Исследовательский проект "Курение - главный враг здоровья"
проект (3 класс) на тему

Иващенко Елена Владимировна

Исследовательский проект учащихся в рамках недели "Береги здоровье смолоду".

Название проекта: Курение – главный враг здоровья.

Вид проекта: групповой, творческий, информационно-аналитический, игровой.

Участники проекта: учащиеся 3-х классов, родители, учителя.

Актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения от употребления табака умирает каждый пятый. Это значит, что мир ежегодно теряет 500 тысяч людей! С каждым годом среди курящих становится все больше детей и подростков. Отсутствие информации о вреде курения, пренебрежение к своему здоровью ведет к увеличению количества курящих людей.

Цель исследования:

- познакомиться с правилами здоровьесбережения;

- понять и доказать, что курение вредит здоровью.

Задачи исследования:

- проанализировать научную информацию по теме;

- описать, как табак влияет на организм курящего и окружающих его людей;

- определить, к каким последствиям ведет курение;

- выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

 

Методы исследования.  Анализ научной литературы, наблюдения, анкетирование, интервью, эксперимент (классный час), сравнение полученных результатов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 1

 г. Минеральные Воды

Ставропольского края.

Проект

 "Курение – главный враг здоровья"

Исследовательский проект

учащихся 3 В класса

в рамках недели "Береги здоровье смолоду".

Название проекта: Курение – главный враг здоровья.

Разработчик  проекта: учитель начальных классов Иващенко Е.В.

Вид проекта: групповой, творческий, информационно-аналитический, игровой.

Участники проекта: учащиеся 3-х классов, родители, учителя.

Актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения от употребления табака умирает каждый пятый. Это значит, что мир ежегодно теряет 500 тысяч людей! С каждым годом среди курящих становится все больше детей и подростков. Отсутствие информации о вреде курения, пренебрежение к своему здоровью ведет к увеличению количества курящих людей.

Цель исследования:

- познакомиться с правилами здоровьесбережения;

- понять и доказать, что курение вредит здоровью.

Задачи исследования:

- проанализировать научную информацию по теме;

- описать, как табак влияет на организм курящего и окружающих его людей;

- определить, к каким последствиям ведет курение;

- выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки.

Проблема.  Курение – серьезная проблема?

                     Почему так вредно курить?

                     Что будет со здоровьем тех людей, которые курят?

Гипотеза: можем предположить, что курение вредит здоровью.

Методы исследования.  Анализ научной литературы, наблюдения, анкетирование, интервью, эксперимент (классный час), сравнение полученных результатов.

 

Этапы проведения проекта.

I . Подготовительный этап.

  1. Погружение в  тему проекта, постановка целей и задач. Создание рабочих групп.
  2. Подбор, изучение и анализ литературы по теме исследования.
  3. Планирование мероприятий с учащимися в рамках тематической недели "Береги здоровье смолоду".
  4. Анкетирование сверстников и  родителей с целью выяснения причины курения людей и степени понимания того, какой вред несет эта привычка. Анализ результатов анкетирования.

II . Основной этап реализации проекта.

 

1 рабочая группа "Исследователи"

Задачи: изучение и анализ литературы по теме исследования.

1. Из истории возникновения табака.  

2.Что такое табак и откуда он взялся?

        

2 рабочая группа "Медицинские работники"

Задачи: изучение и анализ литературы по теме исследования.

1. Влияние табачного дыма на организм человека.

2. Курение и общество. Вредит ли табачный дым на некурящих?

3. Как происходит привыкание к курению?

4. Как избавиться от вредной привычки?

3 рабочая группа "Журналисты"

Задачи:  подготовить вопросы  анкет для учащихся и родителей на тему "Курить – вредно?", провести анкетирование, обработать результаты анкет.

4 рабочая группа "Активисты"

Задачи: подготовить и провести классный час "Курение – главный враг здоровья".

План мероприятий

в рамках тематической недели "Береги здоровье смолоду".

День недели

Название мероприятия

Деятельность учащихся

понедельник

Просмотр видеофильма "Вред курения"

Просмотр и обсуждение фильма.

вторник

"Возьми на память"

Создание Памяток и буклетов о вреде курения, раздача их учащимся на входе в школу.

среда

"Курение – грозный враг"

Выставка рисунков, плакатов, листовок о вреде курения.

четверг

"Мы против курения. А ты?"

Сбор подписей против курения среди учащихся школы.

Классный час "Курение – главный враг здоровья".

Участие в классном часе, выступление творческой группы.

пятница

Участие в общешкольной научной конференции.

Защита проекта  "Курение – главный враг здоровья"

Теоретическая часть.

