Материалы для экоурока "Как бороться с мусорным монстром"
методическая разработка (3 класс) на тему

Карачурина Елена Марсовна

Материал для экоурока "Как  бороться с мусорным монстром"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отправится прямиком на свалку. Посмотрите на слайд и решите, от каких вещей можно

отказаться, а каким можно найти разумную замену. Ваша цель – ноль отходов».

Учащиеся выполняют задание в группах. На обсуждение в группах отводится до 5-ти минут.

По истечении времени каждая группа выступает, объясняя свой выбор. Учитель дает

необходимые комментарии в ходе ответов учеников. На общее обсуждение отводится около  5-ти минут. Слайд 10 демонстрирует, как мог бы выглядеть праздник в стиле «Ноль отходов».

Дайте ученикам возможность рассмотреть изображение на слайде и проверить, совпадают ли с ним их идеи. Возможно, они что-то упустили, а, возможно, наоборот, продумали больше деталей.

4.

Учащиеся выполняют задание «Принципы циклической экономики в повседневной

жизни» (Слайд 11).

Задание «Принципы циклической экономики в повседневной жизни»

Методика и содержание упражнения

Учитель демонстрирует Слайд 11 презентации и предлагает выполнить задание.

Речь учителя: «А теперь я предлагаю вам обсудить и другие действия, шаги и поступки,

которые молодые люди по всему миру совершают, чтобы помочь человечеству постепенно перейти к разумному производству и потреблению.

Для каждой группы есть свой список из трех пунктов. Обсудите в группе, отражают ли эти идеи и действия принципы циклической экономики, и поделитесь своими мыслями с классом, аргументируя свой ответ. Также попробуйте предложить свой пример поведения, которое поддерживает или нарушает циклическую модель».

Учитель называет, какой группе достается какой список, и дает на обсуждение 3-5 минут. За это время учащимся нужно подобрать аргументы за или против соответствия тех или иных  идей и действий принципам циклической экономики, а также придумать свой оригинальный  пример поведения, способствующего или не способствующего развитию циклической экономики. Затем группы по очереди выступают, а учитель при необходимости может давать комментарии.

Информация для учителя:

Все приведенные примеры так или иначе соответствуют принципам циклической экономики,  являются частью культуры разумного потребления и вносят значительный вклад в сокращение количества отходов, особенно если становятся привычкой большого количества людей.

1.

Устроить вечеринку, на которой гости обмениваются вещами, которые не нужны им лично, но вполне могут пригодиться кому-то другому. Иногда нам надоедают старые вещи, мы меняем увлечения или меняемся сами, и то, что когда-то нравилось и активно использовалось, становится ненужным и занимает место в доме. Кто-то легко расстается с вещами и отправляет их на помойку, а кто-то годами хранит, не используя. Так на свалках и в наших домах копится огромное количество хороших вещей, которые могли бы не просто лежать, а служить, использоваться. В то же время есть большое количество людей, которым нужны временно или постоянно те или иные вещи. Обмен вещами и гаражные распродажи – распространенная практика во всем мире, которая помогает очистить пространство в доме, подарить возможность вещам выполнять свое предназначение и порадовать других людей. Кстати, вещи не обязательно покупать, если вы не собираетесь пользоваться ими часто. Их можно брать напрокат, одалживать у друзей или покупать совместно для использования несколькими людьми или семьями. Вещи должны служить, а не захламлять наши дома и планету. Такой способ приобретения и использования вещей помогает снизить объемы производства и потребления.

2.

Носить с собой многоразовую сумку для похода в магазин, чтобы не использовать

пластиковые пакеты. Во всем мире обсуждается тема запрета или сокращения

использования пластиковых пакетов. Многие страны на законодательном уровне отказываются от них. Средний покупатель использует не меньше сотни пакетов в год, при этом в среднем такой пакет используется всего 12 минут. Все любители этого сомнительного удобства оставляют на свалках около 300 млн тонн пластиковых отходов. Пакеты делают из нефти – невозобновляемого природного ресурса. Пластик практически не разлагается в природной среде, на его распад требуются сотни лет, а это означает, что ни одно из когда-либо созданных пластиковых изделий на сегодняшний день не исчезло с лица земли.

Под воздействием природных факторов пластик рассыпается на мелкие кусочки, которые встраиваются в пищевые цепочки (в том числе и человека) и необратимо меняют живые организмы. Также пластиковый мусор ежегодно становится причиной гибели сотен тысяч животных.

