на предыдущих этапах.

4.Формирование знаний об основных положениях христианского учения. Общая тема: «Православие –культурообразующая  религия России»

   К этому времени у воспитанников складывается достаточно целостная картина религиозного мировоззрения, уже приняты и осмыслены ценностные ориентации.

В этот период важно формирование отношений:

  • к Богу как Источнику целесообразности и смысла;
  • к себе как сотворцу Бога;
  • к миру как к объекту своего служения в понимании того, что он может быть и должен быть преображен.

К концу четвертого этапа обучения дети знают основные догматические положения Православной Церкви, символ веры, церковные таинства и их символический смысл, умеют распознавать догматическое учение в учениях святых отцов.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Формирование знаний об истории православного  краеведения и ее связи с историей родной земли.
  • Формирование знаний о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных святынях земли Симбирской.
  • Способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
  • Формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Симбирской земли.
  • Познакомить с православным церковным искусством.
  • Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуре.

Таким образом, последовательно проходя все этапы обучения, воспитанники ищут свое место в общей картине мира, осознают себя и свою позицию в окружающей духовно-религиозно-нравственной социокультурной среде. Отходят от упрощённого, «чёрно-белого» видения мира, рассматривают людей, их поступки с разных смысловых позиций.

  1. Основными методами являются:
  • наглядно-слуховой (использование наглядного материала и слушание музыки);
  • словесный (рассказ педагога, диалог, беседа, и т.д.);
  • практический (использование на уроках декоративно-прикладного творчества);
  • "забегание" вперед и возвращения к пройденному;
  • "спиральное" обобщение .

Формы работы с учащимися и родителями

  • Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
  • Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения.
  • Проведение праздников и мероприятий.
  • Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
  • Исследовательская деятельность учащихся.
  • Экскурсии.
  • Организация выставок.
  • Утренники, праздники.
  • Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
  • Родительские собрания на  духовно-нравственные  темы.
  • Лекторий для родителей.
  • Выставки, конкурсы.
  • Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса  духовно-нравственного   воспитания  в семье.
  • Совместно организованные с родителями праздники, поездки, экскурсии.

IV.Содержание программы

I. Подготовительный этап.

«Знакомство с миром православия»

Красота Божьего мира. Что нас окружает? Что мы видим? Священная история рассказывает о мире: Бог – Творец красивого мира. Доброе и красивое в слове,  в изображении и в звучании. Добрые и злые ангелы. Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Понятие Грех. Добродетели. Последствия : непослушание. Печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Что мы делаем зимой? Красота зимы. Зимние игры и забавы. Рождество Христово – самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме. Как христиане понимали праздники? Святые вожди  земли Русской. Защитники Отечества. Понятие  о жертвенной любви. Масленица, её традиции и обряды. Масленичные гуляния.  Пасха. Благовещение. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Празднование Пасхи. Праздник дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь положивших.лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец.

II. « Мы и удивительный мир Православия»

   Урок заочного путешествия по России. Многонациональный состав России. Представление  о  взаимосвязи  культуры  и  истории  России,  о  духовном,

историческом и  культурном единстве России. Понятие о  культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ  и  культура.  Культура  как  совместное  творчество  народа.  Понятие  о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ  как общество людей, объединѐнных  общими целями, идеями, языком, культурой.

   Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы.

   Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.  Праздник национального единства. Национальные  герои  России  –  Козьма  Минин  и  князь Дмитрий Пожарский.

    Буквица славянская. История славянской азбуки. Кирилл и Мефодий.

   Праздник Рождество Христово. Радость послушания. Радости православной веры.

   Защитники земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.

   Рассказ о христианском понимании семьи. Как рождается семья?

   «Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.

   Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

    Празднование  Дня Победы. Главные ценности для человека– Родина, семья, жизнь. Традиционное  представление  о  служении  Родине  как  священном  долге православных  граждан.  

III. «Христианская религия и православная культура».

   Россия  –  наша  Родина.  Россия  –  общая  Родина  всех  еѐ  россиян.  Красота просторов России, еѐ историческое и культурное единство.

Города  России.  Древнейшие  города  России:  Новгород,  Владимир,  Суздаль, Ростов,  Псков,  Ярославль,  Курск.  и  др. Образование Симбирской губернии. Место родного края и малой Родины  в истории страны. Понятие  о  кремлях  как  древнейших оборонительных  сооружениях  русских  городов,  о  православных  храмах  как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

   Москва  –  столица  России.  Понятие  о  столице  как  главном  городе  страны. Объединительная  роль  Москвы  в  духовной,  политической  и  культурной  жизни  страны.  Московский  Кремль.  Архангельский  собор.  Храм  Василия  Блаженного.