Группа "Исследователи"

Из истории возникновения табака.

Что такое табак и откуда он взялся?

           Табак – растение семейства паслёновых, в диком виде произраставшее в Америке и Австралии. Курение известно человечеству на протяжении тысячелетий. Американские индейцы, одними из первых начавших потреблять табак, использовали его в малых дозах как средство для подавления голода и жажды, а также как болеутоляющее. Выкуривание небольшого количества табака проводилось во время военных переговоров, для подтверждения дружбы – выкуривание соперниками  "трубки мира" означало установление перемирия.

Кроме того, индейцам было известно. что большие дозы табак  влияют на сознание, и это свойство использовалось в религиозных целях – введение в транс, общение с духами.  Такие особенности воздействия табака придавали ему священный статус. При этом стоит отметить, что курение не было главным способом потребления табака. Чаще индейцы добавляли табак в пищу, жевали листья, пили сок табака.

           В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати. Но при царе Михаиле Фёдоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, завозимый товар сжигается, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и даже телесным наказаниям. Так уличённых в курении  в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезание носа или ушей. Ещё жёстче стали относиться к табаку после опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший после царский указ гласил: "чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали". За ослушание полагалась смертная казнь. И только через 60 лет в годы царствования Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком,  была разрешена торговля табаком и курение.

Группа "Медицинские работники"

Курение и здоровье.

        Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, которая очень быстро переходит в заболевание, характеризующееся зависимостью от табака. Организм быстро "привыкает" к действию табака, и его приходится выкуривать всё больше и больше. Постепенно появляется пристрастие к поглощению всё новых доз.

      Табак содержит губительные для организма вещества. Общее количество их около 2 тысяч, а самым вредным из них является никотин. Эти яды, постепенно накапливаясь в организме, поражают нервную систему, особенно ту её часть, которая управляет работой внутренних органов. Регулярная табачная "атака" на клетки мозга сказывается на умственных способностях человека: плохая память, невнимательность, быстрая утомляемость.

     Дыхательная система первой встречается с табачным дымом. Лёгкие сильно страдают от этого. Поэтому табачный дым способствует развитию заболеваний лёгких: бронхит, астма, рак лёгких. Часто курильщика мучает сухой кашель, человек становится наиболее подвержен респираторным заболеваниям, то есть даже лёгкий насморк у них может перерасти в пневмонию.

     Страшные последствия оказывает никотин и на пищеварительную систему человека. Более 80 % курильщиков страдают заболеваниями желудка и кишечника.

      У  курильщика происходят внутренние изменения в организме: недомогание, слабость, частые головные боли, головокружение, расстройства сна, неприятные ощущения в области сердца. Ему тяжело заниматься спортом: отдышка и быстрая утомляемость не позволяет курильщику выполнить физические упражнения. Это приводит к ослаблению мышц, недостаточной подвижности суставов, негибкости всего тела. Из-за малой подвижности курильщик подвержен ожирению и гиподинамии, что негативно сказывается на работе сердца.    После первой затяжки учащается пульс человека. В результате сердце получает большую нагрузку и требует больше кислорода. При курении в связи с сужением кровеносных сосудов повышается кровяное давление, это заставляет сердце биться ещё быстрее. Отсюда и сердечно-сосудистые заболевания, которым подвержены курильщики.

       Люди, начавшие курить в подростковом возрасте, могут навсегда забыть о карьере певца или артиста, так как курение влияет на голосовые связки. Постепенно голос будет становиться сиплым, грубым. Курение пагубно влияет и на кожу. Она становится вялой, дряблой, желтеет. Курение влияет и на состояние зубной эмали: со временем на зубах появляются маленькие трещинки – "входные ворота" для микроорганизмов. В результате этого зубы у курильщика начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей.

   Никотин вреден не только для курящего. Пассивное курение, то есть вдыхание воздуха, насыщенного сигаретным дымом. наносит вред некурящим людям. С этим мы постоянно сталкиваемся в квартирах, служебных помещениях, на улицах и т.п. Иногда видишь, как молодой папа или мама везёт детскую коляску или даже несёт на руках ребёнка, а в зубах у него – дымящаяся сигарета. Естественно, ребёнок накуривается вместе с отцом, который бездумно отравляет организм малыша

Группа "Активисты"

Классный час "Курение – главный враг здоровья".

Цели: познакомить учащихся с вредом курения, его отрицательным влиянием на организм человека; учить находить правильный выход из различных жизненных ситуаций; развивать мышление, речь, память; воспитывать чувство коллективизма.

Ход классного часа.

1. Вступление.