На сегодняшний день существует довольно много технологий переработки различных видов пластиков и их смесей. Однако не любой пластик легко и экономически выгодно

перерабатывать. Часто возникают трудности с организацией сбора мягких пластиковых

изделий и очисткой их от остатков пищи. В нашей стране полиэтиленовые пакеты очень

сложно сдать в переработку. Поэтому сокращение потребления пластика – самый эффективный способ избежать неблагоприятных последствий.

Приостановить действие этой катастрофы можно, сделав осознанный выбор в пользу

красивых и стильных многоразовых сумок, которые нужно брать с собой при походе за

покупками. Это позволит сэкономить огромное количество ресурсов, которое затрачивается на производство загрязняющих и отравляющих природу пластиковых пакетов.

3.

Рассказывать другим о принципах циклической экономики и подсказывать, как применять их на практике в повседневной жизни. Большинство людей никогда не задумывается над тем, откуда берутся вещи в магазине и куда они деваются после того, как стали им не нужны. Они не делают ничего плохого, они просто не знают, как их выбор и поступки влияют на их же будущее и на то, что происходит вокруг. Когда у человека есть это знание, то он может сделать осознанный выбор и заботиться об окружающей среде – об источнике своего здоровья и благополучия. Распространение

«зеленых» идей и ценностей и применение их на практике очень важно для того, чтобы

история человечества не закончилась катастрофой. Экологическое просвещение способно сподвигнуть людей изменить свой образ жизни таким образом, чтобы их деятельность напоминала круговорот в природе, в котором все элементы предназначены для того, чтобы стать ресурсами для других. Например, если вы организовали раздельный сбор отходов у себя дома и пользуетесь контейнерами для раздельного сбора отходов, вы подаете окружающим хороший пример разумного поведения и на практике демонстрируете, как легко применять принципы циклической экономики и концепции «Ноль отходов».

4.

Носить с собой многоразовую бутылку для воды или термокружку, чтобы не использовать одноразовые стаканчики. Использование одноразовых вещей прочно вошло в нашу жизнь. Их использование оправдывается удобством и требованиями гигиены, а на последствия их массового применения закрывают глаза. Никто не видит пластикового мусорного пятна в океане размером с небольшой континент, никто не видит миллионов животных, ежегодно погибающих от сотен миллионов тонн отходов, попадающих в окружающую среду, никто не видит сотни тысяч гектаров вырубленных лесов. Действительно ли одноразовое так удобно, что стоит всех тех затраченных усилий на свое производство и всех тех последствий, с которыми нам приходится сталкиваться после их использования? Если мы не перестанем создавать и использовать вещи, обреченные на короткую одноразовую жизнь и молниеносное превращение в опасный мусор, то мы не сможем попасть в чистое будущее и сохранить

благоприятной окружающую среду.

5.

Собирать отходы раздельно и сдавать их на переработку. Раздельный сбор и переработка отходов на сегодняшний день является самым грамотным способом обращения с отходами. Переработка позволяет экономить и эффективно использовать природные ресурсы, возвращать материалы в хозяйственный оборот и сокращать количество мусора на свалках, негативно влияющих на наше здоровье и состояние окружающей среды. Это неотъемлемая часть циклической экономики, подсказанная мудростью природы и повторяющая круговороты веществ, обеспечивающих существование всех живых организмов. В нашей стране этот цивилизованный способ обращения с отходами пока не совсем привычен и не для всех возможен, но в наших силах требовать его внедрения и развития, осознавая все его преимущества и значимость в цепочке циклической модели экономики. Из прошлых уроков вы уже знаете, что именно каждый из нас лично может для этого сделать и как важен вклад каждого из нас.

6.

Покупать местные продукты, произведенные недалеко от того места, где вы живете, и использовать для покупок свою многоразовую тару, чтобы отказаться от ненужной упаковки, которая отправится в мусорное ведро. Сегодня, в век глобализации, урбанизации и индустриализации, товары путешествуют на огромные расстояния, прежде чем попасть к потребителю. Очень странно, что приходится тратить тонны топлива, производимого из невозобновляемых природных ресурсов и производящего вредные выбросы, чтобы доставить продукты из одного конца света в другой. Также перевозка на большие расстояния требует огромного количества упаковки, которая должна защитить товар от повреждений и сохранить его во время транспортировки. Вспомните, как выглядит содержимое вашего мусорного ведра. В нем лежит то, за что вы заплатили деньги, но что послужило недолго и стало мусором. Действительно ли всегда есть в этом необходимость?

