Прогулки с детьми в режиме группы продленного дня
консультация на тему

Консультации для ГПД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулки с детьми в режиме продленного дня.

 В течении нескольких лет  особое внимание я уделяю организации ежедневного отдыха детей ГПД на воздухе.

   Близко расположенный к школе парк, множество дворовых и спортивных площадок, наличие бесшумных улиц и уголков создают комплекс внешних условий, делающих пребывание детей на лоне природы реальным и интересным делом , обогащающим их нравственно и физически.  

     В режиме продленного дня   можно проводить разнообразные занятия: экскурсии-поездки, подвижные игры на детской площадке,  пешеходные прогулки по маршрутам. Последние оказались не совсем обычным и легким занятием.

  Воспитанники удивлялись: зачем идти пешком, если можно воспользоваться автобусом? Так стала ясна первоочередная задача: сделать ходьбу привлекательной, проверив при этом, помогает ли пешеходная прогулка формированию коллектива, обогащению нравственного опыта детей. Прогулочные маршруты имели различную протяженность. Маршруты пролегали по улицам, парку, включали остановки на полянах и игровых площадках.  

   Накануне прогулки я проинструктировала детей о том, какой должна быть экипировка, порядок движения, какие задания надо будет выполнять. С детьми мы обсудили  то, что такое активный отдых, в чем польза ходьбы, чем отличается умственный труд от физического , как отдыхают взрослые люди в свободное время. Необходимо было преодолеть негативное отношение ребят к пешеходной прогулке, увлечь их идеей- закалить свой организм самым простым способом. Солнце, воздух, ветер, снег, дождь должны были стать их ближайшими друзьями.  

   Наблюдая за детьми, заметили, что одна ходьба становится для многих утомительной, монотонной, а потому не интересной. Поэтому обязательным компонентом прогулки стала не просто возможность пройтись, но и побегать, попрыгать, порезвиться. Только тогда у детей возникает ощущение того, что они действительно отдохнули, зарядились энергией. Учитывая эту особенность, прогулка была построена так, что естественные движения детей не запрещались, а чередовались с ходьбой.

   Постепенно отношение к такому виду отдыха на воздухе изменилось. У детей возник эмоциональный подъем, радость от ожидания следующей прогулки. Сыпались вопросы: «По какому маршруту мы пойдем? Почему мы идем по старому маршруту? Сколько маршрутов мы прошли?

Опыт организации прогулочных занятий показал, что детвора любит отдыхать коллективно. Дети положительно оценивали  совместный отдых: «Мы хорошо отдохнули! Вот это была прогулка! Всегда бы так отдыхать!»  Меня радовало то что ребята охотно  откликались  на просьбы: найти новый маршрут пешеходной прогулки, составить программу игр и развлечений, подумать над тем, кому и как помочь добрым делом.

  Нельзя согласиться с тем, что жива еще порочная традиция «выводить» детей на школьную площадку изо дня в день, из года в год, пестуя их в одной и той же социальной, природной и культурной среде, ограничивая жизненное пространство одной и той же школьной территорией. Опыт показал, что выход с воспитанниками за пределы школы с целью активного отдыха позволяет всесторонне формировать их личность: укреплять физические качества- силу, выносливость, двигательную активность; совершенствовать нравственные черты - целеустремленность , способность ориентироваться в окружающем мире.  Во время прогулок мы иногда заходили с детьми в ателье, в магазин, в детский сад, в дом творчества что бы встретиться с людьми и пообщаться с ними подарить им свои работы из бумаги.

  Таким образом, каждая пешеходная прогулка удовлетворяла потребности детей не только в движении, но и в познании окружающего мира.



Предварительный просмотр:

Знакомство с окружающим миром в рамках занятий в группе продленного дня.

            Режим группы продленного дня предусматривает различные виды деятельности,  направленные на всестороннее развитие учащихся. Большими возможностями в этом отношении  обладают экскурсии и прогулки. Они могут значительно расширить кругозор обучающихся,  пробудить у них глубокое  понимание окружающего.

             К сожалению, в практике школ воспитательные и познавательные возможности экскурсий и прогулок используются не в полной мере. Прогулки подчас сводятся только к удовлетворению двигательной активности детей, повышению работоспособности.  Это не удивительно, например наблюдения за природными явлениями, знакомство с жизнью города, села и т. п., почти не осуществляется.

              При проведении экскурсий и прогулок мало внимания уделяется вопросам формирования детского коллектива, взаимоотношений между ребятами; недостаточно участия самих ребят в подготовке и организации этих форм работы. В массовой практике, как правило, дети редко выполняют на экскурсиях  задания  поискового характера, способствующие формированию  их познавательных интересов.

              В педагогической  литературе обстоятельно рассмотрены  вопросы  классификации прогулок  и экскурсий ,  методика их проведения, позволяющая воспитателю применить их в системе , а значит, решать разнообразные задачи формирования личности: развивать наблюдательность, побуждать познавательный интерес, определенное нравственно-эстетическое отношение  к окружающему, творческую активность.

              К примеру, в группах продленного дня с младшими обучающимися часто проводятся прогулки-наблюдения в школьный парк, в сквер. Эти прогулки не требуют от воспитателя большой подготовки, могут проводиться в любое время года, потому что всегда найдется , что наблюдать в окружающей жизни: сезонные изменения растений и животных, труда людей. Основное при проведении такой прогулки выбрать наиболее удачный маршрут, подумать рассказ о наблюдаемом предмете  или явлении, определить вопросы для беседы, способствующие пониманию наблюдаемого. Естественно , накануне стоит  посоветоваться с учителем и согласовать с ним темы соответствующих уроков по окружающему миру, чтению, изо.