   

      Сегодня на занятии мы поговорим о вредных привычках. Разговор пойдёт об одной из них. А о какой именно, вы узнаете, выполнив задание. Выберите лишнее слово. С какой буквы оно начинается. ту нужно поставить на наборное полотно.

Игра "Выбери лишнее слово"

1.Курица, лиса, волк, медведь. (к)

2.Один, семь, умножение, три. (у)

3.Лещ, щука, рак, окунь. (р)

4.Коза, лошадь, енот, корова. (е)

5.Вчера, сегодня, ночь, завтра.(н)

6.Вилка, ложка, игла, нож. (и)

7. Дуб, береза, ель, осина. (е)

2 Постановка проблемного вопроса.  "Мозговой штурм".

Как вы думаете: курение это хорошо или плохо?

(суждения детей выносятся на доску)

 

3.  Выступление групп по темам.

    1. Из истории табака.

    2. Курение и здоровье.

    3. Курение и общество.

4.  "Мозговой штурм".

          Вредит ли курение организму? (За 10 секунд каждый должен написать на листе бумаги по 1 предложению о вреде курения. Итоги выносятся на доску, добавляя к предыдущим).

5.  Инсценировка по мотивам  басни И.Крылова "Ворона и лисица".

6.  Итог. Если вы сделали свой выбор и решили для себя,

что курение это вред, то встаньте под этим знаком.

Группа "Журналисты"

Наши исследования.

Анкета "Вы и курение"

1. Ваш пол?

           а) мужской

           б) женский

2. Курите ли Вы?

            а) да

            б) нет

3. Согласны ли Вы с тем, что курение – медленное самоубийство?

             а) да

             б) нет

4. Если Вы курите, то как долго?

              а) дольше 5 лет

              б) дольше 10 лет

              в) дольше 20 лет

5. Как Вы думаете, зачем люди курят?

              а) привычка

              б) для снятия стресса

               в) просто так

               г) не знаю

              д) другое______________________

6. Как Вы относитесь к курящим подросткам?

              а) хорошо

              б) плохо

               в) никак

7. Как часто Вы встречаете на улице курящего ребёнка?

               а) не встречал(а)

               б) редко

               в) часто

8. Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок курил в будущем?

             а) да

             б) нет

9. Вредит ли курение окружающим людям?

             а) да

             б) нет

10. Какие способы борьбы с курением среди молодёжи Вы бы предложили?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

      Поставив перед собой такие серьёзные вопросы и изучив соответствующую литературу, мы провели анкетирование среди родителей и родственников, чтобы узнать отношение взрослых к проблеме табакокурения.

      В опросе участвовало 44 человека: 20 мужчин и 24 женщины. Мы разделили участников на курящих и некурящих. Из результатов таблицы мы сделали вывод, что курят в основном мужчины, а среди женщин больше некурящих. Если рассматривать всю группу участников (44 человека), то можно отметить, что 56% не курят, но 44% курят.

         При этом  37 человек согласны с тем, что курение – медленное самоубийство. Получается, они знают, что рано или поздно табак их накажет, но всё-таки продолжают курить и отравлять свой организм.

        Далее в нашем исследовании мы спрашивали, зачем люди курят.

И оказалось, что у большинства это превратилось в привычку. А ведь от плохих привычек нужно избавляться, они никогда ещё не приносили ничего полезного ни человеку, ни обществу в целом. И участники опроса действительно пытались бросить курить (и не один раз).

Чуть меньше из опрашиваемых снимают сигаретой стресс. А в литературе мы нашли информацию о том, что табак вреден для нервной системы.  Так какой же стресс они снимают?

Семеро участников анкеты просто не знают, зачем они курят. Они и не пытались бросить курить. И не бросят, пока не ответят себе на вопрос: зачем?

Один мужчина ответил, что не может бросить, а пытался уже много раз. Думаем, что такому человеку нужна профессиональная помощь врача, и он бросит курить.

Лишь двое мужчин курят просто так. Получается, что они просто так губят своё здоровье? Где же здесь разумное объяснение? Может быть курение уже повлияло на их умственные способности?

     Далее в анкете были заданы вопросы на тему "Курение и подросток", и по их результатам была составлена таблица, из которой мы видим, что курящий подросток сейчас не удивляет никого. Но практически все относятся к таким детям отрицательно, с осуждением. И можно сказать, что никто не хочет, чтобы его ребёнок курил. А как же личный пример? Или курящие родители считают, что их ребёнок не станет брать пример с них?  41 человек знает, что курение вредит окружающим. Получается, что 19 курящих человек из опрашиваемых вынуждают своих детей быть пассивными курильщиками, но при этом против их курения. Где же логика? Получается, чтобы их дети не употребляли табак, они сами должны отказаться от него.