Может, разумнее покупать товары местных производителей всегда, когда это возможно? Например, свежие натуральные продукты, которые вы можете купить на развес прямо у производителя, вложив свои деньги в развитие местного фермерского хозяйства и получив вкусную еду, не утомленную длительным путешествием.

7.

Устроить вечеринку, на которую гости приносят сломанные вещи и помогают друг другу

их починить или найти им новое применение. Чинить сломанные вещи – это не признак бедности или жадности. Это признак разумного отношения к ресурсам и состоянию окружающей среды. Огромное количество вещей, которые могли бы служить еще многие годы, оказываются на свалках и становятся источником загрязнения воды, воздуха и почвы. Да, сейчас все меньше людей разбираются в технике и умеют что-то делать своими руками, ведь интеллектуальный труд считается престижнее, чем физическая работа. Да, часто починка сломанной вещи стоит не намного дешевле, чем покупка новой, и это демотивирует людей нести «заболевшую» вещь к доктору-мастеру. Но, если, кроме экономической выгоды, вспомнить еще и об экологической, то сомнений в разумности такого отношения к вещам не возникнет. Кроме того, это большое наслаждение – уметь вернуть жизнь сломанной вещи. Мастерить, чинить и рукодельничать – это интересное и полезное хобби, которое приносит мастеру много радости от сотворения или «оживления» вещи своими руками.

8.

Выбирать в магазине товары, которые служат долго и которые после использования

можно отправить на переработку. Покупая качественные вещи от производителей, заботящихся об окружающей среде и базирующихся на принципах циклической экономики, мы меняем свое будущее и будущее наших детей, делая его чистым и благополучным. Выбирая технику, поинтересуйтесь, легко ли ее починить и можно ли заменить ту или иную деталь, если она выйдет из строя. Обращайте внимание на то, из чего сделана вещь. Отдавая предпочтение натуральным материалам и тем, которые вы легко можете сдать на переработку, вы своей разумной покупкой делаете круговорот материалов возможным.

9.

Стать предпринимателем и строить свой бизнес на принципах циклической  экономики.

Сегодня мир как никогда нуждается в героях, способных приложить все свои усилия,

чтобы изменить ход истории и повести людей в чистое будущее. Идей, технологий, бизнес-моделей и опыта, которые учитывают не только краткосрочную экономическую выгоду, но и долгосрочный экологический эффект, накопилось довольно много. Теперь нужны сильные духом, экологически образованные люди, которые могли бы внедрять и

распространять разумный и честный подход к использованию ресурсов и налаживать гармоничные отношения с окружающей средой.

5.

Учащиеся дополняют список, сформированный в начале урока. Вернитесь к списку, полученному в начале урока, и предложите учащимся дополнить его с учетом полученных новых знаний в ходе еще одного мозгового штурма. Зафиксируйте свежие идеи учеников. Этот список будет использован для создания плаката в заключительной части урока.

Речь учителя: «А теперь пришло время вернуться к нашему списку, который мы составили в начале занятия. Думаю, нам есть что в него добавить, не так ли? Что каждый из нас может сделать, чтобы сократить количество отходов, заполоняющих нашу планету?» Учащиеся предлагают дополнения к списку. Учитель фиксирует их на доске.

3.

Закрепление полученных знаний и планирование применения их на практике

Создание плаката

Речь учителя: «В знак благодарности Агент дарит нам этот плакат, который мы создадим вместе с вами и повесим в классе в качестве напоминания о том, что мы готовы делать, чтобы создать то будущее, в котором мы все хотим жить».

Распечатайте плакат формата А3. В окошки в форме следов ребятам нужно вписать те шаги по сокращению количества производимого ими лично мусора, которые они готовы совершать в своей жизни. Если время урока подошло к концу, то вы можете повесить плакат и предложить всем желающим подойти и вписать в него выбранные из составленного всеми вместе списка действия, не повторяя друг друга. Если осталось немного времени, то можно организовать наполнение плаката следующим образом. Ребята советуются в группах и выбирают из списка на доске те действия, которые они

готовы совершать. По одному представителю от каждой группы озвучивают выбор группы и вписывают свое действие в «шаги» на плакате, не повторяя уже написанное. Этот процесс повторяется, пока все «шаги» не будут заполнены.

