Программа воспитательной работы с проблемными детьми
рабочая программа (2 класс) по теме

Сушенцова Елена Михайловна

Программа воспитательной работы с учащимися "группы риска" 2 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_probl.detmi_2-v_kl.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

 

 

Программа  воспитательной работы  

с проблемными детьми

"Поверь в себя"

                                                       

2-в класс

                               (2017-2018 уч.год)

 

 

 

                                                                                                  Кл. рук.   Сушенцова Е.М.

 

   

 

Пояснительная записка

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

 В процессе осуществления своей деятельности педагогу важно обратить особое внимание на категорию учеников «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д.  

          С целью предупреждения и преодоления их трудновоспитуемости и разработана данная Программа. Она направлена на разрешение многих важных задач, связанных с коррекцией, развитием, социализацией, становлением гражданственности личности детей «группы риска». Она предполагает педагогическую диагностику, включение воспитуемого в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение детей «группы риска» к социально ценной деятельности с учетом положительных качеств, сил, способностей. Процесс воспитания «проблемных» учащихся в школе основан прежде всего на общих педагогических принципах организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Вместе с тем он имеет рад особенностей, которые нашли отражение в этой программе, в частности: в подходе к структуре планирования, в организации индивидуальной работы с учащимися, в описании направлений деятельности классного руководителя.  

Проблема воспитания и перевоспитания детей сложная, многоаспектная и имеющая непреходящее значение. Особая роль в современных условиях в работе с детьми группы риска отводится классным руководителям, призванным оперативно отвечать на актуальные потребности социально-педагогической практики помощи, поддержки и защиты детства.

Воспитывать личность может только личность. Успешное решение задач обучения и воспитания в решающей степени зависит от личности классного руководителя, его профессионального мастерства, эрудиции и культуры, а также от его способности организовать собственную самостоятельную работу.

        В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.

       Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.

                                     Основные цели и задачи программы

        Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Достижение основной цели требует решения следующих задач:

  • Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного, семейного воспитания.
  • Развитие социально-нравственных качеств учащихся, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
  • Помощь         ребенку         в         преодолении         социально-педагогических         трудностей,

«перешагивании» через возникший кризис.

  • Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки ребёнка, укрепление положительных нравственных начал в личности.  
  • Подведение ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания.
  • Привлечение ребёнка к социально значимой и трудовой деятельности.
  • Ранняя диагностика, профилактика правонарушений.                                                                

Содержание Программы  

1.    Изучение проблемных детей.  

Выявление детей «группы риска».  

Изучение их путем систематических наблюдений, анализа результатов их  деятельности.  

Изучение занятости во внеурочное время, включения в кружковую, общественно полезную деятельность.

Изучение круга общения, характера его влияния на подростка.

Изучение положения ребенка в семье.    

2.    Оказание помощи детям «группы риска».  

Информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки.  

Психологическая         помощь,         направленная         на         создание         благоприятного микроклимата в семье и классе, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе.

3.    Организация педагогической помощи.  

Ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков  детей.  

Организация помощи в учебной деятельности, необходимой для ученика.

Установление и поддержка систематических доброжелательных отношений  

и контактов с родителями проблемных детей.  

Оказание помощи родителям в воспитании детей.  

Ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей, учащихся класса, проводимой с ними работы и ее результатов.    

  4.   Организация свободного времени.  

Вовлечение всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей в работу кружков.  

Привлечение детей к участию в культурно - массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, и достижения в ней;  

    5.  Профилактика правонарушений.  

Проведение тематических классных часов.  

Индивидуальные беседы с трудными подростками.

      6.  Воспитательная работа

        Воспитание гражданина России

Осознание учащимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе своего Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Понимание места и роли своего народа в развитии мировой культуры.  

Сохранение чувства национальной гордости за свою страну, добросовестное выполнение своих гражданских обязанностей, знание своих гражданских прав. 

Поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступной в зависимости от возраста.  

          Воспитание семьянина 

Знакомство с функциональными обязанностями в семье, заботой о близких людях, участие в самообслуживании, в распределении семейного бюджета, проведении свободного времени с семьёй.  

             Проявление терпимости к недостаткам родителей (так же, как и родители проявляют терпимость к недостаткам детей), близких, любовь их, сохранение семейных традиций, круга семейных ценностей.  

Работа по воспитанию семьянина ведётся с учащимися и их семьями при активном участии родителей. При этом необходимо учитывать негативное влияние некоторых семей на ребёнка и суметь защитить его от разрушающего влияния такой семьи.

             Воспитание человека Мира  

Осознание ответственности за продолжение жизни на Земле.

Формирование целостности восприятия окружающего мира и человека, как неотъемлемой его части и высшей ценности.

Формирование ответственности за сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия.

  Воспитание ученика как образованной личности.    Формирование ученика, который:

  • испытывает потребность в знаниях, осознаёт возможность в необходимости их приобретения для своего самоопределения;
  • интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры;
  • гордится своим учебным заведением и чувствует причастность к нему;
  • знает свои права и обязанности, заложенные в Уставе школы;
  • умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше.

   Воспитание творческой индивидуальности 

Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Развитие         у         детей,         подростков         общественно-положительных         мотивов деятельности.

   Воспитание потребности в здоровом образе жизни 

Ориентация учащихся на здоровый образ жизни.

Формирование представление о последствиях вредных привычек и путях их преодоления, мерах их профилактики.  

