Воспитательное значение Библейских цитат в русских пословицах
статья на тему

Семянникова Оксана Юрьевна

Рождественские чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рождественские чтения 24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МБОУ « Гимназия № 97 г.Ельца»

Воспитательное значение Библейских цитат в русских пословицах

                                                                                                            Семянникова О.Ю.

         Сохранение духовно-нравственного потенциала России через возрождение национальных православных традиций, преемственность поколений, духовное и патриотическое воспитание и образование подрастающего поколения были и остаются  главными приоритетами для современного общественного развития и государственного строительства.

          Желая возродить величие Отечества, мы не должны забывать, что немыслимо возродить культуру, нравственность, духовность без основ христианства, ведь именно на православных идеалах формировались доброта, милосердие, совестливость, умение прощать, честность, патриотизм, культура межэтнического общения.

        Православно-христианские принципы любви, гармонии  в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями.

          Православие отвечало характеру народа и позволяло ему сохранять свои народные традиции, обычаи и идеалы, которые прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в меткие выражения – пословицы.  В них отчетливо и всесторонне в сжатой форме воплотилась вековая мудрость этноса.  Накопленные на протяжении нескольких веков, они поддерживали и поддерживают сущность народного быта, укрепляли и укрепляют нравственные устои и заповеди.

        Пословицы охватили все стороны народной жизни. Они воспитывают, учат добродетелям, высмеивают человеческие пороки, определяют духовные и мировоззренческие ценности  народа как универсальное средство, отражающее национальный характер и нравственные идеалы.

       Весь опыт тысячелетней жизни скапливал народ в пословицах, чтобы потом этот опыт постигал каждый из нас самостоятельно.          

        Если обратимся к трехтомнику В.И. Даля, в котором  собраны  пословицы по теме  «Бог. Вера», то увидим , что  Вера в Бога как в Добро пронизывает русское национальное сознание, отражаясь, в частности, в сотнях народных пословиц : «Кто добро творит, того Бог благословит»,  «Богу хвала, а добрым людям честь и слава», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда».

      Многие русские пословицы являются словесными «иллюстрациями» христианских заповедей, были заимствованы из Библии и других религиозных источников . Книги божественной премудрости «Иисуса, сына Сирахова»,  труды святителя Иоанна Златоуста и, конечно, Евангелие - они не имеют себе равных по воспитательной силе. Именно из них  черпали наши предки нравственные установки для четких жизненных формулировок.

        Порой для простого читателя Библия не понятна. Для того и придумывали наши предки емкие фразы, чтобы легче воспринималась на слух библейская премудрость.

      В  русском языке количество пословиц, поговорок и прочих фразеологизмов, имеющих библейское происхождение, огромно. По мнению специалистов, среди наиболее употребительных русских пословиц , пословицы с библейскими корнями составляют 15–20%. И это только те, которые более или менее точно воспроизводят библейский текст.

        Так  Книги Нового Завета почти полностью разобраны на цитаты, имеющие широкое хождение в русском языке. Многие из таких фраз в процессе употребления в устной речи приобрели лаконичность , что сделало их похожими на народные пословицы и поговорки.

      Приведу примеры наиболее употребляемых  .

              Самая известная  русская пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». К настоящему времени появилось много производных этого изречения, например: «посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», «посеешь ветер – пожнешь бурю».  Источник этих пословиц – весьма глубокие слова апостола Павла в Послании к Галатам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» .

        Пословица «Кто не работает, тот не ест» очень широко использовалась в советское время и применялась на практике как принцип распределения ресурсов. Многих людей, воспитанных этим непростым временем, очень удивляет ее источник – послание апостола Павла к Фессалоникийцам, который обвиняет некоторых из своих адресатов в праздности и пишет им: «когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» .

     Еще одна популярная пословица : «Кто не с нами, тот против нас». Она часто употреблялась в первые годы после революции и с тех пор прочно ассоциируется с агрессивной пропагандой. Однако бескомпромиссного определения своих жизненных позиций требует от нас и Христос: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает» (Евангелие от Матфея.)