Приложение 2

Подстрочный текст учителя для демонстрации слайдов презентации

Учитель:

Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас экологический урок на котором мы будем говорить о том как спасти нашу природу от мусорного монстра. Почему «мусорный монстр»? (предположения детей). Посмотрите на эти слайды.              Слайд 1, 2, 3    СВАЛКА 

Мусорный монстр (Слайд 4)  захватывает не только наши города, наши леса, но и наши дома. Мусора с каждым днем становится все больше и больше.  Отходы серьезно загрязняют окружающую среду.   Мы  исследуем причины появления мусорного монстра и вместе найдём разумные решение сокращения количества мусора на свалках,  узнаем, как приложив немного усилий сделать мир чище.                            

Учитель: Итак, давайте послушаем ваши предложения и сгруппируем их по способу решения проблемы. Пожалуйста.           (выступления учеников)

Итак, вот что вы предлагаете…             (подвести итог)

Отправлять отходы на переработку гораздо разумней, чем сжигать или закапывать в землю. Благодаря переработке материалы используются для изготовления новых вещей, то есть становятся вторичным сырьем, а не мусором. Это позволяет экономить природные ресурсы, большинство которых являются невозобновляемыми. Это нефть, газ, железная руда, золото и другие природные богатства нашей Родины. Оказывается, при производстве новых вещей из вторичных материалов затрачивается значительно меньше воды и энергии и снижается загрязнение окружающей среды.

 Практически все отходы, которые из нашего мусорного ведра отправляются на свалку, можно переработать. Технологии и предприятия, ориентированные на эту задачу, существуют в большинстве стран мира.  В нашей стране есть города, где тоже используют раздельный сбор мусора: бумагу- отдельно, пластик - отдельно, пищу - отдельно, стекло - отдельно.  

Многие страны достигли больших успехов в области переработки отходов и борьбы с мусором. Мы можем сортировать отходы и отправлять их на переработку. А что, если такой возможности нет?.. У нас в Кунашаке, к сожалению, нет мусорных контейнеров для раздельного сбора мусора. Что делать нам?  Есть ли еще какие-то способы борьбы с мусором? Что каждый человек может сделать, чтобы сократить количество мусора, которое он производит?   (Учащиеся отвечают.) 

Учитель записывает на доске заголовок «Способы борьбы с мусором» и  короткие  формулировки ответов учащихся. (Этот список пригодится для дальнейшей работы.) 3-5 минут.

Комментарий для учителя.

Могут возникнуть ответы, что для этого не нужно ничего покупать или перестать есть. В этом случае пошутите, что это действительно самый лучший способ, и спросите, готовы ли те, кто предложил эту идею, сами ей следовать и смогут ли они уговорить других людей к ним присоединиться. Не тратьте много времени на это обсуждение и переключите внимание на конструктивные решения, направленные на бережное отношение к вещам и разумное потребление.

Учитель:

Спасибо за ваши ответы. У нас получился вот такой список, к которому мы еще вернемся. А откуда вообще берется мусор и возможно ли избавиться от отходов?      Слайд 5

Учитель:

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся взглянуть по-новому на привычные вещи. Нам надоел старый телефон, он зависает, сам отключается. Может уже пора выбросить?    Да, можно починить и пользоваться дальше. Нажатие клавиши Enter. 

Учитель:

А ведь чаще всего несущественно поврежденные и даже работающие вещи оказываются на свалке, так как люди предпочитают покупать новые. Купил-Использовал- Выбросил – вполне привычная для нас последовательность действий. Мы грустим, когда любимые вещи ломаются, и радуемся, получая новые.

А что происходит с вещами  после того, как они окажутся у нас в руках?  У каждой вещи есть долгая история перед тем, как  попасть нам в руки, и еще более долгая после того, как она стала нам не нужна. Давайте для начала заглянем в прошлое вещи и попробуем понять, откуда она взялась. Нажатие клавиши Enter.