  1. Индивидуальная работа с детьми «группы риска». 

             Индивидуальные беседы с «трудными учащимися»  

Вовлечение в работу кружков, секций, библиотек.  

Анкетирование «трудных» учащихся.  

Контроль за посещаемостью уроков ребятами из «группы риска».

  1. Работа с родителями.  

Посещение на дому семей учащихся «группы риска», беседы с родителями, анкетирование, тестирование формирование банка данных о семье и семейном воспитании.  

Индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.  

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.  

                                 Принципы реализации Программы:

  • повышение престижа здоровой семьи;  
  • повышение активной жизненной позиции;  
  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);  
  • поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);  
  • социальное партнерство всех служб;  
  • изучение и распространение новых технологий;  
  • профилактика проблем.

                                   

                              Методы реализации Программы: 

  • патронаж  
  • беседа  
  • диагностика  
  • консультирование  
  • занятия  
  • тренинг  
  • информационность  
  • просвещение  

   

 Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями 

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

 

 

 

Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.  Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.  

Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.  

 

Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком.  

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

 

 

 

Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.  Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.  

Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.  

 

Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать.

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

 

 

 

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.  

Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях  

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

 

 

 

Изменить жизненную ориентацию родителей.  

Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.  При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы  

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

 

 

 

Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.  Доказать, что терпение и

снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании  

 

Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:  

  • принимать активное участие в жизни семьи;  
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;  
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;  
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;  
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;  
  • уважать право ребенка на собственное мнение;  
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;  
  • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.  

                                    Тематика родительского правового всеобуча.

  • Индивидуальные тематические консультации для родителей:          «Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя, токсикомании»,  
  • Родительские университеты: 

            «Правовое         воспитание в семье.        Роль родителей в становлении  гражданственности ученика».

            «Что значит быть гражданином?»            «Права и обязанности ребенка в семье»

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются: 

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание  
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств.  
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями  
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.  
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.  

      В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска «и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.  

 

 Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:

  1. Изучение проблемных детей.
  2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
  3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

                                      Классный руководитель должен: 

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;  
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;  
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);  
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;  
  • учить уважать товарищей и взрослых;  
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки. 

Организация помощи детям «Группы риска» 

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся, родителей;  
  • Беседы на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";  
  • заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";  

лекции для родителей:

  • "Сигарет, не приносящих вреда, – нет"  
  • "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".  

В течение года  

3.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

3.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

3.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

3.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

3.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Индивидуальный план работы с учеником  

 

п/п 

 

Мероприятия

 

Сроки проведения

1.

Беседа с учеником о прошедшем лете. Выявление изменений, произошедших в поведении ученика за время каникул. Цель: отслеживание динамики в отношениях к учебе и жизни.

сентябрь

2.

Беседа с коллективом класса о необходимости оказывать моральную поддержку Роману Астафьеву.

сентябрь

3.

Проведение беседы с мамой ученика с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с Романом.  

Цель: отслеживание динамики в отношениях к учебе и жизни.

сентябрь

      4. 

Консультации педагогов-предметников с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с проблемным учеником. 

 

сентябрь

 

  5. 

Организация работы по вовлечению во внеклассную работу, кружковую работу, как на уровне школы, так и города (совместно с мамой).

 

октябрь

  6.

Помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг, отслеживание периодичности ее посещения (совместно с мамой). 

 

      октябрь 

  

 7.

Беседа-обучение ученика о культуре общения.

             ноябрь

 

 8. 

Беседа о вреде курения, наркотиков, алкоголя на организм человека.

Цель: формирование негативного отношения подростков к наркотикам, алкоголю, курению.

 

        ноябрь 

9.

Беседа с мамой на тему: «Права и обязанности ребенка в семье»

      декабрь

10.

Беседа с учеником на тему: «Твои права и обязанности в семье»

 

11.

Беседа о необходимости уважительного и бережного отношения к родителям (маме).

декабрь

12.

Беседа о необходимости уважительного отношения к одноклассникам, их интересам и личным вещам.

январь

13.

Беседа о необходимости бережного отношения к имуществу школы, класса.

февраль

14.

Беседа о здоровом образе жизни.

март

15.

Беседа с учеником на тему: «Что такое совесть?» с последующим написанием учеником сочинения на данную тему.

апрель

16.

Беседа с учеником на тему: «Важно (нужно) ли совершать в жизни добрые поступки?» с последующим написанием учеником сочинения на данную тему.

май

17.

Беседа с учеником и родителями о предстоящем летнем отдыхе.

май

 

18.

Привлечение Романа к активному участию в общественной жизни школы, класса с целью создания условий для возможного построения конструктивных межличностных взаимоотношений и самореализации.

 

регулярно 

 

19. 

 

Сотрудничество с родителями (мамой) и привлечение их к процессу обучения и воспитания ребенка.

 

регулярно

 

20. 

 

Осуществление контроля за особенностями взаимоотношений ученика с классным коллективом.  

 

 

регулярно 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Методика воспитательной работы с одаренными детьми"

Что же такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребёнке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее част...

Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.

Статья "О работе с аутсайдерами".  Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....

Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.

Статья "О работе с аутсайдерами".  Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....

Работа с «Проблемными" детьми в классе

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”....

Система работы с проблемными детьми

В статье рассказывается как работать в школе с проблемными детьми....

Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи"

Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательн...

Практические советы по работе с проблемными детьми

Реомендации учителям начальных классов...