Все тайное становится явным. «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10, 26). Этими словами Спаситель увещевает Своих учеников не бояться злых людей, так как тайное со временем раскроется, истина обнаружится, и время покажет и добродетель учеников, и злобу клеветников.

В чужом глазу сучок видеть, а в своем бревна не замечать.в  (обращать внимание на чьи-нибудь мелкие недостатки, не замечая крупных своих). «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3; Лк. 6, 41), – слова из Нагорной проповеди Христа, в которых осуждается лицемерие тех, кто судит других, не замечая своих недостатков.

         Немало крылатых выражений породил и Ветхий Завет.  Приведу  несколько таких известных пословиц с указанием их источников.

      Книга Премудрости. Иисуса, сына Сирахова.

 «Друг не познается в счастье, враг не скроется в несчастье» - Друг познаётся в беде

      «забота прежде времени приводит старость» -  Не работа старит, а забота

    «не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним» - Старый друг лучше новых двух .

     Не спеши языком, торопись делом.— «Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих»

Пирог ядучи, помяни и сухую корочку.— «Во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства — о бедности и нужде» 

Притчи Соломона.

Кроткое слово гнев побеждает  – «кроткий ответ отвращает гнев»

От умного научишься, от глупого разучишься.- «Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.»

Книга Екклесиаста, или Проповедника.

Не рой другому яму – сам в нее попадёшь – «кто копает яму, тот упадет в неё»

  – Книга пророка Иеремии   

Отцы клюкву ели, а у детей оскомина – «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»

     Как мы увидели   многие пословицы являются словесной иллюстрацией и выражением   христианских заповедей.

      Как же так получилось, что необразованный, неграмотный, «некультурный» народ создал культуру намного чище, светлее, долговечнее, авторитетнее и т.п., чем образованный слой общества? Причина в том, что не свои измышления пытался выразить народ в словесных формулах, а Божественную волю. Главная христианская добродетель проявилась в любви к составлению пословиц у русского народа – смирение. Смирение перед волей Божией, перед Его святыми заповедями, перед библейской мудростью. С помощью пословиц русский народ просто переводил на доступный, бытовой язык библейские истины, а не гордился своими  измышлениями. Как вода полирует камень до самой простой формы, так и в житейском море русского народа библейское слово отчеканилось в простые формы пословиц.

         В них запечатлелся христианский дух и христианское понимание жизни. Краткие и меткие изречения говорят, как следует строить свою жизнь на вере в Бога, на уважении к человеку, на любви к правде, на честности и умеренности.

       

     Предельная простота русских пословиц, ясность, меткость сравнений, изумительная красота определений со всей очевидностью передают богатство души русского народа, проникнутой верой в Бога. Такие пословицы следует беречь и изучать, как драгоценный памятник творчества "народа-Богоносца." Несмотря на истекшие века, изменившиеся обычаи и жизненные условия, многие из этих пословиц не менее актуальны теперь,  как и сотни лет назад. Это потому, что в них, как и в библейских притчах, выражена вечная Правда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное значение православных праздников

В пояснительной записке к презентации "Воспитательное значение православных праздников" даны рекомендации путей решения этой проблемы в начальной школе....

Доклад "Воспитательное значение стихотворений С А Сарыг-оола в курсе "Литературного чтения" 2 класса тувинских школ

Ажылдын сорулгазы: эге школанын  2 клазынын «Литературлуг номчулга» эртеминде Степан Агбаанович Сарыг-оолдун «Бистин малывыс» деп уругларга чогаалынындан  киирген шулуктернин уругларга кижиз...

Воспитательное значение эвенкийских пословиц на уроках национальной культуры

Пословицы и поговорки оказывают влияние  на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Пословицы обогащают детей сведениями о природе и знаниями из самых разных областей человеческой жиз...

Тренажер по определению падежей имени существительного в цитатах произведений русских писателей.

Определи падеж имен существительных.А.С. Пушкин:“Не мысля гордый свет забавить” (родительный)“Татьяна пред окном стояла” (дательным)“Как гений чистой красоты” (вини...