Учитель:

 Посмотрим на наш телефон.   Из чего он состоит? (ответы детей)  Да, телефон состоит из металлов, пластика и стекла. Огромное количество маленьких деталей из разных материалов было изготовлено в разных концах света и соединено на заводе, а с завода снова разъехалось по разным уголкам мира, но уже в виде телефона. Чтобы сделать эти детали, из недр земли были добыты природные ресурсы – руды, минералы, нефть и другие полезные ископаемые.  Нажатие клавиши Enter.

Учитель: Представьте число 100. Разбейте его на 100 частей. (можно привести пример со 100 рублями)

И только   5 частей (%) из всего добытого сырья превратилось в материалы, а остальные 95 частей (%) стали промышленными отходами. И теперь, после всей этой цепочки перемещений и  превращений, в наших руках не просто телефон. У нас в руках природные богатства, труд людей, вода, энергия и топливо.

Этот телефон -  это кусочек нашей планеты, размером гораздо большим, чем сама эта вещь, и этот кусочек уже никогда не станет опять природным богатством. И чем же обычно заканчивается всё это?

Весь человеческий труд и кусочек планеты просто оказываются на свалке... Так уж заведено, и мы редко задумываемся, а может ли быть по-другому и от кого это зависит. А зависит это от людей, которые готовы не только интенсивно использовать природные богатства планеты, но и поучиться мудрости у природы. Сегодня, в 21-м веке, многим людям стало очевидно, что привычная нам линейная модель «Взял-Использовал-Выбросил» приводит к тому, что богатства нашей планеты быстро сокращаются, а мусорные монстры  растут. Конечно же, в первую очередь пострадают от этого сами люди.   Что же делать? (ответы детей)

 Пришло время развивать и внедрять  циклическую экономику. Что такое цикл? Это повторение.

Ролик для скачивания:

https://yadi.sk/i/gv1xxbEU3LqUCC

Ролик создан командой отдела образования фонда Эллен МакАртур

(Великобритания).

Расшифровка текста ролика:

Жизнь существует на земле миллиарды лет и будет существовать еще долгие годы. В живой природе нет свалок. Все вещества являются частью естественных круговоротов. Отходы жизнедеятельности одного вида становятся пищей для другого. Энергия обеспечивается солнцем. Организмы рождаются, растут и умирают, а все питательные вещества возвращаются в почву. И эта система прекрасно работает. Это цикл. Мы говорили о круговороте веществ в природе Это тоже цикл

 Мы – люди – используем другой подход, линейный. Мы берем, мы пользуемся и мы выбрасываем. Появляется новая модель телефона – мы избавляемся от старого. Наша стиральная машина выходит из строя – мы покупаем другую. Каждый раз делая это, мы сокращаем запас природных  ресурсов, а они не возобновляются. Не становится больше нефти, газа, руды.  Мы сами производим токсичные – очень вредные отходы. Долго так продолжаться не может. Что же тогда делать?

Циклическая модель прекрасно работает в природе. Можем ли мы изменить наш способ мышления и создать циклическую экономическую систему?

1. Для этого нам нужно продумать и разработать по-новому

товары, их компоненты и упаковку, в которой мы их получаем. Мы  можем создать безопасные биоразлагаемые материалы, которые помогли бы вырастить другие нужные нам товары. Чтобы при изготовлении этого материала, ресурсы не пострадали.

Но как быть со стиральными машинами, мобильными телефонами, холодильниками? Мы знаем, что они не разлагаются естественным путем.

2. Вернуть в круговорот ценные металлы, полимеры и сплавы так, чтобы они сохраняли свои ценные свойства и продолжали быть полезными после окончания срока службы каждого отдельного товара. Что если сегодняшние товары станут ресурсами для будущего. В этом есть экономический смысл. Вместо привычной для нас культуры, основанной на принципе «выброси и замени», мы можем придерживаться принципа «верни и обнови». Продукты и их компоненты будут разрабатываться так, чтобы их было легко разобрать и переработать.

3. Пересмотреть наши взгляды на собственность. Что если бы вещи нам вообще не принадлежали, а мы могли бы их взять в прокат или арендовать у производителя? Теперь замкнем эти два цикла вместе. Представьте, мы разработали вещи, которые возвращаются производителю после использования. Искусственные компоненты товаров используются снова и снова, а биологические компоненты повышают плодородие почв. И представьте, что эти товары изготовлены и привезены с использованием энергии возобновляемых источников.