                Так, по темам, связанным с сезонными изменениями в природе, с детьми школы №38 города Орла были проведены мной ряд прогулок-наблюдений в парк. Анализируя, к примеру, осенние изменения, воспитатель обращался к «живому объекту» несколько раз: в начале дети наблюдали первые признаки осени, затем золотую осень, наконец позднюю. На прогулках выявлялись отличительные признаки одного дерева от другого (форма кроны, цвет кроны, листья и т.д.), сравнивались вид деревьев и поведение птиц в разные периоды осени. И всегда воспитатель обращает внимание детей на красоту природы в любую пору, при любой погоде.

                 Для развития у ребят наблюдательности хорошо проводить конкурсы «Кто самый наблюдательный?», «Кто лучше расскажет?» , игры «Что это за дерево?», «Признаки дерева» и т.п.

                   Еще больше возможностей для подобной познавательной работы во время творческой прогулки, на прогулке-задании. К сожалению, эти виды прогулок недооцениваются и проводятся редко, хотя на них целесообразно закреплять некоторые темы уроков.

                   Прогулки-задания  могут включать сборы гербариев, коллекций полезных ископаемых, лекарственных растений, природного материала для изготовления поделок, поиск определенных объектов.

             Подобная прогулка-задание проведена в третьем классе. Суть задание-доставка важного пакета в соседний штаб. Организующий игру штаб (в него входят воспитатель, пионер вожатая, пионеры-шефы) подготовил  секретные пакеты с заданиями, карты с маршрутами. Группа делиться на две команды, соревнующаяся между собой. Ребята сами придумывают названия, выбирают командиров. За правильностью  прохождения маршрутов и соблюдением техники безопасности следили пионеры. Подобные игры-задания развивают у детей наблюдательность, смекалку умение ориентироваться на местности, воспитывают чувство коллективизма взаимовыручку.

                В группе продленного дня во время  ежедневных прогулок можно многое сделать по выработке и закреплению  правил дорожного движения, навыков культурного поведения- соответствующие ситуации встречаются постоянно. Но целесообразны и специальные прогулки-практикумы, на которых эти задачи являются  основными, а воспитатель преднамеренно создает ситуации, когда учащиеся должны действовать соответственно правилам.

                Младшие обучающиеся любят прогулки – развлечения на которых проводятся подвижные игры, спортивные викторины, веселые эстафеты. Они закрепляют умения и навыки, полученные на уроках физкультуры, развивают ловкость, смекалку, укрепляют опорно-двигательную систему. Поэтому на каждой прогулке независимо от ее вида и сезонных условий можно и нужно отводить время для развлекательной деятельности.

                 Ценны в познавательном и воспитательном отношении прогулки – экскурсии по улицам города, связанным с историческими событиями или играющим важную роль в культурной и общественной жизни города. При правильном отборе объектов и умелой беседе они стимулируют интерес к событиям, желание узнать больше.

                 Педагогическая эффективность прогулок повышается именно благодаря возможности тесно связывать их с другими  формами воспитательной работы, организуемыми в помещении: эстетическими беседами, занимательными часами, играми-путешествиями, оформлениями уголков и газет. Так мною были  проведены беседы  по картинам А.А. Пластова, И.И. Левитана, устный  журнал «Природа родного края», музыкальный час «Природа в музыке» игра –путешествие «По нашей улице..» и др.

                Экскурсии – обсуждения, построенные на эвристической беседе о том, что

 детям частично знакомо из жизненного опыта, полезно устраивать в музеи, на выставки. Они сочетаются с играми-путешествиями, конкурсами, викторинами; на их материале проводятся устные журналы. Так после игры-путешествия «Растения и животные нашего края» мы были на экскурсии в Краеведческом музее. В ходе ее дети вспоминали загадки, называли повадки животных и особенности, лечебные свойства растений, о которых узнали накануне из природоведческой литературы. после экскурсии в группе дети оформили стенд отразивший интересное в мире животных и растений мы видим.

 привлекать самих ребят к подготовке и организации экскурсий и прогулок, что бы сформировать у них соответствующие навыки, научить ответственности, любви к природе и родному краю.

                 Как мы видим , режим продленного дня  позволяет связывать все виды и формы внеурочной деятельности обучаемых  в единую систему, а привлечение дополнительных  педагогических сил расширяет сферу общения детей со взрослыми, что способствует нравственному становление личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение прогулки в группе продленного дня

Статья о важном значении прогулки в режиме работу группы продленного дня....

Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.

Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....

Прогулки с детьми на продленном дне

Как приучить детей к ходьбе. Как ходьба  и прогулки на свежем воздухе влияют на детей....

Статья "Методы и приёмы работы с детьми в группе продленного дня".

Статья о методах  работы воспитателя с детьми в группе продленного дня....

«Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.»

Тема: «Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.» В последнее время среди обучающихся становится все больше слабоуспевающих детей. Чтобы понять, поч...

Занятия с детьми в группе продленного дня

В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для сво...

Занятие с детьми в группе продленного дня по теме: «Животные Ленинградской области»

Ленинградская область занимает большую территорию (83 кв. км) с уникальными местами: крупнейшими озерами и реками, огромными лесными массивами и полями. Поэтому и животный мир Ленинградской области ра...