Мысли известных личностей о нравственном воспитании детей
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иванова Людмила Алексеевна

1.                 Гений А. С. Пушкина осветил вопрос о народном образовании и воспитании так:

«Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания (подчеркнуто нами – Л.И.), есть корень всякого зла.

7."У каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами - всё решает детство" Ж.П. Сартр...

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.А. Иванова –  

воспитатель ГПД 

ГБОУ школы № 564 

Адмиралтейского района 

Санкт-Петербурга  

  

Мысли известных личностей 

о нравственном воспитании детей 

 

  1. Гений А. С. Пушкина осветил вопрос о народном образовании и воспитании так:  

«Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания (подчеркнуто нами – Л.И.), есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец – погибель (здесь и далее выделено нами – Л.И.). Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия» … 

Далее А. С. Пушкин пишет и о значении домашнего воспитания:  

«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное». 

2. О памятовании традиционного опыта в воспитании размышляет И. С. Тургенев:  

  «Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто, … мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные».  

 

3. Высказывание академика Д.С. Лихачева актуально в наши дни,  

т.к. «человек, руководствуясь моральными принципами, выбирает свой жизненный путь, стараясь применить свои знания, свой опыт на благо развития общества и страны, оставить свой след на Земле, при этом он обращается и душой, и сердцем к Библейским заповедям Иисуса Христа». 

 

4. Митрополит Иларион (Алфеев) во II книге «Нагорная проповедь. Иисус Христос. Жизнь и учение» заключает:  

«Сегодня всё труднее говорить… об единой, принятой всеми… по всему миру шкале духовных и нравственных ценностей. Сегодня уместнее говорить … (о разделении) на две большие группы – традиционную и либеральную… Некоторые … лидеры говорят, что брак между мужчиной и женщиной уже не является единственным вариантом создания семьи, что существуют другие модели семьи… Другие внушают, что человеческая жизнь более не является безусловной ценностью, что она может быть оборвана в утробе матери или что человек может уйти из жизни по собственной воле, что …<традиционалисты> (читай: православные – Л.И.) должны пересмотреть свои взгляды, идти в ногу с современностью».  

«Иисус никому не навязывал Свое учение. Но ни одна церковная община не вправе понижать ту высокую планку, которую поставил Иисус Христос в Нагорной проповеди, в Своих притчах и наставлениях на нравственные темы. Задача… общины – быть хранительницей и толковательницей учения Иисуса Христа, быть пространством, в котором оно воплощается в жизнь».   

«… сверхъестественные нормы предполагают духовное перерождение и нравственный подвиг». 

 

5. В основу произведения древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» положена «Нагорная проповедь» Иисуса Христа:  

«Не ленитесь, но за всем наблюдайте. … Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. … Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. … Напоите и накормите просящего… Убогих не забывайте и подавайте сироте. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Соблюдайте свое слово… Гордости не имейте в сердце и в уме. … Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью. … Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. … Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. … Не пропустите человека, не приветив его. … Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…» 

 

6. Сопоставив «Нагорную проповедь» Иисуса Христа и «Поучение Владимира Мономаха», одна из учениц Л.А. Ивановой сделала вывод, 

 что эти произведения повествуют о том, каким надо быть человеком, какую жизнь нужно вести людям. Они учат нас многому, но в первую очередь любви, милосердию и состраданию. Ибо только любовь и сострадание к ближнему отличают нас от животных и делают нас людьми. Также они учат нас добру и терпению, призывают оказывать помощь тем, кто нуждается в ней. Сегодня это очень важно, помочь тем, кто находится в трудном положении. Эти наставления говорят нам об уважении к старшим, что не менее важно. Ведь мы все станем пожилыми людьми и захотим, чтобы молодое поколение нас уважало. Может, самое главное в этих произведениях – то, что они учат прощению. Ведь, согласитесь, иногда так трудно простить. Но мы все не без греха и должны уметь прощать. А суть всего учения в том, что нужно поступать с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! Понятно, что на сегодняшний день трудно жить согласно этим заповедям, но надо стараться. Необходимо каждый день заставлять себя быть более терпимым к людям. Нужно работать над собой. И все получится! Главное –  оставаться человеком! Порядочным человеком! А быть порядочным человеком – это значит следовать и «Нагорной проповеди», и «Поучению Владимира Мономаха». 

 

7. Ж.П. Сартр:  

«У каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами – всё решает детство». 

«Любая школа, прежде всего, должна быть подчинена законам детства – целомудрия, доброты, радости, любви», тогда она сможет дать ребёнку точные знания… о мире вечном, научит его сохранять духовные идеалы в жизни, в реальном общении людей (нравственность). 

У благодати своё образование. Слово педагога должно быть сердечным и выстраданным, подход к ребёнку – индивидуальным. 

 

8. Святой Климент Александрийский (II век) в своей книге «Педагог» говорит о трёх этапах духовного образования: увещевании, воспитании и научении, существующих строго последовательно.  

1) Сначала призывание к вере, обретению внутреннего мира… 

2) Затем период воспитания, когда реально приучают себя к жизни по заповедям с тренировкой воли и облагораживанием чувств. 

3) И только после следует научение высоким истинам Откровения в Священном Писании. 

Суть педагогики – подготовка к духовной жизни. В этом педагогу помогает благодатный покров души внутреннего человека. 

 

  1. Литература 
  1. Иванова Л.А. Православная культура как культ духовных ценностей: Воспитание школьников через православную культуру. СПб.: Б.и., 2018. С. 42 – 43.      
  1. Иларион (Алфеев), митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II («Нагорная проповедь»). М.: ЭКСМО, 2016. С. 504, 562 – 564.  
  1. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. СПб, Логос, 1999. 
  1. Методика православной педагогики: В 2 ч. Ч. I (Древнехристианские школы). Клин, 2002. С. 54.  
  1. «Нагорная проповедь Иисуса Христа»: http://www.monomah.vladimir.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/  
  1. Психология детства в художественной литературе XIX – XX вв.: Хрестоматия-практикум / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2001. С. 198.  

 

Интернет-ресурс  

  1. http://www.libros.am/book/read/id/77036/slug/o-narodnom-vospitanii 
  1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/17/prezentatsiya-sopostavlenie-nagornoy-propovedi-iisusa-khrista-i 
  1. prezentaciyasopostavlenie_nagornaoy_propovedi_iisusa_hrista_i_poucheniya_vladimira_monomaha.pptx 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения»

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д...

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание детей

Статья о возможностях работы с родителями...

Духовно – нравственное воспитание детей средствами декоративно – прикладного искусства.

Данная статья написана на основе моего опыта работы и вошла в сборник статей по духовно - нравственному воспитанию детей средствами декоративно- прикладного искусства. 2011 год....

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта .

Статья на тему : "Экологическое воспитание  как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта ."...