Образовательная программа по краеведению «Мой край родной»
методическая разработка на тему

Ольга Ивановна Кравцова

Комплекснаяинтегрированная программа  «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и  переселенцев  из Украины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кашарская СОШ

Образовательная программа

по краеведению

«Мой край родной»

Возраст детей: 7-11 лет.

                             Срок реализации: 3 года (2-4 кл.)

Автор  программы  - Кравцова Ольга Ивановна

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ Кашарской СОШ.

     

Пояснительная записка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.

Комплексная интегрированная программа  «Мой родной край» позволяет решить задачу первоначального знакомства с историей, культурой, бытом донских казаков и  переселенцев  из Украины.

Модель интегрированной программы  «Мой родной край» представлена 4 блоками.

Актуальность программы:

       В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.     Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

        Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем  и душой.

Основная цель программы:  формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Ростовской области, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
  • учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
  • развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
  • воспитывать у детей желание к совместной деятельности.

       Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов, работающими  в  Ростовской области на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.

        Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-11 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Педагогические условия реализации программы: 

       Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.  

   

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.

           Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.

На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки,  праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. 

Ожидаемые результаты:

  • углубление и расширение знаний о родном крае, его особенностях (климат, территория, история);
  • повышение интереса к окружающему миру;
  • привитие навыков исследовательской работы;
  • создание  условий для творческого раскрытия личности ребенка;
  • воспитание гордости за свою землю и известных, почитаемых  в народе, людей;
  • воспитание  нравственной личности, умеющей творчески использовать полученные знания, способной к открытому восприятию мира.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями.

Учебно-тематический план 1 года обучения.

2 класс.

Название раздела программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История

4

5

9

2.

Природа

4

5

9

3.

Культура

2

9

11

4.

Быт

2

3

5

Итого

12

22

34

Содержание программы 1 года обучения:

       

Раздел 1: Исторя (9 часов)

Теория: Наше село. Историческое прошлое. Кашрцы –  участники Великой Отечественной войны.

Ими гордится наша школа.

Практические работы:

Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённыхслободе Кашары. Оформление выставки.

Экскурсия – наше село.

Выполнение проекта -  «Какой я вижу школу будущего».

 Раздел 2: Природа(9 часов)

Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Адрес  и район   школы. Забота о зелёном друге.Охрана  животного мира родного края.

Практические работы:

Выставка рисунков «Любимый уголок». Игра «Заповеди природы».

Раздел 3: Культура (8 часов)

Теория:  Русский праздник  «Рождественская неделя» с песнями, играми и гаданиями. Мир детства в произведениях донских писателей. Стихи для детей Н.Костырева, К.Жака,

Практические работы:

 Выполнение проекта -  «Интересное из жизни казаков».

Выполнение проекта- «Хохлы в диком поле.»

 Игры в Рождественскую неделю.

Раздел 4 : Быт (5 часов)

Теория: Как жили наши предки

Практика: Конкурс – выставка рисунков «Мой двор».

Исследовательская работа - «Улица, на которой находится наша школа».

    Ожидаемые результаты  1-го года обучения -  

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о своём городе, районе;
  • сведения о своей школе и её героях;
  • названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали;
  • что изучает наука экология;
  • основные заповеди природы;
  • зимние православные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;
  • целенаправленно читать литературу по определённой теме;
  • вести  себя в общественном месте, в природе.

Учебно-тематический план 3 года обучения.

3 класс.

Название раздела программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История

4

5

9

2.

Природа

4

5

9

3.

Культура

2

9

11

4.

Быт

2

3

5

Итого

12

22

34

Содержание программы 4 года обучения:

Раздел1 История (9 часов)

Теория: Символика Ростовской  области.

Кашарцы –  герои  Великой Отечественной войны.

Практические работы:

Подарок своими руками ветеранам ВОВ.

Экскурсия «Краеведческий музей».

Раздел 2: Природа(9 часов)

Теория: Природа нашего края -

в сухих степях и полупустыне;

в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги;

в пустыне.

Практические работы: проект – «Любимый уголок родного края».

Раздел 3: Культура (8 часов)

Теория:

Практические работы:

Казачьи  игры, песни, танцы.

Ожидаемые результаты  2-го года обучения -  

Учащиеся должны знать:

  • государственную символику Астраханского края;
  • военное прошлое родного города;
  • основные улицы родного города, историю их названия;
  • музеи и театры города;
  • особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;
  • названия растений, животных, характерных для своей местности;
  • отличительные особенности храмов различных  конфессий г. Астрахань;
  • 3-4 промышленных предприятия Астраханской области;
  • стихи и песни о родном крае.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;
  • уметь работать над проектом;
  • различать историко-архитектурные объекты в городе;
  • правильно вести  себя в общественном месте,
  • различать наиболее распространённые в Астраханском крае виды растений и виды животных;
  • охранять растения и животных.

Учебно-тематический план 3 года обучения.

4 класс.

Название раздела программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История

2.

Природа

3.

Культура

4.

Быт

Итого

Содержание программы 3 года обучения:

Тема 1: Историческое краеведение  (5 часов)

Теория: Астраханский округ в годы войны.

Астраханцы -  герои  Великой Отечественной войны.

История 28 Армии.

        Практические работы: Встреча с интересными людьми.

Раздел 2: Природа(9 часов)

Теория: Природа нашего края.

Формы поверхности нашего края.

Водоёмы.

Растительность и животный мир.

Что даёт нам наш край родной.

Практические работы: исследование реки Ольховая.  Что даёт нам наш край родной.Решение экологических задач «Помоги  Почемучке!» Игра – «Что ты знаешь об экологии». Оформление исследовательских работ - «Животный и растительный мир нашего края».

Раздел 3: Культура (8 часов)

Ожидаемые результаты  3-го года обучения -  

Учащиеся должны знать:

  • особенности природы своего края (положение на карте), погоды и её изменений по временам года, наиболее распространённые виды почв;
  • формы поверхности нашей области;
  • важнейшие полезные ископаемые и их использование в народном хозяйстве своего края;
  • об Астраханском государственном природном биосферном заповеднике;
  • историческое прошлое родного края( история 28 Армии, герои-астраханцы ВОВ);
  • историко-архитектурные памятники;
  • что даёт  нам наш край родной.

Учащиеся должны уметь:

  • различать историко-архитектурные объекты в городе;
  • правильно вести  себя в общественном месте;
  • определять изученные свойства полезных ископаемых, воды, местных почв;
  • различать наиболее распространённые в Астраханском крае растения и животные;
  • охранять растения и животных.
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;
  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
  • презентовать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по краеведению в начальной школе "Петушки- мой край родной"

Настоящее пособие - это проект, выполненный группой учителей начальной школы МБОУ СОШ №2 г.Петушки. актуальность проекта продиктована запросом времени на воспитание юных граждан в духе патриотизма и о...

Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Начала (конспект)

Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А....

Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. (приложения)

Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А. Интегрированный классный час (краеведение, информатика...

Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. (презентация)

Классный час в 3 классе по краеведению. Мы - часть родной страны, родного края. Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А. Интегрированный классный час (краеведение, информатика...

Образовательная программа по краеведению «Мой край»

        Цель:Овладение учеником  элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к свое...

Занятие по внеурочной деятельности . Краеведение- наука о родном крае. Наш город на карте Оренбуржья. Наши соседи.

Сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.            учить ставить проблему, определять объект исследования....