Воспитательное значение эвенкийских пословиц на уроках национальной культуры
методическая разработка (3 класс)

Петрова Нюргуяна Витальевна

Пословицы и поговорки оказывают влияние  на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Пословицы обогащают детей сведениями о природе и знаниями из самых разных областей человеческой жизни. Ознакомление детей с эвенкийскими пословицами нужно начинать с более или менее общедоступных и постепенно переходить к более сложным и замысловатым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_znachenie_evenkiyskih_poslovits.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное значение эвенкийских пословиц на уроках национальной культуры.

         Чрезвычайно богатые возможности для воспитания школьников, для гармоничного развития современной личности даёт многообразный  фольклорный материал и в особенности,  так называемые малые жанры фольклора  - пословицы  и поговорки.

          Через пословицы из поколения  в поколение передаётся народная философия,  понимание законов семейной и общественной жизни. В пословицах отражена  духовная и  материальная  культура эвенкийского  народа.

            Пословицы и поговорки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Пословицы обогащают детей сведениями о природе и знаниями из самых разных областей человеческой жизни. Ознакомление детей  с  эвенкийскими пословицами нужно начинать с  более или менее общедоступных и постепенно переходить к более сложным и замысловатым.

      Многие эвенкийские пословицы, вместе взятые составляют свод правил поведения,  нравственных норм.

  • Украв, человек не одарит себя.
  • Хороший человек ребёнка сделает человеком.
  • Не пристанет грех к тому, кто воспитал сироту.
  • Не делай плохого – обернётся горем для твоих детей.

Многие пословицы осуждают недостатки людей.

О бессовестном человеке эвенк скажет: «Этот человек совершенно не имеет лица».

 «На твоём лице выросли волосы».

          Трудовые традиции, познания и опыт, складывавшиеся веками, передавались из поколения в поколение. По содержанию, силе, наблюдательности, точности  мысли и выражения народно – педагогическая мудрость  о трудовом человеке имеет огромное воспитывающее значение.

  • Перестал работать – перестал хлеб кушать.
  • Труд работника боится.
  • Жить трудясь  - это хорошо.

         Бережное отношение  к маленьким детям  у эвенков сочетает в себе любовь, уважение и доверие к ним с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей.  Эвенки никогда не подвергают их телесным наказаниям, никогда на них не кричат. Мягкий шлепок матери – самое строгое наказание  для шалунов. В преданиях рассказывается о том, что у неласковых матерей дети пропадали, их якобы забирали в небо. Если ребёнок много плакал, это считалось плохим признаком, говорили, что слёзы ребёнка принесут горе его обидчику.  

  Мысли о воспитании содержатся во многих пословицах.

  • Похвала и плохого человека человеком сделает.
  • Скотину расти, ребёнка роди, корнем человека стань.
  • Жить самостоятельно, трудясь, - это хорошо. (досл.: Род свой находя жить – это хорошо).
  • Не противоречь традициям,  не возражай принятому  (досл.:  Не говори прямо по направлению к небу).
  • Живи самостоятельно,  своим умом. ( Голову не отдавая, мысль свою не выпуская, из рук живи).

Многие   пословицы   посвящены женщинам.  Кочуя по тайге, она сама часто решала важные вопросы. Женские руки хранили огонь домашнего очага, готовили пищу, ухаживали за малышами, обрабатывали шкуры, обували и одевали всех.

  • Жену потеряешь, потухнет огонь.
  • Жизнь очага зависит от матери.
  • Мать даёт жизнь очагу (т.е семье,роду).
  • Женщина растит человека.

       

       Традиции и обычаи, будучи общественным явлением, выступают в виде принципов , норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека.

  • Подражай во всём порядочному человеку (досл.: Куда ступил хороший человек, туда ступай, что сказал хороший человек, то говори).
  • Хороший человек всегда прислушивается к совету старшего (досл.: Хороший человек слово старика в мозг свой воткнёт).
  • Всё будет хорошо, если будешь сам желать другим добра.
  • Не жалей для человека того, что дано небом, делись.

      Выполнение различных самостоятельных работ способствует стимулированию творческой активности учащихся.  Использование образцов народных пословиц на уроках национальной культуры предполагает разнообразные виды работы с пословицей.

- Озаглавить пословицей, например  какой – то рассказ.

- Подумать над смыслом пословицы.

- Подобрать пословицы по разным темам.

- Сочинить свою пословицу.

- Найти половину пословицы  по смыслу (можно оформить в виде игрового лото).

- Сопоставить пословицы разных народов.

          Для современного школьника многие пословицы  и поговорки непонятны. Но они, отражая прошлую жизнь, являются хорошим познавательным материалом и имеют очень большое воспитательное  значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ национальной культуры учащихся на уроках эстетического цикла

Творческий доклад на МО "Формирование  основ национальной культуры на уроках эстетического цикла"...

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

Открытое внеурочное мероприятие посвященное Дню национальных культур по теме "Россия многонациональная страна.""Национальность евреи"

В рамках   внеурочного мероприятия  посвященного Дню национальных культур России Вашему вниманию представлена одна из национальностей проживающая на территории Р.Ф. -евреи.(Еврейский А...

Урок физической культуры в 1 классе по теме "Национальные подвижные игры"

План-конспект урока физической культуры в 1 классе. На уроке проведены национальные народные игры жителей Южного Урала....

Воспитательное значение национального праздника Ысыах в русскоязычной школе

В статье описывается празднование национального праздника Ысыах, его воспитательный аспект. Ключевые слова: культурная традиция, национальный праздник, школьники....