Отметим, что многие участники анкеты предложили действенные (на наш взгляд), но в то же время простые способы борьбы с курением среди молодёжи:

-не продавать детям сигареты;

-проводить с ними беседы;

-привлекать молодёжь к спорту;

-сводить детей на экскурсию в больницу, где находятся больные от курения;

-родители должны показывать личный пример;

-штрафовать тех  родителей, чьи дети курят.

Нам понравились все предложенные варианты, и мы считаем, что если  применять их в комплексе, то положительный результат обязательно будет, нужно только захотеть.

       Мы провели анкетирование и  в параллельных  3А и 3Б классах и узнали мнения учеников, их отношение к проблеме. В 3А классе двое учеников считает, что курение не вредит, оно помогает расслабиться (слышал от взрослых), а также, что все вокруг курят и ничего с ними не происходит.

Большинство же учащихся считает, что курение приносит только вред:

-возникают опасные заболевания;

-можно умереть;

-мучит кашель;

-уменьшается рост;

-плохой пример;

-вредит окружающим.

В 3Б классе придерживаются мнения, что курение не опасно 3 человека: это модно, привычка, успокаивает.

И также большинство считает, что от курения:

-загрязняются  лёгкие;

-можно умереть;

-неприятный запах;

-заболеешь;

-низкая работоспособность;

-рождаются больные дети;

-желтеют зубы;

-грубеет голос;

-засоряется окружающая среда.

      Итак, мы видим, что большинство детей считают курение опасным для здоровья. Но 10% думают иначе или сомневаются в вопросе вреда курения. С одной стороны, это небольшая цифра, но если вдуматься, то это много (1/9). Получается, что каждый девятый участник классного часа считает курение нормой или сомневается в этом.

      Проанализировав анкеты  о вреде курения среди учеников, мы поняли, что дети часто не задумывались на эту тему, но все охотно участвовали в обсуждении. Это говорит о том, что, общаясь на подобную тему коллективно, ребята учатся не курить. Поэтому такие мероприятия, как тематическая неделя,  должны как можно чаще проводиться в школе.

А пока взрослые продолжают (начинают) курить, они, не задумываясь, учат этому детей. Хотя родители сами же не хотят, чтобы их ребёнок курил, и предложили  много способов борьбы с курением среди молодёжи. Значит, работать нужно не только с детьми, но также со взрослыми. Может быть, даже со взрослыми – в первую очередь.

III. Защита проекта.

   Исследовательская работа учащихся, результаты анкетирования среди сверстников и родителей легли в основу презентации по теме проекта.

   Проект был представлен на общешкольной научной конференции.

IV. Результаты проекта.

1. Учащиеся узнали о вреде курения не только для людей, которые курят, но и для тех, кто просто рядом вдыхает табачный дым.

2. Учащиеся убедились в том, что курение – вредная привычка, от которой не так просто избавиться.

3. Учащиеся узнали о способах сохранения своего здоровья, важности вести здоровый образ жизни.

Литература.

1.   В. Н.  Ягодинский. Уберечь от дурмана. - Москва, «Просвещение», 1989.

2. В. Н. Ягодинский. Школьнику. О вреде никотина и алкоголя. - Москва, «Просвещение», 1986.

3. Л. Л. Генкова, Н. Б. Славков. Почему это опасно. - Москва, «Просвещение», 1989.

4. Е.И.Руденко. Наследство Жана Нико. - Москва, «Медицина», 1986.

5. Заикин Н., Никитин А. Спасибо, не курю! - М. Молодая гвардия, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «КУРЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!»

Мы решили исследовать проблему, которая возникла во время изучения тем по здоровью.«Курение – плохая привычка!», «Курение – вредно для здоровья» с целью познакомиться с правилами здоровьесбережения. П...

Проект "Курение - враг здоровья"

Активизировать  познавательную  деятельность  учеников  при  изучении  темы  «Человек»,  обратить  внимание  на сбережение  своего  здоровья...

"КУРЕНИЕ – ВРАГ ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА"

Проект проводился в ГПД во внеурочное время. В ходе выполнения проекта учащиеся выяснили статистические данные о курении в стране и мире, провели исследования в области борьбы с курением и вреда курен...

Беседа с учащимися начальных классов «Курение – главный враг здоровья»

Познакомить  с историей появления табака в России; на доступных примерах рассказать детям о вреде курения; сформировать у учащихся негативное отношение к курению; способствовать формированию здор...

Никотин - враг здоровья

Презентация о вреде курения....

Один из главных врагов здоровья учителя – стресс

Умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя...

Жить здорово (главные заповеди здорового образа жизни)

Мультимедийное приложение к классному часу "Жить здорово!"...