   О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечество. О вере; знании и культуре в жизни людей. Религиозные  представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие основная религия в России. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

   Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Шесть  дней творения. Знаменитые люди - о Би6лии.

Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура. Библия

рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение

о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне

Святой Троицы.

   Первые люди на Земле и  их занятия. Почему возникают зависть и эгоизм. Понятие «вопиющий грех». Можно ли побороть зависть и эгоизм?

   Почему зло более привлекательно для людей? Зло, как море может погубить жизнь. Ной и его семья. Построй корабль из добрых дел. Голубь мира. Радуга- радость прощения.

   Общая жизнь на Земле и её преимущество. Как возникают тщеславие и гордыня? Строительство Вавилонской башни и разделение людей. Смогут ли люди вернуться к общему пониманию?

   Египетское рабство иудеев. Моисей и его подвиг. Что такое преданность? Исход из Египта. Сорок лет в пустыне – долгий путь к истине.

Моисей на горе Синай. Заповеди и их толкование в христианской этике.

IV. «Православие –культурообразующая  религия России»

   Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика.

   Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. 

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, храмы Ульяновской области: Всесвятский храм, Благовещенский храм, Воскресенская церковь, комплекс Арских храмов и др.. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

     Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

Учебно – тематический план

Название этапов

Количество часов

I

Подготовительный этап.

«Знакомство с миром православия»

18

II

« Мы и удивительный мир Православия»

18

III

 «Христианская религия и православная культура».

18

IV

«Православие –культурообразующая  религия России»

18

V.Совместная деятельность школы, семьи, социума                            

Работа с родителями

          Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • беседа
  • консультации
  • родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

Работа с общественностью

  • Участие в районных, областных, региональных  конкурсах, викторинах, праздниках, фестивалях, олимпиадах, организованных по духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников.
  • Посещение храмов и беседы с  их настоятелями.
  • Посещение музеев, библиотек. 

VI. Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать и понимать:

-   что Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие - основы культурных традиций многонационального народа России;

- иметь представление о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-  ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Обучающиеся научатся:

-находить красивое в окружающем мире: видеть, слышать, чувствовать красоту;

- выражать словами: поддержку, благодарность, просьбу;

- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей речи;

- быть вежливыми, внимательными, благодарными;

- понимать и объяснять значение праздников в жизни человека;

-понимать, как разговаривает икона;

- объяснить, как связаны между собой понятия «любовь– мир– красота»;

-проявлять внимание, любовь, заботу, милосердие;

-называть основные христианские праздники;

-принимать активное участие в праздничных мероприятиях;

- рассказывать о главных христианских праздниках;

-рассказывать о создателях славянской азбуки;

- рассказывать о значении, назначении православного храма;

- рассказывать о Рождении Церкви, защитниках православной веры;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-понимать, как разговаривает икона;

- сравнивать икону и картину;

Универсальные учебные действия

Личностные:

-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «красота», «родина», «любовь», «милосердие», «природа», «семья» ;

-уважение к своему народу, к своей родине;

-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

-уважение к окружающим —  умение слушать и слышать партнера;

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

-принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

Регулятивные

-организовывать свое рабочее место;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом;

-составлять план и определять последовательность действий;

-уметь самостоятельно организовывать поиск информации;

-принятие и сохранение учебной задачи;

Познавательные:

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-самим задавать вопросы;

-наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы;

-сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;

-уметь сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом;

-уметь самостоятельно организовывать поиск информации;

-составлять план и определять последовательность действий;

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-слушать и понимать речь других;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-работать в паре, в группе;

- обсуждение в ходе совместной деятельности возникающей проблемы

Диагностика

         Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения;
  • успешность в деятельности;
  • социально-психологический климат школьного сообщества детей и взрослых.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

«Модель выпускника»

В ходе освоения программы воспитанник должен обладать следующими компетенциями:

- любить свою Родину, свой народ, уважать историю Отчества, родного края;

- иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий : добро- зло, совесть, долг, правда, ложь;

- уметь соотносить права  человека и достоинство личности;

- с точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам;

- дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России;

- обладать навыками межкультурной коммуникации;

- уметь ориентироваться  в системе духовно- нравственных ценностей, социальной среде;

- стремиться к духовно-нравственному совершенствованию;

- быть способным понимать активную нравственную позицию в различных ситуациях;

- уметь прийти на помощь ближнему;

- знать достопамятные события отечественной истории, памятники литературы, культуры;

- уметь раскрыть особую роль Православия в России, в становлении её духовности и культуры;

-  знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства, уметь оценивать их вклад в развитие России;

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат  воспитания  – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Главная цель  духовно -  нравственного развития и   воспитания  - формирование человека, способного к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации

Перечень  методических средств обучения

1.  Богородица: полная энциклопедия жизни и

     чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир  

     православия).

