Воспитательное значение национального праздника Ысыах в русскоязычной школе
статья

Христофорова Валентина Викторовна

В статье описывается празднование национального праздника Ысыах, его воспитательный аспект.

Ключевые слова: культурная традиция, национальный праздник, школьники. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Христофорова Валентина Викторовна,

учитель начальных классов МОБУ «СОШ №10 имени Д.Г. Новопашина», г. Якутск

valentina.hristo@mail.ru 

 

Воспитательное значение национального праздника Ысыах в русскоязычной школе

 

Среди педагогов нет единого мнения о средствах воспитания. В настоящее время всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Но старая поговорка гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое». Замечено, что часто люди начали возвращаться к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики:

 1. Природа. Могучим средством воспитания является природа. Она способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по-настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми.

2. Сказки. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Они — сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи в течение столетий выработанные и проверенные народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

3. Музыка. Это – один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Недаром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства. Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям. Народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло.

4. Обычаи и обряды, праздники. Народные праздники как средство воспитательно-образовательной деятельности в школе могут проявляться в обычаях и обрядах.

Важное место в воспитании школьников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания.

У якутов есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям.

Сам процесс подготовки к празднику имеет воспитательное значение. В процессе подготовки к празднику дети знакомятся с традициями праздника, разучивают песни, стихи, игры, ритуалы, народный этикет, знакомятся с историей и культурой родного народа.

У якутского народа с древних времен существует самый главный якутский национальный праздник, который знаменует собой наступление лета после долгих зимних месяцев. Ысыах – это единственный праздник, который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. Якутское название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией праздника ысыах действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действие в честь «светлых божеств», к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись, прежде всего, божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом – культом коня. Перед праздником торжественно устанавливали сэргэ (коновязь) с якутским национальным орнаментом, украшали и обустраивали түһүлгэ (местность, где проводится ысыах). Восстанавливаются старинные постройки якутов в форме балагана, ураһа, украшенные салама, изделиями народных промыслов: различных меховых ковров, вышитых бисером чепраков, берестяной и деревянной посуды, изделиями из кости и др.

Рано утром начинают съезжаться гости в национальных костюмах и украшениях. Ысыах начинается с торжественной церемонии открытия праздника, на котором белый шаман произносит праздничный алгыс с обращением к духам земли и всем святым небесным духам, называя всех по имени. Звучат молитвенные заклинания и прошение милости и благословения. Затем алгысчыт угощает духов-хозяев земли кумысом и приглашает всех на праздник.

После праздничного угощения и концерта проводятся национальные спортивные игры, конные скачки. Традиционными национальными видами спорта являются прыжки – «куобах», «кылыы», вольная борьба и перетягивание палки. Спортивные игры выявляют силу, ловкость и мужество. Для мальчиков все эти виды спорта проводятся отдельно от взрослых, и они с удовольствием участвуют в состязаниях. Для того, чтобы достойно выступить, они посещают кружки и секции по национальным видам спорта.

Конкурс национальных костюмов, летние праздничные наряды, высокохудожественные выступления певцов, тойуксутов, олонхосутов развивают эстетические чувства у подрастающего поколения. Для воспитания девочек в духе народных традиций проводится конкурс «Туйаарыма Куо».

Во время праздника люди танцуют хороводный танец с песнями под названием оһуохай. Запевала воспевает начало лета, расцвет природы, благопожелания и поздравления. Некоторые запевалы могут петь по три дня подряд без остановки, на ходу придумывая слова.  

Кроме городского (сельского) большого ысыаха традиционно каждая школа с якутским языком обучения заканчивает учебный год праздником ысыах. Вместе со взрослыми дети приобщаются к национальным традициям. На праздник приглашаются родители, почетные гости, подводятся итоги года. Празднику предшествует большая подготовительная работа. Все компоненты образовательных областей – познавательное, речевое, музыкальное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное – объединяются общей темой и реализуются во всех видах детской деятельности, вплетаясь в общую канву подготовки к празднику. Коллективный выход на природу, красивый праздник, участие в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных играх вместе с родителями оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.

Таким образом, приобщение детей к народным традициям и праздникам обогащает знания детей о культуре родного народа, прививает чувство любви и гордости, интереса к родному краю и его традициям.

Ысыах — это традиционный праздник народа саха. Он олицетворяет встречу лета, пробуждение природы. Ысыах – это духовное богатство якутского народа. Этот праздник с удовольствием ждут не только взрослые, но и дети.  Отрадно заметить, что Ысыах, как символ якутской культуры, имеет свое место в воспитании и обучении подрастающего поколения, остается той уникальной культурной нишей, где учащиеся соприкасаются с этнической культурой своего народа.

