Организация работы с родителями в начальной школе.
материал (1 класс) по теме

Самаркина Надежда Владимировна
 

Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность».

 Дмитрий Иванович  Менделеев сказал: «Образование без воспитания—меч в руках сумасшедшего».

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и обучащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, который тоже нуждается  в сотрудничестве с родителями. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v.samarkina.docx25.67 КБ
Office presentation icon n.v.samarkina.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

 Из опыта работы. Организация работы с родителями в начальной школе.

Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность».

СЛАЙД 2    Дмитрий Иванович  Менделеев сказал: «Образование без воспитания—меч в руках сумасшедшего».

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и обучащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, который тоже нуждается  в сотрудничестве с родителями.

СЛАЙД     В работе с  родителями ставлю перед собой цель: включение родителей в воспитательно – образовательный процесс как равноправных и равноответственных  партнеров

СЛАЙД     Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник, главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!   В басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»:

       Когда в товарищах согласья нет,

       На лад их дело не пойдёт,

       И выйдет из него не дело, только мука…

Отсюда  вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось  в школе. Задача классного руководителя –стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.

Ещё до начала учебного года , я знакомлюсь не только со своими будущими первоклассниками, но и с их родителями, узнавая в личной беседе о положении в семье, индивидуальных особенностях ребёнка (занятия музыкой, способности к рисованию, болезненность, раздражительность, недостатки речи, зрение и т.д.), чтобы с первого же дня работы всё это учесть, не допуская промаха при общении с детьми, рассаживании.

В дальнейшем, когда учеников узнаю лучше, беседы с родителями становятся более конкретными и частыми. Уже с полной определённостью можно сказать, от какого ребёнка можно и нужно потребовать построже, а с какими следует проявить больше терпения: что он успешнее усваивает, в чём затрудняется, почему, как помочь. Сколько бы это ни отнимало времени и даже сил, учитель должен учить родителей методически правильно помогать детям в учёбе и воспитывать их.  В итоге составляю

социальный паспорт родителей класса.  

Проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса (таких семей в моем классе 18).  

СЛАЙД         В своей работе я стараюсь использовать разные формы сотрудничества с родителями. 

1.Родительские собрания. Заранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий.

    На первом родительском собрании в начале учебного года знакомлю родителей с основными учебно-воспитательными задачами на этот год. Здесь же предлагаю родителям решить, кто из них и как будет участвовать в работе класса. И родители по желанию делятся на группы:

1  группа - ответственные за организацию экскурсий, походов;

2  группа - ответственные за проведение праздников, конкурсов;

3 группа  - ответственные за оформление и благоустройство кабинета.

2. Работа родительского комитета.  В его состав входят (председатель, казначей, ответственный за передачу информации) – это наиболее активные родители. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год.

 Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями (например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др). Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.

3. Индивидуальные беседы и консультации. Для их проведения может быть привлечен психолог, библиотекарь, администрация, другие родители. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания конкретных учащихся. Из опыта работы заметила, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. В плане воспитательной работы заведена отдельная тетрадка, где отражено: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация.   

4. Родительский классный час.  Родителям предложила проводить 2 раза в год родительский классный час. Меня родители поддержали. На собрании  сразу выбрали  родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год будем выбирать  других. В этом учебном году  мы запланировали классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю» ( Ахмадуллина Светлана Владимировна) и ко Дню защитника Отечества «Профессия -строитель» (Добрин Александр Юрьевич). Мне кажется, что такие  классные часы должны проходить  интересно и оживлённо.

5. Родительские рейды. В нашем классе мы решили проводить рейды по проверке тетрадей, состоянию учебников, внешний вид учащихся. Лучшие результаты будут сообщаться всему классу, худшие будем доводить  индивидуально до родителей. Детей награждаем по итогам рейда. Например, на лучшие тетради, мы будем одевать  «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей – дарить закладки. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем. Такие рейды мы будем проводить 1-2 раза в год, хотя, думаю,  можно проводить и по четвертям.