Учитель:

В основе циклической экономики лежит правило «Ноль  отходов». «Ноль отходов» – это переработка максимального количества произведенных человеком товаров.

Какое звено уже существует и может замкнуть цикл производства и потребления?   (Учащиеся отвечают.)     Слайд

Учитель:

Да, это переработка. Посмотрите, как это звено превращает линейную систему в циклическую. Использование уже готовых материалов в производственном цикле позволяет значительно сократить добычу ресурсов. Зачем брать новые, если есть уже добытые и обработанные, которые гораздо легче превратить в нужные изделия. А также переработка значительно сокращает размеры свалок, так как ненужные вещи воспринимаются не как хлам, а как полезные материалы, которые могут быть использованы снова и снова. Это решает не только проблему отходов, но и другие экологические проблемы, такие как загрязнение воды, воздуха и почвы, исчерпание природных ресурсов.    Нажатие клавиши Enter. 

Учитель:

Если мы пользуемся  специальными контейнерами для бумаги, металла, пластика, стекла и других видов вторсырья, то мы участвуем в поддержке и развитии циклической экономики.   А для начала помогите мне, пожалуйста, сформулировать эти правила, как вы их поняли.    (Учащиеся отвечают.)    Слайд 

Учитель:     Спасибо. Если просуммировать и дополнить ваши ответы, то получается вот такая картина. Важно в самом начале процесса создания вещи представить себе весь ее жизненный цикл и

  1. создавать вещи для будущего, а не для свалки.
  2. использовать возобновляемые природные ресурсы в качестве материалов и энергии, чтобы сократить количество загрязнений окружающей среды на каждом этапе жизненного цикла. И, конечно же, прилагать усилия к восстановлению использованных ресурсов, например, не только вырубать, но и сажать деревья, сделав этот процесс частью производственного цикла.
  3.  важно создавать вещи так, чтобы они могли служили очень долго, чтобы их можно было легко починить, если произошла поломка, заменив  детали, а не всю вещь целиком.
  4.  предусмотреть и организовать возможности повторного использования и переработки материалов, использованных для создания вещи.

Можете ли вы привести примеры вещей, которыми вы пользуетесь и которые соответствуют этим правилам?

(Учащиеся отвечают.)     Слайд 7

Учитель:

На сегодняшний день, к сожалению, далеко не все вещи спроектированы в соответствии с принципами циклической экономики. Люди часто потребляют товары и вещи в большем количестве, чем это действительно необходимо, и все это в итоге оказывается на свалке. Так не может продолжаться бесконечно. Ученые из разных областей наук говорят о том, что ни чрезмерное потребление, ни его последствия не сделают людей счастливыми. Нагрузка на окружающую среду становится слишком серьезной, и это лишает ресурсы возможности самовосстанавливаться. Один из вождей американских индейцев сказал: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, тогда люди поймут, что деньги нельзя есть». Пришло время действовать, ведь циклическая экономика – это цивилизованный способ иметь все необходимое, не уничтожая планету.

Как вы думаете, можете ли вы лично повлиять на то, чтобы появлялось как можно меньше вещей, которые не могут стать частью циклической экономики? И если да, то как?

(Учащиеся отвечают.)   Слайд  

Учитель:

Благодарю вас за ответы. Мы с вами участвуем в достаточно важных этапах

жизненного цикла товара – в цепочке. Какую цепочку действий мы выбираем? «Купил-Использовал-Выбросил» или «Купил- Использовал - Переработал»? поэтому влияем и на все остальные звенья. Заводы работают и производят товары для нас с вами. Мы работаем, зарабатываем деньги и тратим их на те вещи, которые нам нужны. Спрос рождает предложение – это экономический закон. Если мы покупаем что-то, то это продолжают производить, а если товар не пользуется спросом, то он вынужден исчезнуть с рынка. Наша цель – ноль отходов. А на каких уроках мы можем использовать правило «ноль отходов»?  А дома? В жизни?    Слайд  

1. Можно дарить вещи, которые вам стали маленькими, игрушки своим родственникам.

2.Носить с собой многоразовую сумку для похода в магазин, чтобы не использовать

пластиковые пакеты. Во всем мире обсуждается тема запрета или сокращения использования пластиковых пакетов. Многие страны на законодательном уровне отказываются от них. Средний покупатель использует не меньше сотни пакетов в год. Все любители этого сомнительного удобства оставляют на свалках около 300 млн тонн пластиковых отходов. Пакеты делают из нефти – невозобновляемого природного ресурса. Пластик практически не разлагается в природной среде, на его распад требуются сотни лет, а это означает, что ни одно из когда-либо созданных пластиковых изделий на сегодняшний день не исчезло с лица земли.