2.  Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й

      век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил. 17

 3.  Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд.РООССА. 2010.

4.  Моя первая книга Священная история в рассказах для детей

      П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007

5.  Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная

     Культура. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций      

     Отечества, 2005.

6.  Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура»

     [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.

    «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

7. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие  

   «Иллюстрации»:  – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки

    культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.

8.  Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров:

     Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил.  

   – (Серия «Словарик школьника»).

9.  Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга  

      для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое  

      сентября», 2001. - 256 с.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

1.  Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная

     конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся

     мультимедиа-возможности.

2.  Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону;

     технологический элемент новой грамотности – радикально повышает:

     уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся

     представлять результаты своей работы всему классу, эффективность

     организационных и административных выступлений.

3.  Магнитофон, (музыкальный центр) -  даёт возможность

     непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы.


Литература

1.  Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК,1995.

2.         Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

3.        Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

4.        Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.

     5.  Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред.  

          И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

     6.  Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в                    

          начальных классах/ – М.: Просвещение, 1980;

      7.  Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра,  

             1993.

        8.        Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут,  

            1994.

       9.        Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

 10.   Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

  11. Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.

  12.        Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.

  13.         Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.

       14 .Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.

  15.         Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия,  1993.

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стемасская средняя общеобразовательная школа

Вешкаймского района

Ульяновская область

Календарно –тематическое планирование

Программа «Формирование духовно-нравственных ценностей

на основе изучения традиций Православия»

Тягина Е.В.

учитель начальных классов

и основ православной культуры

МОУ Стемасская СОШ

I этап  Подготовительный «Знакомство с миром Православия»

Дата проведения

 (два раза в месяц)

Тематика занятий

Виды деятельности и формы организации

Практическая направленность

Понятийный аппарат

Планируемые результаты

Работа с родителями

Сентябрь

Я и мир вокруг меня

Беседа: «Красота рукотворная и нерукотворная»

Рисование на тему: «Наш красивый мир»

Красота рукотворная и нерукотворная

Научатся: видеть красоту окружающего мира; изображать её самостоятельно; нравственно-эстетическое оценивание увиденного;

Выставка рисунков

«Красота Божьего мира»

Октябрь

Творец мира

Рассказ о Боге – Создателе красивого мира; Практическая работа: рисование «Как Бог сотворил мир»

Аппликация «Как  Бог сотворил мир»

Бог- Творец мира. Любовь-доброта- красота

Научатся: понимать взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «Любовь-доброта- красота»

Беседа «Высшая ценность на Земле»

Ноябрь

Добро и зло

Рассказ о добре и зле в окружающем мире

Изображение доброго и злого в рисунках, сочинение к ним текстов;

Благочестие, печаль, покаяние

Научатся: отличать плохие поступки от хороших; осуждать зло и поощрять добро; ценить и принимать ценности.

Консультация «Хорошо - плохо»

Декабрь

Грех и добродетель

Рассказ: «За что были наказаны люди?»

Рисование: «Радуга- знак обещания  Бога»

Грех , добродетель

Научатся: нормам правильного поведения в обществе;

расширение понятий: «непослушание- зло – печаль»

Беседа о нормах поведения христиан

Январь

Радости зимы.

Рассказ о святых днях

Изготовление поделок, сочинение рождественских колядок, стихов

Рождество, Крещение, Иисус Христос

Познакомятся с христианскими праздниками Рождество и Крещение, их традициями проведения; научатся работать по предложенному учителем плану;

ценить и принимать ценности.

Выставка поделок, рисунков

Февраль

Праздник страны – День защитника Отечества

Рассказ о Святых вождях в Земле Русской. О жертвенной любви.

Изготовление открытки ко дню защитника Отечества

Отечество, герой, слава, Православие

Узнают: что такое подвиг, что такое жертвенность; личностное пережива

ние; выражение своих мыслей.

Праздник, посвящённый дню защитника Отечества

Март

Радости Масленицы

Урок – презентация «Масленица»

Изготовление игрушки - Масленицы

Прощёное воскресенье

Познакомятся с христианским праздником «Масленица», его традициями и обычаями проведения; научатся работать по предложенному учителем плану; нравственно-эстетическое оценивание.

Празднование «Масленицы»

Апрель

В ожидании чуда. Пасха.