СЛАЙД  

6. Проектно-исследовательская работа. В современном образовании, проектно-исследовательская деятельность  занимает важное место. Уже в 1 классе , мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

          В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Огорчает то, что в работе над исследованиями помогают в основном мамы. Хотя, возможно, это обусловлено тематикой работ. Вполне возможно, что папы помогут в других, более «мужских» исследованиях. Наши мини- проекты « Моя родословная», «Как получают хлеб», «Мое увлечение».

7. Заочные конкурсы. Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков, выполненных мамами), «Лучший почерк» (в прописях у первоклашек), «Папины руки» (выставка поделок, выполненных папами)-чаще всего принесенные поделки продавались на ярмарке). Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. Подведение итогов в этом случае обязательно.

8. Праздники. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются конечно же  праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В первом классе у нас 2 крупных праздника: «День рождения класса», «Прощание с первым классом». Если в первом случае  основную подготовку взяла я на себя, то во втором   я, надеюсь, буду только направлять родителей.

   А потом, часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (оформление класса, призы и т.д.)

9. Семейные вечера. При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья»,

« Самая читающая семья». Главное условие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Любимые бабушки наши» ) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.

 СЛАЙД В своей практике, я ежегодно веду учет участия родителей в жизни класса « Экран активности». Напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком-либо мероприятии. В конце года я подсчитываю количество баллов (+) и довожу их до сведения детей и родителей.

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче.

Родителям предложила такой эксперимент. Давайте попробуем тоже вместе с вами выполнить это.  Поднимите  одну ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок.  Ну как? Получается? Нужна вторая ладошка.   Одна ладонь – родители,  другая – учитель. Хлопок – это результат действия двух ладоней.

Каким бы мастером не был учитель , без помощи родителей мы не сделаем  того, что можно сделать вместе.

СЛАЙД 17.  (фото)    Успехов Вам, коллеги!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы с родителями в начальной школе учитель начальных классов Н.В.Самаркина

Слайд 2

Д.И. Менделеев сказал: «Образование без воспитания—меч в руках сумасшедшего».

Слайд 3

Цель: включение родителей в воспитательно – образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров

Слайд 4

Задача ребенка: познавая новое, открывать самого себя для себя Задача взрослых: помочь ему в этом очень нелегком деле

Слайд 5

Социальный паспорт класса малообеспеченных семей 9 многодетных семей 2 неполных семей 5 семей неблагополучных 1

Слайд 6

Образование родителей ( высшее-15; ср-спец-11; среднее-3)

Слайд 7

Формы сотрудничества с родителями Родительское собрание Работа родительского комитета Индивидуальные беседы и консультации(с привлечением психолога, администрации школы, других родителей)

Слайд 8

Формы сотрудничества с родителями Родительский классный час Родительские рейды (1-2 раза в год)

Слайд 9

Формы сотрудничества с родителями Исследовательская работа Заочные конкурсы Праздники и семейные вечера

Слайд 10

Исследовательская деятельность Откуда берётся хлеб Моя родословная

Слайд 11

Давайте познакомимся : Меня зовут Алмаз , учусь 1А классе школы №65. Я расскажу вам немного о себе :о том ,что я люблю ,и чем увлекаюсь.

Слайд 12

Посвящение в первоклассники

Слайд 13

Экран активности Родит.собр. Субботник Посвящ. в 1-ки Минута славы День матери Конкурс «Золотая осень» Олимпиада по матем «Уч.ру» Мансур Алёша Ф.Полина Костя Егор Алена Эльвина Ло.Данил Арсений Ли.Данил Алмаз Б.Полина Никита Риана Денис Милана Эмиль Адиля Амира Стас Фаниль Лера Арина С.Полина Регина + + +++ + ++ +++ ++ + ++ +++ + ++ ++ ++ + + + +++ +++ +++ + ++ + ++ + + +++ +++ +++ +++ ++ ++ +++ +++ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Организация работы с родителями учащихся начальной школы

В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....

Мастер – класс «Организация работы с информацией в начальной школе»

Практическая значимость: • ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе; • предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педа...

Организация работы с портфолио в начальной школе

Как организовать работу с портфолио, чтобы она носила систематический, целенаправленный и рефлексивный характер? Опыт работы с портфолио позволил выработать определенный алгоритм деятельности, в котор...

Организация работы со слабоуспевающими учениками начальной школы

Правила работы со слабоуспевающими учащимися...