Под воздействием природных факторов пластик рассыпается на мелкие кусочки, которые встраиваются в пищевые цепочки и необратимо меняют живые организмы. Также пластиковый мусор ежегодно становится причиной гибели сотен тысяч животных.

В нашей стране полиэтиленовые пакеты очень сложно сдать в переработку. Поэтому сокращение потребления пластика – самый эффективный способ избежать неблагоприятных последствий. Приостановить действие этой катастрофы можно, сделав осознанный выбор в пользу красивых и стильных многоразовых сумок, которые нужно брать с собой при походе за покупками. Это позволит сэкономить огромное количество ресурсов, которое затрачивается на производство загрязняющих и отравляющих природу пластиковых пакетов.

3. Рассказывать другим о принципах циклической экономики и подсказывать, как применять их на практике в повседневной жизни. Большинство людей никогда не задумывается над тем, откуда берутся вещи в магазине и куда они деваются после того, как стали им не нужны. Они не делают ничего плохого, они просто не знают, как их выбор и поступки влияют на их же будущее и на то, что происходит вокруг. Когда у человека есть это знание, то он может сделать осознанный выбор и заботиться об окружающей среде – об источнике своего здоровья и благополучия. Распространение «зеленых» идей и ценностей и применение их на практике очень важно для того, чтобы

история человечества не закончилась катастрофой. Экологическое просвещение способно сподвигнуть людей изменить свой образ жизни таким образом, чтобы их деятельность напоминала круговорот природы, в котором все элементы предназначены для того, чтобы стать ресурсами для других. Например, если вы организовали раздельный сбор отходов у себя дома и пользуетесь контейнерами для раздельного сбора отходов, вы подаете окружающим разумный пример поведения и на практике демонстрируете, как легко применять принципы циклической экономики и  правила «Ноль отходов».

4. Носить с собой многоразовую бутылку для воды или термокружку, чтобы не использовать одноразовые стаканчики. Одноразовые вещи прочно вошли в нашу жизнь. Их использование оправдывается удобством и требованиями гигиены, а на последствия их массового применения закрывают глаза. Никто не видит пластикового мусорного пятна в океане, размером с небольшой континент, никто не видит миллионов животных, ежегодно погибающих от сотен миллионов тонн отходов, попадающих в окружающую среду, никто не видит сотни тысяч гектаров вырубленных лесов.

Действительно ли одноразовое так удобно, что стоит всех тех затраченных усилий на свое производство и всех тех последствий, с которыми нам приходится сталкиваться после их использования? Если мы не перестанем создавать и использовать вещи, обреченные на короткую одноразовую жизнь и молниеносное превращение в опасный мусор, то мы не сможем попасть в чистое будущее и сохранить благоприятную окружающую среду.

5. Собирать отходы раздельно и сдавать их на переработку. Раздельный сбор и переработка отходов на сегодняшний день является самым грамотным способом обращения с отходами. Переработка позволяет экономить и эффективно использовать природные ресурсы, возвращать материалы в хозяйственный оборот и сокращать количество мусора на свалках, негативно влияющих на наше здоровье и состояние окружающей среды. Это неотъемлемая часть циклической экономики, подсказанная

мудростью природы и повторяющая круговорот веществ, обеспечивающий жизнь всех живых организмов. В нашей стране пока этот цивилизованный способ обращения с отходами не совсем привычен и не для всех возможен, но в наших силах требовать его внедрения и развития, осознавая все его преимущества и важность в цепочке циклической модели экономики. Из прошлых уроков вы уже знаете, что именно каждый из нас лично может для этого сделать и как важен для всех этот вклад.