Беседа- рассказ «Какого цвета праздник Пасхи?»

Рисование открыток, изготовление пасхальных яиц

Воскресение

Узнают: что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост; нравственно-эстетическое оценивание

Выставка поделок на тему «Пасха радость нам несёт!»

Май

Любовь и уважение к Отечеству

Рассказ – беседа о об участниках Великой Отечественной войны; Радоница- что это?

Изготовление открыток ко дню Победы, рисование рисунков, чтение стихов

Память

Узнают: что главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Научатся:

объяснять выражение «жизнь положить за други своя»; нравственно-эстетическое оценивание

Утренник митинг, посвящённый дню Победы

2 этап « Мы и удивительный мир Православия»

2 –ой год обучения

Месяц

Тематика занятий

Виды деятельности и формы организации

Практическая направленность

Понятийный аппарат

Планируемые результаты

Работа с родителями

Сентябрь

Моя многонациональная Россия

Урок  заочного путешествия по России

Рисование на тему «Моя Россия»; сочинение стихотворений «Люблю свою Отчизну»

Отчизна, Родина, культурные традиции

Знать основные понятия: Отечество, Родина, культурные традиции.

Уметь:

 Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

Выставка рисунков

Октябрь

Праздники   осени.

Рассказ о праздниках: Рождество

Пресвятой Богородицы;

Покров Пресвятой Богородицы

Аппликация «Красота и радость в творениях»

Благодать, благочестие,

честность, лицемерие

 узнают:  о праздновании Рождества Пресвятой; Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы;

нравственно-эстетическое оценивание

Экскурсия в природу

Ноябрь

Православие и православная культура.

Праздник народного единства

Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Национальные  герои  России  –  Козьма  Минин  и  князь

Дмитрий Пожарский.

Рисование на тему «Мир вокруг меня»

Культура

Знать: что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

умение слышать, слушать и понимать партнера; 

Беседа на тему «Кто такие христиане?»

Декабрь

Буквица славянская. История

славянской азбуки.

Урок - презентация

Творческая работа: написание букв Кириллицы

Глаголица

Знать: историю создания славянской азбуки;

нравственно-эстетическое оценивание

Выставка работ

Январь

Рождество Христово. Таинство Крещения

Урок – презентация, просмотр мультфильмов

Изготовление поделок техникой оригами «Светлый Ангел Рождества»

Таинство Крещения

Знать:  сюжеты Рождества Христова; Таинство Крещения;

учиться работать по предложенному учителем плану

«Рождественский праздник»

Февраль

Защита Отечества

Рассказ об Александре Невском, Дмитрии Донском

Изготовление праздничных открыток ко дню защитника Отечества

Отечество

защитник герой

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Ценить и принимать ценности

Утренник «Защитникам Родины посвящается»

Март

Радость послушания. Дети и  родители.

Рассказ о христианском понимании семьи. Как рождается семья?

Изготовление праздничных открыток  для мам и бабушек

послушание

радость

красота

счастье

жертвенность

Понимать и осознавать ценности семьи; уважение  и любовь к членам семьи; ценить и принимать ценности

Праздник бабушек и мам

Апрель

Праздник праздников.

Рассказ – беседа : Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост

Проект пасхальных сувениров

пасхальная радость,

благодарение

Знать: что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост

Экскурсия в Храм

Май

Праздник Дня Победы

Урок – презентация

«Защитники Родины»

Рисование рисунков «Нет войне!» Чтение стихотворений о войне

Отечество

Долг

Знать: главные ценности для человека– Родина, семья, жизнь; нравственно-эстетическое оценивание; выражение своих мыслей. 

Выставка рисунков, конкурс чтецов

3 этап   «Христианская религия и православная культура».

Месяц

Тематика занятий

Виды деятельности и формы организации

Практическая направленность

Понятийный аппарат

Планируемые результаты

Работа с родителями

Сентябрь

Россия – наша держава.  

Беседа- рассуждение

Рисование на тему «Россия – наша держава»

Добро

Честь

Отчизна

Осознание  себя  ответственным  членом  семьи,  школы,  общества  и

Российского государства;

развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её

традициям  и  преданиям

Выставка работ

Октябрь

О вере, знании и

культуре

Рассказ об истории создания культуры; о религии и православии

рисование рисунка на тему «Человек среди людей»

Культура

Религия Православие

Духовный мир

Знать: что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Выражение своих мыслей.

Понимать взаимосвязь русской культуры и православия.

