Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.
презентация к уроку на тему

Новикова Любовь Михайловна

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_poznanie_i_razvitie_-_kopiya.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики. Новикова Л.М. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко » г. Тамбов

Слайд 2

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Народная педагогика ( этнопедагогика ) - это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом .

Слайд 4

Цель и задачи народной педагогики: в оспитание человека в соответствии с этнокультурным идеалом или формирование «совершенного человека »; формирование традиционного мировоззрения, «народности» души; формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе; развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, обогащение знаний о природе, развитие ума; формирование эстетической, духовной культуры, воспитание художественного вкуса, тонкого ощущения прекрасного; забота о здоровье, физическое развитие; приобщение к истокам родного, истинного народного творчества, знакомство с историей и традициями народа, воспитание национального достоинства.

Слайд 5

Средства этнопедагогики Средства народного воспитания представляют собой любой объект материальной или духовной народной культуры, с которым связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника. Причем данная информация выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме, а объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанником . Группы средств народного воспитания : средства материальной культуры (природа, деятельность); средства духовной культуры (слово, родной язык, фольклор, религия, искусство); средства соционормативной культуры (традиции, общественное мнение, игра).

Слайд 6

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Слайд 7

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека-гражданина. Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни .

Слайд 8

Егор Арсеньевич Покровский (1834 -1895)-доктор , крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр, теоретик их особого педагогического значения. Как утверждал Е.А.Покровский , игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Образовательное же значение народных подвижных игр столь же существенно как фольклорной поэзии, сказки, бытовых и трудовых традиций. Е.А . Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.

Слайд 9

У сова Александра Платоновна (1898-1965) педагог, специалист по дошкольному воспитанию, д-р педагогических наук (1959). Разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. А.П . Усова придавала большое значение использованию русских народных подвижных игр. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Слайд 10

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. Издавна на Руси с самого раннего детства воспитывали необходимый для жизни комплекс навыков. Это происходило в играх, боевых забавах, специальных упражнениях и в труде. Все дети участвовали в играх, которые давали хорошую физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, чиж, городки, лапта и др .

Слайд 11

Народные подвижные игры являются средством, позволяющим осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса. Они оказывают большое значение для решения задач не только из области «Физического развития», но и других образовательных областей .

Слайд 12

Область «Познание»: русские народные игры способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность. (“Гуси-лебеди”, “Коршун и наседка”, “Хитрая лиса”, «Волк во рву», «Гуси- лебеди», «Зайцы и волк», «Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста» и т.д.).

Слайд 13

Область «Социализация »: -способствуют возникновению ситуаций морального выбора, развитию нравственных качеств, поощрению проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждают детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников . («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники »).

Слайд 14

Область «Коммуникация»: - игры способствуют развитию свободного общения со сверстниками. -развивают инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение (« Горелки», «Цепи разрывные», «Заря-заряница » и т.д .).

Слайд 15

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета, типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам.

Слайд 16

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Вывод:

Слайд 17

Рекомендуемая литература : Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983 . Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001 Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1979 . Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М.,2003г . Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1986г . Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш . пед . учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20. Измайлов А. Э. Народная педагогика. М.: «Педагогика», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС

В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...