6. Покупать местные продукты, произведенные недалеко от того места, где вы живете, и использовать для покупок свою многоразовую тару, чтобы отказаться от ненужной упаковки, которая отправится в мусорное ведро. Сегодня, в век глобализации, урбанизации и индустриализации, товары путешествуют на огромные расстояния, прежде чем попасть к потребителю. Очень странно, что приходится тратить тонны топлива, производимого из невозобновляемых природных ресурсов и производящего вредные выбросы, чтобы доставить продукты из одного конца света в другой. Также перевозка на большие расстояния требует огромного количества упаковки, которая должна защитить товар от повреждений и сохранить его во время транспортировки. Вспомните, как выглядит содержимое вашего мусорного ведра. В нем лежит то, за что вы заплатили деньги, но что послужило недолго и стало мусором. Действительно ли всегда есть в этом необходимость? Может разумнее покупать товары местных производителей всегда, когда это возможно? Например, свежие натуральные продукты, которые вы можете купить на развес прямо у производителя, вложив свои деньги в развитие местного фермерского хозяйства и получив вкусную еду, не утомленную длительным путешествием.

7. Устроить вечеринку, на которую гости приносят сломанные вещи и помогают друг другу их починить или найти им новое применение. Чинить сломанные вещи – это не признак бедности или жадности. Это признак разумного отношения к ресурсам и состоянию окружающей среды. Огромное количество вещей, которые могли бы служить еще многие годы, оказываются на свалках и становятся источником загрязнения воды, воздуха и почвы. Да, сейчас все меньше людей разбираются в технике и умеют что-то делать своими руками, ведь интеллектуальный труд считается престижнее, чем физическая работа. Да, часто починка сломанной вещи не намного дешевле покупки новой, и это демотивирует людей нести «заболевшую» вещь к доктору-мастеру. Но если, кроме экономической выгоды, вспомнить еще и об экологической, то сомнений в разумности такого отношения к вещам не возникнет. Кроме того, это большое наслаждение – уметь вернуть жизнь сломанной вещи. Мастерить, чинить и рукодельничать – это интересное и полезное хобби, которое приносит много радости мастеру от сотворения и оживления вещи своими руками.

8. Выбирать для покупки в магазине товары, которые служат долго и которые после использования можно отправить на переработку. Покупая качественные вещи производителей, заботящихся об окружающей среде и базирующихся на принципах циклической экономики, мы меняем свое будущее и будущее наших детей, делая его чистым и благополучным. Выбирая технику, поинтересуйтесь, легко ли ее починить и можно ли заменить ту или иную деталь, если она выйдет из строя. Обращайте внимание на то, из чего сделана вещь. Отдавая предпочтение натуральным материалам и тем, которые вы легко можете сдать на переработку, вы своей разумной

покупкой делаете круговорот материалов возможным.

9. Стать предпринимателем и строить свой бизнес на принципах циклической экономики.

Учитель:

А теперь пришло время вернуться к нашему списку, который мы составили в начале занятия. Думаю, нам есть, что в него добавить, не так ли? Что каждый из нас может сделать, чтобы сократить количество отходов, заполняющих нашу планету?

Учащиеся предлагают дополнения в список. Учитель фиксирует их на доске.   Слайд

Учитель:

Мы с вами провели серьезную работу, сделали новые открытия и нашли много способов спасения планеты от мусора.  Спасибо вам за ваши идеи.

 Без помощи разумных и неравнодушных людей, без нашей помощи, нашей природе не обойтись, тем более, для того чтобы приблизить чистое будущее, не нужно никаких сверхспособностей. Планета – наш дом, и мы сами решаем, как с ним обращаться, чтобы жить долго и счастливо.

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка осеннего спектакля-праздника в ГПД «Мусорный карнавал»

Методическая разработка осеннего спектакля-праздника в ГПД «Мусорный карнавал» ...

Единый урок: «От заботы о природе, от полезных добрых дел - к человеческой культуре и духовной красоте» Праздник: «Мусорный ветер.»

Все мы знаем, что загрязнение планеты мусором стало одной из экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Мусор становится частью окружа...

Экологический проект "Мусорное бедствие"

Откуда берётся мусор? Меры борьбы с ним....

Экологический проект "Приключение мусорного пакета"

Экологический проект "Приключение мусорного пакета"...

Тайна мусорного ведра

исследовательская работа учащихся...

Творческая карточка-проект "Нарисуй монстра по описанию"

Творческая карточка-проект "Нарисуй монстра по описанию", которая подойдет как для индивидуальной, так и для групповой работы. Данное задание направлено на отработку знаний по теме: цвета, h...

сценарий спектакля 4 класс История о мусорном монстре

сценарий спектакля 4 класс История о мусорном монстре...