Круглый стол "Мой выбор"
классный час (4 класс) на тему

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и остается одной из актуальных в педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_moy_vybor.docx25.99 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол "Мой выбор"

2015 год

Пояснительная записка

        Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и остается одной из актуальных в педагогике. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно-деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности.

        Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого поступков; способствует формированию нравственной жизненной позиции учащихся и развивает у детей умения объективно оценивать своё поведение.

        Целевая аудитория - учащиеся 4 класса.

        Цель: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

        Задачи:

1.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

2. Формирование личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

2. Расширение знаний детей о нравственности и безнравственности.

3. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

        Ожидаемые результаты:

        личностные: определение внутренней позиции учеников к нравственности, а также ценностная и морально-этическая ориентация ребят, ориентация на выполнение милосердных поступков, определения способности к решению нравственных проблем, а также - оценка собственных поступков, особенно во взаимоотношениях с близкими.

        метапредметные: осуществление контроля собственных действий, развитие коммуникативной деятельности, а также познавательной активности.

        предметные: четкое понимание и применение понятийного инструментария классного часа, уяснение того, что собой представляют нравственные поступки, как развивать нравственность, что нужно для счастливой жизни человека.

        Методические советы

  1. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
  2. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
  3. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.
  4. Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

        Оборудование: презентация (Приложение 1), солнышко с лучиками, карточки с названиями качеств, предметы для эксперимента.

        Форма проведения: круглый стол.

План классного часа

1. Создание проблемной ситуации.

- Добрый день, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Начнём нашу беседу  с небольшого эксперимента.  Приглашаю одного ученика. Из двух предметов нужно выбрать один. (два карандаша разного цвета, две точилки, два воздушных шара и т.д.)

- Почему ты выбрал эти предметы? Что выбирает для себя человек?

Вывод: человек выбирает то, что ему нравится.

2. Формулирование темы круглого стола.

- Назовите тему круглого стола?

МОЙ ВЫБОР

3. Анализ притчи.

- Приглашаю вас послушать восточную притчу (Приложение 2)

Восточная притча

        Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

 Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

-Что ответил Мастер своему ученику?

        Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

- Представьте, что у вас в ладонях эта бабочка. Сомкните ладони, почувствуйте бабочку.

- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

- Какой путь выбрали бы вы, ребята?

- Человек всегда может сделать выбор.

4. Обсуждение определения нравственности

Выбор, направленный во благо другому, доброе дело – это и есть нравственный поступок.

Благородный человек – нравственный, честный и открытый человек.

- Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

- Человек всегда стоит перед выбором быть нравственным или безнравственным. К сожалению, очень часто бывает, что люди совершают безнравственные поступки.

- Какие качества человека вы бы отнесли к нравственным?

- От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

- Перед вами лучи солнца. Напишите на лучах нравственные качества, которыми вы обладаете или хотели бы обладать. (На доске прикрепляем лучи, улыбку)

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. Оно засверкало, заулыбалось. Я желаю, чтобы в вашей душе тоже светило такое солнце.

5. Обсуждение ситуации

Ситуация

        Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей. Как ты поступишь?

а)пойду в магазин, куплю  компьютерную игру, о которой долго мечтал;

б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;

в)поступлю по- другому.

6. Анализ стихотворения.

Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка»

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Четыре отделения

В тяжелом кошельке.

И в каждом отделении

Пятак на пятаке.

И вдруг по той же улице,

По той же мостовой

Идет навстречу девочка

С поникшей головой.

И грустно смотрит под ноги.

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти.

Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

- Как поступит мальчик?

Но тут беда случается,

И я стою дрожа:

Не нахожу в кармане я

Любимого ножа.

Четыре острых лезвия

Работы непростой,

Да маленькие ножницы,

Да штопор завитой.

- Какие чувства испытал мальчик?

И вдруг я вижу, девочка

Идет по мостовой,

Мой ножик держит девочка

И спрашивает: «Твой?»

Я нож беру уверенно,

Кладу в карман его.

Проходит мимо девочка,

Не знает ничего.

И грустно смотрит под ноги,

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти.

Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

- Какой выбор стоит перед мальчиком? Как поступили бы вы на месте этого мальчика?

Я бросился за девочкой,

И я догнал ее,

И я спросил у девочки:

Твое? Скажи, твое?

Мое, - сказала девочка, -

Я шла, разинув рот.

Отдай! Я так и думала,

Что кто-нибудь найдет.

- Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно? Что ты сделал тогда?

- Что такое совесть?

Совесть проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. У каждого своя совесть, потому что у каждого своя нравственность.

Все люди хотели бы жить в нравственном обществе. Но это еще не значит, что все сами хотели бы быть нравственными.

6.Выполнение продуктивного задания

- Всегда ли у человека есть выбор?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

- Перед вами карточки с качествами людей. Разделите их на две группы. (нравственные и безнравственные: добросердечность, зависть, глупость, внимательность, скромность, честность и т.д.)

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации выбора – совершить нравственный поступок или безнравственный?

7.Рефлексия деятельности

- Наш сегодняшний разговор был коротким, но в ходе этого разговора у каждого из вас возникли свои мысли. Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глазки. Я дам вам минутку, чтобы вы вспомнили самое хорошее, доброе, что было сегодня во время круглого стола.

- Откройте глазки. Спасибо вам за беседу.

- Ваш выбор – быть нравственными или безнравственными. Я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор. Всё в ваших руках!

Список литературы

1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.

2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.

3. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Желаю удачи!

Слайд 2

Мой выбор

Слайд 4

НРАВСТВЕННЫЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК

Слайд 5

Ситуация Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому.

Слайд 6

Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелёк нашёл. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идёт навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Её богатство медное В тяжёлом кошельке. С.Михалков "Находка"

Слайд 7

Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. С.Михалков "Находка"

Слайд 8

И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. С.Михалков "Находка"

Слайд 9

Я бросился за девочкой, И я догнал ее, И я спросил у девочки: «Твоё? Скажи, твоё?» «Моё, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет». С.Михалков "Находка"

Слайд 10

Всё в твоих руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000"

Конспект открытого урока по математике, проведённого в 3 классе.Тема урока "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000".Урок с использованием игровой технологии.Т...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Занятие-общение: "Выбор профессии-выбор будущего"

Данное занятие расширяет представления детей о профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых....

Выбор профессии - это выбор качества дальнейшей жизни

Выбор профессии – это выбор качества дальнейшей жизниСамойлова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классовМКОУ «Андреевская СОШ»      За последние несколько...