Беседа «Что значит быть православным человеком»

Ноябрь

Что говорит о человеке

православная культура

Рассказ:  какие дары Бог дал человеку

Рисование: «Доброе  в цвете»

Совесть

Доброта

Любовь

Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как

благодарность,  дружба,  ответственность,  честность,  осторожность,

трудолюбие и милосердие;

Беседа «Какие ценности лежат в основе вашей семьи?»

Декабрь

О чем Рассказывает

Библия?

Рассказ об истории создания Библии

Аппликация «Сотворение мира»

Библия

Евангелие

Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, православной культуры.

Выставка работ

Январь

Зависть и эгоизм

Чтение истории Каина и Авеля

Зависть

эгоизм

«вопиющий грех»

Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как  отзывчивость, милосердие, сострадание

Беседа «Можно ли побороть зависть и эгоизм?»

Февраль

Зло рождает и умножает зло

Чтение Библейского сюжета. Ной  и история Великого потопа

Аппликация «Корабль добрых дел»

Доброта Отзывчивость

Уметь:  отличать добро и зло;   следить  за  своими  словами  и  делами;    контролировать

собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; настроенность  на  доброе  поведение  и  добрые  взаимоотношения  с

окружающими; ценить и принимать ценности

Беседа «Хорошо- плохо»

Март

Что разделяет людей. Тщеславие и гордыня

Чтение истории Вавилонской башни

Бисероплетение

«Дерево жизни»

Общее понимание

Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг; ценить и принимать ценности

Выставка работ

Апрель

Истина и долгий путь к ней

Чтение истории  Моисея

Просмотр репродукций на данную тему

Преданность

Научиться понимать основные содержательные составляющие священных книг; ценить и принимать ценности

Беседа «Что такое преданность?»

Май

Заповеди блаженства

Милосердие и сострадание

 урок духовности

Чтение заповедей Иисуса Христа

Рассказ о  том, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

написать сказку, стихотворение о

 жизни семьи; нарисовать рисунок

   

калейдоскоп «Добрых дел»

заповедь

кумир

милостыня

ближний

Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Ценить и принимать ценности

Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

 Беседа «Добродетели и страсти.

Какой я?»

Беседа «Что значит быть милосердным?»

4 этап  «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ

РОССИИ»

(4 –ый год обучения)

Месяц

Тематика занятий

Виды деятельности и формы организации

Практическая направленность

Понятийный аппарат

Планируемые результаты

Работа с родителями

Сентябрь

Религиозная культура в жизни человека

 Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Рассмотрение репродукций

Религия

Знать: что такое «религиозная культура» ?

 О чем рассказывает религиозная культура? Духовность,

культура, культурный человек, историческая память. Задают вопросы, отвечают на вопросы других. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Беседа «Как я отношусь к религии»

Октябрь

Величайшее сокровище – русский язык

Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики.

Чтение стихотворений О Родине

Язык

Духовная лексика

Научатся: относится  к языку, как  проявлению культуры и уважения к народу.

Будут знать отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды. Осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, признание для себя общепринятых морально-этических норм.

Конкурс стихотворений

Ноябрь

Православная молитва

Урок -исследование

«Что такое православная молитва?»

Слушание и  чтение молитв

Молитва

благодать

Священное предание

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Умение слышать, слушать и понимать партнера. 

Ценить и принимать ценности

Опрос родителей, что по их мнению дети должны знать «Отче наш»

Декабрь

Православный храм. Икона.

Урок – экскурсия в храм

Посещение храма

Паперть

алтарь

амвон

Знать: что храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей; правила поведения в храме; в  чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Посещение храма

Январь

О церковных колоколах

Рассказ, просмотр презентации о церковных колоколах; приход колоколов в русскую культуру.

Прослушивание звона колоколов;

рисование колоколов

Клепало и било.

Знать: виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Нравственно-эстетическое оценивание.

Выставка работ

Февраль

Русские монастыри. Духовный подвиг монашества

Рассказ о происхождении монашества; Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Комплекс Арских храмов(Региональный компонент)

Рассказ учащихся о храмах Ульяновской области

Подвиг

монах

инок

знать: о происхождении монашества и их духовном подвиге; о русских монастырях и их создании; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Посещение урока

Март

Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.

Рассказ о святых мучениках христианской церкви, о царской семье

Чтение литературы по данной теме

Мученик

знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

Посещение урока

Апрель

Дом и семья

Рассказ: о многоплановости проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия.

Нарисовать рисунок, сочинить стихотворение на тему «Символы семьи»

Символ

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих

Выставка работ,

конкурс стихотворенией

Май

Русь Святая

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы

Рассмотрение Образов  Святой Руси в русской художественной культуре.

Русь Святая

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Посещение урока



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое раз...

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.

Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...