В средней общеобразовательной школе №10 имени Д.Г.Новопашина в начальном звене в каждой параллели есть по одному якутскому классу. Дети осваивают родной язык и культуру вместе, участвуют в различных культурно - спортивных мероприятиях. Родители принимают активное участие в обучении и воспитании детей. Одним из больших и значимых мероприятий является праздник Ысыах, воспитательным значением, которого является приобщение детей к освоению традиций своего народа, его духовно-нравственных идеалов.  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                          

                

Рис. 1 – Участники праздника ысыах

 

В школе среди параллелей начальных классов с якутским (родным) языком обучения праздник ысыах традиционно проводится в конце учебного года вот уже несколько лет подряд. На ысыахе участвуют учащиеся всех якутских классов вместе с родителями. Ысыах проходит в местности Үс Хатыҥ. Перед праздником совместно с родителями обязательно украшаем и обустраиваем түһүлгэ (место для проведения Ысыах), накрываем сандалы (праздничный стол) из национальных блюд. Ысыах начинается с торжественной церемонии открытия праздника – с алгыса.

 

                     

Рис. 2 – Торжественное открытие праздника – алгыс

 

После праздничного угощения начинаются национальные спортивные игры и конкурсы. Традиционно проводятся конкурсы лучшего чтеца чабырҕах, запевал оһуохай, конкурс национальной одежды, конкурс блюд, хомусистов. Спортивные состязания проводятся по следующим видам: перетягивание каната, хапсаҕай, перетягивание палки, кылыы, куобах, ыстаҥа. Отрадно, что ученики всех якутских классов принимают самое активное участие в спортивных состязаниях, творческих конкурсах. И все это мероприятие проходит благодаря старанию и непосредственной помощи родителей.

 

              

Рис. 3 – Творческие конкурсы и спортивные состязания

 

Именно в таких традиционных мероприятиях полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, моральные устои, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Природой.

Ысыах – совокупность воспитательных воздействий на личность, в ходе праздника воспеваются любовь и преданность родным местам, возрождаются старинные формы почитания предков.

Таким образом, якутский народный праздник ысыах является средством приобщения детей к традициям родного народа, его духовно-нравственных идеалов.

Именно национальные праздники в настоящее время являются одними из наиболее насыщенных и красочных действующих механизмов, которые обеспечивают сохранение самобытности этносов, их культуры, а, следовательно, и традиционных национальных ценностей. Однако, учитывая тот факт, что сегодня не все активно участвуют в подобного рода мероприятиях, представляется необходимой разработка комплекса мер, направленных на приобщение молодого поколения к праздничным традициям своего этноса, популяризацию национальных праздников.

Использованная литература:

1. Винокурова, У.А. Создание условий для развития талантливых детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / У.А. Винокурова, М.П. Петрова // Педагогика Севера: партнерство во имя ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Салехард, 27 марта 2013 г.) / Обществ. палата Рос.Фед.; Ассоц. кор. малочисл. нар. Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, Правительство Респ. Саха (Якутия); Правительство Ямало-Ненецкого автономн. окр.; Ин-т нац. школ Респ. Саха (Якутия); Ин-т нар. Севера РГПУ им. А.И. Герцена. – М., 2013. – 144 с. – С. 41–45.

2.Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Л.В. Николаева. – Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.

3. Петрова М.П. Дополнительное образование как этнокультурный механизм воспитания творческой личности / М.П. Петрова // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015 – 416 с.

4. Толстова, Е. А. Традиционные народные праздники и их роль в воспитании подрастающего поколения / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, Н. П. Смалькова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 710-712. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27643/

5. Уткин К.Д. Педагогические основы народного праздника ысыах / К.Д. Уткин. – Якутск: Ситим, 1994.

6. Чехордуна, Е.П. Героический эпос как ресурс духовно-нравственного развития и воспитания личности // Педагогика, 2012. – № 6. – С. 54–60.

7. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо (электр. ресурс) / Е.П. Чехордуна. – Киров: МЦНИП, 2013. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное значение православных праздников

В пояснительной записке к презентации "Воспитательное значение православных праздников" даны рекомендации путей решения этой проблемы в начальной школе....

Рабочая программа по татарскому языку для русскоязычных школ

Рабочая программа для 2-4 классов по татарскому языку для школ с русским языком  обучения...

Доклад "Воспитательное значение стихотворений С А Сарыг-оола в курсе "Литературного чтения" 2 класса тувинских школ

Ажылдын сорулгазы: эге школанын  2 клазынын «Литературлуг номчулга» эртеминде Степан Агбаанович Сарыг-оолдун «Бистин малывыс» деп уругларга чогаалынындан  киирген шулуктернин уругларга кижиз...

Сценарий праздника "Ысыах"

Сценарий национального праздника "Ысыах" для детей...

Якутский праздник ысыах

—Традиционная встреча лета.—Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа САХА это ЫСЫАХ. Якутский ысыах связан с культом солнечног...

Воспитательное значение эвенкийских пословиц на уроках национальной культуры

Пословицы и поговорки оказывают влияние  на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Пословицы обогащают детей сведениями о природе и знаниями из самых разных областей человеческой жиз...

Национальный праздник Шагаа в школе

Национальный праздник Шагаа в школе...